Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Основы ювенологического знания↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ЮВЕНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Ювенология в структуре научного знания
Принципы организации, методология, методы, процедура и техника исследований новой научной дисциплины определяются объектом ювенологического знания. Современное научное знание традиционно подразделяется на три крупных блока, объединенных не только спецификой объектов исследования, но и своими функциями. Это естественнонаучные, социогуманитарные (общественные) и технические научные дисциплины. Естественнонаучное знание включает научные дисциплины, направленные на исследование природы и, охватывая в процессе изучения различные её стороны и элементы, имеет единую научную цель – объективное отражение действительности, точное и достоверное описание и объяснение процессов и явлений окружающего мира. Естественнонаучное знание служит теоретической основой знания технического, направленного на преобразование природы и общества. Именно эти две основные составляющие познания (одна – объясняющая мир, а вторая – преобразующая его) позволяют современному человеку («Ноmо sapiens»), существу достаточно слабому и незащищенному, чувствовать себя не только равноправной частью этого мира, но порой и «царем» природы. Третья составляющая научного знания – науки социогуманитарные, общественные. Следует отметить: термин «социогуманитарные науки» в терминологии научного познания не является окончательно устоявшимся и общепринятым. Большинство энциклопедических изданий (словарей и энциклопедий) в качестве третьей составляющей выделяет общественно-научное знание, направленное на изучение социальной организации человеческой деятельности. Более того, зачастую для определения общественных наук используется термин «гуманитарные науки». Так, например, в издании «Советский энциклопедический словарь» (1987) указано: гуманитарные науки – общественные науки (история, политология, филология и др.) отличаются от естественных и технических наук. Несомненно, такое утверждение несколько устарело и термин «социогуманитарное» значительно более точно отражает специфику третьей составляющей научного знания. Гуманитарные науки (Humanitas (лат.) - человеческая природа) – знание о человеке как существе биосоциальном, т.е. социальное (общественно-научное) и естественнонаучное в той его части, которая связана с человеком, как составляющей природы (Bios (греч.) – жизнь) нашего мира. Понятие гуманитарного знания используется еще с эпохи Возрождения, но первоначально оно отождествлялось с историко-филологическим и философским знанием и лишь позднее, по мере дифференциации общественно-научного знания, включило в себя социальные науки (экономику, социологию и др.). В новое время, по мере совершенствования познания мира и самопознания человека, утверждается понимание взаимозависимости, неделимости социального (сущность) и биологического (природа) в человеке. Это ведёт к интенсивной интеграции социального и биологического знания о человеке, к становлению интегрального, полного и объективного гуманитарного знания. Именно такой интегральной гуманитарной научной дисциплиной является ювенология – комплексное биосоциальное знание о молодежи, включающее в себя широкий круг общественных и естественнонаучных направлений (рис. 2). Предметная область познания ювенологии, как науки гуманитарной, шире предметной области любого дисциплинарного общественно-научного знания о молодежи (например, социологии молодежи, изучающей поведение определенной социально-демографической группы, или культурологии, изучающей социально-культурные аспекты социализации личности) и включает значительное количество областей исследования и проблем, изучаемых естественными науками. Формирование интегративного знания отражает общие закономерности развития современного научного познания, включающие как углубление узкоспециализированного знания, так и признание значимости изучения взаимовлияния факторов, процессов и явлений макро- и микрокосмоса. Осознание специфики гуманитарного знания принимает всё большие масштабы. Например, по принятой ЮНЕСКО классификации наук, медицина отнесена к наукам гуманитарным. Это объясняется освоением медициной принципов гуманитарного познания, в котором человек (пациент) рассматривается не только как «объект» исследования, но как «субъект», духовная сущность: пациент - «система с рефлексией» (субъект, наделенный сознанием, существенно влияющим на ход болезни и выздоровления). В принципе, к гуманитарным наукам можно отнести все научные дисциплины, участвующие в познании человека, его физической, психической, духовной и социальной деятельности. Именно поэтому в гуманитарном познании так важны ценностно-смысловые и мотивационные параметры человеческой деятельности. Эта сущностная специфика гуманитарного познания определяет его методологические особенности, характерные для ювенологии как комплексного гуманитарного научного знания. Естественнонаучное познание связано с предметной, преобразовательной деятельностью человечества и выработало эффективные методы объективного познания, базирующиеся на абстрагировании субъекта из природной среды. Сформулированный Р. Декартом принцип дуалистичности мира, состоящего из двух основных субстанций: протяженной (пространственной, телесной) и мыслящей (духовной, души, сознания), - лежит в основе «картезианской программы»1 естественнонаучного познания, в соответствии с которой существует функциональная оппозиция сфер внутреннего («Я» и «сознание») и внешнего мира, определяющая объективность отчуждения исследователя от объекта исследования.
