Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В третий год царствования иоакима, царя иудейского, пришел навуходоносор, царь вавилонский, к иерусалиму и осадил его.

Поиск

К-355 Тайны Апокалипсиса

Предисловие

Предлагаемый читателю новый труд доктора богословия, преподавателя ЗД Академии Р. Н. Волкославского «Тайны Апокалипсиса» представляет собой глубокое пророческое исследование книг Даниила и Откровения, которое основано на знании библейской и мировой истории. Использование автором фактического материала дало возможность по-новому прочесть и осмыслить библейские тексты. Это, бесспорно, вести для сегодняшнего времени, которые обращены как к верующему человеку, так и к людям мира, имеющим пытливый ум.

В предлагаемом читателям труде мы используем историческое истолкование книг Даниила и Откровение гармонично объединяя известные факты с новым прочтением тех событий, которые происходят в наши дни. Новым является тот материал, который продиктовала наша эпоха, приблизившая нас непосредственно к завершению всемирной истории.

Верим, что данный труд станет благословением для каждого читателя и сделает более понятной для него картину современного мира и того непростого времени, в котором мы живем.


Книга пророка Даниила

У Платона и Аристотеля нет философии истории. Философия истории зачинается в древнем Израиле, в Откровении Бога в истории, в сознании пророков, в Книге пророка Даниила. Окончательно делается возможной философия истории лишь в христианстве. Н. Бердяев. «Мессианизм и история». С. 340.

 

Введение к Книге Даниила

Книга пророка Даниила была приговорена к сожжению. Неоднократно ее бросали в огонь вместе с остальными книгами Библии. Пламя охватывало ее страницы, порывы ветра разносили обгоревшие листы, но все же ей суждено было жить. Она дожила до наших дней и стала свидетелем исполнения тех пророчеств, которые были записаны на ее страницах двадцать шесть веков назад.

Даниил написал эту книгу в древнем городе Вавилоне в шестом столетии до Р. Х., находясь в плену у вавилонского царя Навуходоносора II. По замыслу Божьему, только в последние века она должна быть понята во всей ее полноте. Господь повелел пророку Даниилу: «Сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12:4).

Шли века, и каждый новый период истории подтверждал правдивость Божьих предсказаний. Даниил был еще жив, когда персы и мидяне ворвались в Вавилон. Победителям достались несметные богатства, хранившиеся в сокровищницах вавилонских царей. И теперь Даниил видел, как исполнилась первая часть пророчества, записанного им еще в молодости. Он смог прочитать великому персидскому царю Киру драгоценные предсказания из своей книги, а также пророчества Исаии, записанные двести лет до этого: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись… И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я — Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45:1, 3).

Прошло еще двести лет. Молодой Александр Македонский, окрыленный первыми победами над персидскими полчищами, подъехал к Иерусалиму. Перед ним иудейский первосвященник развернул свиток Книги Даниила и прочитал о том, что греки захватят всю персидскую империю с запада на восток (см. Дан. 8:5—7, 20, 21). Но кроме предсказаний очередности выхода на арену истории мировых государств, есть в Книге Даниила нечто несоизмеримо большее. В ней говорится о Том, Кто победит на земле дьявола. Сын Божий будет страдать, будет сокрушен, но выйдет победителем и будет судить народы (см. Дан. 7:26, 27).

Уникальная ценность Книги Даниила заключается в том, что она в ярких символах показывает последовательность главных событий всемирной истории от VI века до Р. Х. до Второго пришествия Христа в наш мир. Ничего подобного нет ни в одной книге, которая когда-либо была известна людям. События, которые совершаются на наших глазах, описаны в последних стихах одиннадцатой главы, но лишь немногие знают об этом. Настоящий комментарий хотя бы отчасти поможет читателю увидеть богатство любви Божьей и обрести надежду на великие перемены к добру, которые свершатся скоро в нашем мире.

Книга пророка Даниила написана с изумительным художественным мастерством. Композиционно разделенная на две больших части — историческую (гл. 1—6) и пророческую (гл. 7—12), книга между тем объединена литературными и смысловыми связями.

