Для специальности 1-24 01 02 «Правоведение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для специальности 1-24 01 02 «Правоведение»



Составила

Ж.В. ТРЕТЬЯКОВА

 

ТРУДОВОЕ ПРАВО

 

 

Методические рекомендации для семинарских занятий

для специальности 1-24 01 02 «Правоведение»

 

Могилев 2012

Примерный тематический план

Для специальности 1-24 01 02 «Правоведение»

№ п/п Наименование темы Аудиторные часы
Всего Лекции (часов) Семинары (часов)
  Понятие, предмет, метод, функции, принципы и система трудового права      
  Источники трудового права      
  Международно-правовое регулирование труда    
  Субъекты трудового права      
  Трудовые правоотношения и тесно связанные с ними правоотношения      
  Коллективные трудовые отношения. Социальное партнерство. Коллективные договоры и соглашения. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения      
  Правовое регулирование занятости и трудоустройства      
  Трудовой договор      
  Особенности трудовых контрактов      
  Рабочее время      
  Время отдыха и нерабочее время в трудовом праве. Трудовые и социальные отпуска      
  Заработная плата и нормирование труда      
  Гарантийные и компенсационные выплаты      
  Особенности регулирования труда отдельных категорий работников      
  Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность работников      
  Материальная ответственность сторон трудового договора      
  Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения      
  Охрана труда      
  Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде      
Всего часов: 304      

 

 

тематический план

На 2012-2013 учеб. год для специальности 1-24 01 02 Правоведение»

№ п/п Наименование темы Аудиторные часы
Всего Лекции (часов) Семинары (часов)
  Понятие, предмет, метод, функции, принципы и система трудового права      
  Источники трудового права      
  Международно-правовое регулирование труда    
  Субъекты трудового права      
  Трудовые правоотношения и тесно связанные с ними правоотношения      
  Коллективные трудовые отношения. Социальное партнерство. Коллективные договоры и соглашения. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения      
  Правовое регулирование занятости и трудоустройства      
  Трудовой договор      
  Итого за семестр      
  Трудовой договор      
  Особенности трудовых контрактов      
  Рабочее время      
  Время отдыха и нерабочее время в трудовом праве. Трудовые и социальные отпуска      
  Заработная плата и нормирование труда      
  Гарантийные и компенсационные выплаты      
  Особенности регулирования труда отдельных категорий работников      
  Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность работников      
  Материальная ответственность сторон трудового договора      
  Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения      
  Охрана труда      
  Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде      
  Итого за семестр      
Всего часов: 304      

ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К РЕШЕНИЮ ТЕСТОВЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ,

К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

Решение тестовых и контрольных заданий, а также написание рефератов по курсу трудового права направлены на проверку усвоения студентами учебного материала и сориентированы на приобретение навыков работы с нормативными правовыми актами, развитию способностей к правовому мышлению в процессе анализа законодательства и изучения юридической литературы.

Приступая к выполнению заданий и написанию рефератов, студент должен изучить трудовое законодательство Республики Беларусь, в том числе Трудовой кодекс Республики Беларусь, а также ознакомиться с основной и дополнительной литературой, предлагаемой автором в данных методических рекомендациях.

Реферат является кратким изложением научной проблемы, результатом научного исследования, поэтому он должен быть выполнен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его оформлению. Реферат печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм).

Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа Tіmes New Roman размером 14 пунктов, межстрочный интервал – одинарный. Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – 30 мм, правого – 10 мм.

Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста работы. Общий объём работы – 15–20 страниц печатного текста (с учётом титульного листа, плана и списка использованных источников) на одной стороне листа.

В тексте должны композиционно выделяться структурные части работы, отражающие суть исследования: титульный лист; план; введение; основная часть, разбитая на главы; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости).

Введение – это вступительная, начальная часть работы. В ней определяется актуальность темы исследования. В основной части формулируется исследуемая проблема, определя­ется ее место в избранной области науки или практики, анализируются точки зрения на проблему и практические рекомендации по ее решению, предлагаемые различными авторами, выдвигается собственная позиция автора. Необходимо отразить результаты самостоятельного анализа автором нормативных правовых актов, научной литературы, дать творческую оценку изучаемого явления. В заключении автор подводит итог работы, делает краткий анализ и формулирует выводы. Каждую структурную часть реферата следует начинать с нового листа.

Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей реферата является титульный лист, который включается в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Список использованных источников (нормативные правовые акты, юридическая литература, материалы правоприменительной практики)должен содержать перечень источников, использованных при выполнении реферата. Указанный список располагается в конце работы после заключения, должен содержать не менее 10 наименований и оформляется согласно ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Решения контрольных заданий должны быть подкреплены ссылками на соответствующие правовые нормы и теоретические положения. Ответы на задания должны быть последовательными и аргументированными. Для фиксации решения заданий студенту желательно иметь отдельную тетрадь.

При оформлении приказов, актов, расписок следует руководствоваться:

– государственным стандартом Республики Беларусь (СТБ) 6.38–2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденной постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь;

– методическими указаниями по практическому применению СТБ 6.38–2004, утвержденными приказом председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусьот 16.09.2005г. №14;

– примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях. организациях и на предприятиях республики Беларусь, утвержденной приказом Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров республики Беларусь от 23.05.1995г. №13.

Тестовые задания составлены таким образом, что в каждом вопросе имеется несколько верных ответов. При работе над тестовыми заданиями рекомендуется использовать Трудовой кодекс Республики Беларусь, комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения. При решении тестовых заданий необходимо указывать ссылки на нормы права, которыми обоснован выбор правильного варианта ответа. Тестовые задания могут быть использованы преподавателями для проверки знаний студентов при проведении семинарских занятий в устной или письменной форме.

ТЕМА 8. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

1. Понятие, функции, виды трудового договора и его отличие от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда. Срок трудового договора.

2. Стороны и содержание трудового договора. Понятие трудовой функции и места работы по трудовому договору. Обязательные и дополнительные условия трудового договора. Недействительность трудового договора и отдельных его условий.

3. Документы, предъявляемые гражданами при заключении трудового договора. Трудовая книжка работника как основной документ о его трудовой деятельности.

4. Порядок заключения трудового договора. Форма трудового договора. Запрещение необоснованного отказа гражданам в заключении трудового договора. Ограничения и запреты при приеме на работу.

5. Трудовой договор с предварительным испытанием.

6. Понятие и виды переводов. Правовое регулирование временных переводов.

7. Перемещение как правовая категория.

8. Понятие существенных условий труда и порядок их изменения.

9. Классификация оснований прекращения трудового договора.

Порядок оформления увольнений и производство расчета с увольняемыми работниками.

10. Расторжение трудового договора по желанию (требованию) работника.

11. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя.

12. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

13. Дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников.

14. Основания и порядок отстранения работника от работы. Особенности отстранения от работы по решению государственных органов и должностных лиц.

 

Контрольные задания

Составление приказов по личному составу:

Оформить расписку о приеме от работника трудовой книжки

Оформить приказ о заключении срочного трудового договора

Оформить приказ о приеме на работу по совместительству

Оформить приказ о приеме на работу сезонного работника

Оформить приказ о приеме на работу с условием предварительного испытания

Оформить приказ об установлении совмещения должностей

Оформить приказ о перемещении на другую работу

Оформить приказ о переводе на другую работу

Оформить приказ о временном переводе на другую работу

Оформить приказ об отстранении от работы (должности)

Оформить приказ расторжении трудового договора с предварительным испытанием (ст. 29 ТК)

Оформить приказ о прекращении трудового договора по соглашению сторон (ст. 37 ТК)

Оформить приказ об увольнении работника в связи с истечением срока контракта (п. 2. ст. 35 ТК)

Оформить приказ об увольнении по желанию работника в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде (ст. 40 ТК)

Оформить приказ о расторжении срочного трудового договора по требованию работника (ст.41 ТК)

Оформить приказ об увольнении сезонного работника по п.1 ч.2 ст.301 ТК

Оформить приказ об увольнении сезонного работника (п. 2 ст. 35 ТК)

