Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт институционализации ювенологии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Многоаспектное рассмотрение проблем жизнедеятельности и характеристик молодого поколения современной России подтверждает необходимость объединения усилий ученых различных научных направлений, специалистов и практиков по формированию и реализации ювенальной политики, базирующейся на строгом научном знании о ювенальных процессах. Важным средством развития ювенологического знания является его социальная институционализация – проведение конференций и симпозиумов, публикация книг, учебных пособий и отдельных статей, формирование научных сообществ и общественных организаций (академий), а также создание специализированных научно-исследовательских подразделений, например, в структуре Российской Академии наук. Национальная Академия ювенологии. Идея создания научного общественного сообщества «Национальная Академия ювенологии» родилась в 1997 г. По разным причинам реализовать тогда замысел и зарегистрировать общественную организацию не удалось, хотя соответствующие документы были подготовлены. В последнее время социальная ситуация изменилась, точнее – резко обострилась. Россия стала «обществом риска», где проблемы подрастающего поколения определяют «быть или не быть» российскому государству. Многочисленные исследования, проведенные Институтом социально-экономических проблем (ныне – ИРЭ) РАН, Институтом социально-политических исследований РАН, Институтом молодежи (Москва), НИИКСИ при Санкт-Петербургском государственном университете с 1980 по 1996 годы, обширные данные государственной статистики указывали на глубокие деформации в качестве жизни и резкое ухудшение положения подрастающего поколения, обострение старых и появление новых проблем в среде детей, подростков и молодежи. Уже с 1984 г. прогнозы в отношении экономически активного населения (трудового потенциала страны) обозначились пессимистические. Медлить было нельзя. Объективные условия российской действительности продиктовали наши субъективные установки и действия. В ноябре 1996 г. впервые в России регистрируется Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Академия ювенологии». Учредителями сообщества стали видные ученые Российской Академии наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, а также специалисты-практики, чья профессиональная деятельность долгие годы была связана с решением проблем подрастающего поколения (например, учителя школ, подростковые врачи, сотрудники МВД РФ).
В апреле 1997 г. после закрытия Санкт-Петербургской организации была зарегистрирована уже Национальная Академия ювенологии (НАЮ). На сегодняшний день в ней представлены ученые и практики из 30 городов страны, более двухсот человек. Создаются филиалы в других регионах (например, Москве, Чувашии, Татарстане, Новосибирске, Новгороде и др.). В современной России новыми общественными академиями никого не удивишь. Поэтому следует сказать о специфике нового научного сообщества. Во-первых, Академия объединяет в своих рядах людей разных специальностей и отраслей знания – социологов, экономистов, юристов, политологов, медиков, демографов, политиков, педагогов, психологов. Это позволяет комплексно, на междисциплинарном уровне изучать проблемы молодого поколения, предлагать нестандартные пути их разрешения на «стыке» различных наук, различных сфер общественной жизни. Во-вторых, в Академию входят и ученые, и специалисты-практики, что дает реальную возможность уже на стадии исследования (реализации проекта) отрабатывать комплекс мероприятий по практическому решению проблем подрастающего поколения, определять стратегию и тактику политики в отношении детей и молодежи. Так, впервые в рамках одного сообщества стираются грани между «сухими» теоретическими построениями, «голым эмпиризмом» и практическим внедрением результатов фундаментальных и прикладных разработок. Идея создания академий ювенологии возникла в Санкт-Петербурге, где накоплен огромный научный и научно-практический потенциал по изучению проблем детей и молодежи, решению сложных вопросов воспитания, образования и социализации подрастающего поколения россиян. В Ленинграде – Санкт-Петербурге уже не впервые возникают и развиваются новые научные дисциплины: генетика, информатика, космонавтика, социальная психология, биохимия и ряд других. Национальная Академия ювенологии является добровольным самоуправляемым общественным объединением, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей и задач.