В событиях, произошедших в жизни Даниила, мы наблюдаем Божье водительство, которое распространяется как на отдельную личность, так и на жизнь целого народа. Мы видим Божью руку, которая перелистывает книгу истории мира от вавилонских событий и до самого ее конца.

Книга тематически соединена с остальными частями Библии — с книгами Нового Завета и особенно с Откровением. В них прослеживается продолжение пророческих линий и событий, описываемых Даниилом.

Введение к первой главе

На горизонте, к северу от Галилеи, поднималось огромное зловещее облако пыли, поднятой копытами многотысячной конницы и колесами боевых колесниц вавилонского воинства. Вот оно — это нашествие с севера, о котором пророчествовал Иеремия в Иерусалиме. Но в те дни, когда он, подняв руки к небу, взывал к жителям беспечного города, мало кто внимал его словам. В этот час, когда затрубили тревогу, праздность и греховная суета сменяются паникой и растерянностью. Вестники беды скачут на взмыленных конях, разгоняя уличную толпу плетями, чтобы скорее оповестить царский дворец. Спешно затворяются городские ворота, и поселяне, не успевшие скрыться за стенами города, мечутся в панике.

Пройдет несколько часов, и передовой отряд вавилонского войска будет у Дамасских ворот Иерусалима. Это произошло в четвертый год царствования в Иерусалиме Иоакима (609—597 гг. до Р. Х.).

От самого начала своего правления он платит подать египетскому фараону Нехао II. Частые пиры в кедровом дворце перемежаются праздными забавами и беспечным времяпрепровождением.

В то же время народ страны стенает от непосильного бремени налогов, которые взимает царская казна. Подать, собираемая жестокими чиновниками, отправляется караванами в Египет. Совершенно неожиданным стало недавнее поражение египтян у стен города Кархемиша (605 г. до Р. Х.). Египтяне бежали с поля боя, бросив победителям вавилонянам колесницы, оставив богатую утварь, оружие и обозы с продовольствием. Все изменилось в считаные дни. И вот теперь вавилонский полководец, сын царя Набопалассара, известный своим мужеством Навуходоносор, становится господином Заречья.

Мучительную перемену в своей жизни переживала Иудея в эти дни, вместо желанной свободы на смену одного завоевателя, Египта, приходит другой, могущественный и более жестокий Вавилон.

Вместе с тем на пороге шестого столетия до Р. Х. во всех великих цивилизациях древнего мира наступила эпоха значительных духовных перемен. В Индии зарождался буддизм, в Китае — конфуцианство, в Персии — зороастризм, а в Греции — целая плеяда мыслителей, что передавали друг другу эстафету интеллектуального поиска.

Древние цивилизации Египта, Ассирии и Вавилона должны были уступить пальму первенства молодым народам: персам и грекам, более свободным от мертвящего языческого ритуализма.

Эта перемена была предсказана еще в пророчестве праотца народов Ноя, предвозвестившем упадок хамитов и семитов и господство иафетитов (индо-кавказских народов).

Вавилон только должен был сломать военной силой власть еще лидирующих, но уже дряхлых Египта и Ассиии, но и сам вскоре обречен уступить Персии все свои территории.

Эти сложные перемены предсказывали пророки Иудеи: Исаия, Иеремия, Иезекииль и особенно Даниил. Ожидалось, что именно теперь, в эпоху поиска новых духовных ориентиров, Иерусалим провозгласит Божью истину среди народов. Ибо Иудея действительно получила от Бога подлинный свет и знание Его закона. Здесь был единственный в древнем мире храм, в котором не было идолов, изваянных из мрамора, золота, серебра, меди или железа, не было изображения богов, героев или царей. Также не было ликов — изображений древних патриархов Авраама, Исаака, Иакова, Моисея или пророков — всеми чтимых святых, которые в прошлом служили живому Богу. Но невидимый Бог был близок Своему народу и открывался ему в опытах его истории и повседневных испытаниях верных Ему людей.