Рис. 2 Дети, подростки, молодежь как эмпирический объект И категории ювенологии
С науковедческих позиций ювенология, как наука, может быть таковой лишь в том случае, если она имеет свою предметно-объектную область познания и соответствующую ей систему категорий, понятий. Изучение молодого поколения (детей, подростков и молодежи) предполагает четкое определение объекта и его границ. Однако в современной литературе о детях, подростках и молодежи оно отсутствует. Существующие взгляды на понятие «дети» можно объединить в четыре группы, - считает Е. Бреева в своей монографии «Дети в современном обществе» (Москва, 1999). Наиболее распространенная точка зрения исходит из того, что задача детей – готовиться к жизни в обществе на равных правах и положении со взрослыми. Такое отношение к детям зародилось с древних времен. Еще в Спарте всех здоровых и крепких детей, начиная с семилетнего возраста, воспитывали в специальных учреждениях, приучая к суровой жизни будущих воинов. Такое же отношение к детям было характерно и для других народов античного Средиземноморья. В средние века эта традиция была продолжена христианской церковью, которая настаивала на моральном долге родителей “заботиться о воспитании потомства”. Например, отец, пренебрегавший этой обязанностью, рисковал земным благополучием сына и спасением его души. В средневековом обществе родители интересовались детьми мало, ожидая от них как можно более раннего “включения во взрослую жизнь”. Взрослые, если они были воинами, считали: сыновья, как только возраст позволял им брать в руки оружие (приспособленное к их силам), ездить верхом и охотиться, должны становиться “маленькими воинами”. Девочек тоже торопили стать взрослыми, стараясь поскорее выдать замуж. “Мнение о том, что дети – это группа населения, цель которой – обучение и подготовка к взрослой жизни, оказалось очень живучим”, - считает Е. Бреева. В 30-е годы в России появилась концепция “смены ведущих видов деятельности” человека, согласно которой в советской психологии стало общепринятым деление человеческой деятельности на три основных формы: игру, учение, труд. Утверждалось: при переходе от дошкольного детства к школьному и послешкольному развитию индивида в его жизни происходит смена этих ведущих видов деятельности. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьного – учение, а для взрослого – труд. Сегодня, как отмечалось ранее, минимальный трудоспособный возраст начинается, с юридической точки зрения, по достижении ребенком 14 лет. Для начала систематической трудовой деятельности граждан низшая граница, устанавливаемая государством, – 16 лет (до достижения 18 лет рабочий день не превышает 4-х часов). В реальной действительности работать дети начинают и раньше, и позже. Такая неоднозначность поведения детей и детей подросткового возраста не позволяет использовать вступление их в трудоспособный возраст как критерий окончания детства. Одновременно некоторые известные политики России (например, А. Тулеев) считают, что необходимо законодательно разрешить трудиться детям уже с 11-12 лет, что отвечает особенностям кризисной экономической ситуации, сложившейся в нашей стране к началу XXI века, а также огромному числу сирот (620 тыс.) и беспризорных детей (более 2 млн.) в Российской Федерации, которым необходимо стать экономически самостоятельными. Возрастные характеристики молодежи как социально-демографической группы, исторически и социально обусловлены и в настоящее время включают в нашей стране период от 11-17 до 29 лет. Следует отметить: несмотря на несколько размытые возрастные границы, вычленение исследуемой социально-психологической общности имеет глубокие исторические корни. Во всех первобытных обществах в основе выделения детей, подростков и молодежи (как отдельной «не взрослой» группы) лежало половозрастное разделение труда. Молодежь имела строго определенный статус и в его рамках (и соответствующих ему общественных обязанностей) была полноправной частью социума. В современном обществе, напротив, первым и одним из основных критериев отнесения индивидов к социальной группе “молодежь” является скорее отсутствие определенного социального статуса, точнее – активная включенность в процесс его приобретения. Взросление, социальное становление и развитие связано с воспитанием, получением образования, профессии, достижением гражданской зрелости. Вторым важным критерием выделения когорты “молодежь” (как особой категории) становятся психоэмоциональные особенности возрастной группы, а третьим – специфика периода достижения физической, социально-психологической и половой зрелости. Так как периоды достижения физической, психоэмоциональной, социально-психологической и социально-экономической зрелости для каждого отдельного индивида обычно не совпадают, то установление возрастных границ социально-демографической группы достаточно условно. Если в доиндустриальном обществе роль молодежи была традиционно