Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему люди неспособны простить себя

Поиск

Все негативные последствия непрощения самих себя теперь известны. Что же тогда мешает поверить в Божие прощение и простить себя? Причина обычно кроется в одном из четырех указанных ниже пунктов, как правило, вызывающих трудности: 1) вера в прощение по делам; 2) разочарование в себе; 3) привыкание к чувству вины и неспособность отделаться от него; 4) вероятность повторения греха.

 

Вера в прощение по делам

Прощение, основанное на добрых делах, не подтверждается Библией. Нель­зя «отблагодарить» Бога за Его безграничное прощение, работая больше или служа более ревностно. В Библии сказано, что Бог принимает нас на основании совершенного Им, а не того, что пытаемся делать мы. Но мы склонны все рацио­нализировать: Мне же нужно соответствовать своему призванию. Мы с детст­ва привыкли думать, что наши достижения и удачи — результат наших собст­венных усилий.

«Мам, можно мне взять конфету?» — «Если будешь хорошо себя вести».

Перформанс. Вся наша жизнь целиком основана на перформансе — пред­ставлениях, достижениях, успехах. Если я уберусь в комнате, мама купит мне... Если я вынесу мусорное ведро, папа даст мне... Если я успешно пройду отбороч­ные соревнования, меня возьмут...

Поэтому, когда дело доходит до Божией благодати и евангельского учения, происходит нечто новое. Не требуется никакого перформанса. «Не торопись, — говорим мы себе. — Это неправильно». Но это именно так. Божия идея проще­ния — категория «в себе».

Будучи верующими, мы — прощенные дети Божьи, вне зависимости от то­го, что делаем. Однако это не значит, что можно делать все, что вздумается, и исполнять любую свою прихоть. Это означает лишь то, что нам уже прощены все грехи — прошлые, настоящие и будущие — независимо от того, исповедали мы их или нет. Мы не должны постоянно молиться о прощении и пытаться доб­рыми делами и поступками заплатить за него.

Проблема не в том, что мы не прощены, а в том, что чувствуем себя не­прощенными. Грех разделяет нас с Богом, а не отсутствие прощения. Христиа­нин всегда прощен. Благодать Божию нельзя ни заслужить, ни купить. Это — безоговорочный дар, который оплачен Богом заранее. Он бесплатно предлагает­ся каждому, кто принимает его. Вот что такое Божия благодать.

 

Разочарование в себе

Иногда бывает довольно трудно принять правду о самих себе. Помню, как Бог совершил поразительное чудо в моей жизни. Господь обильно благословлял меня, и я просто наслаждался этим. Но потом я начал совершать не самые по­хвальные поступки. Я все прекрасно понимал, но был страшно обескуражен. Господь возвысил меня, а я ударил в грязь лицом. До сих пор помню то чувство стыда и подавленности.

Какое-то время я боролся с Божиим прощением и лишь потом смог принять его. По крайней мере, мне казалось, что смог. Я был жестоко в себе разочарован, и мне нелегко было простить себя за то, что жил не так, как планировал.

Важно понять, что разочаровываемся мы, но не Бог. Как можно разочаро­вать Того, Кто уже знает, что мы собираемся делать? Разочарование — результат неисполнившихся ожиданий, а Бог ничего и не ждет от нас, Он знает, что мы со­бираемся Его надуть. Вот что такое Божия благодать.

 

 

Привыкание к чувству вины и неспособность отделаться от него

Мы так долго живем под гнетом своей вины и самоосуждения, что сама мысль об освобождении пугает нас. Мы чувствуем себя комфортно с теми, кого знаем, а чувство вины мы знаем. А могли бы иметь внутри Божий мир — если бы простили себя.

Беседуя с людьми, приходящими ко мне для консультации, я четко указы­ваю, что именно говорится в Священном Писании в их случае. После беседы они говорят, что поняли, в чем их проблема, но, расставаясь со мной, творят ту же самую молитву, какую творили прежде, и, когда заканчивают молитву, видно, что они не преодолели чувства вины!