В своей деятельности Академия руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом РФ «Об общественных объединениях». Академия является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет печать и бланк, свою эмблему (значок нагрудный). Местонахождение президиума Академии: Санкт-Петербург, 198013, Серпуховская улица, дом 38 (в помещении ИРЭ РАН), комната 46. Целью и основными задачами создания и деятельности Академии стали: · концентрация усилий ученых и практиков на решении первоочередных проблем биосоциального становления поколения молодых россиян; · содействие формированию и реализации детской и молодежной политик на разных уровнях от общенационального до муниципального (местного); · обобщение и развитие прогрессивных форм работы с молодежью (Академия организует обмен опытом работы с детьми и молодежью, проводит конференции и симпозиумы, независимые общественные экспертизы проектов и программ, развивает международное сотрудничество в области ювенологии и издает научные труды); · содействие формированию нового поколения ученых и практиков-ювенологов. Задачами деятельности Академии являются: - выявление и анализ значимых тенденций в качестве молодого поколения и социальных последствий принимаемых решений (для своевременной корректировки политики в отношении молодежи и детей); - разработка прогнозов в отношении качества молодого поколения, выработка управленческих условий для решения острых проблем в среде молодежи; - разработка рекомендаций по управлению социальными процессами в среде молодого поколения на разных уровнях; - общественная экспертиза, осуществление и содействие в реализации проектов и программ в области работы с детьми и молодежью; - содействие в создании благоприятных условий для научной и общественной деятельности ученых и практиков – ювенологов, защита прав и интересов членов Академии; - содействие в повышении квалификации и обучении специалистов в области ювенологии; - осуществление обмена информацией о результатах исследований и практическом опыте в сфере работы с молодежью; - развитие международных связей и международного сотрудничества в области ювенологии. Для решения своих задач Академия: - проводит научные конференции, симпозиумы, «круглые столы», семинары, встречи и другие мероприятия; - организует проведение научных исследований; - участвует в составлении экспертных заключений для предоставления их в органы власти; - способствует установлению связей своих членов с зарубежными партнерами – ювенологами, участвует в работе международных организаций по своему профилю; - учреждает средства массовой информации и осуществляет издательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством; - содействует изданию научных трудов, монографий, книг, журналов, альбомов, аудио- и видео продукции, направленных на реализацию уставных целей и задач; - представляет законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных организациях. Для осуществления уставных целей и задач Академия имеет право: - свободно распространять информацию о своей деятельности;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном действующим в РФ законодательством; - выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; - участвовать в избирательных кампаниях. Членами Академии могут быть ученые и практики, внесшие значительный вклад в развитие ювенологии, возглавляющие работу научных и творческих коллективов в области ювенологии, либо организации, учреждения, осуществляющие работу с детьми и молодежью, добившиеся серьезных научно-практических результатов, получивших широкое признание и имеющих общественную пользу. В настоящее время идет регистрация Международной Академии ювенологии. Академии будут работать вместе, дополняя друг друга. По мере развертывания деятельности академий определятся и укрепятся их организационные, управленческие и кадровые структуры. В Национальной Академии ювенологии уже сформированы гуманитарное, военное, медицинское, культурно-просветительское, издательское отделения, а также отделения социальной педиатрии, помощи семье, подростковой медицины, по работе с несовершеннолетними правонарушителями, инвестиционной политики, медико-социальной защиты детей и молодежи. Важным направлением деятельности Национальной Академии ювенологии является издательская деятельность.По инициативе Национальной Академии ювенологии (и с ее участием), совместно с Санкт-Петербургским институтом экономики и управления, Международной академией инвестиций и управления экономикой строительства с 1998 г. выходит в свет журнал «Регион: политика, экономика, социология», где есть специальный раздел, посвященный ювенологии, молодежным исследованиям, политике в области семьи, детства и молодежи. Статьи по ювенальной политике печатаются также в журнале «Региональная экономика России», который начал выходить с 2003 г. на базе МООО «Знание» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Академия издает собственную научную библиотечку. С 1997 г. по 2002 г. вышли в свет учебные пособия: «Основы валеологии» (Г. Билич, Л. Назарова; книга переиздана в 2000 г.); «Социальная медицина и организация здравоохранения» в двух томах (В. Миняев, Н. Вишняков, В. Юрьев, С. Лучкевич); «Любовь и секс» (Г. Билич); «Основы конфликтологии» (Люис Коузер); «Молодежная политика: История. Проблемы. Перспективы» и «Молодежная политика на рубеже веков» (Е. Слуцкий), «Основы ювенологии: методологические вопросы «науки о молодежи» (Е. Слуцкий, И. Скомарцева); «Основы ювенологии и ювенальной политики» (Е. Слуцкий); «Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования. Издание второе, исправленное и дополненное». Колл. монография под научн. ред. Е.Слуцкого. Все издания выходят в свет с логотипом Национальной Академии ювенологии, что пропагандирует среди широких слоев населения деятельность нового сообщества.
