Дети, подростки, молодежь как эмпирический объект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети, подростки, молодежь как эмпирический объект



И категории ювенологии

 

С науковедческих позиций ювенология, как наука, может быть таковой лишь в том случае, если она имеет свою предметно-объектную область познания и соответствующую ей систему категорий, понятий. Изучение молодого поколения (детей, подростков и молодежи) предполагает четкое определение объекта и его границ. Однако в современной литературе о детях, подростках и молодежи оно отсутствует.

Существующие взгляды на понятие «дети» можно объединить в четыре группы, - считает Е. Бреева в своей монографии «Дети в современном обществе» (Москва, 1999). Наиболее распространенная точка зрения исходит из того, что задача детей – готовиться к жизни в обществе на равных правах и положении со взрослыми. Такое отношение к детям зародилось с древних времен. Еще в Спарте всех здоровых и крепких детей, начиная с семилетнего возраста, воспитывали в специальных учреждениях, приучая к суровой жизни будущих воинов. Такое же отношение к детям было характерно и для других народов античного Средиземноморья. В средние века эта традиция была продолжена христианской церковью, которая настаивала на моральном долге родителей “заботиться о воспитании потомства”. Например, отец, пренебрегавший этой обязанностью, рисковал земным благополучием сына и спасением его души. В средневековом обществе родители интересовались детьми мало, ожидая от них как можно более раннего “включения во взрослую жизнь”. Взрослые, если они были воинами, считали: сыновья, как только возраст позволял им брать в руки оружие (приспособленное к их силам), ездить верхом и охотиться, должны становиться “маленькими воинами”. Девочек тоже торопили стать взрослыми, стараясь поскорее выдать замуж.

“Мнение о том, что дети – это группа населения, цель которой – обучение и подготовка к взрослой жизни, оказалось очень живучим”, - считает Е. Бреева. В 30-е годы в России появилась концепция “смены ведущих видов деятельности” человека, согласно которой в советской психологии стало общепринятым деление человеческой деятельности на три основных формы: игру, учение, труд. Утверждалось: при переходе от дошкольного детства к школьному и послешкольному развитию индивида в его жизни происходит смена этих ведущих видов деятельности. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьного – учение, а для взрослого – труд.

Сегодня, как отмечалось ранее, минимальный трудоспособный возраст начинается, с юридической точки зрения, по достижении ребенком 14 лет. Для начала систематической трудовой деятельности граждан низшая граница, устанавливаемая государством, – 16 лет (до достижения 18 лет рабочий день не превышает 4-х часов). В реальной действительности работать дети начинают и раньше, и позже. Такая неоднозначность поведения детей и детей подросткового возраста не позволяет использовать вступление их в трудоспособный возраст как критерий окончания детства. Одновременно некоторые известные политики России (например, А. Тулеев) считают, что необходимо законодательно разрешить трудиться детям уже с 11-12 лет, что отвечает особенностям кризисной экономической ситуации, сложившейся в нашей стране к началу XXI века, а также огромному числу сирот (620 тыс.) и беспризорных детей (более 2 млн.) в Российской Федерации, которым необходимо стать экономически самостоятельными.

Возрастные характеристики молодежи как социально-демографической группы, исторически и социально обусловлены и в настоящее время включают в нашей стране период от 11-17 до 29 лет. Следует отметить: несмотря на несколько размытые возрастные границы, вычленение исследуемой социально-психологической общности имеет глубокие исторические корни.

Во всех первобытных обществах в основе выделения детей, подростков и молодежи (как отдельной «не взрослой» группы) лежало половозрастное разделение труда. Молодежь имела строго определенный статус и в его рамках (и соответствующих ему общественных обязанностей) была полноправной частью социума. В современном обществе, напротив, первым и одним из основных критериев отнесения индивидов к социальной группе “молодежь” является скорее отсутствие определенного социального статуса, точнее – активная включенность в процесс его приобретения. Взросление, социальное становление и развитие связано с воспитанием, получением образования, профессии, достижением гражданской зрелости. Вторым важным критерием выделения когорты “молодежь” (как особой категории) становятся психоэмоциональные особенности возрастной группы, а третьим – специфика периода достижения физической, социально-психологической и половой зрелости. Так как периоды достижения физической, психоэмоциональной, социально-психологической и социально-экономической зрелости для каждого отдельного индивида обычно не совпадают, то установление возрастных границ социально-демографической группы достаточно условно.

