Ювенология в структуре научного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ювенология в структуре научного знания



 
 

 


 

 

 

 

 

 

В отличие от методологического опыта естественных наук, основанного на «объяснении» явлений и процессов окружающего мира, в конце XIX – начале ХХ веков возникло понятие «герменевтики» - учения о «понимании» как методологической основе гуманитарных наук. Гуманитарные науки остро ощущают необходимость и стремятся реализовать объективное постижение мира и человека с его субъективными формами существования. Именно поэтому в гуманитарном познании сочетаются принципы объективности и ценностный подход, лежащие в основе интегративных процессов в науке и обеспечивающие синтез социогуманитарного и естественнонаучного знания об объекте исследования.

Гуманитарные науки объединяют субъективный и объективный подходы к исследованию. Объективный подход предполагает, аналогично естественным наукам, рассмотрение человека, его личности, духовной жизни, его деятельности и ее результатов как объекта исследования, а также выработку объективного знания с учетом законов развития природы и общества, позволяющего использовать социальные теории в практике управления. Объективный подход преобладает в общественно-научном познании и широко используется в социологии, науке об управлении (менеджменте), инженерной психологии. Субъективный подход – это специфическая (герменевтическая) форма построения гуманитарного знания, в которой человек рассматривается как активный субъект общения, коммуникаций. Этот подход предполагает не просто получение информации, знания об объекте, а проникновение в его внутренний субъективный мир, понимание личностных смыслов деятельности человека (педагогика, психология общения, психиатрия, юриспруденция). Несомненно, что такой подход к исследованию повышает значение интуиции исследователя, вносит элемент неоднозначности в результаты исследования. Но для познания человека и социальной действительности, обладающих объективной неопределенностью характеристик, необходимо синтетическое знание, использующее оба подхода.

Синтез субъективно-объективных подходов в гуманитарном познании приводит к неотчуждаемости исследователя от объекта иусловий исследования. Это определяет ценностное отношение гуманитарного познания к изучаемой действительности, так как исследователь не просто устанавливает, описывает и объясняет факты, но и оценивает их с точки зрения соответствия разделяемой им системы духовных ценностей. Оценка объекта исследования с позиций определенных социальных установок является особенностью гуманитарного познания и характеризует его специфику как сущностно-ценностного осмысления человеческого бытия.

Критерии и элементы концептуализации любого знания достаточно однотипны, но концептуализация гуманитарного знания имеет особенности, определяемые рассмотренной выше спецификой гуманитарного познания. Так, основные критерии концептуализации научного знания (адекватность, соответствие между объектом и его концептуальным конструктом, обоснование приемлемости и достоверности гипотез, соответствие эмпирической и абстрактной теоретической интерпретации, эффективность используемых трансформаций и переходов от общей к специальной методологии) дополняются критериями историчности, диалектического единства материального и духовного, единства объективного и субъективного подходов,многозначности языка и сложности понятийного аппарата.

Критерий историчности гуманитарного знания включает принцип преемственности человеческой деятельности и отражающего её знания, а также принцип соответствия. С историчностью связано и индивидуализированное, «идеографическое» постижение конкретных явлений, которые зачастую не могут служить основанием для абстрагирования от единичного (что принято в естественнонаучном исследовании), выработки обобщающей интерпретации и установления общих законов, но имеют самоценность, как конкретное единичное явление, а также научную ценность, как прецедент. Глубокая диалектика взаимодействия материальной и духовной деятельности человека усложняют и обогащают гуманитарное знание. В то же время объективно-субъективный подход определяет не только понимание личностных (ценностно-мотивационных) смыслов деятельности человека, но и включает ценностную оценку (мнение) исследователя в интерпретацию полученных научных результатов. Это является объективной основой идеологизации гуманитарного (особенно общественно-научного, социального) научного знания, так как существуют различные системы ценностей и, следовательно, различные позиции исследователей при оценке одних и тех же явлений. Одновременно гуманитарное знание характеризуется многозначностью научного языка и сложностью понятийного аппарата, что свидетельствует не столько о недостаточной точности и достоверности научного знания, сколько об объективной неопределённости описываемых характеристик, при которой однозначные понятия не могут точно отразить действительность.

Сложность, неопределённость и «хрупкость» человека и человеческой деятельности, значительная критичность к действию внешних и внутренних факторов определяют специфику критериев и процессов контроля истинности гуманитарного знания. Истинность гуманитарного знания проверяется не столько контролем за чистотой эксперимента и его повторяемостью, что присуще естествознанию (в гуманитарных исследованиях это зачастую просто невозможно), сколько его прогностической, творческой силой по отношению к человеческой деятельности и социальной действительности. Поэтому так важна открытость, доступность гуманитарного знания для возможно большего количества людей, а не только для специалистов или будущих профессионалов в гуманитарных областях исследований. Следует говорить и об открытости и массовости дискуссий в области гуманитарных проблем, позволяющих в борьбе различных мнений выработать истинное знание и избежать рискованных социальных экспериментов и гуманитарных катастроф. Одновременно особое значение для гуманитарного знания приобретает его социальная институционализация, проявляющаяся не только в формировании научного сообщества, научных школ, исследовательских коллективов и организаций, но особенно в формировании широкого публикационного поля, научных, учебных и популярных изданий, широкого освещения результатов исследований в средствах массовой информации, в привлечении внимания человечества к важнейшим гуманитарным проблемам современности.

Ниже рассматриваются различные аспекты ювенологии, гуманитарной науки, объединяющей общественно- и естественнонаучные знания о молодом человеке и молодежи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.005 с.)