Комплексный подход в ювенологических исследованиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексный подход в ювенологических исследованиях



Комплексный подход в междисциплинарных исследованиях. Потребность общественной практики и потребность развития научного знания о молодом поколении стимулировали и будут стимулировать становление и развертывание различных типов ювенологических исследований. Исследования могут быть как монодисциплинарными, так и междисциплинарными. Последние десятилетия характерны интересом прежде всего к междисциплинарным исследованиям: медико-биологическим, психофизиологическим, социально-экономическим, социально-психологическими, социально-правовым и т.п. Каждое из междисциплинарных исследований может иметь специфические задачи, свои предмет и объект, особые отношения между включенными в эти исследования различными научными дисциплинами. Однако у таких исследований имеется и нечто общее, это и есть комплексный подход к изучению объекта исследования.

Именно комплексный подход, по мнению авторов, может обеспечить реализацию междисциплинарности. Взаимодействие раз­ных дисциплин в познавательном процессе ювенологического знания облекается в форму постоянных и контролируемых междисциплинарных связей.

Комплексные ювенологические исследования могут реализоваться в следующих основных формах:

1) К первой форме относятся ювенологические исследования, в которых представлены не менее двух научных дисциплин, и (следовательно) не менее двух их представителей. Это могут быть дисциплины, входящие в одну отрасль знания, так и дисциплины, входящие в различные области знания. Примером первого типа могут служить медико-биологические исследования молодежной популяции, примером второго – медико-социальные исследования.

2) Второй формой могут выступать комплексные терминальные исследовательские программы, создаваемые на основе специально сформированного комплекса наук. Программы должны создаваться на строго определенный временной период для решения научных и научно-практических проблем.

3) Третья форма – комплексные ювенологические программы – стационары. Эти программы создаются на длительный период для решения особо сложных научно-практических проблем, возникающих на стыке всех основных областей научного знания.

Принципы комплексного подхода. Важнейшим принципом комплексного подхода (его фундаментом) выступает выработка единых и приемлемых для всех уча­стников исходных представлений об объекте изучения. К сожалению, значение данного принципа не всегда осознается. В ре­зультате можно встретить мнение, что любое исследование на гра­нице наук, предполагающее использование теоретических представлений из разных областей, является комплексным, ибо оно основывается на использовании знаний, относящихся к разным научным дисциплинам. Чтобы исследование стало действительно комплексным, явно недостаточно простого использования в описании итогов работы разных знаний об объекте изучения. Такое использование знаний должно производиться методологически осознанно и на определенной содержательной основе, ка­ковой выступает единое представление об объекте и предмете изучения.

Пред­ставления могут иметь разные формы: наглядный образ, блок-схему, модель, теоретическая схему. Исходное представление можно получить лишь опираясь на всю совокупность данных разных наук об объекте изучения, т. е. реализуя другой принцип комплексного подхода – «реорганизация релевантных знаний». В основе построения исходного представ­ления должен быть концептуальный аппарат той науки, которая отображает высшие уровни развития объекта, его существенные, глубинные связи и отношения, а также описывает главные фак­торы его поведения (принцип базовой дисциплины комплексного исследования).

Развитое исходное представление может служить основой построения единого сложноорганизованного предмета исследования. Это следующий важнейший принцип ком­плексного подхода. Предмет комплексного исследования представляет собой не простую сумму выделенных отдельными научными дисципли­нами сторон объекта. С точки зрения развитых исходных представлений об объ­екте следует говорить о новой их организации под специфическим углом зрения.В комплексном исследовании возможно появление таких предметов, которые ранее наука не знала и не создавала. Для их изучения необходимо развивать новые области знания. Становление ювенологии может привести к формированию принципиально новых предметов конкретных ювенологических исследований.

Принципиальная особенность комплексного ювенологического исследования про­является в расстановке сил и распределе­нии познавательных задач между участвующими в конкретном иссле­довании дисциплинами. Она реализуется на основе единого исходного представления об эмпирическом объекте. Теперь уже объект со всеми присущими ему внутренними и внешними связями, его «объективное строение» (отражение в научной модели) определяет структуру ис­следования, а не только частные интересы различных наук. Именно таким способом можно преодолеть узко-дисциплинарное видение и добиться видения междисциплинарного, многосторонне целостного.