Книга Даниила начинается с повествования о том, что народ Божий в этот ответственный час истории уклонился от исполнения воли Божьей и увлекся языческими соблазнами. Именно по этой причине был допущен вавилонский плен. Через пленников истинный Бог говорил царю Навуходонору, открывая ему Свою волю. Именно там дан был свет пророчеств, освещающий ход всемирной истории до последних дней. Именно там предсказано торжество дела Божьего на земле, установление Его Царства.


Глава 1

Отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых, и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому.

Юноши, которых отбирал царь, должны были быть внешне привлекательны и хорошо обучены. Такие люди могли принести царскому дворцу большую пользу, оказывая сильное влияние на своих соплеменников, вынужденных приносить в царский дворец подать, а также обращаться с разными просьбами к царю (халдейский язык — то же, что и арамейский).

И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем.

Откровенность, с которой начальник евнухов беседует с Даниилом, говорит о доверительных отношениях между ними. Это важнейшее условие для решения сложных ситуаций.

1:11, 12. Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья;

Даниил предлагает провести опыт и глубоко верит, что Бог явит Свою силу. Доверие Богу со стороны человека дает Ему особую возможность проявить Себя.

Разумное воздержание в еде — это путь подчинения всех духовных и физических ресурсов тела исцеляющей и животворной силе Божьей.

Глава 2

Вступление

Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак, расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его.

Вот как неожиданно и просто открылось подлинное невежество и бессилие специалистов оккультных знаний. Царь начинает понимать, что тайноведцы, волшебники и гадатели, а также звездочеты (астрологи) и все, кто так долго пользовался его доверием, беспомощны в той сфере, в которой им не было равных во всем Вавилоне. И в наши дни многие выдающиеся люди и даже главы государств прибегают за помощью к астрологам и другим знатокам оккультного мира, но это не только не избавляет их от опасности, но ввергает в самую большую опасность — навсегда потерять жизнь вечную.

Халдеи отвечали царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея.

Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

Краткое исследование содержания сна: арамейское слово «истукан» в современном языке означает «статуя». Истукан пугает своими огромными размерами, заставляя человека почувствовать свою слабость.

Почему историческая картина мира изображена в образе истукана, или идола? Потому, что идолопоклонство — характерная черта человечества после грехопадения. (Все, чему поклоняются люди, кроме Бога Истинного, есть идол, или истукан.) Золото, серебро, медь, железо и железо, смешанное с глиной — эта нисходящая кривая ценности металлов в истукане как бы говорит нам о том, что жизненные силы человечества постепенно истощаются; умножение болезней все более ослабляет человеческую природу, а колосс мировой цивилизации стоит на хрупких глиняных ногах. Когда же, без содействия человеческих рук, оторвется камень, он разрушит истукан и греховный мировой порядок будет сменен Царством Божьим.

2:36. Вот сон! Скажем пред царем и значение его.

А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.

Римское население смешалось с варварами в результате нашествия германских племен в эпоху «великого переселения народов» (IV—V вв. н. э.), а Римская империя распалась на ряд варварских королевств. В ходе истории из них постепенно образовались европейские государства (см. комментарий на Дан. 7:24).

Глава 3

Тысячи знатных чиновников из разных народов поклонились золотому истукану, чтобы сохранить свои посты, не утратить своего знатного положения и жизни. Им не важно какой будет форма истукана. Будет ли он в виде льва, медведя, орда или тельца, им не важно на каком языке совершается служение, лишь бы поклонение перед ним содействовало их карьере и обогащению. Они служат за золото и поклоняются золоту.

Многие религиозные, политические и культурные деятели зачастую готовы поклониться «золотому истукану» в долларовом обличии высоко возвышающемуся над национальными и традиционными ценностями народов. Одиннадцатая глава Книги Даниила именно указывает на это массовое поклонение «чужому богу», которого не знали отцы их.

Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь.