Премия имени Сократа. Президиум Национальной Академии ювенологии учредил в 1997 г. премию имени Сократа. Имя известного философа символизирует органическую связь науки и практики в воспитании и образовании подрастающего поколения, что отвечает основным принципам деятельности академии. Премия присуждается президиумом НАЮ по представлению наиболее значительных работ (индивидуальных и коллективных) в области фундаментальных и прикладных исследований проблем детства, семьи и молодежи; формирования и реализации детской, молодежной и семейной политик; обобщения опыта организации взаимодействия наук, искусств и философии с целью эффективного воспитания и образования подрастающего поколения россиян. Авторами работ могут быть российские и иностранные члены Академии, а также другие ученые и специалисты, продуктивно работающие в области ювенологии и ювенальной политики. Представляемые к награждению труды проходят квалифицированную экспертизу в комиссии, формируемой президиумом НАЮ из числа наиболее авторитетных специалистов России. Лауреаты получают диплом-сертификат премии имени Сократа, а их работы реализуются на практике за счет средств Академии. О лауреатах премии ежегодно сообщается в ведущих средствах массовой информации, что имеет большое общественное значение и признание. С 1997 по 2000 г. включительно за достижения в деле воспитания и образования молодого поколения россиян первый диплом-сертификат премии имени Сократа был вручен: Г. Биличу и Н. Назаровой за рукопись учебника «Основы валеологии». Дипломов-сертификатов удостоены: двухтомное учебное руководство для подростковых врачей и педиатров «Социальная медицина» (под общей редакцией В. Юрьева, Н. Вишнякова, В. Миняева, В. Лучкевича); учебник «Западная социология» (авторы И. Громов, В. Семенов, А. Мацкевич); учебное пособие Н. Голованова и Р. Сафарова «Воспитание налоговых полицейских: опыт и проблемы»; цикл международных спектаклей для детей и юношества в петербургском театре «Балтийский дом» (директор театра С. Шуб); молодежная биржа труда в Санкт-Петербурге (ген. директор О. Контонистов); депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н. Евдокимова за юридическое и политическое сопровождение Закона «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга»; декан социологического факультета СПбГУ А. Бороноев — за подготовку в течении 10 лет молодых социологов в Санкт-Петербургском госуниверситете; Б. Фирсов — ректор Евроуниверситета в Санкт-Петербурге; В. Чупров — директор научного центра социологии молодежи ИСПИ РАН (Москва); В. Лисовский — профессор СПбГУ; Институт ФСБ России (начальник А. Фефелин); общественная организация инвалидов спорта «Фонд «Эдельвейс» (исп. директор А. Юшин); отдел социальной политики газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (журналисты Г. Грачев и Е. Данилевич); Санкт-Петербургский Государственный университет технологии и дизайна (ректор В. Романов); Комитет по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга (председатель А. Хазов); Городской военный комиссариат Санкт-Петербурга (военный комиссар А. Обухов); Межшкольный учебный комбинат №2 Центрального района Санкт-Петербурга (директор Г. Маяцкий); Всероссийская гимназия при Русском государственном музее (Б. Рыпин); специальное предприятие «Новое поколение» (директор М. Дмитриев); редакции петербургских еженедельных молодежных газет «Пять углов», «Профессия», «Спорт XXI»; монография В. Федорова «Социальная защита молодых инвалидов-горожан в условиях перехода к рыночной экономике» (НИИКСИ СПбГУ).