Если мы хотим освободиться от груза вины за прошлые грехи, нам следует полностью изменить образ мышления. Нельзя думать: «Я знаю, что Библия го­ворит, о прощении, но...». Каждое такое но добавляет еще один железный прут к решетке нашей камеры с табличкой «чувство вины». Нужно сломать решетку и вырваться из камеры. Нам нечего там делать. Но чтобы выйти оттуда, надо вна­чале захотеть этого.

 

Вероятность повторения греха

Я знаю, что Бог простил меня. Но, мне кажется, причина, по которой я сам не прощаю себя, — в том, что я наверняка повторю этот грех. Подобные мысли причиняют массу неприятностей.

Сколько грехов совершил каждый из нас до того, как Христос был распят на Голгофе? Нас тогда еще и в помине не было, потому что это происходило две тысячи лет назад. Все наши грехи, за которые умер Христос, были в будущем, включая и те, которые мы совершаем снова и снова. Божие прощение универ­сально, оно не зависит ни от природы наших грехов, ни от частоты их исповеда­ния.

Это не означает, что нам удастся избежать последствий греха только пото­му, что мы прощены раз и навсегда. Это означает, что мы уверены в своем про­щении и не должны отказываться прощать себя из боязни согрешить снова. Бог прощает нас каждый раз за любой грех. Так должны поступать и мы.

 

Как прощать самих себя

Как нам прощать себя? Как бы долго мы ни находились в рабстве духа не­прощения, всегда можно стать свободными, пройдя четыре библейские ступени.

 

Ступень 1. Распознавание проблемы

Мы должны понять и признать то, что мы не простили себя. Нужно при­знать тот факт, что мы все еще держим себя в рабстве. Отче, я понимаю, что не простил себя и оттого чувствую себя в рабстве.

 

Ступень 2. Покаяние

Необходимо покаяться во грехе, за который мы не в состоянии простить себя. Мы должны сказать Богу, что наше нежелание простить себя не согласуется с Его Словом. И мы должны поблагодарить Бога за то, что Он простил нас, когда мы покаялись Ему во грехе. Благодарю Тебя, Отче Небесный, что ты простил меня за то, что я держал себя в рабстве, за то, что был вдали от Тебя, что не мог служить Тебе так, как Ты того хотел.

 

Ступень 3. Подтверждение доверия

Мы должны подтвердить полное доверие свидетельству Священного Писания: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от пас беззакония наши» (Пс. 102:12). Отче, я подтверждаю свою веру и доверие Твоему Слову.

 

Ступень 4. Признание себя свободным

Мы должны признать себя свободными и жить в соответствии с этой свободой. Господь наш Иисус, на основании Твоего Слова, по своей свободной воле, с верой, здесь и сейчас, я прощаю себя, потому что Ты простил меня. Я верю в Твое прощение и с этого момента освобождаю себя от всего, за что не мог простить себя. Прошу, Боже, утверди меня в свободе силой и присутствием Духа Твоего Святого.

Те, кто захочет пройти эти простые ступени, не только обретут свободу, но и получат толчок к духовному и эмоциональному исцелению.

Когда мы решаем актом воли принять за истину то, что сказал Бог, мы становимся полноправными членами семьи Божией и можем смело сказать Господу, что прокрутили видеокассету самообвинений в последний раз. И когда диавол снова попытается нажать на кнопку пуска, он обнаружит, что Иисус вывел ее из строя. Отныне вы свободны.

 

Вопросы для закрепления:

1. Каковы шесть последствий духа непрощения, направленного против самих себя?

2. Какие четыре проблемы обычно мешают поверить в Божие прощение?

Почему не нужно стараться быть достойными Божьего прощения?

3. Назовите четыре библейские ступени, ведущие к прощению.

4. Понимаете ли вы смысл крестной смерти Иисуса?

Опишите, как вы его понимаете и какое отношение жертва Христа имеет к вашим грехам — прошлым, настоящим и будущим.

 

Признавайтесь друг пред другом в проступках

И молитесь друг за друга, чтоб исцелиться.

Иакова 5:16

Глава 10

Чувство горечи

Чувство горечи или досады — самый нижний слой человеческой неспособ­ности прощать и быть прощенным. Этот слой, как коррозионный агент, разъеда­ет внутренний мир и разрушает все добрые отношения.

