Глава 3. Основы ювенологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Основы ювенологического знания



ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ЮВЕНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Ювенология в структуре научного знания

 

Принципы организации, методология, методы, процедура и техника исследований новой научной дисциплины определяются объектом ювенологического знания.

Современное научное знание традиционно подразделяется на три крупных блока, объединенных не только спецификой объектов исследования, но и своими функциями. Это естественнонаучные, социогуманитарные (общественные) и технические научные дисциплины. Естественнонаучное знание включает научные дисциплины, направленные на исследование природы и, охватывая в процессе изучения различные её стороны и элементы, имеет единую научную цель – объективное отражение действительности, точное и достоверное описание и объяснение процессов и явлений окружающего мира. Естественнонаучное знание служит теоретической основой знания технического, направленного на преобразование природы и общества. Именно эти две основные составляющие познания (одна – объясняющая мир, а вторая – преобразующая его) позволяют современному человеку («Ноmо sapiens»), существу достаточно слабому и незащищенному, чувствовать себя не только равноправной частью этого мира, но порой и «царем» природы. Третья составляющая научного знания – науки социогуманитарные, общественные. Следует отметить: термин «социогуманитарные науки» в терминологии научного познания не является окончательно устоявшимся и общепринятым. Большинство энциклопедических изданий (словарей и энциклопедий) в качестве третьей составляющей выделяет общественно-научное знание, направленное на изучение социальной организации человеческой деятельности. Более того, зачастую для определения общественных наук используется термин «гуманитарные науки». Так, например, в издании «Советский энциклопедический словарь» (1987) указано: гуманитарные науки – общественные науки (история, политология, филология и др.) отличаются от естественных и технических наук. Несомненно, такое утверждение несколько устарело и термин «социогуманитарное» значительно более точно отражает специфику третьей составляющей научного знания.

Гуманитарные науки (Humanitas (лат.) - человеческая природа) – знание о человеке как существе биосоциальном, т.е. социальное (общественно-научное) и естественнонаучное в той его части, которая связана с человеком, как составляющей природы (Bios (греч.) жизнь) нашего мира. Понятие гуманитарного знания используется еще с эпохи Возрождения, но первоначально оно отождествлялось с историко-филологическим и философским знанием и лишь позднее, по мере дифференциации общественно-научного знания, включило в себя социальные науки (экономику, социологию и др.). В новое время, по мере совершенствования познания мира и самопознания человека, утверждается понимание взаимозависимости, неделимости социального (сущность) и биологического (природа) в человеке. Это ведёт к интенсивной интеграции социального и биологического знания о человеке, к становлению интегрального, полного и объективного гуманитарного знания. Именно такой интегральной гуманитарной научной дисциплиной является ювенология – комплексное биосоциальное знание о молодежи, включающее в себя широкий круг общественных и естественнонаучных направлений (рис. 2). Предметная область познания ювенологии, как науки гуманитарной, шире предметной области любого дисциплинарного общественно-научного знания о молодежи (например, социологии молодежи, изучающей поведение определенной социально-демографической группы, или культурологии, изучающей социально-культурные аспекты социализации личности) и включает значительное количество областей исследования и проблем, изучаемых естественными науками.

Формирование интегративного знания отражает общие закономерности развития современного научного познания, включающие как углубление узкоспециализированного знания, так и признание значимости изучения взаимовлияния факторов, процессов и явлений макро- и микрокосмоса. Осознание специфики гуманитарного знания принимает всё большие масштабы. Например, по принятой ЮНЕСКО классификации наук, медицина отнесена к наукам гуманитарным. Это объясняется освоением медициной принципов гуманитарного познания, в котором человек (пациент) рассматривается не только как «объект» исследования, но как «субъект», духовная сущность: пациент - «система с рефлексией» (субъект, наделенный сознанием, существенно влияющим на ход болезни и выздоровления). В принципе, к гуманитарным наукам можно отнести все научные дисциплины, участвующие в познании человека, его физической, психической, духовной и социальной деятельности. Именно поэтому в гуманитарном познании так важны ценностно-смысловые и мотивационные параметры человеческой деятельности. Эта сущностная специфика гуманитарного познания определяет его методологические особенности, характерные для ювенологии как комплексного гуманитарного научного знания.

