Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий обзор истории развития судебно-медицинской экспертизы в СССРСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Состояние и перспективы развития судебно-медицинских учреждений Министерства здравоохранения СССР следует рассматривать исторически, исследуя условия и узловые моменты их возникновения и развития. Это дает возможность понять их роль в деятельности органов расследования и правосудия в те или иные периоды развития Советского уголовного процесса. При этом необходимо прежде всего выявить действительную причину, обусловившую возникновение судебно-медицинских учреждений в данной конкретной исторической обстановке 126. Октябрьская революция разрушила старый буржуазно-помещичий государственный аппарат, создала новый советский суд, новые принципы правосудия. Начался новый этап в развитии и отечественной судебной медицины. Организация судебно-медицинской экспертизы на принципиально новых началах шла большими темпами. Учреждение в Народном комиссариате здравоохранения подотдела медицинской экспертизы положило начало организации советской судебно-медицинской службы, именовавшейся сначала медико-юридической экспертизой 127. Подотдел являлся высшей судебно-медицинской инстанцией РСФСР 128. Наряду с руководством медицинской экспертизой в его функции входили разработки и систематизация законоположений и ведомственных инструкций, организации подготовки кадров, а также решение ряда вопросов, связанных с работой экспертов. В этот период был издан ряд официальных директив, регламентирующих деятельность судебно-медицинских экспертов и судебно-медицинских учреждений: 19.12.1918 г. — циркуляр Наркомздрава РСФСР «О порядке освидетельствования мертвых тел в случаях скоропостижной смерти»; 05.04.1919 г. — «Временное постановление для медицинских экспертов о порядке производства исследования трупов»; 01.02.1919 г. — «Положение об организации кабинетов для освидетельствования при подотделах медицинской экспертизы» и целый ряд других официальных указаний. Для совершенствования методов работы экспертов были организованы специальные лаборатории, деятельность которых расширяла возможности судебно-медицинской экспертизы и обеспечивала повышение ее доказательственного значения. В 1919 г. подотдел медицинской экспертизы Наркомздрава РСФСР преобразован в отдел 129. Соответствующие преобразования были произведены и в губернских отделах здравоохранения. Условия работы экспертов в первые годы организации судебно-медицинской службы были очень сложными. Несмотря на все трудности, судебно-медицинская служба с самого начала своей деятельности стала оказывать большую помощь органам советского правосудия. К 1920 г. относится начало организации судебно-медицинской экспертизы на Украине, где в Народном комиссариате здравоохранения «как высшая учебно-практическая инстанция» был учрежден отдел медицинской экспертизы 130. В других советских республиках в этот период судебно-медицинские учреждения организованы еще не были, хотя в народных комиссариатах некоторых из них имелись соответствующие административные подразделения. В последующие годы судебно-медицинская служба была организована во всех советских республиках 131. В период создания судебно-медицинской службы перед ее руководителями стояли сложные и ответственные задачи — выработка общей программы развития службы, налаживание деловых контактов со следственными и судебными органами, укрепление материально-технической базы судебно-медицинских учреждений, улучшение условий работы и материального положения экспертов, подготовки квалифицированных кадров. Чрезвычайно важным мероприятием, сыгравшим большую роль в становлении советской судебной медицины, явился I съезд судебно-медицинских экспертов, проходящий в Москве 20—25.09.1920 г., почетным председателем которого был Нарком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко. На съезде основное внимание было уделено организационным вопросам, подготовке кадров, отчетности и преподаванию судебной медицины 132. Решения съезда нашли свое выражение в законодательных актах и организационных мероприятиях, направленных на дальнейшее совершенствование судебно-медицинской службы. 