Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура ювенологического знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несколько слов о соотношении эмпирии и теории в ювенологической науке. Этот аспект важно выделить, тем более что некоторые отечественные и зарубежные ученые абсолютизируют, преувеличивают эмпирическую сторону в изучении проблем подрастающего поколения. Считается, например, хорошим тоном в статье или книге по социологии молодежи привести «поток цифр» (особенно с десятыми долями, без учета ошибки выборки!), не удосужив себя определить тенденции, сделать необходимые теоретические выводы и прогнозы, дать практические рекомендации. В таких случаях говорят: «горе-ученые за елками леса не видят». Недооценка теоретического аспекта в осмыслении эмпирических данных, характеризующих проблемы становления и взросления подрастающего поколения, находит выражение в представлениях, согласно которым эмпирические исследования являются не только основой, но и конечной целью всех научных изысканий в «науке о молодежи». Задачи и функции ювенологии не ограничиваются только описанием, но и предполагают проникновение в сущность исследуемых явлений, анализ факторов и механизмов, детерминирующих и опосредующих исследуемые процессы ювенального характера. Ювенология осуществляет исследования комплексных проблем онтогенеза и филогенеза молодого поколения, изучает законы и закономерности взросления, достижения физической, психической, духовной, социально-психологической и социально-экономической зрелости. Одновременно она уделяет значительное внимание социальной практике, служит научной основой регулирования и решения конкретных проблем детства и молодежи. Сочетание теоретических (фундаментальных) и прикладных исследований является неотъемлемой характеристикой ювенологического исследования. В ходе исторического развития, как отмечалось выше, социальное знание прошло общие для развития науки в целом стадии горизонтальной предметно-объектной дифференциации, ответвления от единой метанауки множества обществоведческих дисциплин. Однако вертикальная дифференциация, деление гуманитарных и общественных дисциплин на фундаментальные и прикладные исследования, теоретические и научно-практические разработки еще слабы, а в ряде общественных наук вообще отсутствуют. Ученые-ювенологи, проводящие фундаментальные исследования, не только должны глубоко анализировать социальную действительность, определять закономерности ее развития, но и вырабатывать предложения и рекомендации по путям и методам совершенствования управления ювенальными процессами (вырабатывать информацию, пригодную для использования на практике). Ювенология служит научной основой регулирования процессов в молодежной сфере на всех уровнях социального управления. Основные положения и исходные принципы современной парадигмы ювенологии определяют методический инструментарийювенологического исследования. Как комплексное полидисциплинарное знание, ювенология широко использует методы исследования тех научных дисциплин, которые позволяют определить, описать (количественно и качественно), систематизировать и осуществить анализ предметных характеристик исследуемого объекта. Так, при исследовании социально-экономических характеристик молодежи используются методы статистики, социологии, экономического анализа. Социальные, демографические, культурологические, медико-биологические и другие аспекты ювенологического исследования требуют привлечения методик демографии, культурологии, психологии, медицины и ряда других гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, отражающих биосоциальные характеристики многообразного ювенального объекта исследования. Важнейшей задачей ювенологических исследований становится выявление закономерностей диалектической взаимосвязи и взаимозависимости различных аспектов и характеристик ювенальных процессов и явлений, подтверждающих (или отрицающих), уточняющих и развивающих общую теорию ювенологии. Многоаспектность ювенологических исследований требует тщательного формирования информационной базы и проблемно-ориентированной организации исследований. Ювенологическое исследование включает следующие основные процедуры и этапы: - определение проблемной ситуации, главной цели и поэтапных задач исследования в терминах и парадигмах тех дисциплин, методы и средства которых используются в конкретном исследовании; - разработка парадигмы (концепции) конкретного ювенологического исследования; - выдвижение основных гипотез, предположений о взаимозависимостях; - проведение исследования с использованием методов и процедур конкретных научных дисциплин и с учетом ограничений, накладываемых спецификой объекта и предметной областью ювенологии; - интерпретация и согласование результатов отдельных исследований, определение характеристик и закономерностей ювенальных процессов и явлений; - выявление основных тенденций изменения объекта ювенологического исследования, построение моделей и прогнозирование развития исследуемого явления или процесса. Определение феноменологических основ теории логически вытекает из того факта, что объектом ее оказывается исследуемый феномен – конкретные ювенальные процессы и явления. Как междисциплинарное комплексное знание о биосоциальном становлении подрастающего поколения, ювенология формирует концептуальные модели общего порядка, вычленяя именно ювенальные процессы и явления из сложившихся уже ранее научных дисциплин. Например, из экономической социологии можно с успехом использовать (как отмечалось ранее) теоретические положения, согласно которым качество нынешнего подрастающего поколения определяет контуры, параметры и свойства человеческого (и уже – трудового) потенциала в будущем: его демографические границы и медико-биологические характеристики, степень образованности и профессиональной подготовки будущего экономически активного населения (региона, страны в целом), в конечном итоге – уровень экономического развития социума. Теперь обратимся к разделу “феноменология – практика” в структуре ювенологического знания. Сегодня не все ювенальные явления и процессы поддаются оценке и измерению (количественному определению параметров, их определяющих). Во многих случаях измерения и оценки относятся к качественным, чувственным по восприятию, характеристикам. В итоге исследователь может быть лишен возможности адекватно оценить ювенальные процессы и явления с необходимой степенью достоверности. Можно высказать предположение: ограничения в измерении становятся причиной того, что более детальной оценке подвергаются чаще те явления и процессы, которые ранее уже хорошо изучены в рамках отдельных составляющих дисциплин (например, в социологии молодежи). Поэтому представляется целесообразным устанавливать необходимые связи, опосредования и детерминации между ювенальными процессами и явлениями, уточнять и объяснять дискретность, не позволяющую порой отследить особенности изучаемых процессов. Теория пронизывает всю систему ювенологической науки: методологию, феноменологию и праксиологию. Последний вертикальный раздел в рассматриваемой структуре – праксиология. Она связана с реализацией конкретных ювенологических знаний в практической деятельности людей. Прикладные функции ювенологии находят отражение в опыте применения теории, ювенологических знаний в различных сферах общественной жизни. Теория тесно связана с инструментальным аппаратом науки и фактическим материалом, который накапливается в ходе ювенологических исследований. Теория зависит от качества, уровня методики и техники проводимых исследований, от достоверности, репрезентативности получаемого эмпирического материала. Это определяет содержание концептуальных моделей общего и частного порядка. Вместе с тем ювенологическая теория обладает и относительной самостоятельностью. Ее роль не исчерпывается методологическими, феноменологическими и праксиологическими функциями, а предполагает разработку, построение и проверку различных моделей функционирования ювенальных явлений и процессов. Главной задачей теории является не описание, а скорее объяснение получаемых эмпирических данных на основе проникновения в сущность исследуемых ювенальных феноменов.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.006 с.) |