Естественнонаучное познание связано с предметной, преобразовательной деятельностью человечества и выработало эффективные методы объективного познания, базирующиеся на абстрагировании субъекта из природной среды. Сформулированный Р. Декартом принцип дуалистичности мира, состоящего из двух основных субстанций: протяженной (пространственной, телесной) и мыслящей (духовной, души, сознания), - лежит в основе «картезианской программы»1 естественнонаучного познания, в соответствии с которой существует функциональная оппозиция сфер внутреннего («Я» и «сознание») и внешнего мира, определяющая объективность отчуждения исследователя от объекта исследования.

 

Рис. 2

Дети, подростки, молодежь как эмпирический объект

И категории ювенологии

 

С науковедческих позиций ювенология, как наука, может быть таковой лишь в том случае, если она имеет свою предметно-объектную область познания и соответствующую ей систему категорий, понятий. Изучение молодого поколения (детей, подростков и молодежи) предполагает четкое определение объекта и его границ. Однако в современной литературе о детях, подростках и молодежи оно отсутствует.

Существующие взгляды на понятие «дети» можно объединить в четыре группы, - считает Е. Бреева в своей монографии «Дети в современном обществе» (Москва, 1999). Наиболее распространенная точка зрения исходит из того, что задача детей – готовиться к жизни в обществе на равных правах и положении со взрослыми. Такое отношение к детям зародилось с древних времен. Еще в Спарте всех здоровых и крепких детей, начиная с семилетнего возраста, воспитывали в специальных учреждениях, приучая к суровой жизни будущих воинов. Такое же отношение к детям было характерно и для других народов античного Средиземноморья. В средние века эта традиция была продолжена христианской церковью, которая настаивала на моральном долге родителей “заботиться о воспитании потомства”. Например, отец, пренебрегавший этой обязанностью, рисковал земным благополучием сына и спасением его души. В средневековом обществе родители интересовались детьми мало, ожидая от них как можно более раннего “включения во взрослую жизнь”. Взрослые, если они были воинами, считали: сыновья, как только возраст позволял им брать в руки оружие (приспособленное к их силам), ездить верхом и охотиться, должны становиться “маленькими воинами”. Девочек тоже торопили стать взрослыми, стараясь поскорее выдать замуж.

“Мнение о том, что дети – это группа населения, цель которой – обучение и подготовка к взрослой жизни, оказалось очень живучим”, - считает Е. Бреева. В 30-е годы в России появилась концепция “смены ведущих видов деятельности” человека, согласно которой в советской психологии стало общепринятым деление человеческой деятельности на три основных формы: игру, учение, труд. Утверждалось: при переходе от дошкольного детства к школьному и послешкольному развитию индивида в его жизни происходит смена этих ведущих видов деятельности. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьного – учение, а для взрослого – труд.

Сегодня, как отмечалось ранее, минимальный трудоспособный возраст начинается, с юридической точки зрения, по достижении ребенком 14 лет. Для начала систематической трудовой деятельности граждан низшая граница, устанавливаемая государством, – 16 лет (до достижения 18 лет рабочий день не превышает 4-х часов). В реальной действительности работать дети начинают и раньше, и позже. Такая неоднозначность поведения детей и детей подросткового возраста не позволяет использовать вступление их в трудоспособный возраст как критерий окончания детства. Одновременно некоторые известные политики России (например, А. Тулеев) считают, что необходимо законодательно разрешить трудиться детям уже с 11-12 лет, что отвечает особенностям кризисной экономической ситуации, сложившейся в нашей стране к началу XXI века, а также огромному числу сирот (620 тыс.) и беспризорных детей (более 2 млн.) в Российской Федерации, которым необходимо стать экономически самостоятельными.

Возрастные характеристики молодежи как социально-демографической группы, исторически и социально обусловлены и в настоящее время включают в нашей стране период от 11-17 до 29 лет. Следует отметить: несмотря на несколько размытые возрастные границы, вычленение исследуемой социально-психологической общности имеет глубокие исторические корни.