16.12.1921 г. Наркомздравом и Наркомюстом РСФСР за № 481 было утверждено «Положение о судебно-медицинских экспертах» 133, определяющее их процессуальное и служебное положение, и ряд других важных законодательных актов. Все эти радикальные мероприятия привели к созданию системы экспертной службы. В 1922 г. судебно-медицинская служба была реорганизована. При лечебном отделении Наркомздрава РСФСР была учреждена секция судебно-медицинской экспертизы, а в лечебных подотделах губернских отделов здравоохранения — должности губернских судебно-медицинских экспертов 134. В 1924 г. судебно-медицинская служба уже имела свое организационное построение и циркуляром НКЗ № 156 от 29.07 было констатировано, что городские, уездные, окружные судебно-медицинские эксперты работают под руководством губернского (областного или краевого) судебно-медицинского эксперта, подчиненного заведующему соответствующим отделом здравоохранения. В том же 1924 г. в штате Организационно-административного отдела Наркомздрава РСФСР учреждается должность Главного судебно-медицинского эксперта 135. Итогом основных мероприятий по организации судебно-медицинской экспертизы в первые годы Советской власти явилось издание, начиная с 1925 г., журнала «Судебно-медицинская экспертиза» 136. Значительным событием в развитии судебно-медицинской экспертизы явилось создание в 1924 г. Центральной судебно-медицинской лаборатории 137. К этому времени уже функционировали районные судебно-медицинские лаборатории в Москве, Ленинграде, Саратове, Омске, Иркутске, Ростове-на-Дону, Свердловске 138. 10.04.1924 г. Наркомздрав РСФСР утвердил «Временное положение о районных судебно-медицинских лабораториях 139, согласно которому в их задачи входило выполнение судебно-медицинских экспертиз, изготовление сывороток, разработка научно-технических вопросов судебно-медицинской практики, проведение усовершенствования судебно-медицинских экспертов и химиков. Все это вместе с относительно планомерным проведением специализации и усовершенствования судебно-медицинских экспертов и судебных химиков (подготовка судебных химиков начала осуществляться в Москве в 1920 г. на периодически проводившихся 4-месячных курсах, а усовершенствование судебно-медицинских экспертов — в 1924 г. в Ленинграде при Государственном клиническом институте), создавало условия для улучшения деятельности судебно-медицинских экспертов судебно-медицинской экспертизы 140. Однако организация судебно-медицинской экспертизы проходила негладко. Вследствие отсутствия подготовленных кадров обязанности судебно-медицинских экспертов нередко выполняли врачи других специальностей. Некоторые руководители местных органов здравоохранения, недопонимая значение судебно-медицинской экспертизы, не обеспечивали надлежащих условий, необходимых для ее нормальной деятельности. Не был налажен надлежащий контакт с молодыми, не имеющими достаточного опыта органами юстиции и дознания. Согласно циркуляру НКЗ РСФСР № 156 от 29.07.1924 г. к этому времени в РСФСР уже действовала судебно-медицинская служба 141, состоящая из уездных, городских и окружных судебно-медицинских экспертов, работающих под руководством губернских, а затем, с введением нового административно-территориального деления, областных и краевых судебно-медицинских экспертов, подчиненных соответствующим органам здравоохранения, В этом же году в штате НКЗ РСФСР вводится должность Главного судебно-медицинского эксперта, возглавившего судебно-медицинскую экспертизу республики 142. Учреждение органов судебно-медицинской экспертизы в системе здравоохранения явилось важным и принципиально правильным решением, определившим ее дальнейшее успешное развитие. Принадлежность судебно-медицинской экспертизы к органам здравоохранения позволила в короткие сроки относительно удовлетворительно укомплектовать судебно-медицинские учреждения квалифицированными медицинскими кадрами. Судебно-медицинский эксперт, состоящий на государственной службе в системе здравоохранения, явился объективным, незаинтересованным лицом, независимым от следственных и судебных органов, которые он обслуживал. Структура судебно-медицинской службы обеспечивала постоянный контроль и научно-методическое руководство со стороны стоящих выше судебно-медицинских учреждений, что, несомненно, оказывало положительное