ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактика обыска транспортного средства.



Тактические особенности обыска транспортных средств:

• проводить обыск, начиная с багажника и заканчивая двигателем автомобиля;

• в багажнике обследовать сумку с инструментом, запасное колесо, пространство между покрытием и днищем;

• в салоне осмотреть пространство между ковровым покрытием и днищем, снять и осмотреть чехлы, участки между сидениями и их спинками и полом, пространство за приборной панелью, аптечку, пепельницы, ящик для сопутствующих предметов;

• обследовать пространство под капотом; двигатель;

• осмотреть механизмы и детали, находящиеся под днищем;

• использовать для обыска осветители, зеркала, инструменты.

При обследовании автомашин выносится отдельное постановление, санкционированное прокурором, если поиски происходят в гараже – отдельного постановления не требуется. Обыск автомашин целесообразно проводить с участием автотехнического специалиста. При обследовании автомашин проверяются внутреннее пространство кабины (салона), места под сиденьями, резиновые накладки педали, содержимое ящика на переднем щитке, аптечки, снимаются чехлы, осматриваются колеса, особенно запасные, кузов, груз, находящийся на транспорте, багажник и др.

В организационном и тактическом отношениях проведение обыск автотранспорта существенно отличается от обыска помещений.

Успеху обыска автотранспорта способствует надлежащая подготовка к его проведению:

1. для успешного поиска тех или иных объектов, спрятанных в самом автомобиле, в ситуации, когда отсутствует информация о местах их укрытия, необходимо заранее изучить общее устройство автомобиля и особенности конструкции его отдельных марок. При этом особое внимание следует обратить на те агрегаты и узлы, конструкция которых позволяет прятать определенные объекты, быстро извлекать их из тайника. В зависимости от характера объекта (размеров, состояния) определяются и места их сокрытия. Предметы больших размеров могут перевозиться: в пустотах крупногабаритных грузов, под сыпучими и незатаренными материалами; за специально устанавливаемым передним бортом; на раме под кузовом автомобиля; на крыше автофургона или на тенте бортовой автомашины и т.п.

2. Во время подготовки к обыску автомашины в ряде случаев приходится предварительно решать вопрос о месте и времени его проведения. Выбор места обыска может быть ограничен или вовсе исключен в связи с тем, что автомашина находится в пути.

В иных ситуациях следует руководствоваться тактической целесообразностью проведения обыска в том или ином месте.

Что касается выбора конкретного места для проведения обыска автотранспорта, то чаще — это место его основной стоянки для погрузочно-разгрузочных работ. Необходимость перемещения автотранспорта с этого места для проведения обыска может диктоваться самыми различными тактическими соображениями (перегонка на эстакаду, удаление с места значительного числа граждан). Нередко выбор места и времени проведения данного вида обыска в значительной мере зависит от обстоятельств преступления и конкретной ситуации, характеризующей состояние расследования на определенный момент. Иными словами, такой выбор в каждом случае индивидуален.

3. При подготовке к обыску автомашины необходимо заблаговременно определить его участников и роль каждого. В проведении обыска целесообразно участие специалиста в области автотехники. Обыск должен проводиться в присутствии водителя автотранспорта, а также лица, ответственного за передачу или получение перевозимого на автомашине груза (разумеется, если соответствующие обязанности не возлагаются на самого водителя).

4. При обыске автомашины применяются технические средства, с помощью которых можно обнаружить объекты, спрятанные в узлах и агрегатах автомашины, а также в провозимых на ней грузах.

Для поиска металлических предметов в грузах применяются металлоискатели. При обыске в самом автомобиле эти средства непригодны.

При полном обследовании автомашины и груза поиск обычно начинается с визуального осмотра нижней части шасси и кузова в такой последовательности: передний мост и передние колеса; поддон картера двигателя; дно кабины и нижняя часть подножек; главная передача, карданный вал, дифференциал; задний мост и задние колеса; дно кузова.