Во всех первобытных обществах в основе выделения детей, подростков и молодежи (как отдельной «не взрослой» группы) лежало половозрастное разделение труда. Молодежь имела строго определенный статус и в его рамках (и соответствующих ему общественных обязанностей) была полноправной частью социума. В современном обществе, напротив, первым и одним из основных критериев отнесения индивидов к социальной группе “молодежь” является скорее отсутствие определенного социального статуса, точнее – активная включенность в процесс его приобретения. Взросление, социальное становление и развитие связано с воспитанием, получением образования, профессии, достижением гражданской зрелости. Вторым важным критерием выделения когорты “молодежь” (как особой категории) становятся психоэмоциональные особенности возрастной группы, а третьим – специфика периода достижения физической, социально-психологической и половой зрелости. Так как периоды достижения физической, психоэмоциональной, социально-психологической и социально-экономической зрелости для каждого отдельного индивида обычно не совпадают, то установление возрастных границ социально-демографической группы достаточно условно.

Если в доиндустриальном обществе роль молодежи была традиционно ограничена (что можно наблюдать и сейчас в аграрных регионах стран Третьего мира), то в обществе индустриальном (постиндустриальном) значимость изучаемой социально-демографической общности чрезвычайно велика. В начале XXI века молодое поколение составляло примерно 20 – 35 процентов населения индустриальных стран, в том числе около 40% трудоспособного (экономически активного) населения.

Молодежь – наиболее подвижная, адаптивная и одновременно инновационная часть общества. Она быстро и остро реагирует на изменение социально-экономической и социально-политической ситуаций. Возрастает роль молодежных движений и организаций в общественной жизни мирового сообщества. Несмотря на отмечающееся удлинение сроков общеобразовательной и профессиональной подготовки возрастает (хотя и медленно) роль молодежи в экономической жизни общества, во властных структурах, бизнесе, управлении. Сегодня молодой россиянин не только “по закону” может, но и реально трудится, получает паспорт уже с 14 лет. С этого же возраста у него учитывается трудовой стаж, он несет правовую, в т.ч. уголовную, ответственность.

Социолог И. Кон в книге “Психология ранней юности” (Москва, 1989) приводит интересные исторические примеры определения юности и юношества. Возрастная терминология в России, - пишет И. Кон, - никогда не была однозначной. В Толковом словаре В. Даля “юноша” определяется как “молодой”, “малый”, “парень – от 15 до 20 лет и более”, а “подросток” – как “дитя на подросе” – около 14-15 лет. Писатель Л. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считал 15-летие. Между тем герою романа Ф. Достоевского “Подросток” уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово “отрок” обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Возрастные категории первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение (статус). Древнерусское “отрок” (буквально – “не имеющий право говорить”) означало: “раб”, “слуга”, “работник”, “княжеский воин”.

Сегодня переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Хронологические границы этих возрастов определяются совершенно различно. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым (отрочество), а в психологии 16 – 18-летних считают юношами. Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с принятой и существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт). Слово “юность” обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что связано с завершением физического (полового) созревания и достижением социальной зрелости.

Во взрослую поликлинику «детей раннего возраста» (с 1 года до 16 лет) могут переводить лишь с 15 лет. Обзаводиться семьей юношам разрешено с 18 лет, тогда как девушки могут выйти замуж и с 16 лет (по разрешению родителей и местной администрации возраст может быть снижен, но не более чем на два года). В соответствии с действующим законом о государственной статистике молодость в России продлена до 30 лет, хотя с медицинской точки зрения это уже первый этап зрелого (взрослого) возраста. В СССР и в нынешней России молодыми научными сотрудниками считаются лица до 35 лет (при этом они, как представители молодежи, имеют право на ряд льгот). В отчетности МВД РФ вообще нет понятия “молодежная преступность”, существует лишь категория “несовершеннолетние правонарушители”, а вторая – “взрослые”. Минимальный возраст для уголовной ответственности и лишения свободы – 14 лет (Уголовный кодекс РФ). Военные науки определяют минимальный возраст с точки зрения возможной обязательной, а также добровольной воинской службы – 18 лет (Закон о воинской обязанности). В сфере торговли возраст ограничения в приобретении алкогольных напитков – 21 год (Правила торговли).