Оформить приказ о расторжении трудового договора по п. 1 ст. 42 ТК

Оформить приказ о расторжении трудового договора по п. 2 ст. 42 ТК

Оформить приказ о расторжении трудового договора по п. 3 ст. 42 ТК

Оформить приказ о расторжении трудового договора по п. 4 ст. 42 ТК

Оформить приказ о расторжении трудового договора по п. 5 ст. 42 ТК

Оформить приказ о расторжении трудового договора по п. 6 ст. 42 ТК

Оформить приказ о расторжении трудового договора по п. 7 ст. 42 ТК

Оформить приказ о расторжении трудового договора по п. 8 ст. 42 ТК

Оформить приказ о расторжении трудового договора по п. 9 ст. 42 ТК

Оформить приказ об увольнении работника по п.1 ст. 44 ТК

Оформить приказ об увольнении работника по п.2 ст. 44 ТК

Оформить приказ об увольнении работника по п.3 ст. 44 ТК

Оформить приказ об увольнении работника по п.4 ст. 44 ТК

Оформить приказ об увольнении работника по п.5 ст. 44 ТК

Оформить приказ о прекращении трудового договора в связи со смертью работника (п. 6 ст. 44 ТК)

Оформить приказ о прекращении трудового договора в связи с объявлением работника умершим (п. 6 ст. 44 ТК)

Оформить приказ о прекращении трудового договора в связи с признанием работника безвестно отсутствующим (п. 6 ст. 44 ТК)

Оформить приказ о прекращении трудового договора по ст. 47 ТК

Оформить предупреждение о предстоящем расторжении трудового договора по п.1. ст.42 ТК

Оформить акт об отказе от дачи объяснений

Оформить акт о нахождении работника на работе в состоянии алкогольного опьянения

 

Задачи:

Заключение трудового договора

1. При приеме Васильева на работу в ЗАО “Газстройинвест” был заключен трудовой договор, в котором содержались следующие условия и сведения:

- наименования сторон;

- работа в должности специалиста по кадрам;

- предварительное испытание сроком 2 месяца;

- указание о том, что зарплата работника определяется штатным расписанием;

- право работника на материальную помощь со стороны нанимателя при вступлении в брак в размере трехмесячного среднего заработка.

Можно ли считать трудовой договор с Васильевым заключенным? Какие из вышеназванных сведений и условий трудового договора являются необходимыми, а какие факультативными?

 

2. В объявлении таксопарка №3 о приглашении на работу водителей указано, что для приема на работу необходимо представить следующие документы:

- трудовую книжку,

- паспорт,

- военный билет,

- водительское удостоверение,

- декларацию о доходах за прошлый год,

- медицинскую справку (срок действия 3 года),

- свидетельство о рождении детей.

Вправе ли наниматель при приеме на работу требовать предъявления вышеназванных документов?

 

3. Приказом директора проектного института было установлено, что все граждане, поступающие в институт на работу (на любую должность) должны направляться отделом кадров на предварительный медицинский осмотр в поликлинику. На должность экономиста планового отдела решила трудоустроиться Комиссарова. Ей выдали направление в поликлинику. Через два дня Комиссарова получила справку от врача поликлиники, в которой было написано, что она страдает невралгией, ей необходима спокойная обстановка в семье и на работе. Предъявив данную справку сотруднику отдела кадров, Комиссарова получила ответ, что с данным диагнозом на работу она не будет приниматься. Такое распоряжение дал директор института. Комиссарова добилась приема у директора, который ей разъяснил, что работа экономиста очень напряженная, нервная, и ей не справиться с нагрузкой, имея такое заболевание. Комиссарова обратилась в Департамент государственной инспекции труда с жалобой на действия директора, в которой указала, что в поликлинике врачи ей не говорили о запрете работать на должности экономиста, а, следовательно отказ в принятии на работу необоснован.

Какой ответ должен дать инспектор по труду?

 

4. Соловьев после окончания срочной службы в рядах Вооруженных сил Республики Беларусь обратился в отдел кадров предприятия "Алеся" с просьбой принять его на должность наладчика швейного оборудования. Начальник отдела кадров не приняла заявление у Соловьева, пояснив, что у них есть вакансия наладчика, но предприятие ищет опытного работника со стажем 5-7 лет по данной специальности. Доводы Соловьева о том, что он до призыва в армию работал на предприятии "Алеся" наладчиком и имеет право занять это место, были отвергнуты. Соловьев обратился к прокурору.