Комплексное изучение объекта возможно лишь тогда, когда о нем уже получено некое знание, позволяющее сформулировать гипотезы относительно его внутрен­них и внешних связей. Такая ситуация сегодня сложилась и с изучением молодого поколения, различных его возрастных категорий. Это могут быть знания как теоретические, так и эмпириче­ские, дисциплинарные и многодисциплинарные. Они могут отно­ситься как к объекту изучения, так и к способам его исследова­ния. Знания служат основой, на которой можно строить предположения о сути, механизмах и законах развития того или иного явления, процесса, о путях их изучения. Это и есть естественный исходный пункт выработки исследовательской стратегии и теоретической концеп­ции объекта ювенологического исследования. Успех комплексного ювенологического исследо­вания во многом зависит от подготовительного периода научной работы, в процессе которого необходимо так реорганизовать накопленное знание, чтобы оно исполь­зовалось в новой форме. Данный этап работы должен завершаться получением, по крайней мере, трех типов знания:

1) характеристика и оценка современного состояния знаний об объекте изучения;

2) знание о методах и средствах познания, использовавшихся ранее, и предложения по вовлечению в комплексное исследование новых методов и приемов научной работы;

3) знание о законах деятельности, поведении исследовате­лей, ходе организации и проведения комплексных исследований, а также доведение их до всех участников данного исследования (проекта).

Трансформация имеющегося знания, адаптация его к новым по­знавательным задачам становится характерной особен­ностью комплексных исследований. Из общей суммы сложившихся знаний необходимо актуализировать лишь те, которые релевантны поставленным научным задачам. Сама процедура актуализации старых знаний носит сложный характер. В ее состав входят следующие операции: отбор релевантных знаний, оценка их состояния, трансформация, придание им рабочей направлен­ности в новых современных условиях и, наконец, эксплуатация знаний при решении насущных научно-практических проблем.

Вовлекаться в междисциплинарное комплексное изучение объекта могут знания разного типа, что выдвигает проблему конгру­энтности разных методов, идей, теорий и понятий. Ее аспекты и стороны требуют от организаторов и участников комплексного исследования постоянного внимания. Уже на пер­вых этапах подготовки ювенологического исследования (при проведении процедуры актуализации старых знаний) идея конгруэнтности должна при­сутствовать, как при отборе релевантных знаний, так и при их оценке. Знания методические и содержательные (не идентичные новой проблеме) должны строго отфильтровываться, что убережет ювенологов от ложных путей, сэкономит силы и время.

Процесс обработки наличного ювенологического знания о детях, подростках и молодежи должен носить достаточно творческий характер. В ходе его могут рождаться новые предположения о строении, законах функционирования и развития объекта, создаваться основы новых теорий и концептуальных моделей. Важно подчеркнуть: выработка новых исходных представлений об объекте и предмете, построение теории и моделей должны удовлетворять критериям конгруэнтности (т. е. в их основе лежит идея единства изучаемого явления, пу­тей его исследования и четкое осознание своеобразия различных форм знания).

Рассматриваемая стадия исследовательской работы будет завершаться созданием единой теоретической концепции объекта, которая составит ядро единой программы комплексного ювенологического исследования, что обеспечит в дальнейшем правильное распределение разнообраз­ных методов и познавательных процедур и приемов. Требование создания еди­ной концепции ювенального объекта и выработки на ее основе общей про­граммы комплексного ювенологического исследования совсем не означает, что таковые должны быть единственными. В ряде случаев (на­пример, когда существует большой дефицит знаний о частном изучаемом объекте) возможно со­здание двух, а в исключительных случаях и более программ. Все они могут развиваться параллельно, но каждая из них должна строиться на единых теоретико-позна­вательных основаниях, свойственных ювенологии как комплексному междисциплинарному знанию о молодом поколении.

Проблемы получения второго типа знаний, хотя и облегчаются решением рассмотренных выше вопросов, в комплексном исследо­вании обретают особую сложность. Применение методов, методик, техники и процедур должно носить взаимосвязанный, обоснованный и после­довательный характер. Данное требование прямо вытекает из прин­ципа одновременности как специфического принципа комплекс­ного подхода. Этот принцип предполагает одновременность (но не обязательно), синхронность применения различными исследователями разных познава­тельных процедур, начиная с обсуждения общего замысла исследования и кончая объединением частных результатов в единое целое. Принцип ставит участников ювенологического исследования перед проблемой субординации и координации ме­тодов исследования, выяснения места и значения каждого из ме­тодов во взаимосвязанном решении познавательных задач.

Совершая операции с накопленным ювенологическим знанием, анализируя область применения различных приемов, средств и методов познания, ученый рассматривает разные формы знания и отношения между ними. Он еще не исследует объективную реальность, а только готовится это сделать. Исследование же начинается тогда, когда ученым пройдены все подготовительные этапы, разработана стратегия исследования и создана его детализированная про­грамма (тактика).

Программа комплексного ювенологического исследования признана обеспечить единство познавательного процесса и единомыслие всех его основ­ных участников. Единство достигается за счет выработки общих для исследователей представлений об объекте изучения, основных проблемах и методах его анализа. Главное средство обеспечения единства познавательного процесса — выра­ботка единого идейного замысла. Именно общий теоретический замысел комплексного ювенологического исследования может обеспечить единство познавательного процесса и единооб­разное понимание существа анализируемой проблемы всеми участниками. Един­ство идейного замысла является той основой, на которой можно преодолеть центробежные силы, таящиеся в любом междисцип­линарном исследовании. Реализация его должна предусматривать постановку особых задач перед представителями разных областей научного знания, причем каждый из представителей должен знать не только свои задачи, но и задачи партнеров, видеть конечный ход решения всех целей и задач конкретного иссле­дования в целом.

