Тема 1. Понятие, предмет, метод, функции, принципы и система трудового права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие, предмет, метод, функции, принципы и система трудового права



Понятие труда и предмет трудового права. Сфера действия законодательства о труде.

1. Метод трудового права.

2. Цели, функции, задачи трудового права.

3. Принципы трудового права.

4. Трудовое право: понятие и роль, отличие от смежных отраслей права.

5. Система отрасли трудового права, система науки трудового права, система законодательства о труде.

 

Контрольные задания

Задачи:

 

1. Со столяром Денисовым было заключено трудовое соглашение, согласно которому Денисов обязуется выполнить установку дверей и окон в цехе предприятия, а предприятие – принять результат работы и оплатить его. По завершении работы, Денисов, помимо полученной оплаты потребовал произвести ему выплату компенсации за сверхурочные часы работы и за неиспользованный отпуск.

В каких отношениях с предприятием находится Денисов? Подлежат ли удовлетворению требования Денисова? Мотивируйте свой ответ.

 

2. Участник ООО «Ордан» Егоров в течение трех лет являлся членом правления общества, оформлял различные документы, отчитывался перед общим собранием о проделанной работе, участвовал в деловых переговорах. В связи с выходом из состава участников общества Егоров потребовал от правления общества внести в трудовую книжку запись о периоде его участия в деятельности общества, поскольку отношения, основанные на членстве в организации, регулируются трудовым кодексом.

Определите в каких отношениях с ООО «Ордан» находился Егоров? Обоснованно ли его требование?

 

3. Относится ли к сфере правового регулирования и если да, то какой отрасли права труд следующих лиц:

1) домохозяйки, убирающей свою квартиру;

2) государственного служащего;

3) военнослужащего;

4) механика электростанции;

5) школьника, работающего во время каникул на почте по доставке корреспонденции;

6) школьника, работающего на уроках труда в средней школе;

7) индивидуального предпринимателя, не применяющего наемный труд;

8) священнослужителя.

4. Общественное объединение, созданное для оказания помощи инвалидам, предусмотрело в уставе работу своих членов по уходу за инвалидами.

Относится ли к сфере действия трудового права работа по уходу за инвалидами членов этого общественного объединения? Мотивируйте свой ответ.

 

5. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства поручил своей жене, сыну и дочери, а также работающей в хозяйстве доярке, сортировку и укладку картофеля на хранение. Все они отказались от этой работы. Сын заявил, что не участвовал в создании крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку поступил в Академию художеств Беларуси и намерен посвятить себя искусству. Дочь объяснила, что занята учёбой в выпускном классе средней школы. Жена, а также работающая в хозяйстве доярка отказались от работы, поскольку в помещении для сортировки и хранения картофеля не было нормальных условий труда.

Регулируются ли эти отношения по применению труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве нормами трудового права? Имеет ли правовое значение для регулирования труда членство в крестьянском (фермерском) хозяйстве? Мотивируйте свой ответ.

 

6. Федотов работал начальником участка в цехе № 1 ОАО «Минский подшипниковый завод». Начальник цеха № 1 поручил Федотову организовать выполнение заказа по изготовлению подшипников. Федоров отказался выполнить данное поручение, поскольку является акционером ОАО «Минский подшипниковый завод» и считает данный заказ невыгодным. По мнению Федотова начальник цеха № 1 не вправе давать ему какие-либо поручения, так как последний не является акционером общества.

В каких отношениях с обществом находится Федотов? Правомерны ли доводы Федотова?

 

7. Главный редактор журнала “Мастацтва” обратился к известному архитектору с просьбой подготовить информацию о его творческих достижениях и поручил начальнику отдела редакции на основе этой информации подготовить статью к юбилею архитектора. Начальник отдела редакции журнала “Мастацтва”по просьбе автора - преподавателя Академии искусств Беларуси написал рецензию на его книгу “Искусство Беларуси”.

Относится ли к сфере правового регулирования и если да, то какой отрасли права:

- подготовка архитектором информации о его творческих достижениях;

- подготовка начальником отдела журнала “Мастацтва” статьи к юбилею архитектора;

- рецензирование начальником отдела журнала “Мастацтва” книги, подготовленной к изданию преподавателем Академии искусств Беларуси;

- написание книги преподавателем Академии искусств Беларуси.

Мотивируйте свой ответ.

