Основные проблемы ювенологического знания 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы ювенологического знания



Внутринаучные проблемы ювенологии. Научные проблемы ювенологии, направления ее исследований инициируются двумя факторами: социальным заказом общества (потребностями социально-экономического развития социума) и внутренней логикой развития самой науки (внутренними потребностями развития научного знания). И хотя первый блок проблем более значим, без второго невозможно достичь высоких теоретических и практических результатов. Именно их решение создает методологическую и инструментальную основу ювенологических исследований с высоким уровнем практической реализации.

К основным внутринаучным проблемам ювенологии относят:

- уточнение объекта и предмета ювенологического знания;

- обобщение и формирование понятийного аппарата науки, представляющего концептуальный каркас научного знания (подготовка и издание полного ювенологического словаря, а затем и энциклопедического словаря);

- систематизация эмпирических данных и фактов с использованием обобщенного понятийного аппарата и придание им междисциплинарного характера, обеспечивающего возможность использования эмпирии в различных ювенологических исследованиях;

- совместное (и параллельное) изучение закономерностей, выявленных в монодисциплинарных исследованиях общего (ювенального) объекта, с целью достижения нового знания более высокого уровня обобщения;

- разработка комплексных концептуальных моделей, обеспечивающих прогнозирование развития ювенального объекта исследования и создающих теоретическую базу для разработки практических предложений;

- уточнение места ювенологической науки в системе научного знания с учетом формирования ее внутренней структуры (ювенальная юстиция, ювенальная медицина, ювенальная статистика).

В перспективе перечень внутринаучных проблем ювенологии, безусловно, будет расширяться.

Специфические перспективные проблемы ювенологии.Молодежь и проблемы ее жизнедеятельности обладают яркой спецификой и отличаются от подобных (схожих) проблем старшего поколения. Среди отличительных черт следует назвать:

· В молодежной популяции существует более тесная взаимосвязь между медико-биологическими (психофизиологическими) характеристиками субъекта (социально-демографической группы) и параметрами его социальной жизнедеятельности, формами, механизмами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении в «мир взрослых отношений».

· Молодое поколение характеризуется собственным, специфическим набором, перечнем и иерархией социальных проблем, свойственных ему в большей мере, чем всем другим социальным группам и категориям населения (популяции).

· В прогностическом плане молодежные проблемы в значительно большей степени влияют на перспективы развития общества (его прогресс или регресс), чем противоречия, характерные для других возрастных групп (например, интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних в большей мере повлияет на нравственные нормы и общую криминализацию общества в перспективе, чем преступность среди группы населения, например, в возрасте 40 – 65 лет).

· Изначально подрастающее поколение обладает неопределенным, невысоким социальным статусом (правовым, экономическим, политическим и др.), что обуславливает многовариантность жизнедеятельности всех категорий молодого поколения (составляющих их индивидов), а также порождает дополнительные проблемные ситуации при адаптации представителей молодежной популяции к сложным и противоречивым реалиям окружающей жизни.

· В психологическом и социально-психологическом планах дети и подростки в большей степени ощущают, чувствуют, сопереживают свои неудачи, нерешенные вопросы, чем люди старшего возраста. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта и повышенной эмоциональности, характерной для юного возраста, что значительно снижает их способность цивилизованно разрешать конфликтные ситуации, встречающиеся в жизни, успешнее адаптироваться к реалиям окружающего мира.

· Молодежные, юношеские и детские проблемы в большей степени связаны (детерминированы) общими социальными проблемами, противоречиями общества. О культуре, цивилизованности общества можно судить именно по отношению к данной группе населения, выступающей субъектом воспроизводства всех общественных отношений.

· Учитывая специфику возрастного, подросткового и молодого возрастов, известный интерес представляет массовость и границы распространения того или иного явления в молодежной среде, особенно из числа тех, что влияют на формирование последующих ценностных установок (называются различные формы девиантного поведения, приверженность идеям национализма и др.), а также оказывают влияние на здоровье молодежи.