Навуходоносор, желая пресечь возможные попытки неповиновения, угрожает смертной казнью прямо здесь же, на поле Деир, тем, кто ослушается его повеления. Пророчества, относящиеся к концу истории мира, говорят о подобной ситуации, когда весь мир на короткое время станет подобным полю Деир (см. Откр. 13:8, 15). Во все века верность народа Божьего Богу проверялась послушанием Закону Божьему, и во все века он спасался верою в праведность Господа, надеждой на Божью любовь и Его всемогущество: «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17).

Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются.

Неповиновение указу — недостаточно убедительный аргумент для врагов Сидраха, Мисаха и Авденаго, и, чтобы еще более усугубить их вину, они доносят царю, что еврейские юноши вообще не служат его богам.

Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?

Допрос Навуходоносора потребовал немедленного и прямого ответа трех мужей. Несмотря на сильный гнев, царь предложил еще одну возможность избежать казни: теперь им необходимо было сделать выбор между жизнью во дворце и смертью в пламени печи. Навуходоносор в припадке гнева неосознанно бросает вызов Богу Живому: «Какой Бог избавит вас от руки моей?»

И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них.

Навуходоносор, свидетель чуда Божьего, сам лично приглашает спасенных выйти из печи. Свидетелями же спасения оказались и все те, кто наблюдал за казнью. Огонь сжег только веревки, связывавшие тела обреченных на смерть. Их одежда и волосы не пострадали даже в малой мере. Такое торжество жизни переживут все воскресшие праведники при Втором пришествии, когда смерть не оставит никакого следа на тех, кто ее пережил (см. 1 Кор. 15: 54, 55).

«Весть об их чудесном избавлении распространилась по многим странам людьми, приглашенными Навуходоносором на посвящение. Бог был прославлен по всей земле верностью Своих детей»4.

«…Так и в последние дни земной истории Господь чудесным образом будет действовать во благо тех, кто неколебимо отстаивает истину… Его постоянное присутствие утешит и поддержит их. Во время скорби — скорби, невиданной с тех пор, как существуют люди на земле, — Его избранный народ будет несокрушим. Сатана вместе со всем своим воинством зла не сможет погубить самого слабого из святых Божьих»5.

3:28. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него, и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!

Тот же язык, что несколько минут назад надменно спрашивал: «Какой Бог спасет вас?», теперь во всеуслышанье заявил: «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго». Поведение трех мужей, которое раньше заслуживало самого сурового порицания, теперь получает высочайшее одобрение и похвалу. Тем, кто ранее был публично унижен, вручается наибольшая власть в стране.

И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго был изрублен в куски и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать.

Глава 4

Вступление

«Царь-завоеватель?» Нет! Ни в записях о своих деяниях, ни в скульптурных барельефах не отражены военные походы и подвиги Навуходоносора II, хотя значительную часть своей жизни он провел в боевой колеснице и совершил немало победоносных походов. Своими победами похвалялись ассирийские цари, но владыка Вавилона не любил вспоминать о них.

«Царь-строитель?» Да! Об этом повествуют надписи на каждой из плит главного проспекта Вавилона — дороги в честь богини Иштар. В его дни кипела работа по возведению дополнительных стен Вавилона, многочисленных храмов и дворцов. Царский дворец последовательно окаймляли три двора, в которых размещались учреждения, слуги и охрана. Тронный зал размером 52 м на 18 м в конце которого под великолепно украшенной аркой возвышался престол мог вместить несколько тысяч человек во время пиров и торжественных церемоний. Набережная реки Евфрат, вымощенная цветными плитами была украшена сверкающими изваяниями и беседками.

Над всем городом возвышался семиступенчатый храм-зиккурат, каждый этаж которого был другого цвета. На самой вершине зиккурата был позолоченный храм Мардука. Вавилон купался в лучах солнца и омывался текущими водами Евфрата. Его улицы наполняли толпы горожан одетых в пестрые одежды. По Евфрату плыли корабли и лодки разукрашенные цветными парусами и резными фигурками. Товары со всех концов империи наполняли шумные базары. Многочисленные мастерские снабжали население всеми необходимыми изделиями. Царь и его свита проезжая по главной улице столицы блистали разукрашенными колесницами. Их сопровождала многочисленная сверкающая доспехами охрана. Это были дни расцвета нововавилонской империи.