Принципы методологического контроля и самоконтроля за совместимостью идей и результатовимеют первостепенное значение в организации ювенологических ис­следований. Реализация принципов позволяет рассматривать все частные задачи исследования в рамках единого целого, общего идейного замысла, сохранять, совершен­ствовать и развивать его. Говоря о принципах комплексного подхода, необходимо выделить принцип единства генеральной цели ювенологического исследования.

Ювенологическое комплексное исследование невозможно без четко поставленной (даже в самом общем виде) единой цели. Ее форму­лировка может быть произведена как в научных терминах, так и с помощью обычного словаря. Это цель-результат, тот желае­мый конечный научный итог, к которому должно стремиться любое ювенологическое исследование. Генеральная цель исследования – общий ориентир для всех его участников.

Многоцелевой характер комплексного исследования объясня­ется тем, что достижение генеральной цели требует постановки конкретных задач перед представителями различных обла­стей научного знания, вовлеченных в познавательный процесс. Выработка конкретных целей должна производиться всеми основными участниками исследования. И если фиксация целей и задач могут осуществляться с помощью научного и обыденного языка, то постановка познавательных задач ювенологического исследования возможна только в научных терминах. Грамотная постановка целей и задач предполагает активный и заинтересованный ди­алог между всеми участниками проекта. Результаты подобной углубленной методологической работы обязательно должны фик­сироваться в письменном виде и находить отражение в програм­мах ювенологических исследований.

Обоснование и характеристика дисциплинарных и междисциплинарных познавательных задач в ювенологических исследованиях должно занимать особое место. Многогранность молодого поколения, как объекта исследования, подвижность и динамизм его свойств и отношений с окружающей средой требуют особой тщательности в развитии межпредметных связей наук и формировании новых, ранее неизвестных комплексных предметов.

Установка на целостное и взаимосвязанное отображение раз­личных свойств молодежи и её отношений со средой определяет место и роль познавательных дисциплин – участниц ювенологического ис­следования.

Реализация принципа всесторонности требует направленного изучения выделенных сторон, и в отдельности, и в их вза­имосвязи, причем силами и средствами различных научных дисциплин. Речь должна идти о целенаправленном формировании комплекса наук, участвующих в ювенологическом исследовании, о постановке пе­ред ними специфических задач, исходя из единых исходных пред­ставлений об объекте и в соответствии со сложноорганизованной предметной областью ювенологии. Вопрос о формировании такого рода комплексов и осуществлении соответствующих исследований явля­ется актуальной задачей развития ювенологического знания. Одной из важнейших предпосылок ее решения может быть инвентаризация уже накопленных знаний о молодежи. Цель подобной инвентаризации – подготовка информации, как о состоянии, так и о перспек­тивах изучения эмпирического объекта, ознакомление широкой научной общественности с данной информацией. В ходе осуществ­ления инвентаризации подготавливается про­гноз о новых научных направлениях, которые следует разви­вать применительно к предполагаемому ювенальному объекту изучения. В слу­чаях, когда организуются крупномасштабные программы-стацио­нары, процедура инвентаризации знаний может быть осуществлена в достаточно сложных и строгих формах, одной из которых выступает классификация наук и научных направлений, издание энциклопедий и справочников – словарей.

Как отмечалось ранее, работа по формированию специальной группы наук, участ­вующих в ювенологическом исследовании, может включать в себя определение базовой дисциплины (или нескольких базовых дисциплин). В каждом конкретном случае в основу ювенологического исследования должна быть положена та дисциплина (принцип базовой дисциплины), которая уже содержит (или должна раз­вить) теорию, способную дать обобщенное представление (теоре­тическую схему, концептуальную модель) объекта и в то же время синтезировать результаты смежных наук. Как показывает практика исследований, встречаются случаи, когда крайне трудно, а порой и нецелесообразно решать проб­лему главной дисциплины. В ходе осуществления комплексного исследования нередко происходит смена лидера (базовой дисциплины, области знания).

Подобные трансформации не отменяют принципа базовой дисциплины, а лишь подкрепляют его. По­явление «нового лидера» лишь означает, что в ходе комплексного исследования произошел качественный скачок в понимании при­роды ювенального объекта.

Завершая изложение основных принципов комплексного подхода к ювенологическим исследованиям, хотелось бы подчеркнуть: комплексный подход – это та методологическая платформа, на которой возможно и необходимо осуществление комплексных междисциплинарных ювенологических исследований. Сознательное применение принципов комплексного подхода способствует повышению уровня методологической организации ювенологических исследований, позволяет выявить весь потенциал комплексного изучения молодого поколения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.148.68 (0.012 с.)