Понятие, предмет, метод и признаки предпринимательского права, его место в российской правовой системе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет, метод и признаки предпринимательского права, его место в российской правовой системе.



Понятие, предмет, метод и признаки предпринимательского права, его место в российской правовой системе.

Понятие

Предпринимательской является деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

 

Предмет

Это общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права. Эти отношения делятся на три группы:

1. Предпринимательские отношения, то есть отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

2. Некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими.

Такие отношения складываются при осуществлении:

- деятельности организационно-имущественного характера (например, по созданию и прекращению коммерческих организаций);

- деятельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, объединений);

- деятельности товарных и фондовых бирж по организации торговли на соответствующем рынке.

Такая хозяйственная деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой для будущей предпринимательской деятельности.

3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства. Государство в целях реализации публичных интересов общества воздействует на субъекты, осуществляющих предпринимательскую деятельность, реализуя эту деятельность различными способами и с применением различных форм.

Метод

Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

 

Регулируя хозяйственно-правовые отношения, используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования, так как в предмет входят и горизонтальные отношения (отношения равенства) и вертикальные отношения (отношения типа управление-предприниматель).

 

К другим методам правового регулирования относятся следующие:

 

1. Важнейший метод - метод автономных решений - МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение отделает по согласованию с другим его участником.

2. В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется МЕТОД ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

3.Для регулирования предпринимательских отношений может использоваться и МЕТОД РЕКОМЕНДАЦИЙ. При его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

4. МЕТОД ЗАПРЕТОВ. Например, в Законе РФ об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.

 

Признаки

Самостоятельность.

Можно выделить имущественную и организационную самост-сть предпринимателя.

Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная от решения заняться предпринимательством, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей и т.д.

2. Рисковый характер.

Является неотъемлемой частью рыночной экономики. Основным риском является риск неполучения прибыли либо получение прибыли в меньшем объеме, чем ожидал субъект предпринимательской деятельности.

Направленность на систематическое получение прибыли.

Деятельность, признаваемая в качестве предпринимательской, осуществляется субъектом с целью неоднократного (постоянного) извлечения прибыли, даже при временном ее отсутствии.

4. Прибыль извлекается субъектами от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Данный признак указывает на источники прибыли в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

5. Осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Это формальный признак, то есть признак, легализующий эту деятельность, придающий ей законный статус. Его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной.

 

В учебной и научной литературе сформулированы и другие признаки предпринимательской деятельности, такие как системность, целенаправленность, профессионализм.

 

Место в российской правовой системе.

В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др.

Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта.

Основу правового регулирования составляет Конституция РФ. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.

Принципы предпринимательского права, их классификация и реализация в нормах права.

Принципы предпринимательского права - это основные начала, характеризующие систему предпринимательских правоотношений, определяющие основу их строения и развития.

 

Основные принципы:

Принцип свободы предпринимательской деятельности.

Получил закрепление в ст. 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

 

2. Принцип признания разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты (ч.2 ст. 8; ст.35).

Согласно данному принципу, в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

 

Принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в РФ (ч.1 ст. 8; ст.27; ст.74).

Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

 

Принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34).

Кроме того, к числу базовых принципов предпринимательского права следует отнести:

5. Принцип законности. Этот принцип подразумевает как соблюдение действующего законодательства субъектами предпринимательства, так и обязанность государства обеспечить законность правовых актов и действий государственных органов, их должностных лиц при регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности.

6. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Данный принцип означает, что государство, исходя из его предназначения, обязано в процессе регулирования соблюдать баланс частных интересов предпринимателей и публичных интересов общества.

 

Некоммерческие организации

К ним относятся потребительские кооперативы, учреждения, общественные организации, религиозные организации и объединения, благотворительные и другие фонды.

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законодательном порядке. Индивидуального предпринимателя характеризует полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

 

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права:

- Правоспособностью (способностью иметь гражданские права и нести обязанности);

- Дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права);

- Иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).

 

Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане, то есть те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им. По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступления совершеннолетия (по достижении 18 летнего возраста).

 

Статус индивидуального предпринимателя приобретается в результате государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

 

 

Группа.

Все юридические лица по цели деятельности подразделяются:

- коммерческие (организации, деятельность которых основана на получении прибыли и распределении полученной прибыли между участниками);

- некоммерческие (организации, не имеющие цель - извлечение прибыли).

 

Группа.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы:

 

Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах:

- хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества);

- хозяйственные общества (на акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью);

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные предприятия (предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (унитарные и казенные)).

 

Некоммерческие организации

К ним относятся потребительские кооперативы, учреждения, общественные организации, религиозные организации и объединения, благотворительные и другие фонды.

 

Группа.