Как должен отреагировать прокурор на его обращение?

 

5. Малышева обратилась в стройтрест № 5 г. Минска о приеме ее на работу в должности юрисконсульта с окладом 2600 000 руб. Она представила копию диплома об окончании юридического факультета Белгосуниверситета и трудовую книжку, где имелась запись, удостоверяющая, что Малышева последние три года работала юрисконсультом в кооперативе по пошиву одежды. Управляющий стройтрестом отказал ей в приеме на работу, мотивируя отказ тем, что она не имеет специального образования и опыта работы в строительстве.

Правомерен ли отказ Малышевой в приеме на работу?

 

6. Грачев, являясь инвалидом 3-ей группы по общему заболеванию, обратился в гостиницу "Пилот" с заявлением о приеме его на работу вахтером первого этажа. Директор гостиницы, узнав, что Грачев инвалид 3-ей группы, отказал ему в приеме на работу. Он объяснил, что ему нужны физически крепкие работники, а не инвалиды. Грачев обратился в прокуратуру района. Прокурор потребовал у директора дать письменное объяснение о мотивах отказа в приеме на работу. В ответ было сказано, что гостиница "Пилот" является частным предприятием и директор самостоятельно решает кого принимать на работу. Прокурор предъявил в интересах Грачева в суд иск о понуждении директора гостиницы "Пилот" к заключению трудового договора с данным гражданином.

Как правильно разрешить данный спор?

 

7. В государственном учреждении - проектном институте "Белпаркет" на должности главного бухгалтера работает Снигирев. В отдел проектирования по рекомендации Снигирева был принят на должность конструктора первой категории его зять - Иванков. В бухгалтерию на должность кассира приняли двоюродную сестру Снигирева - Васнецову. Через три месяца Васнецова вышла замуж за директора проектного института Троекурова.

Государственный инспектор труда, проверяя соблюдение законодательства обратил внимание на наличие родственных связей в институте и потребовал уволить Снигирева и Васнецову.

Правомерны ли действия инспектора? Нарушаются ли в описанной ситуации нормы трудового законодательства?

 

8. Борисов был принят на работу в конструкторское бюро Минского подшипникового завода с месячным испытательным сроком в качестве инженера-конструктора с 11 мая по 10 июня. Испытательный срок был оговорен в приказе, но отсутствовал в тексте трудового договора. 9 июня директор завода устно объявил Борисову, что не успели выявить его деловых качеств и решили еще на один месяц продлить испытательный срок. Борисов согласился. Был издан приказ. 1 июля в распоряжение завода прибыл молодой специалист Прудин, направленный по распределению после окончания вуза. Администрация издала приказ 2 июля об увольнении Борисова как не выдержавшего испытание, объяснив ему, что нельзя отказать молодому специалисту в приеме на работу. Борисов обратился в суд.

Какое решение вынесет суд?

 

9. Сычев был принят на работу в СП "Евромебель" по специальности столяр. Проработав 12 дней, он обратился к директору с просьбой ознакомить его с трудовой книжкой, т.к. он после школы впервые поступил на работу. Директор отправил его к юрисконсульту, который объяснил, что Сычеву, во-первых, нет 18 лет, а во-вторых, в организациях с иностранными инвестициями трудовые книжки могут не вестись, а выдаются лишь справки о периоде работы, т.к. это не государственное предприятие. Поэтому трудовой книжки на Сычева не заводилось.

Сычев обратился с жалобой к прокурору. Как должен отреагировать прокурор?

10. Соснов работал наладчиком оборудования на Минском электромеханическом заводе. За хорошую работу начальник цеха объявил Соснову благодарность, о чем был издан приказ. По небрежности работников отдела кадров приказ был утерян. Через три месяца Соснов уволился по ст.40 ТК. Он обнаружил, что записи о поощрении его в трудовой книжке нет. Соснов потребовал внести запись. Однако инспектор по кадрам сообщил, что нет приказа о поощрении, и начальник цеха, который его поощрил уже на заводе не работает. Соснов обратился к юрисконсульту на заводе.