Библия предупреждает нас об источнике этой горечи:

Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не оскверни­лись многие.

Евреям 12:15

Слово «горький» — это перевод греческого слова pikria, имеющего своим корнем слово «pik», означающее «резать» и подразумевающее что-то «заострен­ное» или «острое». Оно также означает «горький вкус». Стих 15 — это метафора о дереве с горьким корнем, на котором растут горькие плоды.

За последние тридцать лет мне не раз пришлось беседовать с людьми, кото­рые обижали всех вокруг себя. Моей задачей было помочь им отыскать в себе «горькие корни», которые они взращивали в себе неделями, месяцами и даже го­дами. Мы прячем горечь от всех, маскируя ее под разные другие чувства. Но она все равно проявляется в нашей жизни и находит себе выход многими путями — через гнев, ярость, злобу, злоречие. Но невозможно скрыть чувство горечи от Бога. Его не скроешь даже от родных.

Чувство досады никогда не бывает созидательно по своей природе. Оно всегда разрушительно. И неважно, что сделали нам люди, насколько больно это было, как часто нас обижали. Бог не приемлет такой реакции на зло, как чувство горечи и досады. От горечи не приходится ждать ничего хорошего.

«Наблюдайте...». То есть будьте внимательны. Слово наблюдать, как оно употреблено в стихе 15, — производное от того же самого сочетания двух грече­ских слов epi («на») и skopeo («посмотреть на», «рассматривать»), что дает нам слово присмотр. Как христиане мы должны исполнять эту обязанность.

«...Чтобы кто не лишился благодати Божией...». Христиане просто обяза­ны заботиться друг о друге и наблюдать, чтобы все мы пребывали в благодати. Нужно отвечать благодатию на благодать. Как христиане мы не можем позво­лить себе жить по старым привычкам и отвечать на обиду, оскорбление, обман, критику, ложь и отвержение отлично от того, как Господь отвечает нам за наши грехи. А Он отвечает прощением.

«...Чтобы какой горький корень, возникнув...». В день принятия Христа своим Спасителем мы отказали себе в праве на горечь или досаду. И, что бы ни происходило, как бы грубо и пренебрежительно с нами ни обращались, мы обя­заны исторгнуть из себя чувство горечи и быть на страже, чтобы оно снова не пустило корни в нашей жизни.

Однако мы склонны полагать, что именно наш случай — исключение из этого правила. Как можно спокойно относиться, например, к развязанной против вас кампании клеветы? Или к мужчине, который бросает свою сорокатрехлет­нюю жену ради двадцатилетней? Или к женщине, изменившей своему мужу ра­ди сиюминутного наслаждения во время очередного уик-энда? Или к детям, пренебрегающим тем, что дорого для их родителей, и ведущим праздный образ жизни, несмотря на то, что были воспитаны в благочестивых семьях? Как можно равнодушно смотреть, когда с тобой не считаются из-за того, что ты — женщи­на?.. Или не дают повышения по службе из-за цвета кожи?.. Или увольняют с работы, чтобы освободить место для друга семьи начальника?.. Или пренебре­гают вами, потому что вы стали инвалидом, а вы так хотели по окончании дол­гих лет работы пожинать плоды своего труда?

Чувство горечи так легко «оправдать». Ну, у меня ведь есть на это право. Ему было известно, что для меня значит эта сделка. Но, когда все было уже почти готово, чтобы заключить ее, он солгал, будто не уверен в моей компе­тентности. А мне это стоило таких денег! Он обидел меня и пусть теперь не рассчитывает, что я это так оставлю. Никаких больше улыбок, ни даже «здравствуй». Мы должны следить за тем, чтобы горечь не пустила корни и на­шей жизни. Как обычный корень разрастается и пускает усики, чтобы добраться до воды и дать питательный сок для роста дерева, так и корень горечи: чтобы начать расти и пустить усики, ему нужна обратная связь и совсем немного дока­зательств своего права на существование. Этот корень подпитывается от невер­ного представления, будто у нас есть «право» иметь его. Но истина заключается в том, что верующий не имеет права на чувства горечи и досады.