Понятия

Коммер.орг-ции.

Хозяйственное товарищество - это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли (вклады) ее участников (учредителей), несущих ответственность по ее обязательствам принадлежащим им имуществом.

- Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. - - Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом (товарищество на вере).

Хозяйственное общество - это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли (вклады) ее участников (учредителей), не несущих ответственности по ее обязательствам принадлежащим им имуществом и рискующих только своими долями (вкладами).

Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

- Открытое - акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

- Закрытое - акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Общество с ограниченной ответственностью - признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Общество с дополнительной ответственностью - общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества.

 

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

 

Производственный кооператив (артель) - это коммерческая организация, объединяющая на добровольных началах граждан на основе членства, личного трудового и иного участия и внесения имущественных паевых взносов.

 

Государственное (муниципальное) унитарное предприятие — это коммерческая организация, созданная государством (муниципальным органом управления) и не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

 

- Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

- В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

 

Некоммер.орг-ции.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

 

паевой взнос - имущественный взнос члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в паевой фонд кооператива деньгами, земельными участками, земельными и имущественными долями либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевой взнос члена кооператива может быть обязательным и дополнительным;

 

 

8. Общие и специальные условия учреждение и прекращение деятельности коммерческих организаций.

 

Первыми шагами при создании коммерческой организации являются определение состава ее учредителей, проведение общего собрания, выработка и подписание учредительных документов.

Предусмотрены специальные правила, касающиеся состава и числа учредителей коммерческих организаций.

При создании организации учредители должны решить вопрос об организационно-правовой форме, в которой будет осуществляться предпринимательская деятельность. Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме.

Слияние.

При проведении реорганизации в данной форме из нескольких юридических лиц образуется одно юридическое лицо, а реорганизуемые юридические лица прекращают при этом свое существование.

Прежде всего общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества (п. 2 ст. 16 Закона об АО).

Далее необходимо организовать заседания советов директоров сливающихся обществ, которые затем выносят на решение общегособрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии,вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта. Таким образом, длявынесения этих вопросов на решение общего собрания акционеров необходима единая позиция руководителя общества и советадиректоров.

Следующим шагом после проведения общего собрания акционеров каждого из участвующих в слиянии обществ является созыв и проведение совместного общего собрания акционеров этих обществ, на котором производится образование органов вновь возникающего общества. Оформленные документы затем представляются на государственную регистрацию вновь возникшего юридического лица.

При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу по передаточному акту.

Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

 

Разделение.

При проведении реорганизации в данной форме из одного юридического лица образуется несколько юридических лиц, а реорганизуемое юридическое лицо прекращает при этом свое существование.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона об АО совет директоров реорганизуемого в форме разделения обществавыноситна решение общего собрания акционеров вопросы о реорганизации обществав форме разделения, порядке и условиях разделения, о создании

новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса.

После проведения общего собрания акционеров реорганизуемого общества и принятия всех необходимых решений организуются общие собрания акционеров (правильнее сказать — будущих акционеров) каждого вновь создаваемого общества, принимающие решения об утверждении устава и образовании органов.

Все вышеуказанные решения должен предварительно принять,

прежде всего сам совет директоров, который впоследствии выносит эти вопросы на окончательное разрешение общего собрания акционеров. Отсюда следует, что в отличие от слияния важнейшая роль при проведении разделении общества принадлежит совету директоров, а не руководителю.

При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом.

Реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

 

Выделение.

При проведении реорганизации в данной форме из одного юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, но реорганизуемое юридическое лицо не прекращает при этом своего существования.

Порядок выделения во многом схож с процедурой разделения. Однако то обстоятельство, что реорганизуемое общество в данном случае не прекращает своего существования, накладывает отпечаток на способ размещения акций вновь создаваемого общества (обществ). Согласно ст. 19 Закона об АО размещение акций вновь создаваемого общества происходит не только путем конвертации (это единственный способ размещения акций при слиянии, присоединении, разделении), но и путем распределения акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, а также приобретения акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом.

Решение об утверждении устава и образовании органов вновь создаваемого общества принимается на общем собрании его будущих акционеров. При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества по разделительном балансу.

Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.


Присоединение.

При проведении реорганизации в данной форме одно юридическое лицо присоединяется к другому юридическому лицу, прекращая при этом свое существование.

Порядок реорганизации в форме присоединения во многом схож с реорганизацией путем слияния:

1. Заключается договор о присоединении, в котором определяются порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение.

2. С овет директоров каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и обутверждении договора о присоединении. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества. Реорганизация считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.


Преобразование.