Какое разъяснение он должен получить?

ТЕМА 10. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

1. Понятие и нормирование рабочего времени.

2. Виды рабочего времени. Сверхурочные работы: понятие и порядок привлечения. Правовое регулирование ненормированного рабочего дня.

3. Понятие и виды режима рабочего времени.

4. Использование и учет рабочего времени.

 

Контрольные задания

Составление приказов по личному составу:

Оформить приказ об установлении работнику неполного рабочего времени

Оформить приказ о привлечении работника к работе в выходной день

Оформить приказ о привлечении работника к сверхурочной работе

 

Задачи:

1. Пошивочный цех ОАО “Купалинка” простоял два часа в течение рабочей смены, так как отсутствовала электроэнергия. По окончании смены начальник цеха попросил работников остаться поработать еще два часа. Они согласились. Когда через некоторое время работники обратились в бухгалтерию с просьбой оплатить сверхурочную работу, им отказали. Начальник цеха пояснил, что работа не выполнялась сверх установленной продолжительности рабочего времени, так как каждый из работников фактически отработал положенные шесть часов.

Кто прав – начальник цеха или работники?

 

2. Рабочие инструментального завода Самусенко и Жилко опоздали на работу на 2 часа. Самусенко предъявил документ, выданный больницей, куда он в этот день отвез внезапно заболевшую мать, а Жилко объяснил свое опоздание тем, что ему мастер обещал компенсировать отгулом 2 часа сверхурочных работ, имевших место накануне. После окончания смены начальник цеха предложил обоим поработать еще 2 часа, так как рабочий день на заводе 8 часов, а они отработали всего по 6.

В связи с тем, что они отказались выполнить распоряжение начальника цеха, тот подал докладную записку директору завода с просьбой привлечь Самусенко и Жилко к дисциплинарной ответственности и лишить их премии за текущий месяц.

Директор поручил юрисконсульту завода дать заключение по докладной записке начальника цеха.

Какое заключение даст юрисконсульт?

 

3. Иванова и Ильченко, склейщицы кожгалантерейного предприятия, обратились к директору с просьбой установить им неполную рабочую неделю. Иванова свое требование обосновала тем, что она имеет ребенка двух лет, а Ильченко – необходимостью подготовки к вступительным экзаменам в БГУ. Их просьба была удовлетворена, пятница стала для них дополнительным нерабочим днем. В мае, в связи с начавшейся отпускной кампанией и болезнью некоторых работников, по предложению директора они работали весь месяц полную рабочую неделю. Иванова потребовала оплатить переработку как сверхурочное время, а Ильченко – присоединить эти дни к очередному отпуску.

Обязан ли директор устанавливать неполное рабочее время по просьбе Ивановой и Ильченко? Подлежат ли удовлетворению их требования о компенсации за переработку в мае?

 

4. 20 апреля в отдел кадров обратились с просьбой установить неполное рабочее время следующие работники: слесарь Бычков, предоставивший медицинское заключение о необходимости ухода за больным членом семьи; уборщица Семухова, пенсионного возраста; контролер Белоусова, находящаяся на втором месяце беременности; токари Швакин и Балендо, которые являются студентами колледжа; Смирнов, работающий по совместительству. Их просьба удовлетворена не была. 21 мая Бычков, Балендо и Белоусова доработали до обеденного перерыва и ушли домой. Руководителем организации их действия были расценены как нарушение трудовой дисциплины, за что Бычков, Белендо и Белоусова были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Каким образом устанавливается неполное рабочее время? Правомерны ли действия работников и руководителя организации? Обязан ли наниматель установить вышеназванным работникам неполное рабочее время?

 

5.Павлович и Майсинович, рабочие Минского завода медицинских препаратов, в марте были заняты на работах с вредными условиями труда по три-четыре часа ежедневно. Остальное время они работали в нормальных условиях.

Имеют ли Павлович и Майсинович право на сокращенную продолжительность рабочего времени? Каков порядок его установления? Чем сокращенное рабочее время отличается от неполного?

