ТОП 10:

Правовые основания и пределы осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями.



 

Правовая форма организации характеризует прежде всего специфику имущественных отношений между организацией и ее учредителями, но во внимание принимаются и другие обстоятельства, а именно: конкретные цели и содержание деятельности. Существует перечень форм некоммерческих организаций, предусмотренных ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях»:

1) потребительские кооперативы;

2) общественные и религиозные организации (объединения);

3) фонды;

4) некоммерческие партнерства;

4) учреждения;

5) автономные некоммерческие организации;

6) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

 

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Создание потребительского кооператива осуществляется на основе объединения имущественных паевых взносов участников. Потребительские кооперативы широко распространены в нашей стране. Это гаражные, дачные кооперативы.

 

Общественные и религиозные организации - объединения, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Объединяться в общественные и религиозные организации могут только граждане, а не юридические лица.

 

Автономная некоммерческая организация создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права.

 

Некоммерческое партнерство заключается в том, что такая организация создается для содействия ее членам в достижении некоммерческих целей, причем при выходе члена из партнерства или ликвидации организации бывший член может получить часть имущества.

 

Учреждение - некоммерческая организация, находящаяся в собственности своего учредителя. Собственник полностью или частично финансирует учреждение и при необходимости несет ответственность по его обязательствам.

Объединения юридических лиц создаются для координации предпринимательской деятельности своих членов, а также представления и защиты их общих интересов.

 

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащие указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Некоммерческие организации могут участвовать в коммерческом обороте. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Некоммерческие организации могут вести бухгалтерский учет и статистический учет, предоставлять необходимую информацию налоговым органам, собственным учредителям и иным лицам. Размеры и структура доходов и имущества некоммерческой организации, а также сведения о ее расходах, численности работников и волонтеров, оплате труда не могут быть пред- метом коммерческой тайны. Для некоммерческих организаций предусмотрены пределы осуществления предпринимательской деятельности. Они вправе заниматься ею лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и только в том случае, если обозначенная деятельность соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Причем осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности не меняет характер такой организации как некоммерческой (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.2000 N 56). В отношении АНО приведенное определение предпринимательской деятельности уточнено. Автономные некоммерческие организации действуют в рамках Закона о некоммерческих организациях. В п. 2 ст. 24 этого Закона указано: для некоммерческих организаций предпринимательской деятельностью является приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Что касается АУ, они по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к их основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами (п. 6 ст. 4 Закона об автономных учреждениях). Основной деятельностью АУ признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых это учреждение создано. Кроме того, согласно п. 7 ст. 4 Закона об автономных учреждениях АУ вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе. Устав АУ должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми учреждение вправе заниматься в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (пп. 5 п. 2 ст. 7 Закона об автономных учреждениях). В бухгалтерском учете доходы и расходы по коммерческой деятельности формируются по правилам, установленным ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" соответственно. Эти документы регламентируют порядок признания в бухгалтерском учете доходов и расходов коммерческими организациями. Однако их могут использовать и некоммерческие организации, но только в части формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах по предпринимательской и иной деятельности (п. 1 ПБУ 9/99, п. 1 ПБУ 10/99).

Понятие, система и нормативно-правовая основа функционирования торгово-промышленных палат.

Торгово-промышленные палаты действуют на основе Конституции РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 (ред. от 23.07.2008) "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

 

Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.

ТПП предоставляются все права и обязанности, установленные российским законодательством для некоммерческих организаций - осуществлять все права юридического лица, нести ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью.

Полученная прибыль между членами ТПП не распределяется.

Торгово-промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

 

Цель

Торгово-промышленные палаты создаются в целях:

- содействия развитию экономики РФ,

- ее интегрированию в мировую хозяйственную систему,

- формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры,

- созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности,

- урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами,

- всемерному развитию всех видов предпринимательства,

- торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей РФ с предпринимателями зарубежных стран.

 

Задачи:

- оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

- содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов РФ, отраслей народного хозяйства и предприятий;

- организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами.

 

Система Торгово-промышленной палаты Российской Федерации объединяет:

- 174 территориальные ТПП;

- более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном и 500 бизнес-ассоциаций на региональном уровне, представляющих основные секторы российской экономики;

- около 50 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности.

В системе Торгово-промышленной палаты России работают 34 комитета по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и более 1000 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований, созданных территориальными палатами.

 

Образования торгово-промышленных палат

ТПП образуются на территории одного или нескольких субъектов РФ, а также на территории других административно-территориальных образований РФ.

На одной и той же территории может быть образована только одна ТПП.


Порядок образования торгово-промышленной палаты

 

1. ТПП образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей. Они созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты.

2. ТПП подлежат государственной регистрации. Для государственной регистрации торгово-промышленной палаты в месячный срок со дня принятия устава в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в соответствующем субъекте РФ подаются следующие документы:

- заявление учредителей ТПП, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа ТПП;

- устав ТПП в трех экземплярах;

- протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав ТПП;

- решение ТПП РФ о согласии на создание данной ТПП;

- документ об уплате государственной пошлины.

3. Уполномоченный регистрирующий орган:

- в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись;

- не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации ТПП.

4. ФОГР или его ТО не позднее 3 рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о ТПП выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц.

5. ТПП палата приобретает права юридического лица со дня внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

Об отказе в регистрации ТПП орган, принимающий решение о ее государственной регистрации, обязан сообщить заявителю в письменной форме в месячный срок со дня подачи заявления с указанием положений РФ, которым противоречит представленный устав.

16. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты предпринимательства.

Субъектами предпринимательской деятельности являются:

- физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранные лица);

-юридические лица (российские, иностранные, совместные);

- государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).

 

Государство участвует в предпринимательской деятельности не как властная политическая организация, а как равноправный партнер.

Так, государственные (муниципальные) органы власти или управления в качестве собственников могут создавать государственные (муниципальные) унитарные предприятия, закрепляя за ними имущество.

Учредителями унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения выступают органы исполнительной власти по согласованию с комитетами по управлению государственным или муниципальным имуществом.

Учредителем унитарного предприятия на праве оперативного управления (казенного предприятия) в соответствии со ст. 115 ГК РФ должно выступать Правительство РФ, однако на практике оно передает свои полномочия ФОИВ. Органы исполнительной власти (министерства и ведомства по согласованию с комитетами по управлению имуществом) выступают учредителями государственных учреждений, закрепляя за ними имущество на праве оперативного управления.

Государственные и муниципальные образования за счет своего имущества или совместно с другими субъектами гражданского права могут создавать хозяйственные общества и товарищества. Представители государства участвуют в деятельности этих организаций от имени государства в общих собраниях и в органах управления (исполнительных органах).

Государственные (муниципальные) образования участвуют и в обязательственных отношениях в качестве государственных (муниципальных) заказчиков в договорах поставки или подряда, а также роли заемщиков и заимодавцев в кредитных договорах. В последнем случае от имени государственного (муниципального) образования выступает финансовый орган. Такие отношения оформляются выпуском облигаций, иных государственных (муниципальных) бумаг, в том числе в без документарной форме, которые выполняют функции облигаций (казначейские обязательства, золотые сертификаты и т.д.).







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.007 с.)