ТОП 10:

Цели, формы и методы воздействия органов государственной власти и местного самоуправления на предпринимательство.



 

Цели: необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как:

• обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

• формирование государственного бюджета;

• защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

• обеспечение занятости населения;

• обеспечение безопасности и обороны страны;

• реализация свободы предпринимательства и конкурен­ции, обеспечение защиты от монополизма;

• соблюдение правопорядка во внешнеэкономической дея­тельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

 

Конституция РФ обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у нас материаль­но-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений.

 

Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразде­ляются на две группы.

Первую группу составляют формы и методы, распространяе­мые на предпринимательские организации, создаваемые орга­нами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности.

Специ­фика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властны­ми структурами и подчиненными им субъектами предпринима­тельской деятельности.

Так, коммерческие организации в орга­низационно-правовых формах государственного или муници­пального унитарных предприятий создаются по решению упол­омоченного на то государственного органа или органа мест­ного самоуправления. Этими органами утверждаются их учреди­тельные документы — уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником ли­бо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назна­чают и увольняют руководителей данных предприятий, учреж­дений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находя­щихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Ни­каких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотноше­ниях государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских структур — с другой, не возникает. Успех зависит от инициа­тивности обеих сторон: одной — от умения управлять, другой — от умения хозяйствовать.

Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

Некоторые из методов данной группы являются администра­тивно-правовыми:

- государственная регистрация субъектов предпринимательства;

- лицензирование отдельных ви­дов деятельности;

- регистрация и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

 

Следует отметить возрастающую актуальность контроля го­сударственных и муниципальных органов за соблюдением за­конности в деятельности субъектов предпринимательства. Одна­ко деятельность контролирующих органов осложняется опреде­лением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

 

Регулирование предпринимательской деятельности представ­ляет государственно-правовое воздействие в отношении субъек­тов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии (запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, т. е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются право­вые последствия:

- среди актов-разрешений можно выделить систему лицензи­онных разрешений. Лицензии как разрешительные акты приме­няются в целом ряде видов предпринимательской деятельности.

- Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с зако­ном определенное правовое положение хозяйствующего субъек­та, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.

 

Государство осуществляет контроль за состоянием и разви­тием экономики с помощью различных способов:

- фискальных;

- путем прямого вмешательства.

Фискальная политика — это управление экономикой посред­ством налогов и государственных вложений.

Налоги — это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в опреде­ленном размере и в определенный срок.

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Собирая налоги, государство получает в распоряжение круп­ные денежные средства, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику. Государственные инвести­ции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Государство применяет следующие методы регулирования: выделение бюджетных ассигнований на финан­сирование целевых инвестиционных программ, изменение нало­говых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уров­нем и условиями процента на государственный кредит.

Опираясь на законодательство, государство может осуществ­лять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения. Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в ры­ночной экономике. Государство регулирует рыночную экономи­ку не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций. Прямое воздействие государства на экономику осу­ществляется через дотации.

Дотации — денежные суммы, выделяемые из государствен­ного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет со­циальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но траты на ее изготовление делают производство нерентабель­ным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

 

К ведению местного самоуправления относятся охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью. Они же контролируют использование земель и водных объектов местного значения на территории муниципального образования, создают условия, в том числе методами контроля за соответствующими субъектами предпринимательства, для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д. Реагирование на выявленные нарушения законности зависит от их тяжести. В случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 61), государственные органы и органы МС могут предъявить в суд требование о ликвидации предпринимательской организации.

Органы прокуратуры осуществляют от имени РФ надзор за исполнением действующих законов как государственными органами и их должностными лицами, так и органами управления и руководителя коммерческих и некоммерческих организаций Федеральный закон от 17 ноября 1995г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»..

Стоит отметить, что в России контролеров предпринимательской деятельности, к которым можно отнести десятки различных инспекций ОВД, здравоохранения, государственных противопожарной и метрологической служб и др.,

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.007 с.)