Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексный подход в ювенологических исследованияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Комплексный подход в междисциплинарных исследованиях. Потребность общественной практики и потребность развития научного знания о молодом поколении стимулировали и будут стимулировать становление и развертывание различных типов ювенологических исследований. Исследования могут быть как монодисциплинарными, так и междисциплинарными. Последние десятилетия характерны интересом прежде всего к междисциплинарным исследованиям: медико-биологическим, психофизиологическим, социально-экономическим, социально-психологическими, социально-правовым и т.п. Каждое из междисциплинарных исследований может иметь специфические задачи, свои предмет и объект, особые отношения между включенными в эти исследования различными научными дисциплинами. Однако у таких исследований имеется и нечто общее, это и есть комплексный подход к изучению объекта исследования. Именно комплексный подход, по мнению авторов, может обеспечить реализацию междисциплинарности. Взаимодействие разных дисциплин в познавательном процессе ювенологического знания облекается в форму постоянных и контролируемых междисциплинарных связей. Комплексные ювенологические исследования могут реализоваться в следующих основных формах: 1) К первой форме относятся ювенологические исследования, в которых представлены не менее двух научных дисциплин, и (следовательно) не менее двух их представителей. Это могут быть дисциплины, входящие в одну отрасль знания, так и дисциплины, входящие в различные области знания. Примером первого типа могут служить медико-биологические исследования молодежной популяции, примером второго – медико-социальные исследования. 2) Второй формой могут выступать комплексные терминальные исследовательские программы, создаваемые на основе специально сформированного комплекса наук. Программы должны создаваться на строго определенный временной период для решения научных и научно-практических проблем. 3) Третья форма – комплексные ювенологические программы – стационары. Эти программы создаются на длительный период для решения особо сложных научно-практических проблем, возникающих на стыке всех основных областей научного знания. Принципы комплексного подхода. Важнейшим принципом комплексного подхода (его фундаментом) выступает выработка единых и приемлемых для всех участников исходных представлений об объекте изучения. К сожалению, значение данного принципа не всегда осознается. В результате можно встретить мнение, что любое исследование на границе наук, предполагающее использование теоретических представлений из разных областей, является комплексным, ибо оно основывается на использовании знаний, относящихся к разным научным дисциплинам. Чтобы исследование стало действительно комплексным, явно недостаточно простого использования в описании итогов работы разных знаний об объекте изучения. Такое использование знаний должно производиться методологически осознанно и на определенной содержательной основе, каковой выступает единое представление об объекте и предмете изучения. Представления могут иметь разные формы: наглядный образ, блок-схему, модель, теоретическая схему. Исходное представление можно получить лишь опираясь на всю совокупность данных разных наук об объекте изучения, т. е. реализуя другой принцип комплексного подхода – «реорганизация релевантных знаний». В основе построения исходного представления должен быть концептуальный аппарат той науки, которая отображает высшие уровни развития объекта, его существенные, глубинные связи и отношения, а также описывает главные факторы его поведения (принцип базовой дисциплины комплексного исследования). Развитое исходное представление может служить основой построения единого сложноорганизованного предмета исследования. Это следующий важнейший принцип комплексного подхода. Предмет комплексного исследования представляет собой не простую сумму выделенных отдельными научными дисциплинами сторон объекта. С точки зрения развитых исходных представлений об объекте следует говорить о новой их организации под специфическим углом зрения.В комплексном исследовании возможно появление таких предметов, которые ранее наука не знала и не создавала. Для их изучения необходимо развивать новые области знания. Становление ювенологии может привести к формированию принципиально новых предметов конкретных ювенологических исследований. Принципиальная особенность комплексного ювенологического исследования проявляется в расстановке сил и распределении познавательных задач между участвующими в конкретном исследовании дисциплинами. Она реализуется на основе единого исходного представления об эмпирическом объекте. Теперь уже объект со всеми присущими ему внутренними и внешними связями, его «объективное строение» (отражение в научной модели) определяет структуру исследования, а не только частные интересы различных наук. Именно таким способом можно преодолеть узко-дисциплинарное видение и добиться видения междисциплинарного, многосторонне целостного. Комплексное изучение объекта возможно лишь тогда, когда о нем уже получено некое знание, позволяющее сформулировать гипотезы относительно его внутренних и внешних связей. Такая ситуация сегодня сложилась и с изучением молодого поколения, различных его возрастных категорий. Это могут быть знания как теоретические, так и эмпирические, дисциплинарные и многодисциплинарные. Они могут относиться как к объекту изучения, так и к способам его исследования. Знания служат основой, на которой можно строить предположения о сути, механизмах и