 

8. Директором гимназии, родителями учащихся и учащимися старших классов был создан Совет как орган самоуправления гимназии. Директор гимназии как председатель Совета с согласия его членов распределила между ними обязанности следующим образом:

- организацию праздников поручили члену Совета – концертмейстеру Белгосфилармонии;

- пошив и подготовку концертных костюмов для учащихся поручили члену Совета – швее коммерческой фирмы;

- художественное оформление зала к праздникам поручили члену Совета - преподавателю Академии художеств Беларуси.

Сбор денежных средств для дополнительного финансирования праздников, укрепления и развития материально-технической базы гимназии директор гимназии предложила осуществлять двум учителям старших классов.

Регулируется ли нормами права данная деятельность? Если да, то нормами какой (каких) отрасли права? Мотивируйте свой ответ.

 

9. Соболева была принята на вакантную должность в соответствии со штатным расписанием санитаркой стоматологического отделения городской поликлиники по срочному трудовому договору (контракту) на один год. Через два месяца после начала работы она обратилась к главному врачу с заявлением об увольнении по желанию работника, поскольку работа для неё оказалась тяжелой. Главный врач разъяснил, что лица, принятые по срочному трудовому договору (контракту) не пользуются правом увольнения по собственному желанию, найти ей замену трудно. Из-за невысокой оплаты и напряженной работы должность санитарки была вакантной длительное время, поэтому придется продолжить работу до окончания срока договора.

Оцените, соответствует ли данная ситуация принципу запрета обязательного и принудительного труда? Раскройте содержание данного принципа.

 

10. В газете «Ва-банкъ» опубликованы объявления о вакансиях:

- Салон игровых автоматов приглашает на постоянную работу операторов игровых автоматов: девушек от 20 до 30 лет привлекательной наружности, с санитарной книжкой и минской пропиской;

- ООО «Табак-инвест» приглашает на работу электрогазосварщиков: мужчин от 25 до 45 лет;

- Крупному машиностроительному предприятию срочно требуется юрисконсульт: мужчина 30– 55 лет, высшее образование по специальности, опыт работы;

Оцените, имеются ли в данных объявлениях дискриминационные условия? Раскройте понятие «дискриминация» в сфере трудовых отношений.

 

11. В ООО «Плутос» с 1 февраля были повышены должностные оклады двух документоведов 2 категории. Должностной оклад третьего документоведа 2 категории Ковалёвой повышен не был, так как одна должность документоведа 2 категории подлежала сокращению с 1 апреля и именно Ковалёва была уведомлена нанимателем об увольнении по сокращению штата. Ковалёва обратилась к директору ООО «Плутос» с требованием о повышении оклада, поскольку ранее по всем трем должностям документоведов были установлены одинаковые оклады. Директор разъяснил, что была произведена дифференциация окладов в связи с предстоящим сокращением должности.

Правомерно ли разъяснение директора? Усматриваются ли в этой ситуации признаки дискриминации в отношении Ковалёвой?

 

Контрольные вопросы:

1. Какие общественные отношения, связанные с применением труда, входят в предмет трудового права?

2. Назовите состав предмета трудового права и норму трудового кодекса, в которой он получил легальное закрепление?

3. Дайте характеристику широкой и узкой сферы действия трудового права.

4. Регулирует ли трудовое право отношения, основанные на членстве в производственном кооперативе?

5. Дайте характеристику особенностей метода трудового права.

6. Сформулируйте определения понятий «цели и задачи трудового права», руководствуясь при этом положениями общей теории права.

7.Какие цели и задачи трудового права вы можете назвать?

8. Что такое функции права?

9. Какие виды функций права вы знаете?

10. Сформулируйте отраслевые функции трудового права.

11.Что такое принципы права?

12. Назовите виды принципов права.

13. Сформулируйте определение понятия «принципы трудового права».

14. Какие фундаментальные принципы правового регулирования труда приведены в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», принятой 18 июня 1998 г.?

15. Какие отраслевые принципы трудового права вы можете назвать?

16. Какие отрасли права являются смежными с трудовым правом?

17. Назовите отличие трудового права от каждой из смежных отраслей права.

18. Чем отличается система отрасли от системы науки трудового права и системы законодательства о труде? Какие институты трудового права относятся к его Общей и Особенной части?

19. Как отграничить общественные отношения, урегу­лированные нормами трудового права, от смежных отно­шений, в частности от отношений гражданского договора подряда, авторского договора и других?

 

Темы рефератов:

1. Трудовое право как самостоятельная отрасль права.

2. Трудовое право в исторической ретроспективе и в современном мире.

3. Предмет трудового права.

4. Методы правового регулирования в трудовом праве.

5. Функции трудового права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.013 с.)