Если есть смотровая яма или эстакада, эта операция не вызывает трудностей. При их отсутствии осмотр производится с помощью зеркал различной конструкции, эндоскопов и электрофонарей, переносных электроламп, питающихся от аккумулятора автомобиля.

После обследования днища автомобиля и расположенных под ним узлов и агрегатов кабина водителя осматривается в таком порядке:

сиденья и спинки сидений водителя и пассажира; инструментальный ящик под сиденьем водителя и пространство за спинками сидений водителя и пассажира; левая дверь кабины; порог левой двери; пол левой части кабины, закрытый ковриками; приборный щиток, рулевая колонка, пространство под ними; багажное отделение на лицевой панели кабины; правая часть лицевой панели, пространство под ней; пол правой части кабины под ковриками; центральный туннель кабины;

Порог правой двери; правая дверь; обивка кабины, противосолнечные козырьки. Затем приступают к обследованию моторного отсека, в котором поочередно осматривается двигатель, узлы и агрегаты, смонтированные на двигателе, свободные пространства моторного отсека, радиатор охлаждения, заправочный и расширительный бачок, трубопроводы, приборы системы зажигания.

Осмотр наружных частей кабины и кузова начинается с наружной части левой дверцы кабины, левого крыла; далее осматривается радиатор правое крыло. Осматривающий идет вокруг кузова и возвращается к "исходной точке. Поскольку пространство под крыльями колес уже было проверено в начале осмотра, на этом этапе исследуются наружные поверхности крыльев, фары, подфарники, облицовка радиатора. Наиболее вероятное место для устройства тайников в передней части автомобиля — бампер и кронштейны его крепления к раме. При наружном осмотре кабины не надо забывать и об ее крыше, которая у большинства современных грузовых автомашин имеет вентиляционные люки. Свободное пространство под крышками этих люков может быть использовано для устройства тайника.

После осмотра наружной части кабины обследуются бензобак, пространство над ним, затем кузов, все металлические и деревянные детали которого (в том числе крепежные элементы и запоры болтов) тщательно проверяются. Особое внимание надо обращать на пустотелые конструкционные элементы и массивные несущие части кузова, в которых наиболее вероятно оборудование тайников. Осмотр внутренней части кузова автомашины производят по тем же правилам, начиная с исходной точки, в качестве которой обычно избирается задний борт

В последнюю очередь осматривается груз. Последовательность осмотра при этом определяется характером самого груза, наличием или отсутствием тары и ее конструкцией, особенностями укладки груза в кузове, его габаритами и другими факторами. В любом случае осмотр груза должен быть полным и тщательным, для того чтобы все занимаемое грузом пространство кузова оказалось обследованным.

Тщательное обследование внешнего вида, веса, цвета и других признаков открыто лежащих в машине вещей и предметов помогает установить возможные факты маскировки провозимых объектов. В определенной мере это относится и к грузам, перевозимым на автомашине. В целом поиск таких объектов в грузах сводится к следующему.

1. Необходимо внимательно обследовать упаковку грузов для обнаружения внешних признаков, указывающих на вероятное ее вскрытие.

2. Особое внимание следует обращать на упаковки крупногабаритных грузов. При обследовании находящихся в кузове автомашины малогабаритных грузов надо изучать их внешний вид, устанавливать наличие пустот, в которых может скрываться провозимый груз. При установлении несоответствия объема и веса перевозимого груза последний подлежит выгрузке.

3. Обследование сыпучих грузов (песок, щебенка, отходы производства, вывозимый в контейнерах мусор и др.) должно осуществляться с применением щупов. При провозе на автомашине жидкостей, помещенных в цистернах, баках, бидонах, бочках и других емкостях с открывающимися крышками (люками), необходимо зондировать эти емкости как щупами, так и специально предназначенными для этих целей «кошками». Зондирование пищевых продуктов не производится.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.190.82 (0.008 с.)