Предмет, принципы, законы и категории ювенологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, принципы, законы и категории ювенологии



Предмет науки представляет собой вовлеченные в процесс практической деятельности человека отдельные стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые подлежат познанию. Предмет не тождественен объекту. Последний есть фрагмент мира самого по себе, тогда как первый представляет фрагмент мира “для нас”. В “Философском словаре” (Москва, 1991) подчеркивается: с гносеологической точки зрения противопоставление предмета науки и объекта весьма относительно. В той мере, в какой объект дан субъекту через призму практики и познания, он является предметом познания.

Объектами исследования ювенологии являются процессы, происходящие в социально-демографической группе, находящейся в состоянии становления, развития, перехода от социально-незрелого (детского) возраста к социальной, экономической и гражданской зрелости.

Предметом науки являются различные ювенальные процессы и явления, определяемые спецификой эмпирического объекта – человека (группы), входящего в «мир взрослых».

Для иллюстрации ювенальных процессов, характеризующих во времени взаимосвязь медико-биологических и социально-экономических явлений приведем пример, ставший уже классическим.

Длительное нарушение медицинских норм питания среди относительно большой части (60-80 процентов) населения, включая семьи с несовершеннолетними детьми, вдвое снижает уровень интеллектуального развития детей (в возрасте до 5-7 лет), сказывается на всем физическом, психоэмоциональном развитии подрастающего поколения, его репродуктивном здоровье в будущем. Даже в крупных городах России не более 10 – 25 процентов школьников регулярно получают полноценное питание в соответствии с общепринятыми медицинскими нормами в промышленно развитых странах. По мнению специалистов, абсолютно здоровыми могут быть признаны сегодня не более 4-5 процентов детей и 10-15 процентов подростков (на каждую тысячу призывников в крупных городах страны приходится до трех тысяч хронических заболеваний, см. главу «Ювенальное здоровье»). Не требует особых доказательств положение, согласно которому нездоровое поколение не получит в перспективе полноценное среднее общее образование, профессиональную подготовку и не сможет активно включиться в общественно-полезную деятельность. Оказавшись «за бортом» рыночных производственных отношений, оно автоматически пополнит ряды безработных. Специалистами изучена и описана взаимосвязь: в крупном городе рост безработицы среди молодежи всего на один процент вызывает рост преступности на 6-8 процентов. Не учащаяся и нигде не работающая молодежь – лучшее «сырье» для криминальных структур, теневого сектора экономики. Такова диалектика последствий неполноценного питания, плохого здоровья детей и подростков и криминализации общества в будущем. Одновременно проблемы нездорового подрастающего поколения актуализируют в перспективе вопросы репродуктивного здоровья будущих поколений. Больные родители воспроизведут и больных детей. Получается еще один замкнутый круг, связанный с деформациями в биосоциальных процессах. Вывод из анализа ювенального процесса: нельзя решать экономические проблемы в стране в отрыве от демографических, медико-биологических, социокультурных и социально-психологических процессов. Невнимание к молодому поколению сегодня обязательно скажется на старшем поколении завтра, на качестве будущих трудовых ресурсов, на всем развитии нации, а следовательно, и месте страны в мировом сообществе в ХХI веке. Приведенный пример ярко иллюстрирует междисциплинарный характер ювенальных процессов и самой ювенологии как комплексного знания о становлении молодого поколения и его отношений с обществом в их тесной взаимосвязи, сложной детерминации и опосредованности. В конкретном случае обосновывается взаимосвязь биологического и социально-экономического в процессе взросления, вхождения молодого поколения в «мир взрослых» и экономического развития общества в отдаленной перспективе.