влияние на деятельность судебно-медицинской экспертизы в целом. В 1926 г. состоялся 2-й Всероссийский съезд судебно-медицинских экспертов, в работе которого приняло участие 137 человек. Съезд явился важным историческим этапом в развитии судебно-медицинской экспертизы. На нем были рассмотрены и приняты решения по ряду важнейших организационных вопросов, реализация которых имела большое значение в укреплении судебно-медицинской экспертизы в РСФСР и других республиках 143. Отметив успехи в деле организации судебно-медицинской экспертизы, съезд по докладу народного комиссара здравоохранения РСФСР указал на необходимость улучшения поставки судебно-медицинской экспертизы в сельской местности. Важное значение имели вышедшие после съезда циркуляр НКЗ и Наркомюста РСФСР № 13/мв рт 11/1 1928 г. «Об улучшении постановки судебно-медицинской экспертизы в сельской местности» и постановления Совнаркома РСФСР от 15.01.1928 г. «Об улучшении постановки судебно-медицинской экспертизы в сельской местности» и от 15.04.1928 г. «Об улучшении материально-бытового положения судебно-медицинских экспертов, обслуживающих сельское население РСФСР» 144. В 1928 г. НКЗ РСФСР утвердил «Правила судебно-медицинского исследования трупов» 145. В связи с введением нового уголовного кодекса РСФСР в 1928 г. издаются «Правила для составления заключения о тяжести повреждений» 146, квалифицирующие телесные повреждения в соответствии с принятым законодательством. Научно-педагогическая деятельность лабораторий и кафедр судебной экспертизы обусловила развитие судебно-медицинской науки. Однако масштабы этой работы все же не удовлетворяли потребностей быстроразвивающейся следственной и судебной практики. Назревала необходимость в организации более мощного научно-практического и организационно-методического центра, призванного координировать работу всех судебно-медицинских учреждений страны. Таким центром явился Научно-исследовательский институт судебной медицины, созданный в феврале 1933 г. 147 на базе центральной судебно-медицинской лаборатории НК.З РСФСР и кафедр судебной медицины I и II Московских медицинских институтов. В его функции входили научно-методические, научно-исследовательские работы в области судебной медицины, изготовление сывороток и производство особо сложных судебно-медицинских экспертиз. Новое «Положение о производстве судебно-медицинской экспертизы» было издано в 1934 г. Тогда же опубликованы «Правила судебно-медицинского и судебно-химического исследования вещественных доказательств» и «Правила амбулаторного судебно-медицинского, акушерско-гинекологического исследования. В связи с организацией в 1937 г. Народного комиссариата здравоохранения СССР руководство судебно-медицинской экспертизой Советского Союза было возложено на директора НИИ судебной медицины Н. В. Попова. Институт с этого времени по существу стал выполнять функции высшей судебно-медицинской инстанции в СССР 148. В связи с организацией судебно-медицинской экспертизы в союзных республиках, ранее не имевших ее, возникла острая необходимость в кадрах, расширения масштабов их подготовки и повышения квалификации. Общее число судебно-медицинских экспертов в стране было немногим более 700 человек, из которых только 40% являлись основными работниками, а остальные были совместителями. Особенно тяжелое положение с кадрами было в некоторых союзных республиках. Так, например, в Армянской и Карело-Финской ССР в 1940 г. было только по одному эксперту, в Таджикской СССР к 1941 г. — 2 эксперта 149. Усовершенствование и специализация судебно-медицинских экспертов производилась все еще недостаточно интенсивно. С 1933 г. по 1939 г. централизованное усовершенствование прошло только 94 эксперта 150. В 1939 г. директором НИИ судебной медицины был назначен В. И. Прозоровский, на которого в апреле 1941 г. были также возложены обязанности Главного судебно-медицинского эксперта НКЗ СССР. Важным этапом в истории советской судебной медицины явилось Постановление СНК от 04.07. 