Недавно я читал бестселлер, автобиографию одного удачливого бизнесме­на. В начале книги автор привел ужасный рассказ о том, как грубо с ним обош­лись, и сказал, что никогда не простит человека, причинившего ему зло. Про­должая читать дальше, я видел тучу, нависшую над всем, чего достиг этот биз­несмен. «И все же я никогда не прощу его», — сказал он. Что бы ни сделал этот человек, все равно плохо, что автор согласился остаться у него в эмоциональных заложниках до конца дней своих! Какой бы славы, известности, богатства мы ни достигли, позволяя чувству горечи пустить корни, мы теряем контроль над своей жизнью. Этого нельзя допустить, иначе чувство горечи будет разъедать вас, пока не уничтожит полностью.

 

Каковы последствия

«...Не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие». Иногда даже не заметно, что в тебе гнездится неприятное чувство горечи, но последствия его ко­варны и многочисленны.

 

Физические заболевания

У жены одного из моих друзей, прекрасного человека и пастора, обнаружи­ли рак. Они (назову их Брауны) бросили все силы и средства на лечение. Врач, которого они наняли, долгое время занимался изучением связи между заболева­нием раком и отрицательными эмоциями. Он начал свое лечение с того, что ка­ждый день приходил к жене моего друга и пытался вывести ее на откровенный разговор о ее прошлом. Проходили недели. Врач делал все возможное для того, чтобы она раскрылась и выплакалась ему. Но она этого не делала. Казалось, она была просто неспособна довериться кому-либо.

Но доктор продолжал свои беседы с миссис Браун. И вот однажды, в сере­дине разговора, она вдруг зарыдала. Слезы брызнули у нее из глаз и она призна­лась, что таит в себе чувство горечи по отношению к своим родителям из-за че­го-то, что произошло много лет назад. Излив все, что накопилось в ее сердце за эти годы, она получила освобождение и прощение. Сегодня миссис Браун — ак­тивный помощник мужу в его пасторском служении. По мнению лечившего ее врача, ей не удалось бы излечиться, если бы она не избавилась от сидевшего в ней чувства досады.

Хотя мы не в состоянии увидеть, что происходит у нас внутри, внешние проявления скажут нам об этом. Чувство горечи подобно вечному двигателю, использующему человеческое тело как источник своей энергии. Он работает, ко­гда мы спим. Он работает, когда мы говорим с друзьями или даже просто сидим и отдыхаем. Это — стиль жизни. Это — маховик, который непрерывно вращает­ся и высвобождает свою разрушительную энергию.

Рано или поздно чувство горечи окажет влияние на наше тело. Все чаще и чаще врачи замечают определенную связь между тем, как функционирует наш организм, и тем, какой у нас образ мышления. Горечь, гнев и другие отрицатель­ные эмоции находят свое отражение в заболеваниях желез внутренней секреции, сердца, высоком кровяном давлении, язвах и множестве других болезней.

 

Испорченные отношения

Чувство горечи заставляет причинять боль и страдания другим. Греческое слово miaino, переведенное в Евреям 12:15 как «осквернились», означает «по­крывать пятнами» или «окрашивать». Чувство горечи поставит свои черные пят­на на взаимоотношениях с окружающими. Вот почему в мире так много разво­дов, разлук и разбитых семей.

Джон и Линда — молодая пара — поженились. До свадьбы они ничего не знали о прошлом друг друга. Линда не догадывалась, что муж привнес в их брак корень горечи. Она старалась во всем показать ему свою любовь, но, несмотря на все попытки, ей никак не удавалось достучаться до него. Она просто не могла пробиться сквозь затворенную стену его чувств. Эта стена появилась в нем в двенадцать лет, когда умерла его мать. С годами Джон научился тщательно мас­кировать чувство горечи. Ему успешно удавалось скрывать его, пока он не же­нился. Но после, когда они стали потихоньку притираться друг ко другу, Линда вдруг обнаружила, что ей очень трудно общаться с человеком, которого она так любит. Джон был не в силах сбросить свою броню, стать самим собой.

