Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ювенология в структуре научного знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В отличие от методологического опыта естественных наук, основанного на «объяснении» явлений и процессов окружающего мира, в конце XIX – начале ХХ веков возникло понятие «герменевтики» - учения о «понимании» как методологической основе гуманитарных наук. Гуманитарные науки остро ощущают необходимость и стремятся реализовать объективное постижение мира и человека с его субъективными формами существования. Именно поэтому в гуманитарном познании сочетаются принципы объективности и ценностный подход, лежащие в основе интегративных процессов в науке и обеспечивающие синтез социогуманитарного и естественнонаучного знания об объекте исследования. Гуманитарные науки объединяют субъективный и объективный подходы к исследованию. Объективный подход предполагает, аналогично естественным наукам, рассмотрение человека, его личности, духовной жизни, его деятельности и ее результатов как объекта исследования, а также выработку объективного знания с учетом законов развития природы и общества, позволяющего использовать социальные теории в практике управления. Объективный подход преобладает в общественно-научном познании и широко используется в социологии, науке об управлении (менеджменте), инженерной психологии. Субъективный подход – это специфическая (герменевтическая) форма построения гуманитарного знания, в которой человек рассматривается как активный субъект общения, коммуникаций. Этот подход предполагает не просто получение информации, знания об объекте, а проникновение в его внутренний субъективный мир, понимание личностных смыслов деятельности человека (педагогика, психология общения, психиатрия, юриспруденция). Несомненно, что такой подход к исследованию повышает значение интуиции исследователя, вносит элемент неоднозначности в результаты исследования. Но для познания человека и социальной действительности, обладающих объективной неопределенностью характеристик, необходимо синтетическое знание, использующее оба подхода. Синтез субъективно-объективных подходов в гуманитарном познании приводит к неотчуждаемости исследователя от объекта иусловий исследования. Это определяет ценностное отношение гуманитарного познания к изучаемой действительности, так как исследователь не просто устанавливает, описывает и объясняет факты, но и оценивает их с точки зрения соответствия разделяемой им системы духовных ценностей. Оценка объекта исследования с позиций определенных социальных установок является особенностью гуманитарного познания и характеризует его специфику как сущностно-ценностного осмысления человеческого бытия. Критерии и элементы концептуализации любого знания достаточно однотипны, но концептуализация гуманитарного знания имеет особенности, определяемые рассмотренной выше спецификой гуманитарного познания. Так, основные критерии концептуализации научного знания (адекватность, соответствие между объектом и его концептуальным конструктом, обоснование приемлемости и достоверности гипотез, соответствие эмпирической и абстрактной теоретической интерпретации, эффективность используемых трансформаций и переходов от общей к специальной методологии) дополняются критериями историчности, диалектического единства материального и духовного, единства объективного и субъективного подходов,многозначности языка и сложности понятийного аппарата. Критерий историчности гуманитарного знания включает принцип преемственности человеческой деятельности и отражающего её знания, а также принцип соответствия. С историчностью связано и индивидуализированное, «идеографическое» постижение конкретных явлений, которые зачастую не могут служить основанием для абстрагирования от единичного (что принято в естественнонаучном исследовании), выработки обобщающей интерпретации и установления общих законов, но имеют самоценность, как конкретное единичное явление, а также научную ценность, как прецедент. Глубокая диалектика взаимодействия материальной и духовной деятельности человека усложняют и обогащают гуманитарное знание. В то же время объективно-субъективный подход определяет не только понимание личностных (ценностно-мотивационных) смыслов деятельности человека, но и включает ценностную оценку (мнение) исследователя в интерпретацию полученных научных результатов. Это является объективной основой идеологизации гуманитарного (особенно общественно-научного, социального) научного знания, так как существуют различные системы ценностей и, следовательно, различные позиции исследователей при оценке одних и тех же явлений. Одновременно гуманитарное знание характеризуется многозначностью научного языка и сложностью понятийного аппарата, что свидетельствует не столько о недостаточной точности и достоверности научного знания, сколько об объективной неопределённости описываемых характеристик, при которой однозначные понятия не могут точно отразить действительность. Сложность, неопределённость и «хрупкость» человека и человеческой деятельности, значительная критичность к действию внешних и внутренних факторов определяют специфику критериев и процессов контроля истинности гуманитарного знания. Истинность гуманитарного знания проверяется не столько контролем за чистотой эксперимента и его повторяемостью, что присуще естествознанию (в гуманитарных исследованиях это зачастую просто невозможно), сколько его прогностической, творческой силой по отношению к человеческой деятельности и социальной действительности. Поэтому так важна открытость, доступность гуманитарного знания для возможно большего количества людей, а не только для специалистов или будущих профессионалов в гуманитарных областях исследований. Следует говорить и об открытости и массовости дискуссий в области гуманитарных проблем, позволяющих в борьбе различных мнений выработать истинное знание и избежать рискованных социальных экспериментов и гуманитарных катастроф. Одновременно особое значение для гуманитарного знания приобретает его социальная институционализация, проявляющаяся не только в формировании научного сообщества, научных школ, исследовательских коллективов и организаций, но особенно в формировании широкого публикационного поля, научных, учебных и популярных изданий, широкого освещения результатов исследований в средствах массовой информации, в привлечении внимания человечества к важнейшим гуманитарным проблемам современности. Ниже рассматриваются различные аспекты ювенологии, гуманитарной науки, объединяющей общественно- и естественнонаучные знания о молодом человеке и молодежи.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.006 с.) |