Принципы и источники предпринимательского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и источники предпринимательского права.



Принципы предпринимательского права – это руководящие идеи, исходные положения, выражающие сущность ПП, характеризующие внутреннее единство и общую направленность этой отрасли права.

К принципам предпринимательского права относятся:

- принцип законности (является общеотраслевым; сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства; государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство);

- принцип свободы предпринимательской деятельности (в соотв. с К РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; однако эта свобода не безгранична, она

может быть ограничена ФЗ в интересах общества в той мере, в какой это

необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.

- принцип многообразия форм собственности (В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».Сгласно данному принципу, законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, в отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности);

- принцип единого экономического пространства (свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ, также относится к числу конституционных. Согласно этому принципу, на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей);

- принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности (в соотв. с К РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.);

- принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности (переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические; основная цель - это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом).

К источникам ПП относятся:

1) Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К РФ. Для ПП особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

2) кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпринимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ.

3) федеральные законы: ФЗ«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «Об оценочной деятельности», ФЗ «О банках

и банковской деятельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

4) подзаконные НПА: указы Президента РФ (указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации») и постановления Правительства (акты Правительства должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов), а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии сих компетенцией (Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам).

5) Постановления Верховного Совета РФ (например «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации,

краев, областей, автономной области, автономных округов, городов

Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»).

6) Нормативные правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

7) акты субъектов РФ.

8) хозяйственно-правовые акты органов местного самоуправления.

9) локальные нормативные акты, принимаемые самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности.

10) обычаи делового оборота (таковым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности

правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе).

11) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция).

 


5. Понятие, виды и содержание предпринимательских правоотношений.

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами ПП отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, внутрихозяйственные отношения, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Содержание хозяйственного правоотношения составляют права и обязанности его участников, являющиеся мерой возможного или должного поведения. Для уяснения конструкции правоотношения в теории права обычно прибегают к делению прав на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таково право организации на принадлежащее ей имущество.

Относительными являются права с корреспондирующей им обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.

В предпринимательском правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, а также государство и муниципальные образования.

Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:

1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;

2) действия обязанных субъектов;

3) собственная деятельность субъекта права;

4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей

являются юридические факты (действия участников хозяйственных правоотношений). События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств. Действия участников подразделяются также на правомерные и неправомерные.

Классификация предпринимательских правоотношений:

1) абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности; для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного

поведения по владению, пользованию и распоряжению; объектом правоотношения, по поводу которого оно складывается, выступает вещь; абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности);

2) абсолютно-относительные вещные правоотношения (хозяйственного ведения, оперативного управления; они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами; он владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении; правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям);

3) абсолютные правоотношения по ведению собственной предпринимательской деятельности (у субъекта, осуществляющего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения предпринимательской деятельности данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях содействовать ей; в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное);

4) неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения (складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна; в ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным; при нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное);

5) обязательственные правоотношения (подразделяются на четыре основных вида: а) хозяйственно-управленческие, которые порождаются актами государственных органов, органов МС; источниками правового регулирования отношений указанного характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса; б) внутрихозяйственные, которые возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией; источниками правового регулирования являются локальные нормативные акты; в) территориально-хозяйственные, которые представляют собой отношения территориальных субъектов (субъектов РФ, муниципальных образований) между собой и с организациями; в большинстве случаев имеют основанием возникновения договор, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти или местного самоуправления; г) оперативно-хозяйственные, которые возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор; участниками оперативно-хозяйственных обязательств являются

предприниматели и организации; источником правового регулирования оперативно-хозяйственных обязательств являются ГК РФ и акты специального законодательства).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.157.133 (0.02 с.)