1939 г. «О мерах укрепления и развития судебно-медицинской экспертизы», имеющее большое значение для дальнейшего развития судебно-медицинской экспертизы 151. Нападение фашистской Германии на Советский Союз помешало выполнению судебными медиками намеченных планов. В дни Великой Отечественной войны большая часть судебно-медицинских экспертов ушли в ряды Советской Армии, отдавая все силы и знания для разгрома врага. Судебные медики приняли участие в работе Государственной чрезвычайной комиссии по расследованию зверств немецко-фашистских захватчиков в Краснодаре, Смоленске, Харькове, Хатыни, в лагерях смерти Заксенхаузене, Майданеке и выступили экспертами в судебных процессах над участниками этих зверств. Свидетелем от СССР о фашистских зверствах в Международном военном трибунале в Нюрнберге выступал В. И. Прозоровский. Акты и материалы судебно-медицинских экспертиз, выступления советских судебных медиков в процессах, связанных с немецко-фашистскими злодеяниями, явились важнейшими доказательствами преступлений, совершенных фашизмом против человечества. После окончания войны был проведен ряд мероприятий, направленных на восстановление судебно-медицинской экспертизы страны. Министерство здравоохранения СССР издает ряд директив, важнейшими из которых явились: приказ № 82 от 16.02.1948 г. «О мероприятиях по укреплению судебно-медицинской экспертизы», приказ № 643 от 14.07.1951 г. «О штатных нормативах судебно-медицинской экспертизы» и др. Большое внимание Советского государства к нуждам судебно-медицинской экспертизы и оказанная ей помощь позволили в короткие сроки не только восстановить, но и значительно улучшить судебно-медицинскую службу страны. Судебно-медицинская экспертиза независима не только от судебно-следственных органов, она занимает особое место и в системе органов здравоохранения, ибо выделена в 1949 г. в самостоятельную группу — «Бюро судебно-медицинской экспертизы» 152. 16.02.1948 г. министр здравоохранения СССР издал приказ № 82 «О мерах по укреплению судебно-медицинской экспертизы» 153. В этом приказе впервые обращено внимание на то, что «судебно-медицинская экспертиза, кроме своей основной задачи по выполнению соответствующих требований органов советского правосудия, должна быть использована и для поднятия качества лечебной работы, тем более, что патологоанатомическая служба в районах из-за отсутствия патологоанатомов совершенно не организована». Выделение в 1949 г. судебно-медицинской экспертизы в отдельную группу привело к изданию в 1951 г. приказа № 643 министра здравоохранения СССР 154, которым существовавшая на местах судебно-медицинская экспертиза министерств здравоохранения автономных республик, краевых и областных отделов здравоохранения реорганизована в бюро судебно-медицинской экспертизы. В Москве и Ленинграде организованы городские бюро. Республиканские бюро судебно-медицинской экспертизы были созданы при министерствах здравоохранения РСФСР, УССР, БССР и Казахской ССР. В Киргизии, Литве, Латвии, Таджикистане и Узбекистане бюро организованы на базе городов и областей, а в Азербайджане и Армении, Грузии, Латвии, Молдавии и Эстонии — созданы единые республиканские бюро. Этим же приказом утверждены штатные нормативы медицинского персонала бюро судебно-медицинской экспертизы. В отличие от прежних нормативов, в штаты непосредственно самих республиканских бюро министерств здравоохранения РСФСР, УССР, БССР и Казахской ССР введена на каждые 12 автономных республик, краев и областей одна должность судебно-медицинского эксперта. В аппарате республиканских бюро здравоохранения других союзных республик было установлено по одной должности республиканского или областного судебно-медицинского эксперта на каждую автономную область или республику, обслуживаемую данным бюро. Нормативы по обслуживанию городского и сельского населения остались прежними — по одной должности эксперта на 100 000 городского населения и по одной должности на 2—3 сельских района. Предусмотренные нормы работ судебно-медицинских экспертов по исследованию вещественных доказательств и судебных химиков исходили из количества произведенных анализов. Введены дополнительно должности заведующих отделениями по исследованию трупов, освидетельствованию живых лиц и исследованию вещественных доказательств. В 1952 г. Министерством здравоохранения СССР утверждается «Инструкция о проведении судебно-медицинской экспертизы в СССР» 155, составленная с учетом происшедших изменений в работе экспертов. «Инструкция» определила цели и задачи, стоящие перед судебно-медицинскими экспертами. В «Инструкции» записано: «...