Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тактика назначения судебной экспертизы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проведение экспертизы является процессуальным действием, состоящим из следующих стадий: назначение, производство, оценка результатов экспертного исследования ( заключения эксперта ) следствием и судом. Процессуальный порядок назначения и производства экспертизы предусматривает: - принятие следователем подготовительных мер, связанных с производством экспертизы, выбор экспертного учреждения или эксперта; - вынесение постановления о назначении экспертизы; - разъяснение эксперту его прав и обязанностей при проведении экспертизы; предупреждение эксперта об уголовной ответственности по ст. 61 и 133 УПК; - ознакомление обвиняемого (подозреваемого) с постановлением о назначении экспертизы и разъяснение его прав, предусмотренных ст. 229 УПК; - рассмотрение и разрешение следователем ходатайств заявленных обвиняемым при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы; - помещение обвиняемого (подозреваемого) в медицинское учреждение, если при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном наблюдении; - проведение экспертизы и дачу экспертом (экспертами) заключения; - ознакомление следователя с заключением эксперта, оценку этого заключения; - допрос эксперта в необходимых случаях; - ознакомление обвиняемого с заключением эксперта или его сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта. Подготовительные меры при назначении экспертизы включают: анализ материалов уголовного дела для установления основания производства экспертизы; определение вида экспертизы, времени ее назначения и проведения; выбор эксперта (или экспертного учреждения), согласование с ним вопросов относительно экспертизы, в том числе и сроков ее проведения, если в этом возникла необходимость; формулирование вопросов, а в необходимых случаях и приглашение специалиста для получения от него соответствующей помощи подготовку объектов и других материалов для экспертного исследования. Правом выбора эксперта или экспертного учреждения наделен следователь, который назначает экспертизу. Инициатива в этом может также исходить от иных участников уголовного процесса. Если решено провести экспертизу вне экспертного учреждения, то требование следователя (лица, производящего дознание), прокурора о вызове эксперта обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает специалист, который назначен экспертом по делу (ст. 133 УПК). Практика и ведомственные нормативные акты ограничивают круг лиц, выступающих в качестве эксперта. Например, судебно-медицинским экспертами могут быть лишь те врачи, которые прошли специальный курс обучения, получили об этом соответствующий документ (закончили клиническую ординатуру или интернатуру по судебной медицине). Криминалистические экспертизы обычно поручают специалистам, имеющим допуск на их проведение. На подготовительном этапе необходимо отобрать объекты экспертизы. Они подразделяются на три самостоятельные группы: основные объекты; сравнительные материалы; материалы, содержащие справочные сведения. К основным относятся вещественные доказательства, связанные с событием преступления, либо вещная обстановка или ее элементы. В качестве объектов второй группы выступают образцы для сравнительного исследования. В третью группу включаются материалы, содержащие справочные (информационные) данные, необходимые для решения вопросов, относящихся к предмету экспертизы. Вещественными доказательствами являются материальные следы преступления или преступника, предметы, которые служили орудиями преступления, сохранили на себе следы преступления либо были объектами преступных действий, а также иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления, установления фактических обстоятельств дела. Помимо вещественных доказательств на экспертизу при необходимости представляются образцы для сравнительного исследования – специфическая самостоятельная категория материальных объектов. В отличие от вещественных доказательств образцы для сравнительного исследования не связаны с расследуемым событиеми сами доказательствами не являются. Их отличительный признак – несомненность происхождения от конкретного объекта. 58.Понятие и виды образцов для сравнительного исследования, требования предъявляемые к ним. В процессе расследования преступлений возникает необходимость в использовании специальных познаний в форме экспертизы, которая способствует установлению истины по уголовным делам. При проведении многих судебных экспертиз используются образцы для сравнительного исследования. Образцы получают в ходе таких следственных действий как осмотр, обыск, выемка, а также путем следственного действия – получение образцов для сравнительного исследования. Следователь, дознаватель вправе получить образцы для сравнительного исследования у подозреваемого и обвиняемого. Такие образцы также могут быть получены у потерпевшего и свидетеля с его согласия, когда возникла необходимость проверить, не оставлены ли ими следы на месте происшествия или вещественных доказательствах. Понятие образцов для сравнительного исследования в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует. Образцы для сравнительного исследования – это материальные объекты, отображающие признаки, качества и свойства иных объектов ( субъектов ) или же обладающие своими собственными признаками, качествами и свойствами, полученные для проведения идентификационных исследований или установления