За 2000 г. дипломами удостоены: кафедра подростковой медицины и валеологии СПбМАПО (зав. кафедрой А.А. Куликов), учебное пособие для студентов вузов РФ «Очерки философии техники» под ред. Ю.В. Манько, монография Е.Г. Слуцкого «Основы ювенологии и ювенальной политики: история становления, проблемы, перспективы», Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (ректор С.М. Климов), серия фундаментальных работ по социальной психологии Б.Д. Парыгина. За 2001 г. дипломами удостоены: Санкт-Петербургский университет МВД РФ (В.П. Сальников), Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» (Л.П. Рубина), Казанский государственный университет (Н.К. Замов), Институт управления и экономики (В.А. Гневко), Институт системных проектов (Ю.Н. Солодухин), Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики (В.Н. Соловьев), коллективная монография «Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования» под редакцией Е.Г. Слуцкого (СПб., 2001), Московский научно-исследовательский центр проблем молодежи (В.А. Родионов), а также монографии В.К. Криворученко «Диссертационное исследование: методика, практика, рекомендации» (М., 2001) и А.А. Щегорцова «Молодежь и общество: опыт социологического анализа» (М., 1997). За 2002 г. дипломы-сертификаты были вручены: И.Н. Гаврильчаку, М.Н. Григорьеву, О.С. Кузьмину, В.Ф. Янченко. За 2003 г. дипломами-сертификатами премии имени Сократа были награждены: заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Совершаева Л.П., ответственный секретарь экспертного совета при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Хазова Е.В. В 2004 г. президиум Академии объявил очередной конкурс на текущий год. Конференции и дискуссионные столы. Академия активно организует и проводит ювенологические конференции, семинары и «круглые столы» в рамках международных форумов.Академия стала инициатором и соучредителем первой в стране ювенологической научно-практической конференции «Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века», которая собрала в Петербурге 27-28 марта 1998 г. более 400 ученых и практиков разных специальностей из 30 городов России. Обсуждено порядка 300 докладов и выступлений. Впервые за «одним» столом сидели главный детский гинеколог России и начальник военного округа, сексолог и демограф, экономист и медик, представитель военкомата и юрист, работники вузов, школ, дошкольных учреждений, социальные работники, студенты и политики. В дискуссиях был общий объект исследования – дети, подростки, молодежь, семья. Иногда было непонимание, но в итоге ученые и практики осознали взаимосвязь самых разных явлений и процессов, влияющих на качество молодого поколения россиян на пороге XXI века, и необходимость работать сообща. К началу конференции вышел в свет двухтомник докладов и тезисов объемом свыше 600 страниц. Собравшиеся приняли практические рекомендации для комитетов по делам детей, молодежи и семьи субъектов Российской Федерации. Было принято решение регулярно проводить ювенологические конференции. Вторая Всероссийская ювенологическая научно-практическая конференция «Молодежная политика XXI века: стратегия выбора» прошла с 1 по 3 ноября 1999 г. в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна. Конференция проводилась по инициативе и при поддержке Национальной Академии ювенологии и информационно-аналитического управления Совета Федерации, а также администрации Санкт-Петербурга, Совета ректоров вузов Петербурга. Среди главных целей встречи – определение стратегии и тактики, законодательной базы, принципов и механизмов формирования и осуществления государственной молодежной, детской и семейной политик на федеральном и региональном уровнях. На обсуждение выносились вопросы: - о новой парадигме государственной молодежной политики; - правовой и экономический механизм реализации ГМП; - социальная защита и «самозащита» молодых: два взаимосвязанных принципа молодежной политики; - политика в сфере образования и воспитания молодежи в XXI веке; - опыт реализации молодежной политики за рубежом и в субъектах Российской Федерации. В работе конференции приняли участие представители Аппарата Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, сотрудники министерств РФ, администраций субъектов Российской Федерации, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители комитетов по делам молодежи, детских, студенческих и молодежных организаций, а также социальные работники, ученые и практики, педагоги высших и средних учебных заведений различных регионов России. В рамках конференции прошел семинар по методике разработки программ и законодательных актов в сферах молодежной, детской и семейной политик. Сформулированы рекомендации органам государственной и законодательной власти по реализации эффективной молодежной политики, которые по окончании конференции направлены в субъекты Федерации. В г. Тбилиси (Грузия) с 15 по 18 июня 1999 г. проходила Международная конференция ювенологов, социальных работников и лидеров детских движений стран-членов Содружества Независимых Государств (СНГ) на тему: "Детское общественное объединение как фактор развития личности и реализатор Конвенции ООН о правах ребенка". Встреча ученых и практиков организована при поддержке Национальной Академии ювенологии. Участники конференции приняли коммюнике и обращение к парламентам и правительствам стран-участниц Содружества Независимых Государств. Обращение подписали представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Российской Федерации, Украины. 