законах развития того или иного явления, процесса, о путях их изучения. Это и есть естественный исходный пункт выработки исследовательской стратегии и теоретической концепции объекта ювенологического исследования. Успех комплексного ювенологического исследования во многом зависит от подготовительного периода научной работы, в процессе которого необходимо так реорганизовать накопленное знание, чтобы оно использовалось в новой форме. Данный этап работы должен завершаться получением, по крайней мере, трех типов знания: 1) характеристика и оценка современного состояния знаний об объекте изучения; 2) знание о методах и средствах познания, использовавшихся ранее, и предложения по вовлечению в комплексное исследование новых методов и приемов научной работы; 3) знание о законах деятельности, поведении исследователей, ходе организации и проведения комплексных исследований, а также доведение их до всех участников данного исследования (проекта). Трансформация имеющегося знания, адаптация его к новым познавательным задачам становится характерной особенностью комплексных исследований. Из общей суммы сложившихся знаний необходимо актуализировать лишь те, которые релевантны поставленным научным задачам. Сама процедура актуализации старых знаний носит сложный характер. В ее состав входят следующие операции: отбор релевантных знаний, оценка их состояния, трансформация, придание им рабочей направленности в новых современных условиях и, наконец, эксплуатация знаний при решении насущных научно-практических проблем. Вовлекаться в междисциплинарное комплексное изучение объекта могут знания разного типа, что выдвигает проблему конгруэнтности разных методов, идей, теорий и понятий. Ее аспекты и стороны требуют от организаторов и участников комплексного исследования постоянного внимания. Уже на первых этапах подготовки ювенологического исследования (при проведении процедуры актуализации старых знаний) идея конгруэнтности должна присутствовать, как при отборе релевантных знаний, так и при их оценке. Знания методические и содержательные (не идентичные новой проблеме) должны строго отфильтровываться, что убережет ювенологов от ложных путей, сэкономит силы и время. Процесс обработки наличного ювенологического знания о детях, подростках и молодежи должен носить достаточно творческий характер. В ходе его могут рождаться новые предположения о строении, законах функционирования и развития объекта, создаваться основы новых теорий и концептуальных моделей. Важно подчеркнуть: выработка новых исходных представлений об объекте и предмете, построение теории и моделей должны удовлетворять критериям конгруэнтности (т. е. в их основе лежит идея единства изучаемого явления, путей его исследования и четкое осознание своеобразия различных форм знания). Рассматриваемая стадия исследовательской работы будет завершаться созданием единой теоретической концепции объекта, которая составит ядро единой программы комплексного ювенологического исследования, что обеспечит в дальнейшем правильное распределение разнообразных методов и познавательных процедур и приемов. Требование создания единой концепции ювенального объекта и выработки на ее основе общей программы комплексного ювенологического исследования совсем не означает, что таковые должны быть единственными. В ряде случаев (например, когда существует большой дефицит знаний о частном изучаемом объекте) возможно создание двух, а в исключительных случаях и более программ. Все они могут развиваться параллельно, но каждая из них должна строиться на единых теоретико-познавательных основаниях, свойственных ювенологии как комплексному междисциплинарному знанию о молодом поколении. Проблемы получения второго типа знаний, хотя и облегчаются решением рассмотренных выше вопросов, в комплексном исследовании обретают особую сложность. Применение методов, методик, техники и процедур должно носить взаимосвязанный, обоснованный и последовательный характер. Данное требование прямо вытекает из принципа одновременности как специфического принципа комплексного подхода. Этот принцип предполагает одновременность (но не обязательно), синхронность применения различными исследователями разных познавательных процедур, начиная с обсуждения общего замысла исследования и кончая объединением частных результатов в единое целое. Принцип ставит участников ювенологического исследования перед проблемой субординации и координации методов исследования, выяснения места и значения каждого из методов во взаимосвязанном решении познавательных задач. Совершая операции с накопленным ювенологическим знанием, анализируя область применения различных приемов, средств и методов познания, ученый рассматривает разные формы знания и отношения между ними. Он еще не исследует объективную реальность, а только готовится это сделать. Исследование же начинается тогда, когда ученым пройдены все подготовительные этапы, разработана стратегия исследования и создана его детализированная программа (тактика). Программа комплексного ювенологического исследования признана обеспечить единство познавательного процесса и единомыслие всех его основных участников. Единство достигается за счет выработки общих для исследователей представлений об объекте изучения, основных проблемах и методах его анализа. Главное средство обеспечения единства познавательного процесса — выработка единого идейного замысла. Именно общий теоретический замысел комплексного ювенологического исследования может обеспечить единство познавательного процесса и единообразное понимание существа анализируемой проблемы всеми участниками. Единство идейного замысла является той основой, на