Они пытались выявить причину своих проблем. Почему Джон так себя ве­дет? Почему он неспособен ответить Линде любовью на любовь? Он даже не до­гадывался, почему неспособен любить. Когда это все началось? Почему во мне нет любви? Откуда у меня эти чувства? Почему я не могу быть самим собой? Почему я не могу расслабиться? Откуда этот стресс? Почему я всех крити­кую? Почему во всем вижу только плохое? Что происходит в моей жизни? Джону нужно было сбросить с глаз покрывало, чтобы увидеть, где источник проблемы. Им владело чувство горечи и досады на мать, и это чувство омрачило его семейную жизнь.

В большинстве случаев истинная причина подобных проблем кроется в ду­хе непрощения, пустившем глубокие корни. Джон не хотел простить свою мать за то, что она умерла так рано, оставив его одного.

Чувство горечи поражает, словно паралич. Даже тогда, когда мы хотим лю­бить, мы не можем этого: просто потому, что не можем. Некоторые родители удивляются, почему они не любят своих детей, а дети не понимают, почему не любят родителей. Супруги хотели бы знать, почему они больше не любят друг друга, почему не могут сломать разделяющий их барьер. А все дело в том, что во всех этих людях пустили глубокие корни горечь, негодование, иногда даже не­нависть.

Вот еще одна история. После сказочно проведенного торжества бракосоче­тания Эд и Нэнси строили радужные планы о своей семейной жизни. Они пред­ставляли, что у них будет мальчик и девочка. Нэнси мечтала об этом много лет, и, когда она забеременела, их радости не было предела. Когда же Нэнси родила мальчика, они чуть не сошли с ума от счастья. Через полтора года Нэнси снова оказалась в положении. Но на этот раз беременность протекала с осложнениями, и врач сказал, что это будет их последний ребенок. Неважно! У них уже есть мальчик, Майкл; а теперь у них будет девочка. Тогда их семья станет полной. Однако им не суждено было иметь дочь: Нэнси родила второго сына, Джейсона.

Поначалу Нэнси была в подавленном состоянии, но вскоре ей удалось пре­одолеть чувство разочарования. По крайней мере, она так думала. Майкл и Джейсон были очаровашки. Но скоро в их поведении стали наблюдаться явные различия. С Майклом, казалось, не было никаких проблем, но с Джейсоном вечно случались какие-то неприятности. Нэнси постоянно придиралась и ворча­ла на Джейсона, чтобы он ни делал. Эд часто уезжал в длительные командиров­ки и потому до поры до времени не замечал ничего необычного в том, как Нэнси обращалась с детьми. Когда она кричала на Джейсона, Эд думал, что жена про­сто устала возиться с ними целый день. Но однажды — мальчикам было тогда четыре и шесть лет — во время своего отпуска Эд решил никуда не уезжать с семьей, как это бывало обычно, а остаться дома. Находясь постоянно в доме, он заметил, что Нэнси обожала Майкла, но с трудом выносила Джейсона. Эд пред­ложил жене сходить на консультацию по вопросам семьи и брака. Она согласи­лась.

На консультации Нэнси призналась, что ненавидит Джейсона, потому что он лишил ее маленькой девочки, которую она всегда хотела иметь. Нэнси не могла простить своего сына. И, что самое страшное, она чувствовала, что Эд разлюбит ее, если она не перестанет думать, что Джейсон разрушил ее жизнь. Дух непрощения породил чувство горечи, которое пустило корни и овладело всей жизнью Нэнси. Она развелась с Эдом. Дети остались на попечении отца, и Нэнси в тот момент отказалась даже от своего любимого сына Майкла, потому что думала, что он тоже, когда вырастет, будет против нее. Она считала, что у нее множество причин для чувства горечи и разочарования. На самом же деле горький корень внутри нее разросся и стал таким огромным, что испортил жизнь мужу и двоим сыновьям.

У корня горечи очень много отростков. Недоверие — один из них. Другой — отсутствие чувства безопасности. Библия предостерегает: «Наблюдайте... чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда...». Слово Божие не зря предупреждает об этом, ибо последствия чувства горечи поистине ужасаю­щи.