судебно-медицинская экспертиза имеет целью в пределах своей функции, прав и обязанностей — всемерно содействовать здравоохранению в улучшении качества лечебной помощи населению, в борьбе за снижение заболеваемости и смертности, за оздоровление труда и быта и т. д.», тем самым подчеркнуто, что задачей судебно-медицинских экспертов является не только производство экспертиз по предложению судебно-следственных органов, но и участие в общей работе органов здравоохранения. «Инструкция» значительно полнее, чем «Положение о производстве судебно-медицинской экспертизы» от 1934 г., которое она заменила, охватывает все стороны деятельности судебно-медицинских экспертов министерств здравоохранения и судебно-медицинских лабораторий. В соответствии с выделением судебно-медицинской экспертизы в самостоятельную номенклатурную единицу, приказом № 115 от 29.01. 1953 г. по Министерству здравоохранения СССР утверждается «Положение о бюро судебно-медицинской экспертизы» и новая номенклатура экспертных должностей в судебно-медицинских учреждениях 156. Внедрение в практику новых методов исследования и происшедшие изменения в работе судебно-медицинских лабораторий потребовали пересмотра существующих официальных материалов, и в 1957 г. издаются раздельные «Правила судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств» 157 и «Правила судебно-химической экспертизы вещественных доказательств» 158, а также впервые составленные «Правила взятия, фиксации, обработки, исследования, хранения и документации трупного материала, предназначенного для судебно-гистологического исследования» 159. Действующие нормативные документы пополняются в 1959 г. утвержденной Министерством здравоохранения СССР «Инструкцией о работе судебно-медицинских экспертных комиссий бюро судебно-медицинской экспертизы» 160. В период 1960—1962 гг. в союзных республиках приняты и введены в действие уголовные кодексы, в связи с чем разработаны и утверждены министерствами здравоохранения союзных республик «Правила определения степени тяжести телесных повреждений». В РСФСР, в частности, такие «Правила» утверждены 04.04.61 г. с одновременной отменой «Правил для составления заключения о тяжести повреждений» 1928 г. Развертывание физико-технических отделений повлекло выпуск в 1962 г. «Положения о физико-техническом отделении бюро судебно-медицинской экспертизы» 161. В 1962 г. был издан приказ № 166 от 10 апреля 162, который охватил все стороны деятельности судебно-медицинской экспертизы. Большое внимание в приказе уделено кадрам и повышению их квалификации. В частности, утверждены новые штатные нормативы медицинского персонала бюро судебно-медицинской экспертизы, которые существенно отличаются от прежних. Так, разрешено устанавливать в отдельных случаях штаты судебно-медицинских экспертов в сельской местности из расчета одной должности на один район. Увеличено число должностей судебно-медицинских экспертов в республиканских бюро министерств здравоохранения РСФСР, УССР, БССР и Казахской ССР. Введены должности судебно-медицинских экспертов в судебно-гистологических и физико-технических отделениях лабораторий и моргов, должности зав. отделениями лабораторий. Установлены нормы работы экспертов судебно-медицинских лабораторий и судебно-гистологического отделения морга, при этом нагрузка заведующих отделениями лабораторий поставлена в зависимость от числа имеющихся экспертов. Приказом № 166 утверждены: «Положение о бюро судебно-медицинской экспертизы», «Правила хранения и уничтожения вещественных доказательств в судебно-медицинских лабораториях», «Правила приема, хранения, использования и отпуска ядовитых и сильнодействующих веществ в судебно-медицинских лабораториях», «Правила изъятия и направления трупного материала на судебно-химическое исследование в судебно-медицинские лаборатории», «Правила направления, приема, порядка исследования, хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах» и «Перечень реактивов, красок, химикалий и фотоматериалов для бюро судебно-медицинской экспертизы» 163. В 1966 г. издаются новые «Правила судебно-медицинской акушерско-гинекологической экспертизы» 164. Важное значение в развитии судебно-медицинской экспертизы и внедрения научных достижений в практику имели Всесоюзные конференции и совещания судебных медиков, проведенные в 1946, 1950, 1957, 1967, и I, II, III Всесоюзные съезды, состоявшиеся в 1976 г. в Киеве, в 1962 г. — в Минске, в 1988 г.