Под реорганизацией путем преобразования необходимо понимать изменение юридическим лицом своей организационно-правовой формы, означающее прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового. При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества. В силу п. 1 ст. 20 Закона об АО акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а по единогласному решению всех акционеров — в некоммерческое партнерство. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме преобразования общества выносит для решения общим собранием акционеров такого общества вопрос о реорганизации общества в форме преобразования.

 

Виды хозяйственных обществ

Хозяйственное общество может существовать в следующих видах:

- общество с ограниченной ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью;

- акционерное общество.

 

ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников.

Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.

Каждый участник товарищества независимо от того, уполномочен ли он вести дела товарищества, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению участников товарищества, ничтожны. (Ст. 71 ГК)

 

ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими по правилам Гражданского кодекса о полном товариществе.

Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

 

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. (Ст. 103 ГК)

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива.

Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива. (Ст. 110 ГК).

 

 

Цель

Торгово-промышленные палаты создаются в целях:

- содействия развитию экономики РФ,

- ее интегрированию в мировую хозяйственную систему,

- формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры,

- созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности,

- урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами,

- всемерному развитию всех видов предпринимательства,

- торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей РФ с предпринимателями зарубежных стран.

 

Задачи:

- оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

- содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов РФ, отраслей народного хозяйства и предприятий;

- организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами.

 

Система Торгово-промышленной палаты Российской Федерации объединяет:

- 174 территориальные ТПП;

- более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном и 500 бизнес-ассоциаций на региональном уровне, представляющих основные секторы российской экономики;

- около 50 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности.

В системе Торгово-промышленной палаты России работают 34 комитета по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и более 1000 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований, созданных территориальными палатами.

 

Образования торгово-промышленных палат

ТПП образуются на территории одного или нескольких субъектов РФ, а также на территории других административно-территориальных образований РФ.

На одной и той же территории может быть образована только одна ТПП.


Порядок образования торгово-промышленной палаты

 

1. ТПП образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей. Они созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты.

2. ТПП подлежат государственной регистрации. Для государственной регистрации торгово-промышленной палаты в месячный срок со дня принятия устава в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в соответствующем субъекте РФ подаются следующие документы:

- заявление учредителей ТПП, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа ТПП;

- устав ТПП в трех экземплярах;

- протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав ТПП;

- решение ТПП РФ о согласии на создание данной ТПП;

- документ об уплате государственной пошлины.

3. Уполномоченный регистрирующий орган:

- в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись;

- не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации ТПП.

4. ФОГР или его ТО не позднее 3 рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о ТПП выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц.

5. ТПП палата приобретает права юридического лица со дня внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

Об отказе в регистрации ТПП орган, принимающий решение о ее государственной регистрации, обязан сообщить заявителю в письменной форме в месячный срок со дня подачи заявления с указанием положений РФ, которым противоречит представленный устав.

16. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты предпринимательства.

Субъектами предпринимательской деятельности являются:

- физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранные лица);

-юридические лица (российские, иностранные, совместные);

- государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).

 

Государство участвует в предпринимательской деятельности не как властная политическая организация, а как равноправный партнер.

Так, государственные (муниципальные) органы власти или управления в качестве собственников могут создавать государственные (муниципальные) унитарные предприятия, закрепляя за ними имущество.

Учредителями унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения выступают органы исполнительной власти по согласованию с комитетами по управлению государственным или муниципальным имуществом.

Учредителем унитарного предприятия на праве оперативного управления (казенного предприятия) в соответствии со ст. 115 ГК РФ должно выступать Правительство РФ, однако на практике оно передает свои полномочия ФОИВ. Органы исполнительной власти (министерства и ведомства по согласованию с комитетами по управлению имуществом) выступают учредителями государственных учреждений, закрепляя за ними имущество на праве оперативного управления.

Государственные и муниципальные образования за счет своего имущества или совместно с другими субъектами гражданского права могут создавать хозяйственные общества и товарищества. Представители государства участвуют в деятельности этих организаций от имени государства в общих собраниях и в органах управления (исполнительных органах).

Государственные (муниципальные) образования участвуют и в обязательственных отношениях в качестве государственных (муниципальных) заказчиков в договорах поставки или подряда, а также роли заемщиков и заимодавцев в кредитных договорах. В последнем случае от имени государственного (муниципального) образования выступает финансовый орган. Такие отношения оформляются выпуском облигаций, иных государственных (муниципальных) бумаг, в том числе в без документарной форме, которые выполняют функции облигаций (казначейские обязательства, золотые сертификаты и т.д.).

Роль ЦБ РФ

Реализация целей и задач представляет собой необходимое условие нормального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих целей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обеспечения приемлемых общих условий для своей деятельности.

Валюта в РФ

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

Валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.12 с.)