 

6. Рабочие цеха №2 Новиков и Вертук в связи с производственной необходимостью были направлены в сварочный цех. Они потребовали установить им сокращенное рабочее время, так как оно предусмотрено для работников этого цеха. Новикову и Вертуку в этом было отказано.

Имеют ли данные работники право на сокращенное рабочее время?

 

7. В бухгалтерию обратились работники организации с заявлением о том, что так как им не сокращается продолжительность работы в предвыходные и предпраздничные дни, это время следует оплатить как сверхурочное. Руководитель пояснил, что в организации графиком работ установлена пятидневная рабочая неделя и недельная норма не позволяет сокращать продолжительность работы в предвыходные и предпраздничные дни.

Правомерны ли действия руководителя организации?

 

8.Ольшевский полтора года проработал в качестве ночного сторожа детского сада, а затем, сославшись на статью 70 ТК, потребовал произвести доплаты за каждый час работы в ночное время. Заведующая детским садом отказалась произвести доплаты, так как на такие доплаты не выделено финансирование из бюджета.

Законно ли требование Ольшевского?

 

9. Директор завода по согласованию с профсоюзным комитетом, c учетом особенностей производства, издал приказ о переходе работников с пятидневной на шестидневную рабочую неделю. Работники завода возражали против таких изменений и обратились за разъяснением в профком.

Каков порядок установления, изменения режимов рабочего времени?

 

10. Приказом директора организации утвержден график сменности пятидневной рабочей недели. Этим графиком работникам в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет установлена восьмичасовая смена при трехдневной рабочей неделе, а работникам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – восьмичасовая смена при четырехдневной рабочей неделе. Несовершеннолетние Феськов и Уласень обратились к директору с просьбой сократить продолжительность смены, в чем им было отказано.

Правомерен ли отказ директора организации? Существуют ли нормативы, которые должны учитываться при разработке графиков сменности?

 

11. Работники сборочного цеха Иванкин, Петревич и Качановский, по распоряжению начальника цеха несколько раз в сентябре привлекались к работе после окончания рабочего дня. Время переработки им оплачено не было. Директор завода отказался удовлетворить требования об оплате работы в сверхурочное время, так как разрешения на сверхурочные работы он не давал, рабочие работали сверхурочно по своей инициативе.

Соответствует ли отказ директора требованиям трудового законодательства? Каков порядок привлечения к сверхурочным работам? Каким образом оформляется привлечение работников к сверхурочным работам?

 

12. Сотрудница библиотеки Мисюкевич по просьбе заведующей проработала сверх установленной для нее продолжительности рабочего времени три часа суммарно 6 и 14 февраля. Заведующая предложила ей в качестве компенсации за сверхурочную работу отгул. С согласия Мисюкевич он был предоставлен 23 февраля.

Правомерно ли такое соглашение?

 

13. В связи с приближающимся отопительным сезоном начальник ЖЭС привлек к сверхурочным работам 10 человек, в том числе: Шнурову – одинокую мать, имеющую ребенка в возрасте 5 лет; пятнадцатилетнего Мельника; Каляду и Вашкевича, работающих на условиях неполного рабочего дня; пенсионера Хаткевича.

Могут ли перечисленные работники ЖЭС быть привлечены к сверхурочным работам?

 

14. Группа административно-хозяйственных работников вуза (работники бухгалтерии, отдела кадров и др.) потребовала установить для них пятидневную рабочую неделю. Профсоюзный комитет вуза, считая, что их работа не связана непосредственно с обслуживанием учебного процесса, поддержал это требование. Ректор возражал против установления указанным работникам пятидневной рабочей недели, мотивируя это тем, что он и проректоры работают в субботние дни и во время работы им могут понадобиться различные документы и справки от указанных служб.

Как должен быть разрешен спор? Кем решается вопрос о виде рабочей недели?