21 октября 1999 г. в г. Казань (Республика Татарстан) состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Ювенология как наука: проблемы и перспективы». Среди основных целей и задач конференции: · формирование и развитие ювенологии как науки, интегрирующей комплекс знаний о молодежи в структуре гуманитарных наук и естественнонаучных дисциплин; · развитие ювенологических знаний, дающих возможность влиять на формирование личности, особенности поведения молодого поколения в XXI веке; · объединение специалистов разных отраслей знания (социологов, экономистов, демографов, юристов, сотрудников МВД, медиков, психологов и т.д.) для комплексного изучения проблем молодого поколения; · выработка нестандартных решений молодежных проблем на стыке различных наук, во взаимосвязи со стратегией и тактикой государственной молодежной политики; · выработка предложений по ювенальной юстиции, в том числе для законодательных органов федерального и республиканского уровней; · развитие межрегионального и международного сотрудничества в области ювенологии. Учредителями конференции выступили: Национальная Академия ювенологии (Санкт-Петербург), Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, Государственный комитет Республики Татарстан по делам детей и молодежи, Научно-исследовательский центр Института молодежи (Москва). В 2000 г. с 7 по 8 декабря Национальная Академия ювенологии организовала и провела в Санкт-Петербурге совместно с рядом общественных организаций Петербурга и Москвы дискуссионный стол «Роль молодежи и молодежной политики в становлении и развитии Союзного государства» в рамках международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства». Значительным общественным событием стали работы секций «Молодежь и процесс социально-экономической трансформации в России и странах СНГ» в рамках ежегодного III Петербургского экономического форума (14-15 июня 1999 г.) и дискуссионного стола на IV Петербургском экономическом форуме (14-15 июня 2000 г.). Петербургский экономический форум ежегодно проводится под эгидой верхней палаты Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В заседании «круглого стола» на тему «Проблемы участия молодежи в социально-экономическом развитии государств – участников Содружества Независимых Государств», который проходил 15 июня 2000 г., приняли участие представители четырех государств, 16 субъектов Российской Федерации, руководители ряда федеральных органов исполнительной власти, а также представители научных и общественных организаций, в том числе и Национальной Академии ювенологии, всего более 80 человек. В ходе дискуссии заслушано 26 докладов и сообщений. Всесторонне обсуждены роль и положение молодежи в современном обществе, перспективы и пути реализации потенциала молодых граждан в созидательных процессах СНГ. Участники были солидарны в оценках нынешней неблагополучной ситуации в молодежной среде, в частности отмечалось: «все острее ощущается, что государство и общество устраняются от проведения эффективной молодежной политики». Последствия такой позиции негативно влияют на положение молодежи в обществе. С большой обеспокоенностью говорилось об увеличивающемся противоречии между желанием молодых граждан и их возможностями реализовать свой потенциал на благо социально-экономического развития общества. Отмечался рост негативных явлений в среде молодежи: рост наркомании и преступности, социальная апатия и неуверенность молодежи в будущем. Участники дискуссионного стола «Проблемы участия молодежи в социально-экономическом развитии государств-участников СНГ» IV Петербургского экономического форума отметили необходимость в сжатые сроки создать комплексную государственную систему формирования условий для полноценной жизни молодежи, активного привлечения молодых граждан в качестве партнеров к решению социально-экономических и политических проблем. Государство должно рассматривать работу с молодежью как свою стратегическую и приоритетную задачу. Участники дискуссии приняли рекомендации, в которых в концентрированном виде была дана оценка положения в молодежной среде, предлагались механизмы, направленные на обеспечение активного участия молодых граждан в созидательных процессах общества. В частности предлагалось: · усилить роль государственных органов в обеспечении