В мировой практике нельзя найти общего подхода к определению возрастных границ детей, подростков и молодежи. В законодательствах о молодежи многих экономически развитых стран чаще встречается верхний – 25-летний возрастной порог. Для отдельных правоотношений он может быть выше (30 лет) или ниже (21 год). Например, в Законе о молодежи бывшей ГДР граница молодежи была проведена на 25-летней отметке, а в Кодексе о детях и молодежи Республики Куба на 30-летней. В венгерском Законе о молодежи (1971 г.) вообще нет возрастных границ группы молодежи. Наиболее разработана, по мнению авторов, возрастная дифференциация в современной Германии (см. табл. 3).

Таблица 3

Закрепленная законом ФРГ

Положение Возраст
· Начало обязательного школьного обучения  
· Свободное посещение фильмов в зависимости от возрастной группы   6,12,16,18
· Активное и пассивное избирательное право в молодежное правительство на предприятии  
· Ограниченная уголовная ответственность  
· Дела 14 – 18-летних находятся только в ведении суда по делам молодежи; то же касается и 18 – 21-летних, если на момент совершения преступления уровень их нравственного и духовного развития соответствовал юношескому    
· Полная уголовная ответственность  
· Право на получение водительских прав на управление:  
- велосипедом с мотором со скоростью не более 25 км/ч  
- легковым автомобилем (категории III) и мотоциклом мощностью до 20 кВт (категория I)  
- мотоциклом (при минимальном стаже вождения мотоцикла категории I не менее 2 лет)  
- грузовым автомобилем (категории II)  
· Минимальный возраст полного рабочего дня в зависимости от обязательного школьного обучения в отдельных землях   15 (16)
· Разрешена работа в ночное время  
· Разрешено курение в общественных местах  
· Разрешена продажа алкогольных напитков за исключением бренди лицам старше 16 лет  
· Допускается посещение танцевальных вечеров до 24.00  
· Обязанность иметь удостоверение личности  
· Юноши могут записаться на военную службу с разрешения родителей (девушки и женщины военную службу не проходят)   -

Продолжение таблицы 3

 

Положение Возраст
· Призыв мужчин на военную службу  
· Право вступать в профсоюз (как только закончено обучение и начались трудовые отношения)   15/16
· Окончание обязательного посещения школы  
· Достижение совершеннолетия  
· Право избирать и быть избранными в местные, земельные и федеральные выборные органы власти  
· Прекращение преследования гомосексуальных отношений между мужчинами  
· Право выполнять обязанности народного судьи или присяжного  
· Взрослые караются законом за: - Совершение полового акта с ребенком или принуждение ребенка к совершению полового акта со взрослым - Сексуальное совращение девушек до 16 лет - Сексуальное насилие над опекаемыми лицами моложе 18 лет  

 

В международной практике (по классификации ЮНИСЕФ), к детям относят все население до 18 лет. В конвенции ООН о правах ребенка дано следующее определение: ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

В СССР с 1965 г. была принята следующая возрастная периодизация:

Периоды Границы

Новорожденность 1 – 10 дней

Грудной возраст 10 дней – 1 год

Раннее детство 1 – 3 года

Первое детство 4 – 7 лет

Второе детство 8 – 12 лет мужчины, 8 – 11 лет женщины

Подростковый возраст 13 – 16 лет мужчины, 12 – 15 лет женщины

Юношеский возраст 17 – 21 год мужчины, 16 – 20 лет женщины

Зрелый возраст I 22 – 35 лет мужчины, 21 – 35 лет женщины

Зрелый возраст II 36 – 60 лет мужчины, 36 – 55 лет женщины

Пожилой возраст 61 – 74 лет мужчины, 56 – 74 лет женщины

Старческий возраст 75 – 90 лет мужчины и женщины

Долгожители 90 лет и старше мужчины и женщины.