ограничена (что можно наблюдать и сейчас в аграрных регионах стран Третьего мира), то в обществе индустриальном (постиндустриальном) значимость изучаемой социально-демографической общности чрезвычайно велика. В начале XXI века молодое поколение составляло примерно 20 – 35 процентов населения индустриальных стран, в том числе около 40% трудоспособного (экономически активного) населения. Молодежь – наиболее подвижная, адаптивная и одновременно инновационная часть общества. Она быстро и остро реагирует на изменение социально-экономической и социально-политической ситуаций. Возрастает роль молодежных движений и организаций в общественной жизни мирового сообщества. Несмотря на отмечающееся удлинение сроков общеобразовательной и профессиональной подготовки возрастает (хотя и медленно) роль молодежи в экономической жизни общества, во властных структурах, бизнесе, управлении. Сегодня молодой россиянин не только “по закону” может, но и реально трудится, получает паспорт уже с 14 лет. С этого же возраста у него учитывается трудовой стаж, он несет правовую, в т.ч. уголовную, ответственность. Социолог И. Кон в книге “Психология ранней юности” (Москва, 1989) приводит интересные исторические примеры определения юности и юношества. Возрастная терминология в России, - пишет И. Кон, - никогда не была однозначной. В Толковом словаре В. Даля “юноша” определяется как “молодой”, “малый”, “парень – от 15 до 20 лет и более”, а “подросток” – как “дитя на подросе” – около 14-15 лет. Писатель Л. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считал 15-летие. Между тем герою романа Ф. Достоевского “Подросток” уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово “отрок” обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Возрастные категории первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение (статус). Древнерусское “отрок” (буквально – “не имеющий право говорить”) означало: “раб”, “слуга”, “работник”, “княжеский воин”. Сегодня переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Хронологические границы этих возрастов определяются совершенно различно. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым (отрочество), а в психологии 16 – 18-летних считают юношами. Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с принятой и существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт). Слово “юность” обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что связано с завершением физического (полового) созревания и достижением социальной зрелости. Во взрослую поликлинику «детей раннего возраста» (с 1 года до 16 лет) могут переводить лишь с 15 лет. Обзаводиться семьей юношам разрешено с 18 лет, тогда как девушки могут выйти замуж и с 16 лет (по разрешению родителей и местной администрации возраст может быть снижен, но не более чем на два года). В соответствии с действующим законом о государственной статистике молодость в России продлена до 30 лет, хотя с медицинской точки зрения это уже первый этап зрелого (взрослого) возраста. В СССР и в нынешней России молодыми научными сотрудниками считаются лица до 35 лет (при этом они, как представители молодежи, имеют право на ряд льгот). В отчетности МВД РФ вообще нет понятия “молодежная преступность”, существует лишь категория “несовершеннолетние правонарушители”, а вторая – “взрослые”. Минимальный возраст для уголовной ответственности и лишения свободы – 14 лет (Уголовный кодекс РФ). Военные науки определяют минимальный возраст с точки зрения возможной обязательной, а также добровольной воинской службы – 18 лет (Закон о воинской обязанности). В сфере торговли возраст ограничения в приобретении алкогольных напитков – 21 год (Правила торговли). В мировой практике нельзя найти общего подхода к определению возрастных границ детей, подростков и молодежи. В законодательствах о молодежи многих экономически развитых стран чаще встречается верхний – 25-летний возрастной порог. Для отдельных правоотношений он может быть выше (30 лет) или ниже (21 год). Например, в Законе о молодежи бывшей ГДР граница молодежи была проведена на 25-летней отметке, а в Кодексе о детях и молодежи Республики Куба на 30-летней. В венгерском Законе о молодежи (1971 г.) вообще нет возрастных границ группы молодежи. Наиболее разработана, по мнению авторов, возрастная дифференциация в современной Германии (см. табл. 3). Таблица 3 Закрепленная законом ФРГ
Продолжение таблицы 3
