Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дети, подростки, молодежь как эмпирический объектСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И категории ювенологии
С науковедческих позиций ювенология, как наука, может быть таковой лишь в том случае, если она имеет свою предметно-объектную область познания и соответствующую ей систему категорий, понятий. Изучение молодого поколения (детей, подростков и молодежи) предполагает четкое определение объекта и его границ. Однако в современной литературе о детях, подростках и молодежи оно отсутствует. Существующие взгляды на понятие «дети» можно объединить в четыре группы, - считает Е. Бреева в своей монографии «Дети в современном обществе» (Москва, 1999). Наиболее распространенная точка зрения исходит из того, что задача детей – готовиться к жизни в обществе на равных правах и положении со взрослыми. Такое отношение к детям зародилось с древних времен. Еще в Спарте всех здоровых и крепких детей, начиная с семилетнего возраста, воспитывали в специальных учреждениях, приучая к суровой жизни будущих воинов. Такое же отношение к детям было характерно и для других народов античного Средиземноморья. В средние века эта традиция была продолжена христианской церковью, которая настаивала на моральном долге родителей “заботиться о воспитании потомства”. Например, отец, пренебрегавший этой обязанностью, рисковал земным благополучием сына и спасением его души. В средневековом обществе родители интересовались детьми мало, ожидая от них как можно более раннего “включения во взрослую жизнь”. Взрослые, если они были воинами, считали: сыновья, как только возраст позволял им брать в руки оружие (приспособленное к их силам), ездить верхом и охотиться, должны становиться “маленькими воинами”. Девочек тоже торопили стать взрослыми, стараясь поскорее выдать замуж. “Мнение о том, что дети – это группа населения, цель которой – обучение и подготовка к взрослой жизни, оказалось очень живучим”, - считает Е. Бреева. В 30-е годы в России появилась концепция “смены ведущих видов деятельности” человека, согласно которой в советской психологии стало общепринятым деление человеческой деятельности на три основных формы: игру, учение, труд. Утверждалось: при переходе от дошкольного детства к школьному и послешкольному развитию индивида в его жизни происходит смена этих ведущих видов деятельности. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьного – учение, а для взрослого – труд. Сегодня, как отмечалось ранее, минимальный трудоспособный возраст начинается, с юридической точки зрения, по достижении ребенком 14 лет. Для начала систематической трудовой деятельности граждан низшая граница, устанавливаемая государством, – 16 лет (до достижения 18 лет рабочий день не превышает 4-х часов). В реальной действительности работать дети начинают и раньше, и позже. Такая неоднозначность поведения детей и детей подросткового возраста не позволяет использовать вступление их в трудоспособный возраст как критерий окончания детства. Одновременно некоторые известные политики России (например, А. Тулеев) считают, что необходимо законодательно разрешить трудиться детям уже с 11-12 лет, что отвечает особенностям кризисной экономической ситуации, сложившейся в нашей стране к началу XXI века, а также огромному числу сирот (620 тыс.) и беспризорных детей (более 2 млн.) в Российской Федерации, которым необходимо стать экономически самостоятельными. Возрастные характеристики молодежи как социально-демографической группы, исторически и социально обусловлены и в настоящее время включают в нашей стране период от 11-17 до 29 лет. Следует отметить: несмотря на несколько размытые возрастные границы, вычленение исследуемой социально-психологической общности имеет глубокие исторические корни. Во всех первобытных обществах в основе выделения детей, подростков и молодежи (как отдельной «не взрослой» группы) лежало половозрастное разделение труда. Молодежь имела строго определенный статус и в его рамках (и соответствующих ему общественных обязанностей) была полноправной частью социума. В современном обществе, напротив, первым и одним из основных критериев отнесения индивидов к социальной группе “молодежь” является скорее отсутствие определенного социального статуса, точнее – активная включенность в процесс его приобретения. Взросление, социальное становление и развитие связано с воспитанием, получением образования, профессии, достижением гражданской зрелости. Вторым важным критерием выделения когорты “молодежь” (как особой категории) становятся психоэмоциональные особенности возрастной группы, а третьим – специфика периода достижения физической, социально-психологической и половой зрелости. Так как периоды