Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные проблемы ювенологического знанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внутринаучные проблемы ювенологии. Научные проблемы ювенологии, направления ее исследований инициируются двумя факторами: социальным заказом общества (потребностями социально-экономического развития социума) и внутренней логикой развития самой науки (внутренними потребностями развития научного знания). И хотя первый блок проблем более значим, без второго невозможно достичь высоких теоретических и практических результатов. Именно их решение создает методологическую и инструментальную основу ювенологических исследований с высоким уровнем практической реализации. К основным внутринаучным проблемам ювенологии относят: - уточнение объекта и предмета ювенологического знания; - обобщение и формирование понятийного аппарата науки, представляющего концептуальный каркас научного знания (подготовка и издание полного ювенологического словаря, а затем и энциклопедического словаря); - систематизация эмпирических данных и фактов с использованием обобщенного понятийного аппарата и придание им междисциплинарного характера, обеспечивающего возможность использования эмпирии в различных ювенологических исследованиях; - совместное (и параллельное) изучение закономерностей, выявленных в монодисциплинарных исследованиях общего (ювенального) объекта, с целью достижения нового знания более высокого уровня обобщения; - разработка комплексных концептуальных моделей, обеспечивающих прогнозирование развития ювенального объекта исследования и создающих теоретическую базу для разработки практических предложений; - уточнение места ювенологической науки в системе научного знания с учетом формирования ее внутренней структуры (ювенальная юстиция, ювенальная медицина, ювенальная статистика). В перспективе перечень внутринаучных проблем ювенологии, безусловно, будет расширяться. Специфические перспективные проблемы ювенологии. Молодежь и проблемы ее жизнедеятельности обладают яркой спецификой и отличаются от подобных (схожих) проблем старшего поколения. Среди отличительных черт следует назвать: · В молодежной популяции существует более тесная взаимосвязь между медико-биологическими (психофизиологическими) характеристиками субъекта (социально-демографической группы) и параметрами его социальной жизнедеятельности, формами, механизмами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении в «мир взрослых отношений». · Молодое поколение характеризуется собственным, специфическим набором, перечнем и иерархией социальных проблем, свойственных ему в большей мере, чем всем другим социальным группам и категориям населения (популяции). · В прогностическом плане молодежные проблемы в значительно большей степени влияют на перспективы развития общества (его прогресс или регресс), чем противоречия, характерные для других возрастных групп (например, интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних в большей мере повлияет на нравственные нормы и общую криминализацию общества в перспективе, чем преступность среди группы населения, например, в возрасте 40 – 65 лет). · Изначально подрастающее поколение обладает неопределенным, невысоким социальным статусом (правовым, экономическим, политическим и др.), что обуславливает многовариантность жизнедеятельности всех категорий молодого поколения (составляющих их индивидов), а также порождает дополнительные проблемные ситуации при адаптации представителей молодежной популяции к сложным и противоречивым реалиям окружающей жизни. · В психологическом и социально-психологическом планах дети и подростки в большей степени ощущают, чувствуют, сопереживают свои неудачи, нерешенные вопросы, чем люди старшего возраста. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта и повышенной эмоциональности, характерной для юного возраста, что значительно снижает их способность цивилизованно разрешать конфликтные ситуации, встречающиеся в жизни, успешнее адаптироваться к реалиям окружающего мира. · Молодежные, юношеские и детские проблемы в большей степени связаны (детерминированы) общими социальными проблемами, противоречиями общества. О культуре, цивилизованности общества можно судить именно по отношению к данной группе населения, выступающей субъектом воспроизводства всех общественных отношений. · Учитывая специфику возрастного, подросткового и молодого возрастов, известный интерес представляет массовость и границы распространения того или иного явления в молодежной среде, особенно из числа тех, что влияют на формирование последующих ценностных установок (называются различные формы девиантного поведения, приверженность идеям национализма и др.), а также оказывают влияние на здоровье молодежи. Среди актуальных ювенологических проблем следует, например, назвать: анализ психофизиологических особенностей, индивидуальных психических свойств, определяющих социальный характер детей и подростков; особенности социализации детей подросткового возраста и молодежи; исследование влияния стиля воспитания в семье, школе, формальной и неформальной группах на соотношение творческой и адаптивной