В международной практике (по классификации ЮНИСЕФ), к детям относят все население до 18 лет. В конвенции ООН о правах ребенка дано следующее определение: ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. В СССР с 1965 г. была принята следующая возрастная периодизация: Периоды Границы Новорожденность 1 – 10 дней Грудной возраст 10 дней – 1 год Раннее детство 1 – 3 года Первое детство 4 – 7 лет Второе детство 8 – 12 лет мужчины, 8 – 11 лет женщины Подростковый возраст 13 – 16 лет мужчины, 12 – 15 лет женщины Юношеский возраст 17 – 21 год мужчины, 16 – 20 лет женщины Зрелый возраст I 22 – 35 лет мужчины, 21 – 35 лет женщины Зрелый возраст II 36 – 60 лет мужчины, 36 – 55 лет женщины Пожилой возраст 61 – 74 лет мужчины, 56 – 74 лет женщины Старческий возраст 75 – 90 лет мужчины и женщины Долгожители 90 лет и старше мужчины и женщины. Установление границ, периодов на шкале возраста индивидов всегда условно и индивидуально, а также зависит от географических, региональных, национальных, историко-культурных (традиции и нравы народов) и даже политических факторов. Особенно это относится к периодам взросления. Бывает достаточно сложно разграничить в исследовании, например, второе детство, подростковый возраст и юношеский возраст, с одной стороны, или, например, старческий возраст с пожилым и долгожительством, с другой стороны. В условиях СССР средняя возрастная граница молодежи определялась, как и сейчас, от 14 до 29 лет (время пребывания в рядах ВЛКСМ). В современной России (как и ранее в СССР) фактическое равноправие молодежи с другими общественными группами обеспечивается установлением молодым гражданам в возрасте от 14 до 30 лет (и их отдельным категориям) дополнительных правовых гарантий, дающих возможность реального осуществления ими основных прав. Предпринятый экскурс в определение границ для групп детей и детей подросткового возраста (подростков), а также молодежи позволяет констатировать лишь запутанную ситуацию в попытках провести четкую границу между исследуемыми когортами молодого поколения в России. Впрочем, подобная ситуация наблюдается и в других странах. В ювенологии, как междисциплинарном знании, представляется целесообразным принять следующую периодизацию взросления: Периоды Границы Дети раннего возраста до 12 лет включительно Дети подросткового возраста от 13 – 17 лет включительно Таблица 4 Резюме
(1) Формирование интегративного знания – ювенологии, - отражает общие закономерности развития современного научного познания, включающие и углубление узкоспециализированного знания, и признание значимости изучения взаимовлияния процессов и явлений макро- и микрокосмоса. Концептуализация ювенологии включает не только формирование систематического и единого для всех дисциплинарных научных направлений описания и представления об объекте, но и теоретическое обоснование знания, происходящее путем его обобщения внутри научного сообщества. Поэтому предметная область познания ювенологии, как науки гуманитарной, шире предметной области любого дисциплинарного общественно-научного знания о молодежи. (2) Междисциплинарная структура ювенологического знания представляет собой подчиненную общей концепции систему теорий отдельных научных дисциплин и направлений, входящих в ювенологию. Концептуализация ювенологии определяет широкий спектр общественных и естественных наук, привлекаемых к исследованию проблем становления молодого поколения в единстве социального, духовного и биологического начал. (3) С методологических позиций ювенология имеет свою предметно-объектную область познания и соответствующий ей категориальный аппарат. Возрастные характеристики молодого поколения (детей, подростков, молодежи) исторически и социально обусловлены. Установление границ периодов на шкале возраста индивидов всегда условно: оно индивидуально, а также зависит от географических, региональных, национальных, историко-культурных (традиции и нравы народов) и даже политических факторов. Особенно это относится к периодам взросления. В мировой практике нельзя найти общего подхода к определению возрастных границ детей, подростков и молодежи. В законодательствах многих стран о молодежи чаще встречается верхний – 25-летний возрастной порог. Для отдельных правоотношений он может быть выше (30 лет) или ниже (21 год). Минимальный порог подросткового и детского возраста еще более размыт. В ювенологии представляется целесообразным принять следующую периодизацию взросления: дети раннего возраста (до 12 лет включительно), дети подросткового возраста (от 13 до 17 лет), юношеский возраст (от 18 до 21 года), соответственно молодежь (от 22 до 29 лет). В настоящее время верхняя граница возраста равна 29 годам (в соответствии с законом о статистике). (4) Ювенология – новое комплексное междисциплинарное знание о становлении и развитии молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал, что соответствует единству процессов воспитания, образования и социализации молодежи, а также учитывает цели и задачи стратегического развития России на долгосрочную перспективу. (5) Ювенология представляет собой системное знание о становлении и взрослении человека как живого организма (физиологический аспект), становлении «Homo sapiens» - живого организма с развитым мышлением (психоэмоциональный и социально-психологический аспекты), формировании его как члена общества посредством социализации (социальный аспект). Ювенология изучает молодое поколение, как в онтогенезе, так и филогенезе, то