Разработка общей теории любой науки неразрывно связана с анализом методологии, определением исходных принципов ее развития. Принцип представляет собой чисто логический феномен, который создается специально в процессе систематизации получаемой (в ходе исследований) информации. Важно отметить: любой закон может выполнять функции принципа, но не любой принцип является законом. Принцип может выступать в роли закона, но в его гносеологической функции и при определенных условиях; принцип обычно выступает в качестве постулата предварительных положений, которые служат базой теоретических обобщений. Поэтому принцип не всегда выражает закон научного знания, отражающего действительность и выступающего продуктом конструктивной работы мышления, воспроизводящего взаимосвязи опосредования и отношения объектов реальности.

К принципам ювенологии относятся правила, касающиеся образования и формализации научных понятий, терминов, категорий, объяснения ювенальных явлений и процессов, установления законов (или закономерностей), построения адекватных суждений и постулатов. Среди основных принципов ювенологического знания следует выделить:

- принцип социальной обусловленности (детерминированности) формирования, протекания и развития ювенальных процессов в конкретном обществе и в конкретный исторический период времени;

- принцип относительной самостоятельности от окружающей среды, опосредованности протекания ювенальных процессов (базируется на диалектике единства социального и биологического в природе поведения и сознания человека);

- принцип общения (коммуникации), выступающий главным средством формирования биосоциальных характеристик и параметров личности, группы (молодежи);

- принцип преемственности поколений, межпоколенных взаимосвязей при освоении подрастающим поколением идей, ценностей, образцов материального и духовного производства, социального общения и культуры, сформировавшихся у старшего поколения, а также в процессе адаптации к окружающим условиям, современных новому поколению на момент его рождения (созданных старшим поколением);

- принцип диалектического единства социального и биологического в формировании и развитии ювенальных субъектов жизнедеятельности.

В процессе развития ювенологического знания будут определены дополнительные принципы.

Неотъемлемым элементом методологии ювенологии, наряду с принципами, являются ее категории.

Глоссарий ювенологии достаточно обширен, т.к. находится во взаимосвязи со многими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами (см. Словарь терминов). Как следствие этого, категории ювенологии чаще являются пограничными, определяющими ее обширную предметно-объектную сферу, а также принципы. Категории не исчерпывают всех качеств предмета ювенологии. Они систематизируются исследователем в процессе восприятия и познания действительности.

В настоящее время рано еще говорить о сложившейся системе категорий ювенологической науки. Вопрос о характере, специфике терминов и путях их образования остается дискуссионным. На взгляд авторов, в систему категорий ювенологического знания должны войти понятия, отражающие особенности ювенальных явлений и процессов, складывающихся и проявляющихся в той или иной ситуации, системе биосоциальных отношений. Не исключается использование категорий смежных наук, наиболее полно отражающих предметно-объектную специфику ювенологического знания.

Контент-анализ научных работ, посвященных общим проблемам молодежи, юношества, детства позволяет выделить изначальный понятийный аппарат, основу которого на первом этапе формирования знания составляют категории и термины, уже используемые в других дисциплинах. По мере выявления и теоретического осмысления закономерностей развития предметно-объектной области исследования понятийный аппарат обогащается новыми терминами, дефинициями, категориями, отражающими концептуальные основы ювенологии и позволяющими переосмыслить и дополнить уже имеющееся междисциплинарное знание в целях развития концепции ювенальной политики.

Сложившийся к настоящему времени терминологический базис ювенологии уже достаточно обширен. Его основу составляет терминология, определяющая предметно-объектную специфику ювенологических исследований (например, см. табл. 4).

Наряду с принципами и категориями важное место в методологии занимают законы. Они выполняют роль общего метода (подхода) к изучению ювенальных явлений, а также функции теоретических моделей, объясняющих механизмы возникновения, развития и угасания ювенальных процессов. Ювенология для своих познавательных целей нуждается не только в описании и объяснении явлений и процессов, но и в определении своих законов. Законы выступают своего рода методом объяснения места ювенальных процессов в общественной жизни. Они могут рассматриваться в равной мере как элемент не только методологии, но и онтологии ювенологии как науки.

Таблица 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.133.148 (0.006 с.)