достижения физической, психоэмоциональной, социально-психологической и социально-экономической зрелости для каждого отдельного индивида обычно не совпадают, то установление возрастных границ социально-демографической группы достаточно условно. Если в доиндустриальном обществе роль молодежи была традиционно ограничена (что можно наблюдать и сейчас в аграрных регионах стран Третьего мира), то в обществе индустриальном (постиндустриальном) значимость изучаемой социально-демографической общности чрезвычайно велика. В начале XXI века молодое поколение составляло примерно 20 – 35 процентов населения индустриальных стран, в том числе около 40% трудоспособного (экономически активного) населения. Молодежь – наиболее подвижная, адаптивная и одновременно инновационная часть общества. Она быстро и остро реагирует на изменение социально-экономической и социально-политической ситуаций. Возрастает роль молодежных движений и организаций в общественной жизни мирового сообщества. Несмотря на отмечающееся удлинение сроков общеобразовательной и профессиональной подготовки возрастает (хотя и медленно) роль молодежи в экономической жизни общества, во властных структурах, бизнесе, управлении. Сегодня молодой россиянин не только “по закону” может, но и реально трудится, получает паспорт уже с 14 лет. С этого же возраста у него учитывается трудовой стаж, он несет правовую, в т.ч. уголовную, ответственность. Социолог И. Кон в книге “Психология ранней юности” (Москва, 1989) приводит интересные исторические примеры определения юности и юношества. Возрастная терминология в России, - пишет И. Кон, - никогда не была однозначной. В Толковом словаре В. Даля “юноша” определяется как “молодой”, “малый”, “парень – от 15 до 20 лет и более”, а “подросток” – как “дитя на подросе” – около 14-15 лет. Писатель Л. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считал 15-летие. Между тем герою романа Ф. Достоевского “Подросток” уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово “отрок” обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Возрастные категории первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение (статус). Древнерусское “отрок” (буквально – “не имеющий право говорить”) означало: “раб”, “слуга”, “работник”, “княжеский воин”. Сегодня переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Хронологические границы этих возрастов определяются совершенно различно. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым (отрочество), а в психологии 16 – 18-летних считают юношами. Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с принятой и существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт). Слово “юность” обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что связано с завершением физического (полового) созревания и достижением социальной зрелости. Во взрослую поликлинику «детей раннего возраста» (с 1 года до 16 лет) могут переводить лишь с 15 лет. Обзаводиться семьей юношам разрешено с 18 лет, тогда как девушки могут выйти замуж и с 16 лет (по разрешению родителей и местной администрации возраст может быть снижен, но не более чем на два года). В соответствии с действующим законом о государственной статистике молодость в России продлена до 30 лет, хотя с медицинской точки зрения это уже первый этап зрелого (взрослого) возраста. В СССР и в нынешней России молодыми научными сотрудниками считаются лица до 35 лет (при этом они, как представители молодежи, имеют право на ряд льгот). В отчетности МВД РФ вообще нет понятия “молодежная преступность”, существует лишь категория “несовершеннолетние правонарушители”, а вторая – “взрослые”. Минимальный возраст для уголовной ответственности и лишения свободы – 14 лет (Уголовный кодекс РФ). Военные науки определяют минимальный возраст с точки зрения возможной обязательной, а также добровольной воинской службы – 18 лет (Закон о воинской обязанности). В сфере торговли возраст ограничения в приобретении алкогольных напитков – 21 год (Правила торговли). В мировой практике нельзя найти общего подхода к определению возрастных границ детей, подростков и молодежи. В законодательствах о молодежи многих экономически развитых стран чаще встречается верхний – 25-летний возрастной порог. Для отдельных правоотношений он может быть выше (30 лет) или ниже (21 год). Например, в Законе о молодежи бывшей ГДР граница молодежи была проведена на 25-летней отметке, а в Кодексе о детях и молодежи Республики Куба на 30-летней. В венгерском Законе о молодежи (1971 г.) вообще нет возрастных границ группы молодежи. Наиболее разработана, по мнению авторов, возрастная дифференциация в современной Германии (см. табл. 3). Таблица 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.008 с.) |