Установление границ, периодов на шкале возраста индивидов всегда условно и индивидуально, а также зависит от географических, региональных, национальных, историко-культурных (традиции и нравы народов) и даже политических факторов. Особенно это относится к периодам взросления. Бывает достаточно сложно разграничить в исследовании, например, второе детство, подростковый возраст и юношеский возраст, с одной стороны, или, например, старческий возраст с пожилым и долгожительством, с другой стороны.

В условиях СССР средняя возрастная граница молодежи определялась, как и сейчас, от 14 до 29 лет (время пребывания в рядах ВЛКСМ). В современной России (как и ранее в СССР) фактическое равноправие молодежи с другими общественными группами обеспечивается установлением молодым гражданам в возрасте от 14 до 30 лет (и их отдельным категориям) дополнительных правовых гарантий, дающих возможность реального осуществления ими основных прав.

Предпринятый экскурс в определение границ для групп детей и детей подросткового возраста (подростков), а также молодежи позволяет констатировать лишь запутанную ситуацию в попытках провести четкую границу между исследуемыми когортами молодого поколения в России. Впрочем, подобная ситуация наблюдается и в других странах.

В ювенологии, как междисциплинарном знании, представляется целесообразным принять следующую периодизацию взросления:

Периоды Границы

Дети раннего возраста до 12 лет включительно

Дети подросткового возраста от 13 – 17 лет включительно

Таблица 4

Резюме

 

(1) Формирование интегративного знания – ювенологии, - отражает общие закономерности развития современного научного познания, включающие и углубление узкоспециализированного знания, и признание значимости изучения взаимовлияния процессов и явлений макро- и микрокосмоса. Концептуализация ювенологии включает не только формирование систематического и единого для всех дисциплинарных научных направлений описания и представления об объекте, но и теоретическое обоснование знания, происходящее путем его обобщения внутри научного сообщества. Поэтому предметная область познания ювенологии, как науки гуманитарной, шире предметной области любого дисциплинарного общественно-научного знания о молодежи.

(2) Междисциплинарная структура ювенологического знания представляет собой подчиненную общей концепции систему теорий отдельных научных дисциплин и направлений, входящих в ювенологию. Концептуализация ювенологии определяет широкий спектр общественных и естественных наук, привлекаемых к исследованию проблем становления молодого поколения в единстве социального, духовного и биологического начал.

(3) С методологических позиций ювенология имеет свою предметно-объектную область познания и соответствующий ей категориальный аппарат. Возрастные характеристики молодого поколения (детей, подростков, молодежи) исторически и социально обусловлены. Установление границ периодов на шкале возраста индивидов всегда условно: оно индивидуально, а также зависит от географических, региональных, национальных, историко-культурных (традиции и нравы народов) и даже политических факторов. Особенно это относится к периодам взросления. В мировой практике нельзя найти общего подхода к определению возрастных границ детей, подростков и молодежи. В законодательствах многих стран о молодежи чаще встречается верхний – 25-летний возрастной порог. Для отдельных правоотношений он может быть выше (30 лет) или ниже (21 год). Минимальный порог подросткового и детского возраста еще более размыт. В ювенологии представляется целесообразным принять следующую периодизацию взросления: дети раннего возраста (до 12 лет включительно), дети подросткового возраста (от 13 до 17 лет), юношеский возраст (от 18 до 21 года), соответственно молодежь (от 22 до 29 лет). В настоящее время верхняя граница возраста равна 29 годам (в соответствии с законом о статистике).

(4) Ювенология – новое комплексное междисциплинарное знание о становлении и развитии молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал, что соответствует единству процессов воспитания, образования и социализации молодежи, а также учитывает цели и задачи стратегического развития России на долгосрочную перспективу.

(5) Ювенология представляет собой системное знание о становлении и взрослении человека как живого организма (физиологический аспект), становлении «Homo sapiens» - живого организма с развитым мышлением (психоэмоциональный и социально-психологический аспекты), формировании его как члена общества посредством социализации (социальный аспект). Ювенология изучает молодое поколение, как в онтогенезе, так и филогенезе, то есть исследует механизмы взросления, биосоциального становления и духовного развития и личности молодого человека, и изменения – детей и молодежи как демографической группы.