— в Одессе. Активная роль в послевоенном восстановлении и развитии судебно-медицинской службы принадлежит организованному в 1946 г. Всесоюзному научному обществу судебных медиков, привлекшему к организационной, методической и научной деятельности широкие массы судебно-медицинских экспертов. Большое значение в этом отношении имеет также основанный в 1958 г. журнал «Судебно-медицинская экспертиза», являющийся всесоюзной трибуной советских судебных медиков. В настоящее время в СССР существует стройная государственная система организации судебно-медицинской экспертизы. Основная масса экспертиз выполняется штатными специалистами судебно-медицинских экспертных учреждений. В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», утвержденных на сессии Верховного Совета СССР 19.12.69 г., указано: «Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, а также по определению суда. Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы устанавливается Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, Министерством внутренних дел и другими ведомствами» (ст. 51). Исходя из этого закона, на основе предшествующего опыта, в соответствии с действующими нормами уголовно-процессуального и гражданско-процессуального кодексов разработана и введена в действие с 21.07.78 г. новая «Инструкция о производстве судебно-медицинской экспертизы» 165, утвержденная Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Прокуратурой СССР, Верховным Судом СССР и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР. В то же время были утверждены «Положение о Бюро судебно-медицинской экспертизы» 166, «Положение о начальнике Бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики» 167, «Положение о начальнике Бюро судебно-медицинской экспертизы областного (краевого), республиканского (АССР), городского (Москва, Ленинград) подчинения 168, «Положение о заведующем отделом Бюро судебно-медицинской экспертизы» 169, «Положение о заведующем отделением судебно-медицинской экспертизы» 170, «Положение о враче судебно-медицинской экспертизы» 171, «Положение о методическом совете Бюро судебно-медицинской экспертизы» 172, «Положение о Главном судебно-медицинском эксперте Министерства здравоохранения СССР» 173. Судебно-медицинская экспертиза в СССР (структура)174
«Положением о Бюро судебно-медицинской экспертизы» предусмотрено, что штаты бюро утверждаются в установленном порядке и соответствующими штатными нормативами и что в бюро должны быть следующие структурные подразделения: 1. Отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц. 2. Отдел судебно-медицинской экспертизы трупов с судебно-гистологическим отделением. 3. Судебно-медицинская лаборатория, в состав которой входят судебно-биологическое, физико-техническое, судебно-химическое отделения. 4. Районные, межрайонные и городские отделения бюро судебно-медицинской экспертизы. 5. Хозяйственная часть. В столицах союзных республик районные, межрайонные, городские отделения не организуются. Таким образом, структура бюро соответствует основным видам объектов судебно-медицинской экспертизы. Каждый из этих объектов может исследоваться в соответствующем подразделении бюро одним или несколькими экспертами. Производство сложных экспертиз по материалам следственных и судебных дел осуществляется комиссиями экспертов, которые создаются по мере надобности распоряжением начальника бюро. Последний обычно и возглавляет работу этих экспертных комиссий. Начальниками бюро судебно-медицинской экспертизы являются: республиканского — главный судебно-медицинский эксперт МЗ союзной республики; автономной республики — республиканский эксперт МЗ автономной республики; краевого, областного — краевой, областной судебно-медицинский эксперт; городского (в Москве, Ленинграде) — старший городской судебно-медицинский эксперт. Бюро судебно-медицинской экспертизы имеет двойное подчинение: в административно-хозяйственном отношении — руководителям соответствующих городских (в Москве, Ленинграде), областных, краевых