 

15. Перед уходом в трудовой отпуск экономист Брызгалов обратился к директору завода, а затем в комиссию по трудовым спорам с требованием предоставить ему отпуск как работнику с ненормированным рабочим днем. Брызгалов заявил также, что ему полагается дополнительная оплата за участие в работе комиссии по инвентаризации, поскольку комиссия работала иногда после окончания рабочего дня и в обеденный перерыв. Кроме того, по поручению руководителя организации, он 3 дня помогал работникам бухгалтерии составлять отчет, за что ему не заплатили.

Представитель директора в КТС заявил, что Брызгалов является работником с нормированным рабочим днем и поэтому права на дополнительный отпуск не имеет. Что же касается дополнительной оплаты, то директор не предлагал Брызгалову проводить инвентаризацию в нерабочее время, а оказать помощь работникам бухгалтерии в составлении отчета ему поручили, потому что он в это время не был загружен по своей основной работе.

Как должен быть решен спор по существу? Как установить, является ли Брызгалов работником с ненормированным рабочим днем? Можно ли признать работы в инвентаризационной комиссии и в бухгалтерии сверхурочной? Правомерно ли поручение Брызгалову работы в бухгалтерии?

16. Игнатовой, при приеме на работу был установлен 8-часовой рабочий день. Через 3 месяца она обратилась к нанимателю с просьбой установить ей 4-часовой рабочий день, поскольку она вынуждена осуществлять уход за больной матерью. Наниматель отказал в просьбе и предложил уволиться по ст.40 ТК.

Законны ли действия нанимателя?

17. Между бригадиром и членами строительной бригады сложилась спорная ситуация. Рабочая смена начинается в 7-30, а бригадир требует явку на работу в 7-15, для того, чтобы рабочие успели переодеться до начала рабочего дня.

Разрешите спор.

18. Василькова обратилась в КТС пересмотреть оплату ее труда. В заявлении она указала, что имеет ребенка в возрасте 4-х лет. Директор разрешил ей уходить с работы на 1 час раньше, чтобы забирать ребенка из детского сада. Однако этот час ей перестали оплачивать. Вместе с тем, 17-летний Яшин, тоже уходит с работы на 1 час раньше, но это время ему оплачивается.

Какое решение вынесет КТС?

Контрольные вопросы:

 

1. Определение рабочего времени как правовой кате­гории.

2. Нормальная продолжительность рабочего времени.

3. В каких случаях установлено сокращенное рабочее время?

4. Отличие неполного рабочего времени от сокращенного.

5. Предельная продолжительность ежедневной ра­боты (смены) для работников с сокращенным рабочим временем.

6. Особенности привлечения к работе в ночное время.

7. В каких случаях работники могут привлекаться к ра­ботам в выходные (праздничные) дни, как должны компен­сироваться указанные работы?

8. Для каких работников устанавливается ненормиро­ванный рабочий день, каков порядок его установления и каковы особенности правового положения работников с ненормированным рабочим днем?

9. В каких случаях допускаются сверхурочные работы?

11. Порядок привлечения к сверхурочным работам.

12. Предельные нормы сверхурочных работ и их оплата.

13. Режим рабочего времени. Как он устанавливается?

14. Виды режима и учета рабочего времени.

15. Режим гибкого времени.

Темы рефератов:

 

  1. Понятие и нормирование рабочего времени в Республике Беларусь.
  2. Виды рабочего времени в трудовом праве.
  3. Понятие и порядок привлечения работника к сверхурочным работам.
  4. Виды режима и учета рабочего времени.
  5. Нестандартные режимы рабочего времени.
  6. Отличие правового регулирования сокращенного рабочего времени от неполного.

ТЕМА 15. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ

1. Понятие трудовой дисциплины и методы её обеспечения.

2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка и их виды. Уставы и положения о дисциплине.

3. Поощрения за успехи в работе, их виды. Основания и порядок применения поощрений.

4. Понятие дисциплинарного проступка и дисциплинарной ответственности. Особенности специальной дисциплинарной ответственности.

5. Виды дисциплинарных взысканий.

6. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий. Порядок обжалования, погашение и снятие дисциплинарных взысканий.

 

Контрольные задания

Составление приказов по личному составу:

Оформить приказ о привлечении работника к дисциплинарной ответственности

Оформить приказ о поощрении работника

Задачи:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.15 с.)