которой можно преодолеть центробежные силы, таящиеся в любом междисциплинарном исследовании. Реализация его должна предусматривать постановку особых задач перед представителями разных областей научного знания, причем каждый из представителей должен знать не только свои задачи, но и задачи партнеров, видеть конечный ход решения всех целей и задач конкретного исследования в целом. Принципы методологического контроля и самоконтроля за совместимостью идей и результатовимеют первостепенное значение в организации ювенологических исследований. Реализация принципов позволяет рассматривать все частные задачи исследования в рамках единого целого, общего идейного замысла, сохранять, совершенствовать и развивать его. Говоря о принципах комплексного подхода, необходимо выделить принцип единства генеральной цели ювенологического исследования. Ювенологическое комплексное исследование невозможно без четко поставленной (даже в самом общем виде) единой цели. Ее формулировка может быть произведена как в научных терминах, так и с помощью обычного словаря. Это цель-результат, тот желаемый конечный научный итог, к которому должно стремиться любое ювенологическое исследование. Генеральная цель исследования – общий ориентир для всех его участников. Многоцелевой характер комплексного исследования объясняется тем, что достижение генеральной цели требует постановки конкретных задач перед представителями различных областей научного знания, вовлеченных в познавательный процесс. Выработка конкретных целей должна производиться всеми основными участниками исследования. И если фиксация целей и задач могут осуществляться с помощью научного и обыденного языка, то постановка познавательных задач ювенологического исследования возможна только в научных терминах. Грамотная постановка целей и задач предполагает активный и заинтересованный диалог между всеми участниками проекта. Результаты подобной углубленной методологической работы обязательно должны фиксироваться в письменном виде и находить отражение в программах ювенологических исследований. Обоснование и характеристика дисциплинарных и междисциплинарных познавательных задач в ювенологических исследованиях должно занимать особое место. Многогранность молодого поколения, как объекта исследования, подвижность и динамизм его свойств и отношений с окружающей средой требуют особой тщательности в развитии межпредметных связей наук и формировании новых, ранее неизвестных комплексных предметов. Установка на целостное и взаимосвязанное отображение различных свойств молодежи и её отношений со средой определяет место и роль познавательных дисциплин – участниц ювенологического исследования. Реализация принципа всесторонности требует направленного изучения выделенных сторон, и в отдельности, и в их взаимосвязи, причем силами и средствами различных научных дисциплин. Речь должна идти о целенаправленном формировании комплекса наук, участвующих в ювенологическом исследовании, о постановке перед ними специфических задач, исходя из единых исходных представлений об объекте и в соответствии со сложноорганизованной предметной областью ювенологии. Вопрос о формировании такого рода комплексов и осуществлении соответствующих исследований является актуальной задачей развития ювенологического знания. Одной из важнейших предпосылок ее решения может быть инвентаризация уже накопленных знаний о молодежи. Цель подобной инвентаризации – подготовка информации, как о состоянии, так и о перспективах изучения эмпирического объекта, ознакомление широкой научной общественности с данной информацией. В ходе осуществления инвентаризации подготавливается прогноз о новых научных направлениях, которые следует развивать применительно к предполагаемому ювенальному объекту изучения. В случаях, когда организуются крупномасштабные программы-стационары, процедура инвентаризации знаний может быть осуществлена в достаточно сложных и строгих формах, одной из которых выступает классификация наук и научных направлений, издание энциклопедий и справочников – словарей. Как отмечалось ранее, работа по формированию специальной группы наук, участвующих в ювенологическом исследовании, может включать в себя определение базовой дисциплины (или нескольких базовых дисциплин). В каждом конкретном случае в основу ювенологического исследования должна быть положена та дисциплина (принцип базовой дисциплины), которая уже содержит (или должна развить) теорию, способную дать обобщенное представление (теоретическую схему, концептуальную модель) объекта и в то же время синтезировать результаты смежных наук. Как показывает практика исследований, встречаются случаи, когда крайне трудно, а порой и нецелесообразно решать проблему главной дисциплины. В ходе осуществления комплексного исследования нередко происходит смена лидера (базовой дисциплины, области знания). Подобные трансформации не отменяют принципа базовой дисциплины, а лишь подкрепляют его. Появление «нового лидера» лишь означает, что в ходе комплексного исследования произошел качественный скачок в понимании природы ювенального объекта. Завершая изложение основных принципов комплексного подхода к ювенологическим исследованиям, хотелось бы подчеркнуть: комплексный подход – это та методологическая платформа, на которой возможно и необходимо осуществление комплексных междисциплинарных ювенологических исследований. Сознательное применение принципов комплексного подхода способствует повышению уровня методологической организации ювенологических исследований, позволяет выявить весь потенциал комплексного изучения молодого поколения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.012 с.) |