активности юношества; изучение механизмов социализации в период перехода от статуса ребенка к юношеству; стандарты качества жизни и репродуктивное здоровье юношей и девушек; определение характера взаимодействия детской и молодежной политик на государственном, региональном и муниципальном уровнях; анализ социальной напряженности в молодежной среде; причины и факторы социального взрыва в молодежной среде; социально-психологический и социально-экономический мониторинг качества жизни различных категорий подрастающего поколения; исследование взаимосвязи молодежи и общества в условиях трансформации социальных систем; исследование качеств и свойств молодежной популяции как основы будущих трудовых ресурсов, отвечающих задачам и ориентирам экономического развития регионов и другие вопросы; формирование банка данных по различным аспектам ювенологии. Важнейшие проблемы, составляющие основу ювенологии как определенной совокупности междисциплинарных знаний о молодом поколении, объединены в следующие научные сферы: а) взаимодействие общества и молодежи; б) характер отношений молодежи и государства; в) качество молодежи как критерий состояния и реформирования общества; г) молодое поколение и перспективный человеческий-трудовой потенциал социума; д) молодое поколение и другие группы и слои общества: характер взаимодействия. Общая парадигма ювенологии (как исходная концептуальная модель постановки проблем и их практического решения) на современном этапе формирования ювенологического знания включает основные положения, среди которых: 1) Перспективы общественного развития определяются человеческим, а точнее - молодежным фактором, в том числе будущим трудовым потенциалом (ресурсами) общества. Молодое поколение – основной социальный ресурс развития общества, определяющий вектор социально-экономического развития. 2) Качество будущего трудового потенциала – это качество молодого поколения сегодня. Успешное решение социально-экономических вопросов напрямую зависит от качества нынешней молодежи: ее жизнеспособности в демографическом и медико-биологическом аспектах, определяется образовательным, профессиональным, культурным уровнями, трудоспособностью и гражданской зрелостью. Это, в свою очередь, актуализирует проблему повышения качества молодежи как будущего трудового потенциала стабильного российского общества, где под качеством молодежи понимается целый комплекс психофизиологических, интеллектуальных и духовных потенций молодежной популяции, которые в силу известной закономерности определяют будущее социума. 3) Значимой целью общества и государства всегда, во все времена выступают воспитание, образование, социализация молодежи, как субъекта общественного воспроизводства, формирование у нее заданных свойств, которые будут способствовать интенсивному общественному развитию, включая социально-экономическое, гражданское, политическое, научно-техническое и духовно-нравственное. Каждое новое поколение людей несет в себе два вида качеств и свойств, представленных по-разному. Одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие – к «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит социальное развитие в целом. В реальной жизни формирование свойств обоих видов идет одновременно, но (при необходимом) доминировании одного из них. Если доминирует процесс формирования «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замедляется. В условиях системного кризиса необходимо активизировать, в первую очередь, формирование «перспективно-воспроизводящих» качеств и свойств. К ним следует отнести самостоятельность, ответственность за судьбу отечества, реальную оценку своих возможностей, здоровый образ жизни, постоянное стремление к повышению образования и квалификации, профессиональную мобильность, быструю адаптацию к возможным негативным жизненным переменам, повышенную творческую активность, высокий уровень включенности в познавательную и трудовую деятельность, выраженный патриотизм и гражданственность. Развитие и поддержка названных свойств должны рассматриваться как процесс формирования инновационного потенциала саморазвития социума, так как именно они определяют в будущем высокое качество экономически активной части населения – трудовых ресурсов общества. 4) Развитие инновационных «перспективно-воспроизводящих» характеристик и свойств у молодого поколения может наиболее успешно осуществляться через социальную политику, реализуемую в отношении молодого поколения. Молодежь может выступать не только как объект опеки и управления, но как активный субъект общественного воспроизводства. Молодое поколение способно выступить условием и фактором социально-экономических перемен и инновационной силой. На это и должна быть направлена политика общества и государства в отношении подрастающего поколения. В условиях системного кризиса центр тяжести социальной политики в отношении молодежи переносится на «самозащиту» – формирование и реализация активной жизненной позиции, когда молодое поколение способно само решать значительную часть своих социальных и экономических проблем и задач.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.44 (0.009 с.) |