 

Камни преткновения

Чувство горечи окутывает нас темным облаком вины. Мы понимаем, что не должны питать подобного чувства к людям, и знаем, что Богу неугодно, когда наши сердца преисполнены негодования. И размышляем примерно так: «Если Бог недоволен мной, как Он может взять меня к Себе? Я ощущаю постоянный барьер, стоящий между мной и Богом, и уже начинаю сомневаться в своем спа­сении. Как же мне, в конце концов, испытать радость и уверенность в спасении, если эта суматоха, эта невидимая гражданская война постоянно продолжается?».

Горький корень мешает увидеть в нас Христа. Что за свидетель Благой Вес­ти христианин, питающий чувство досады к Богу и ближнему? Как сможем мы свидетельствовать другим о Божием прощении, когда сами отказываемся про­стить тех, кто причинил нам зло? Когда мы позволяем чувству горечи взять верх в нашей жизни, оно непременно скажется на всех, живущих рядом с нами. Не так давно я спросил своих детей, Энди и Бекки, не обижались ли они когда-нибудь на меня за то, как я с ними обращался. Брату и сестре было уже за два­дцать, и поэтому они не стеснялись говорить открыто и честно.

Энди начал первым. Он вспомнил, что как-то раз, когда ему было лет три- надцать-четырнадцать, отрабатывал на пианино одну и ту же мелодию, куплет какой-то песни. Я тогда сказал ему: «Энди, это все, что ты умеешь?» Мои слова прозвучали для него, еще подростка, так: «Ты мне надоел со своей музыкой». И хотя он был талантливый музыкант, но, услышав о себе такое мнение, он решил никогда больше не играть, если я нахожусь рядом.

Бекки тоже кое-что вспомнила. «Когда мне было пять лет, — сказала она, — мы жили в Майами. Однажды ты посадил меня в моей комнате и не разрешал выходить. Я все плакала и плакала, а ты все не выпускал».

Они вспомнили еще несколько случаев, и за все я попросил у них проще­ния. То, что было сказано или сделано мною в спешке, я тут же забывал. Но Эн­ди и Бекки не забывали. Проходили годы, а я даже не знал, что обидел их.

Сколь многие из нас помнят все те мелочи, что заставляли нас считать себя обиженными! Сколь многие из нас сегодня злы из-за того, что не чувствуют себя любимыми! Нужно исторгнуть из сердца эти недобрые чувства по отношению к тем, кто обидел нас или причинил боль. Многое из того, что, может быть, про­изошло давно, настолько давно, что кажется, будто жала той обиды уже больше нет, а она и по сей день воздействует на наши мысли. Дух непрощения — ужас­ное чувство. Ни в коем случае нельзя допустить его появления.

То, как чувство горечи может разрушить жизнь, ярко описано на страницах Ветхого Завета. Когда царя Саула избирали на царство, все любили и уважали его как могущественного правителя. Однако жизнь его закончилась печально и трагически. Не перенеся поражения в войне и печали о погибших сыновьях, он совершил самоубийство, пав на свой меч. Дух горечи по отношению к Давиду и к Богу послужил орудием его безвременной кончины.

В 1 Царств 18:1-7 описано, как у Саула появляется чувство горькой зависти к Давиду. Когда Давид возвращался после победы над Голиафом, израильские женщины вышли навстречу с тимпанами и кимвалами. Они плясали и пели, вос­клицая: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» (ст. 7). Их пение раз­досадовало Саула. Он «сильно огорчился, и неприятно было ему это слово» (ст. 8). Победа Давида взбесила Саула. «И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (ст. 9). Таков механизм чувства горечи: нам немного надо, что­бы рассердиться. Давид сохранил Саулу доброе имя, сразившись с Голиафом и победив его во имя Бога Иеговы. Но вместо того, чтобы отблагодарить Давида, Саул рассердился, стал подозрительным к нему, а потом даже стал бояться его.

И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесно­вался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене. Но Давид два раза уклонился от него.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.222.143 (0.015 с.)