В те дни и случились события, описанные в четвертой главе. Тревожное сновидение царя нарушило привычный ритм его жизни. Он получил предупреждение от Всевышнего. В богатом Вавилоне на его окраинах в тесных уличках в глинных жилищах ютились бедные люди, — их было мало. Вместо самолюбования и пиров царю следовало вспомнить о их нуждах и прекратить тратить деньги на бесплодные идолослужения. Эта простая истина могла бы продлить мир царя и знатных горожан. Но гордыня ненасытима. Четвертая глава описывает как мгновенно может прерваться человеческая слава. И восстановить ее может только Тот, Кто поставляет и низлагает царей.

Сегодня многие города мира превзошли Вавилон в роскоши. Тысячи голосов провозглашают: «Не этот ли мегаполис мы воздвигли для нашей славы, развлечений и комфорта». А сколько забытых и выброшенных на задворки немеют от холода и голода? Кто из роскошествовавших на земле в прошлом унес с собой в могилу богатство? Нет ничего вечного в нашем мире, кроме добродетели. Навуходоносор постиг это после семи лет разлуки со всем, что знал и чем обладал.

Повелением Бодрствующих это определено и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми».

А что царь видел Бодрствующего и Святого, сходящего с небес, Который сказал: «срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен», —

Здесь определенно сказано, что весть Божья относится к конкретной личности — к царю Навуходоносору. Его постигнет суд Божий, который будет длиться «семь времен», т. е. семь лет.

4:21. То вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя:

Тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет.

Вот участь, которая постигнет царя: его отлучат от людей, как отлучают потерявших рассудок. Он уподобится животному, хотя тело его останется человеческим. Мышление, сознание и воля царя — все это не врожденные качества, а дар Божий. И если они не используются по Божьей воле, то их можно лишиться.

Здесь содержится урок всем правителям мира, (как, впрочем, и всем нам), дабы они чувствовали ответственность за возложенные на них полномочия.

Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы.

По окончании же дней тех я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды.

В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось.

Глава 5

Вступление

Великолепный тронный зал, воздвигнутый Навуходоносором перешел по наследству к последнему царю Вавилона Набониту и его соправителю Валтасару. Там под его великолепными сводами и совершилось событие последней ночи независимого Вавилона. Это был праздник, посвященный городу и его богам. Образно выражаясь — это был «пир во время чумы».

Большая часть царства была уже потеряна. Страну наполнили мидяне и персы с многочисленными союзными племенами (539 г. до Р. Х.). Однако вавилонская элита верила в несокрушимость укреплений опоясывавших город тройными стенами да еще и широким водным рвом, протекавшим перед наружными стенами. Так всегда случается, что самые надежные запоры один раз забывают закрыть.

Вот этот «один раз» и подвел Вавилон. Речные ворота остались открытыми и персы с мидянами вошли в город по обмелевшему руслу реки. Если бы вавилонские генералы помнили историю падения крепости города Ниневии, столицы Ассирии, то стерегли бы город, закрыв речные ворота. Ибо именно вавилоняне вместе с мидийцами и скифами проникли в злополучную Ниневию пятьюдесятью годами раньше так же по обмелевшему руслу реки Хуцур. Но обильные яства и изысканные вина, притупили бдительность не только вельмож, но и стражи, которая не отставала от начальства в возлияниях.

Тронный зал гремел от музыки, возгласов и тостов. Когда по приказу Валтасара слуги внесли сосуды-трофеи некогда изъятые из хранилищ храма в Иерусалиме. Рев пирующих выразил их восхищение. Кощунство всегда попирает святыню с особым сатанинским восторгом.