Если в доиндустриальном обществе роль молодежи была традиционно ограничена (что можно наблюдать и сейчас в аграрных регионах стран Третьего мира), то в обществе индустриальном (постиндустриальном) значимость изучаемой социально-демографической общности чрезвычайно велика. В начале XXI века молодое поколение составляло примерно 20 – 35 процентов населения индустриальных стран, в том числе около 40% трудоспособного (экономически активного) населения.

Молодежь – наиболее подвижная, адаптивная и одновременно инновационная часть общества. Она быстро и остро реагирует на изменение социально-экономической и социально-политической ситуаций. Возрастает роль молодежных движений и организаций в общественной жизни мирового сообщества. Несмотря на отмечающееся удлинение сроков общеобразовательной и профессиональной подготовки возрастает (хотя и медленно) роль молодежи в экономической жизни общества, во властных структурах, бизнесе, управлении. Сегодня молодой россиянин не только “по закону” может, но и реально трудится, получает паспорт уже с 14 лет. С этого же возраста у него учитывается трудовой стаж, он несет правовую, в т.ч. уголовную, ответственность.

Социолог И. Кон в книге “Психология ранней юности” (Москва, 1989) приводит интересные исторические примеры определения юности и юношества. Возрастная терминология в России, - пишет И. Кон, - никогда не была однозначной. В Толковом словаре В. Даля “юноша” определяется как “молодой”, “малый”, “парень – от 15 до 20 лет и более”, а “подросток” – как “дитя на подросе” – около 14-15 лет. Писатель Л. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считал 15-летие. Между тем герою романа Ф. Достоевского “Подросток” уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово “отрок” обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Возрастные категории первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение (статус). Древнерусское “отрок” (буквально – “не имеющий право говорить”) означало: “раб”, “слуга”, “работник”, “княжеский воин”.

Сегодня переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Хронологические границы этих возрастов определяются совершенно различно. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым (отрочество), а в психологии 16 – 18-летних считают юношами. Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с принятой и существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт). Слово “юность” обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что связано с завершением физического (полового) созревания и достижением социальной зрелости.

Во взрослую поликлинику «детей раннего возраста» (с 1 года до 16 лет) могут переводить лишь с 15 лет. Обзаводиться семьей юношам разрешено с 18 лет, тогда как девушки могут выйти замуж и с 16 лет (по разрешению родителей и местной администрации возраст может быть снижен, но не более чем на два года). В соответствии с действующим законом о государственной статистике молодость в России продлена до 30 лет, хотя с медицинской точки зрения это уже первый этап зрелого (взрослого) возраста. В СССР и в нынешней России молодыми научными сотрудниками считаются лица до 35 лет (при этом они, как представители молодежи, имеют право на ряд льгот). В отчетности МВД РФ вообще нет понятия “молодежная преступность”, существует лишь категория “несовершеннолетние правонарушители”, а вторая – “взрослые”. Минимальный возраст для уголовной ответственности и лишения свободы – 14 лет (Уголовный кодекс РФ). Военные науки определяют минимальный возраст с точки зрения возможной обязательной, а также добровольной воинской службы – 18 лет (Закон о воинской обязанности). В сфере торговли возраст ограничения в приобретении алкогольных напитков – 21 год (Правила торговли).

В мировой практике нельзя найти общего подхода к определению возрастных границ детей, подростков и молодежи. В законодательствах о молодежи многих экономически развитых стран чаще встречается верхний – 25-летний возрастной порог. Для отдельных правоотношений он может быть выше (30 лет) или ниже (21 год). Например, в Законе о молодежи бывшей ГДР граница молодежи была проведена на 25-летней отметке, а в Кодексе о детях и молодежи Республики Куба на 30-летней. В венгерском Законе о молодежи (1971 г.) вообще нет возрастных границ группы молодежи. Наиболее разработана, по мнению авторов, возрастная дифференциация в современной Германии (см. табл. 3).

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.021 с.)