условий для развития деловой активности молодых граждан, привлечения их потенциала в экономику, в том числе для разрешения социально-экономических проблем самих юношей и девушек; · повысить статус и координирующую роль государственных органов исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы решения социально-экономических проблем молодежи, реализации молодежной политики на местах; · создать условия, обеспечивающие получение молодыми гражданами необходимого профессионального образования независимо от их имущественного или социального положения; · способствовать выработке единых подходов к решению социально-экономических проблем молодежи, консолидации возможностей государственных органов власти различного уровня в работе с молодежью; · интенсифицировать деятельность по разработке модельных законодательных актов в области государственной молодежной политики, стремиться к обеспечению единых принципов и подходов при формировании правовой базы; · приступить к формированию ювенального права и системы ювенальной юстиции; · осуществлять целенаправленную работу по воспитанию подрастающего поколения, привитию молодым людям уважения к общечеловеческим ценностям, труду, опыту старших поколений, обычаям и традициям своих народов; · активнее совершенствовать законодательную базу в области государственной молодежной политики, в том числе направленную на решение социально-экономических проблем молодежи, получение образования, переподготовку и повышение квалификации, содействие трудоустройству, предпринимательской деятельности молодежи, обеспечение жильем молодых семей; · считать одной из важнейших задач государства борьбу с преступностью и наркоманией среди молодежи, пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде; · активнее развивать ювенологию как комплексное междисциплинарное научное знание о становлении подрастающего поколения; · политика в отношении семьи, детства и молодежи, с точки зрения государственного управления, должна являться фактором, средством и условием воспитания, образования и социализации подрастающего поколения, эффективной подготовки его к самостоятельной жизни. В октябре 2003 г. на базе Санкт-Петербургского государственного Университета технологии и дизайна прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социальной работы с молодежью в современной России», на которой были рассмотрены теоретические и практические вопросы развития ювенологии и ювенальной политики в нашей стране. С учетом новых реалий остро назрела необходимость ориентации социальных институтов, органов власти на активный диалог с подрастающим поколением, привлечения семьи и молодежи как полноправных партнеров в постановке и решении актуальных социально-экономических и политических проблем. Патернализм общества следовало давно заменить на активное сотрудничество с молодежью во всех сферах жизни, в результате чего юноши и девушки смогут на практике выступить активным субъектом общественного воспроизводства, гарантом развития российского общества. В декабре 2003 г. на базе Института проблем региональной экономики РАН состоялось выездное заседание Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту «Ювенальная политика и ювенология в России в XXI веке», посвященное обсуждению вопросов становления и развития в России ювенологии как нового комплексного междисциплинарного знания. Участниками были рассмотрены актуальные вопросы формирования и реализации единой ювенальной политики в области семьи, детства и молодежи как фактора, условия и средства воспроизводства человеческого потенциала (его ювенальной составляющей) в соответствии с перспективными ориентирами социального и экономического развития регионов. Были подняты проблемы формирования в России ювенального права (подготовки проектов модельных законов о единой политики в области семьи, детства и молодежи), ювенальной юриспруденции, ювенальной медицины, создании «ювенального поля», ювенальной статистики. Рассмотрены вопросы социальной защиты и поддержки неполной, многодетной, кризисной семьи с несовершеннолетними детьми, а также молодой семьи как основополагающего института российского общества. Обсуждены различные аспекты создания в Российской Федерации ювенальных многопрофильных центров в регионах различного типа. Затронуты актуальные вопросы установления роли и места российской молодежи в геоэкономическом новом мировом порядке, в том числе в формировании «четвертой евразийской геоэкономической зоны» на территории России – как одного из будущих центров мировой экономики XXI века. В работе выездного заседания участвовали представители Совета Федерации, полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, федеральных и региональных органов государственной власти, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ученые, специалисты-практики, представители общественных организаций и объединений, средств массовой информации.