есть исследует механизмы взросления, биосоциального становления и духовного развития и личности молодого человека, и изменения – детей и молодежи как демографической группы. (6) Объектом исследования ювенологии является социальная общность – молодежная популяция (молодежь, подростки, дети). Предметная область ювенологии включает процессы и механизмы формирования социально-демографической группы, которая находится в состоянии становления социальной, экономической и гражданской зрелости. (7) Ювенология характеризуется определенной структурой составляющих ее элементов, органически связанных между собой в стройную логическую систему. Структура ювенологии включает: (1) методологию, (2) феноменологию и (3) праксиологию. Каждый из предложенных элементов рассматривается в двух плоскостях: в теории и практике. (8) Ювенология осуществляет исследования комплексных проблем онтогенеза и филогенеза молодого поколения, изучает законы и закономерности взросления, достижения физической, психической, духовной, социально-психологической и социально-экономической зрелости. Важнейшие проблемы объединены в следующие научные сферы: (а) взаимодействие общества и молодежи; (б) характер отношений молодежи и государства; (в) качество молодежи как критерий качества будущего человеческого потенциала, состояния и реформирования общества; (д) молодое поколение и другие группы и слои общества: характер взаимодействия. (9) Молодое поколение и проблемы его жизнедеятельности обладают спецификой и отличаются от подобных проблем старшего поколения. В молодежной популяции существует более тесная взаимосвязь между медико-биологическими (психофизиологическими) характеристиками субъекта (социально-демографической группы) и параметрами его социальной жизнедеятельности, формами, механизмами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении в мир взрослых отношений. Подрастающее поколение обладает неявным, нечетким социальным статусом, что обуславливает многовариантность жизнедеятельности всех категорий молодого поколения (составляющих их индивидов), а также порождает дополнительные проблемные ситуации и конфликты при адаптации представителей молодежной популяции к реалиям окружающей жизни. (10) Комплексные ювенологические исследования должны опираться на систему принципов комплексного подхода как особой стратегии исследовательской деятельности. Важнейшими принципами комплексного подхода являются: единство исходных представлений об объекте изучения; системной организации междисциплинарного предмета исследования; конгруэнтности вовлекаемых в исследования знаний и методов; единого идейно-теоретического замысла исследования, который совместно развивают и реализуют все участники научного поиска; интеграции частных научных результатов в единый синтетический научный результат и принцип базовой дисциплины. (11) Комплексные ювенологические исследования могут осуществляться в трех основных формах: ювенологические исследования, опирающиеся на потенциал двух и более научных дисциплин; комплексные терминальные программы на основе специально сформированного на определенный временной период комплекса научных дисциплин; комплексные ювенологические программы-стационары, формируемые на стыке всех основных областей научного знания. (12) Важным средством развития ювенологического знания, формирования новых научных направлений и школ является социальная институционализация ювенологии – проведение конференций, научных симпозиумов, а также создание научных сообществ. Широкое освещение ювенологических проблем, систематизация и обобщение результатов ювенологических исследований настоятельно требуют издания монографических работ, подготовки учебных пособий и учебников по важнейшим разделам ювенологии, включающим комплексное полидисциплинарное знание об объекте исследования – молодом поколении, тщательное и системное описание инструментария и методологического обеспечения ювенологических исследований. Несомненно, речь идет о сложной и трудоемкой работе. Однако сформировавшееся в настоящее время в России научное сообщество ученых и специалистов в области ювенологии (национальная Академия ювенологии), значительное число проведенных конференций и исследований, расширяющийся поток публикаций вселяют надежду: задача эта будет успешно решена.
[1] Juventas – Богиня, покровительница юношества, молодежи у древних римлян. Ювеналии – празднования в честь Богини, - были установлены Нероном в 58-59 годах Хр. эры и приходились на 18 октября. Праздник, сопровождаемый играми, пением и исполнением мимов, носил первоначально придворный характер, но позднее игры устраивались уже вне стен Рима, получив широкое распространение среди всех слоев населения Римской империи, а затем и в других странах Европы.
1 Картезий (Cartesius) - латинизированное имя Рене Декарта ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ЮВЕНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.013 с.) |