(6) Объектом исследования ювенологии является социальная общность – молодежная популяция (молодежь, подростки, дети). Предметная область ювенологии включает процессы и механизмы формирования социально-демографической группы, которая находится в состоянии становления социальной, экономической и гражданской зрелости.

(7) Ювенология характеризуется определенной структурой составляющих ее элементов, органически связанных между собой в стройную логическую систему. Структура ювенологии включает: (1) методологию, (2) феноменологию и (3) праксиологию. Каждый из предложенных элементов рассматривается в двух плоскостях: в теории и практике.

(8) Ювенология осуществляет исследования комплексных проблем онтогенеза и филогенеза молодого поколения, изучает законы и закономерности взросления, достижения физической, психической, духовной, социально-психологической и социально-экономической зрелости. Важнейшие проблемы объединены в следующие научные сферы: (а) взаимодействие общества и молодежи; (б) характер отношений молодежи и государства; (в) качество молодежи как критерий качества будущего человеческого потенциала, состояния и реформирования общества; (д) молодое поколение и другие группы и слои общества: характер взаимодействия.

(9) Молодое поколение и проблемы его жизнедеятельности обладают спецификой и отличаются от подобных проблем старшего поколения. В молодежной популяции существует более тесная взаимосвязь между медико-биологическими (психофизиологическими) характеристиками субъекта (социально-демографической группы) и параметрами его социальной жизнедеятельности, формами, механизмами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении в мир взрослых отношений. Подрастающее поколение обладает неявным, нечетким социальным статусом, что обуславливает многовариантность жизнедеятельности всех категорий молодого поколения (составляющих их индивидов), а также порождает дополнительные проблемные ситуации и конфликты при адаптации представителей молодежной популяции к реалиям окружающей жизни.

(10) Комплексные ювенологические исследования должны опираться на систему принципов комплексного подхода как особой стратегии исследовательской деятельности. Важнейшими принципами комплексного подхода являются: единство исходных представлений об объекте изучения; системной организации междисциплинарного предмета исследования; конгруэнтности вовлекаемых в исследования знаний и методов; единого идейно-теоретического замысла исследования, который совместно развивают и реализуют все участники научного поиска; интеграции частных научных результатов в единый синтетический научный результат и принцип базовой дисциплины.

(11) Комплексные ювенологические исследования могут осуществляться в трех основных формах: ювенологические исследования, опирающиеся на потенциал двух и более научных дисциплин; комплексные терминальные программы на основе специально сформированного на определенный временной период комплекса научных дисциплин; комплексные ювенологические программы-стационары, формируемые на стыке всех основных областей научного знания.

(12) Важным средством развития ювенологического знания, формирования новых научных направлений и школ является социальная институционализация ювенологии – проведение конференций, научных симпозиумов, а также создание научных сообществ. Широкое освещение ювенологических проблем, систематизация и обобщение результатов ювенологических исследований настоятельно требуют издания монографических работ, подготовки учебных пособий и учебников по важнейшим разделам ювенологии, включающим комплексное полидисциплинарное знание об объекте исследования – молодом поколении, тщательное и системное описание инструментария и методологического обеспечения ювенологических исследований. Несомненно, речь идет о сложной и трудоемкой работе. Однако сформировавшееся в настоящее время в России научное сообщество ученых и специалистов в области ювенологии (национальная Академия ювенологии), значительное число проведенных конференций и исследований, расширяющийся поток публикаций вселяют надежду: задача эта будет успешно решена.

 


[1] Juventas – Богиня, покровительница юношества, молодежи у древних римлян. Ювеналии – празднования в честь Богини, - были установлены Нероном в 58-59 годах Хр. эры и приходились на 18 октября. Праздник, сопровождаемый играми, пением и исполнением мимов, носил первоначально придворный характер, но позднее игры устраивались уже вне стен Рима, получив широкое распространение среди всех слоев населения Римской империи, а затем и в других странах Европы.

 

1 Картезий (Cartesius) - латинизированное имя Рене Декарта

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ЮВЕНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.058 с.)