Среди актуальных ювенологических проблем следует, например, назвать: анализ психофизиологических особенностей, индивидуальных психических свойств, определяющих социальный характер детей и подростков; особенности социализации детей подросткового возраста и молодежи; исследование влияния стиля воспитания в семье, школе, формальной и неформальной группах на соотношение творческой и адаптивной активности юношества; изучение механизмов социализации в период перехода от статуса ребенка к юношеству; стандарты качества жизни и репродуктивное здоровье юношей и девушек; определение характера взаимодействия детской и молодежной политик на государственном, региональном и муниципальном уровнях; анализ социальной напряженности в молодежной среде; причины и факторы социального взрыва в молодежной среде; социально-психологический и социально-экономический мониторинг качества жизни различных категорий подрастающего поколения; исследование взаимосвязи молодежи и общества в условиях трансформации социальных систем; исследование качеств и свойств молодежной популяции как основы будущих трудовых ресурсов, отвечающих задачам и ориентирам экономического развития регионов и другие вопросы; формирование банка данных по различным аспектам ювенологии.

Важнейшие проблемы, составляющие основу ювенологии как определенной совокупности междисциплинарных знаний о молодом поколении, объединены в следующие научные сферы: а) взаимодействие общества и молодежи; б) характер отношений молодежи и государства; в) качество молодежи как критерий состояния и реформирования общества; г) молодое поколение и перспективный человеческий-трудовой потенциал социума; д) молодое поколение и другие группы и слои общества: характер взаимодействия.

Общая парадигма ювенологии (как исходная концептуальная модель постановки проблем и их практического решения) на современном этапе формирования ювенологического знания включает основные положения, среди которых:

1) Перспективы общественного развития определяются человеческим, а точнее - молодежным фактором, в том числе будущим трудовым потенциалом (ресурсами) общества. Молодое поколение – основной социальный ресурс развития общества, определяющий вектор социально-экономического развития.

2) Качество будущего трудового потенциала – это качество молодого поколения сегодня. Успешное решение социально-экономических вопросов напрямую зависит от качества нынешней молодежи: ее жизнеспособности в демографическом и медико-биологическом аспектах, определяется образовательным, профессиональным, культурным уровнями, трудоспособностью и гражданской зрелостью. Это, в свою очередь, актуализирует проблему повышения качества молодежи как будущего трудового потенциала стабильного российского общества, где под качеством молодежи понимается целый комплекс психофизиологических, интеллектуальных и духовных потенций молодежной популяции, которые в силу известной закономерности определяют будущее социума.

3) Значимой целью общества и государства всегда, во все времена выступают воспитание, образование, социализация молодежи, как субъекта общественного воспроизводства, формирование у нее заданных свойств, которые будут способствовать интенсивному общественному развитию, включая социально-экономическое, гражданское, политическое, научно-техническое и духовно-нравственное. Каждое новое поколение людей несет в себе два вида качеств и свойств, представленных по-разному. Одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие – к «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит социальное развитие в целом. В реальной жизни формирование свойств обоих видов идет одновременно, но (при необходимом) доминировании одного из них. Если доминирует процесс формирования «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замедляется. В условиях системного кризиса необходимо активизировать, в первую очередь, формирование «перспективно-воспроизводящих» качеств и свойств. К ним следует отнести самостоятельность, ответственность за судьбу отечества, реальную оценку своих возможностей, здоровый образ жизни, постоянное стремление к повышению образования и квалификации, профессиональную мобильность, быструю адаптацию к возможным негативным жизненным переменам, повышенную творческую активность, высокий уровень включенности в познавательную и трудовую деятельность, выраженный патриотизм и гражданственность. Развитие и поддержка названных свойств должны рассматриваться как процесс формирования инновационного потенциала саморазвития социума, так как именно они определяют в будущем высокое качество экономически активной части населения – трудовых ресурсов общества.

4) Развитие инновационных «перспективно-воспроизводящих» характеристик и свойств у молодого поколения может наиболее успешно осуществляться через социальную политику, реализуемую в отношении молодого поколения. Молодежь может выступать не только как объект опеки и управления, но как активный субъект общественного воспроизводства. Молодое поколение способно выступить условием и фактором социально-экономических перемен и инновационной силой. На это и должна быть направлена политика общества и государства в отношении подрастающего поколения.

В условиях системного кризиса центр тяжести социальной политики в отношении молодежи переносится на «самозащиту» – формирование и реализация активной жизненной позиции, когда молодое поколение способно само решать значительную часть своих социальных и экономических проблем и задач.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.008 с.)