Резюме
(1) Формирование интегративного знания – ювенологии, - отражает общие закономерности развития современного научного познания, включающие и углубление узкоспециализированного знания, и признание значимости изучения взаимовлияния процессов и явлений макро- и микрокосмоса. Концептуализация ювенологии включает не только формирование систематического и единого для всех дисциплинарных научных направлений описания и представления об объекте, но и теоретическое обоснование знания, происходящее путем его обобщения внутри научного сообщества. Поэтому предметная область познания ювенологии, как науки гуманитарной, шире предметной области любого дисциплинарного общественно-научного знания о молодежи. (2) Междисциплинарная структура ювенологического знания представляет собой подчиненную общей концепции систему теорий отдельных научных дисциплин и направлений, входящих в ювенологию. Концептуализация ювенологии определяет широкий спектр общественных и естественных наук, привлекаемых к исследованию проблем становления молодого поколения в единстве социального, духовного и биологического начал. (3) С методологических позиций ювенология имеет свою предметно-объектную область познания и соответствующий ей категориальный аппарат. Возрастные характеристики молодого поколения (детей, подростков, молодежи) исторически и социально обусловлены. Установление границ периодов на шкале возраста индивидов всегда условно: оно индивидуально, а также зависит от географических, региональных, национальных, историко-культурных (традиции и нравы народов) и даже политических факторов. Особенно это относится к периодам взросления. В мировой практике нельзя найти общего подхода к определению возрастных границ детей, подростков и молодежи. В законодательствах многих стран о молодежи чаще встречается верхний – 25-летний возрастной порог. Для отдельных правоотношений он может быть выше (30 лет) или ниже (21 год). Минимальный порог подросткового и детского возраста еще более размыт. В ювенологии представляется целесообразным принять следующую периодизацию взросления: дети раннего возраста (до 12 лет включительно), дети подросткового возраста (от 13 до 17 лет), юношеский возраст (от 18 до 21 года), соответственно молодежь (от 22 до 29 лет). В настоящее время верхняя граница возраста равна 29 годам (в соответствии с законом о статистике). (4) Ювенология – новое комплексное междисциплинарное знание о становлении и развитии молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал, что соответствует единству процессов воспитания, образования и социализации молодежи, а также учитывает цели и задачи стратегического развития России на долгосрочную перспективу. (5) Ювенология представляет собой системное знание о становлении и взрослении человека как живого организма (физиологический аспект), становлении «Homo sapiens» - живого организма с развитым мышлением (психоэмоциональный и социально-психологический аспекты), формировании его как члена общества посредством социализации (социальный аспект). Ювенология изучает молодое поколение, как в онтогенезе, так и филогенезе, то есть исследует механизмы взросления, биосоциального становления и духовного развития и личности молодого человека, и изменения – детей и молодежи как демографической группы. (6) Объектом исследования ювенологии является социальная общность – молодежная популяция (молодежь, подростки, дети). Предметная область ювенологии включает процессы и механизмы формирования социально-демографической группы, которая находится в состоянии становления социальной, экономической и гражданской зрелости. (7) Ювенология характеризуется определенной структурой составляющих ее элементов, органически связанных между собой в стройную логическую систему. Структура ювенологии включает: (1) методологию, (2) феноменологию и (3) праксиологию. Каждый из предложенных элементов рассматривается в двух плоскостях: в теории и практике. (8) Ювенология осуществляет исследования комплексных проблем онтогенеза и филогенеза молодого поколения, изучает законы и закономерности взросления, достижения физической, психической, духовной, социально-психологической и социально-экономической зрелости. Важнейшие проблемы объединены в следующие научные сферы: (а) взаимодействие общества и молодежи; (б) характер отношений молодежи и государства; (в) качество молодежи как критерий качества будущего человеческого потенциала, состояния и реформирования общества; (д) молодое поколение и другие группы и слои общества: характер взаимодействия. (9) Молодое поколение и проблемы его жизнедеятельности обладают спецификой и отличаются от подобных проблем старшего поколения. В молодежной популяции существует более тесная взаимосвязь между медико-биологическими (психофизиологическими) характеристиками субъекта (социально-демографической группы) и параметрами его социальной жизнедеятельности, формами, механизмами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении в мир взрослых отношений. Подрастающее поколение обладает неявным, нечетким социальным статусом, что обуславливает многовариантность жизнедеятельности всех категорий молодого поколения (составляющих их индивидов), а также порождает дополнительные проблемные ситуации и конфликты при адаптации представителей молодежной популяции к реалиям окружающей жизни. (10) Комплексные ювенологические исследования должны опираться на систему принципов комплексного подхода как особой стратегии исследовательской деятельности. Важнейшими принципами комплексного подхода являются: единство исходных представлений об объекте изучения; системной организации междисциплинарного предмета исследования; конгруэнтности вовлекаемых в исследования знаний и методов; единого идейно-теоретического замысла исследования, который совместно развивают и реализуют все участники научного поиска; интеграции частных научных результатов в единый синтетический научный результат и принцип базовой дисциплины. (11) Комплексные ювенологические исследования мо
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.251 (0.013 с.) |