Наполнили вином священные чаши и ничего не случилось – земля не разверзлась. Потом еще и еще. Но почему неожиданно в оцепенении замолк царь? Самым страшным для кощунников является не гром с неба, а безмолвное явление сверхъестественной силы. Так случилось и на этот раз. Кисть руки вышла из стены и стала писать огненные буквы на извести стены.

Небо остановило вакханалию в момент ее наивысшего разгула. Свершился Божий суд. Осаждающие уже в городе, их не смогла остановить охрана дворца. Короткая схватка нападающих с телохранителями и окровавленный царь простерся на своем ложе. Пал, пал Вавилон! Звучали слова пророков Исаии и Иеремии на протяжении десятилетий. Кто внимал гласу предупреждения? Кто внемлет сегодня пророческому слову, что падение современного Вавилона будет еще стремительнее? «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его» (Откр. 18:21).

Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.

Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь,

Потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение.

Царица-мать (предположительно Никотрис) хорошо помнит события прошедших десятилетий и лично знает Даниила, входившего в ближайшее окружение Навуходоносора.

Она напоминает, что в Данииле дух Святого Бога, и именно поэтому он может изъяснять тайны, скрытые от халдеев.

Даниил забыт царем, но он является Божьим посланником в Вавилоне, а не рядовым пленником. Большую часть своей жизни Даниил прожил в Вавилоне (с 605 по 539 гг. до Р. Х.). В тот момент ему было более восьмидесяти лет.

А о тебе я слышал, что ты можешь объяснить значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.

Судя по тексту, Даниил больше не руководил вавилонскими мудрецами и не был среди приближенных царя, ибо царь до сего момента не искал совета Божьего слуги во дни своего царствования.

Но в этот час, когда все его советники испугались, а золотые, серебряные, медные и железные боги оказались беспомощными, Валтасар провозглашает перед всеми власть единого Бога и признает мудрость Его слуги.

Разрешать узлы — эта фраза в данном случае эта означает «решить трудную задачу».

Быть третьим властелином в царстве — после царя Набонида и его сына Валтасара.

И отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним кого хочет.

Даниил не желал ранее почестей от процветающего Вавилона, не ищет он их и сейчас, когда город обречен. Награды и дары Вавилона представляли большую ценность, но они не привлекали того, кто знает о нетленной награде Царя Вечного Царства.

В краткой и одухотворенной речи Даниил напомнил о власти и могуществе Навуходоносора, опыт которого не был востребован его наследниками. Оказался забытым и тот урок, когда Бог Небесный явил Свою власть над Навуходоносором, коснувшись его тела, ума и духа. Исцелили царя не земные лекари и заклинатели, а Тот, Кто совершил над ним Свой праведный суд, и Навуходоносор, смирившись, признал силу и правоту Божью.

Но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.

Глава 6

Вступление

Первые христиане гонимые римскими сыщиками прятались в катакомбах и там проводили свои потайные богослужения. Они оставили настенные изображения событий, которые их впечатляли и поддерживали в трудные годы подполья. Есть среди этих изображений и эпизод из жизни пророка Даниила стоящего среди львов. Это символ победы верующих над дьяволом и смертью. Об этом как раз и повествует шестая глава.

Сменилась царская власть в Вавилоне. Вместо опозорившего себя Валтасара, персидский царь Кир Великий поставил близкого ему человека Дария Мидянина. Мидийцы и персы говорили на близком друг к другу наречии и великий завоеватель Кир включил мидийскую знать в число своих приближенных. Совместные военные силы мидян и персов составили главное ядро армии Кира, которая затем включила в свои ряды многие покоренные и примкнувшие племена.

Огромные масштабы завоеваний потребовали закрепить уже покоренные территории, прежде чем двигаться далее. Так Дарию Мидянину было доверено Вавилонское царство. Он был уже пожилым человеком и управлял страной недолго. Но и в этот короткий срок его правления произошло событие, которое навеки вошло в историю народа Божьего.