родовой ( групповой ) принадлежности различных материальных объектов, а также для установления иных обстоятельств, имеющих значение для конкретных расследуемых дел. Разнообразие образцов для сравнительного исследования не позволяет построить их классификацию по одному логическому основанию, поэтому в криминалистике существует несколько классификаций образцов по различным основаниям. По способу получения образцы для сравнительного исследования подразделяются на свободные, условно свободные и экспериментальные. Свободные – это образцы, возникшие до расследуемого события и вне связи с ним. Они изымаются при производстве обыска либо выемки или обнаруживаются при осмотре места происшествия и могут быть представлены подозреваемыми, другими гражданами. Условно свободные – образцы, возникшие после совершения преступления, но не связанные с назначением экспертизы. Это могут быть собственноручные объяснения, протоколы допросов, заявления. Экспериментальные образцы – материальные объекты, получаемые для целей сравнительного исследования. Получение образцов для сравнительного исследования – следственное действие, проводимое в соответствии с УПК и заключающееся в получении сравнительных материалов для экспертного исследования. Оно может носить принудительный характер – с соблюдением установленных законом процессуальных гарантий. Помимо несомненности происхождения образцы должны быть надлежащего качества и получены в количестве, требуемом для производства данной экспертизы. Под надлежащим качеством понимается выражение образцами необходимых для целей экспертного исследования индивидуальных и групповых признаков того объекта, от которого они получены; количество образцов для сравнительного исследования должно быть таким, чтобы можно было сделать вывод о необходимости или случайности соответствующих признаков и их вариативности. Реализация этих требований к образцам для сравнительного исследования обеспечивается соответствующими тактическими приемами их получения. В частности, условия получения образцов должны максимально соответствовать условиям образования исследуемого объекта. Желательно, чтобы образцы были получены на таком же материале, что и исследуемый объект, аналогичными орудиями и средствами и т.п. Применительно к отдельным категориям образцов для сравнительного исследования могут существовать и дополнительные условия (например, при получении экспериментальных образцов почерка и подписи). В отборе образцов при необходимости могут принять участие специалисты. В ряде случаев образцы для сравнительного исследования могут быть получены самим экспертом в процессе экспертного исследования экспериментальным путем. Их получение составляет содержание экспертного эксперимента – факультативной стадии производства экспертизы. В этом случае процесс получения образцов для сравнительного исследования не является самостоятельным действием и фиксируется в исследовательской части заключения эксперта. Юридическим основанием для производства экспертизы является постановление следователя, органа дознания, прокурора или суда. В зависимости от характера отражения признаков идентифицируемых объектов образцы делятся на две группы: 1. Отражающие фиксированные признаки иных материальных объектов. В эту группу входят: а) образцы непосредственного отображения при контактном взаимодействии или механического отображения признаков (образцы следов рук, обуви, распечатки программных и текстовых файлов и т.д.); б) образцы отображения навыка как своеобразного динамического стереотипа, выраженного в почерке, знаниях, умениях и навыках составления электронных документов, разработке компьютерной программы (вируса как разновидности программы), профессиональных приемах и т.д.; в) образцы – фотоизображения признаков, возникающих в результате химических и физических процессов или физико-химического отображения признаков (образцы фотоизображений). 2. Образцы, в которых исследуются свойства, отражающие их собственные признаки (отображающие свойства объектов в качестве их частей) в виде: а) отделившейся части вещества или материала (образцы крови, слюны, краски и т.д.); б) предметов как представителей определенной группы материальных объектов (образцы готовой продукции); в) «средних проб» отдельных объектов (образцы зерна, продуктов животноводства и т.д.). Образцы могут быть классифицированы по виду судебных экспертиз, объектами которых они являются, например, почерковедческой (образцы почерка, подписей), дактилоскопической (образцы отпечатков рук, ног), трасологической (образцы следов орудий взлома, инструментов), баллистической (образцы пуль, гильз, дроби, картечи), почвоведческой (образцы почвы), взрывотехнической (средства воспламенения, детонирования, передачи инициирующего импульса, поджога), биологической (образцы крови, слюны, спермы), генотипоскопической, судебной компью терно-технической (твердые копии информационных объектов, полученные на представленном печатающем устройстве в условиях конфигурации исходной аппаратно-программной среды) и других экспертиз. Рассмотренные выше классификации образцов для сравнительного исследования, несомненно, имеют практическую значимость, которая заключается в том, что применительно к каждому виду образцов необходимо разрабатывать свои тактические приемы их получения, фиксации, хранения и предоставления на экспертизу, что имеет существенное значение при расследовании уголовных дел и рассмотрении их в судах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.009 с.) |