управлений (отделов) здравоохранения или министрам здравоохранения автономных и союзных республик, а в научно-практическом, организационном и методическом отношении — начальнику вышестоящего бюро. Главные судебно-медицинские эксперты союзных республик, являющиеся начальниками бюро, в организационно-методическом отношении подчинены Главному судебно-медицинскому эксперту МЗ СССР. Главный судебно-медицинский эксперт МЗ СССР осуществляет научно-методическое и организационное руководство всей судебно-медицинской деятельностью в стране. Он же является директором научно-исследовательского института судебной медицины. Этот институт выполняет функции бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ СССР. Все медицинские учреждения и отдельные медицинские специалисты обязаны оказывать судебно-медицинским экспертам всемерное содействие при производстве экспертиз. В случае надобности эксперты могут пользоваться помощниками, оборудованием и материалами, помощью личного состава и консультациями специалистов тех медицинских учреждений, где производится экспертиза. На судебно-медицинскую службу возлагается также обязанность — всемерно содействовать органам здравоохранения в улучшении качества лечебной помощи населению, в борьбе за снижение заболеваемости и смертности, за оздоровление труда и быта. Начальники бюро и эксперты должны доводить до сведения органов здравоохранения случаи грубых расхождений клинических и судебно-медицинских диагнозов и о дефектах лечебной помощи, а также принимать участие в проведении клинико-анатомических конференциях при разборе таких случаев. Они должны анализировать материалы по скоропостижной смерти, травматизму, отравлениям и представлять в органы здравоохранения свои соображения по профилактике этих явлений. В тех городах, где имеются медицинские институты, бюро судебно-медицинской экспертизы используется и как учебная база. Кафедры судебно-медицинских институтов тесно сотрудничают с экспертами бюро. В функциональных отделах бюро непосредственно работает только часть судебно-медицинских экспертов, а также эксперты-химики и некоторые другие специалисты. Остальные судебно-медицинские эксперты работают в городских, районных и межрайонных отделениях бюро, которые обслуживают определенный город, район или несколько районов. Они называются соответственно городскими, районными, межрайонными судебно-медицинскими экспертами. В городах, на каждые 110 000 населения, полагается одна должность судебно-медицинского эксперта, в сельских местностях — одна должность на 1—3 района. Для обслуживания органов военной юстиции в системе медицинской службы Советской Армии и Военно-Морского Флота также имеются учреждения судебно-медицинской экспертизы, руководимые Главным судебно-медицинским экспертом Министерства обороны СССР. Между военными судебно-медицинскими лабораториями и бюро судебно-медицинской экспертизы поддерживаются контакты и осуществляется взаимопомощь в работе. Государственная система организации судебно-медицинской службы в нашей стране, независимость экспертов от следствия и суда, отсутствие материальной заинтересованности эксперта в исходе дела обеспечивают объективность судебно-медицинской экспертизы. Использование современных методов исследований, подготовка экспертных кадров и повышение их квалификации обеспечивают высокий уровень и достоверность экспертных заключений. НИИ судебной медицины МЗ СССР, помимо научно-исследовательской работы, проводит и экспертизы в основном повторные и особо сложные первичные. Судебно-медицинские эксперты проводят исследования трупов и живых лиц. Судебно—медицинские исследования вещественных доказательств могут проводиться только врачами — судебно-медицинскими экспертами, получившими специальную подготовку. Судебно-химические исследования проводятся экспертами-химиками, имеющими высшее фармацевтическое образование и прошедшими специализацию по судебной химии. Эксперты судебно-биологического и судебно-химического отделений лабораторий обладают такими же правами, как и судебно-медицинские эксперты. Правами экспертов пользуются профессора и преподаватели кафедр судебной медицины медицинских институтов. Глава 3
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.133 (0.015 с.) |