Завистники, которых везде бывает довольно, изощряясь в лукавстве, убедили царя Дария подписать указ о запрете всякого богослужебного поклонения в течение сорока дней. Но верность Даниила живому Богу, его неподкупная честность стали непреодолимой охраной его жизни.

Современные археологические раскопки подтвердили подлинность существования «львиных рвов», куда бросали в персидскую эпоху преступников. Образно говоря, нам мир в некотором смысле, напоминает «львиный ров», где обитает сатана, здесь он промышляет, чтобы поглотить если возможно и верующих.

Остро ощущаемой нуждой наших дней является необходимость безопасности и надежной защищенности. Влиятельные люди делают все, чтобы оградить себя от террористов и криминальных элементов. Но невозможно до конца все просчитать и обезопасить себя в мире, где обитают злодеи и павшие ангелы. Заговор против детей Божьих в конце истории земли будет подобен в некотором смысле заговору против Даниила.

Но подобно тому, как Бог послал Своего Ангела, чтобы спасти Даниила так и сегодня Он спасает ежедневно и ежечасно Своих детей от невидимых «львов» павших ангелов. Спасает и от коварных заговоров людей готовых погубить всякого, кто твердо хранит истину в последние годы всемирной истории.

Только вечность покажет как велика была опасность гибели и как неусыпно хранил Господь свое наследие.

Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем.

Враг человеческого рода через царских вельмож задумал погубить самого Даниила, чтобы сорвать Божий замысел по освобождению Его народа. Завистники пытались усмотреть нечестность в делах Даниила, но напрасно.

Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров.

Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.

Потом пришли и сказали царю о царском повелении: не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров? Царь отвечал и сказал: это слово твердо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения.

И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их, и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их.

Чудо, которое совершил Бог, упразднило указ Дария, и теперь участь, которую вельможи готовили Даниилу, постигла их самих. Таков исход самых коварных замыслов против детей Божьих.

6:25. После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «Мир вам да умножится!

Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно.

Глава 7

 

В пророческих книгах есть особо важные главы, которые в сжатом и концентрированном виде освещают ход мировой истории в двух параллелях: перед нашими глазами словно возникает панорама (некая временная карта) глобальных исторических перемен и государственных переустройств, а на этом фоне высвечивается путь Божьего народа и связанные с ним события, которые были, которые есть и грядут в будущем. Таковыми являются 2-я и 7-я главы Книги Даниила.

В этих главах прослеживается история народа Божьего, начиная от Вавилонского пленения. Палестина и Ближний Восток были той ареной, где разворачивались события ветхозаветной эпохи. Далее историю ветхозаветной Церкви продолжила ранняя христианская Церковь, которая также располагалась сначала в Палестине, а затем в Греции и в пределах Римской империи. На протяжении долгих средних веков оплотом христианства была Европа. И только в эпоху Нового времени, т. е. в последние столетия, христианство распространилось и в других частях света.

Итак, панорама истории великих держав, изображенная в пророчестве Даниила, показана параллельно с историей народа Божьего, и ее протяженность — последние двадцать пять столетий.

* * *

Именно потому, что религия Богооткровения Ветхого и Нового Заветов содержит в себе важнейшие истины общечеловеческого значения, им суждено рано или поздно стать предметом всеобщего обсуждения. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» — это та весть Божья ко всему человечеству, в которой нуждаются люди и которая содержит в себе ответ на все жизненно важные вопросы. Не удивительно, что дьявол на протяжении веков оказывал самое яростное сопротивление именно в тех частях мира, где развивалась история Церкви Божьей.

Седьмая глава Книги пророка Даниила ценна в том плане, что она показывает историческую последовательность выхода на мировую арену главных богоборческих сил. Бросим беглый взгляд на последовательность этого противостояния Богу.

Сначала Вавилон разрушил Иерусалим и пленил народ Божий на семьдесят лет в VI веке до Р. Х., затем на жизнь народа Божьего посягнула Персия во дни Ксеркса, как это описано в Книге Есфирь. В греческую эпо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.236 (0.019 с.)