ТОП 10:

Разлом и погружение «Титаника» (по Балларду)



 

2 часа 17 минут. Носовая часть погрузилась в воду, рухнула первая труба. Большая волна движется к корме и срывает ходовой мостик, надстройки с каютами офицеров и стеклянным куполом над парадной лестницей (1).

Носовая часть ушла под воду, обламывается вторая труба. Корма поднимается под углом 45°, и киль испытывает огромные перегрузки (2).

2 часа 18 минут. Корпус разламывается, рушатся третья и четвертая трубы. Корма погружается в воду, и после перелома киля обе части судна отделяются друг от друга (3).

Носовая часть опускается на дно, корма погружается в воду. На дно падает большое количество обломков (4).

2 часа 19 минут. Передняя часть кормы, заполненная водой и сместившимися на нее механизмами, становится почти вертикально и поворачивается вокруг своей оси. Примерно через минуту она исчезает под водой (5).

 

9 апреля 1997 года, за пять дней до восьмидесятипятилетия со дня трагедии, американская газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала информацию об ультразвуковом исследовании затонувшего судна, в ходе которого было установлено, что айсберг не образовал в корпусе «Титаника» ни одной значительной пробоины, но шесть небольших отверстий находятся на площади одного квадратного метра.

Из всего сказанного следует, что в течение нескольких десятилетий идут поиски ответа на вопрос, в чем была подлинная причина гибели «Титаника». Появилось несколько гипотез, но степень достоверности той или другой из них определяется техническими возможностями поисковых команд, поскольку правильный ответ скрывается под почти четырьмя тысячами метров морской воды и многометровыми наносами ила и песка, в которые, падая на дно океана, погрузилась носовая часть с роковыми отверстиями. Через них внутрь судна ринулись сотни тонн воды.

Все прежние результаты исключают, что айсберг – как это считалось в течение трех четвертей столетия – прорезал длинную, проходящую более чем через пять отсеков, открытую трещину в борту судна. Наиболее достоверно: стальные листы после столкновения треснули, швы разошлись, и через образовавшиеся трещины ринулась вода. Так утверждали очевидцы из числа членов команды, находившихся в момент катастрофы в нижних помещениях «Титаника».

 

После завершения второй экспедиции в 1986 году д-р Баллард заявил, что он даже не помышляет когда-нибудь еще раз вернуться к «Титанику». Несмотря на то что у него имелась такая возможность, он не взял с морского дна ни одного предмета и к обломкам знаменитого судна отнесся очень бережно и деликатно. Он работал как ученый и исследователь и других целей не преследовал. Прошел год, и на место давней трагедии пришло французское океанографическое судно «Надир» с мини-подводной лодкой «Наутильо» – двойником американского «Элвина», и роботом «Робином». Французы не были так сентиментальны, как д-р Баллард. Они подняли со дна моря почти девятьсот предметов, в том числе один из сейфов «Титаника». Часть из них они продемонстрировали общественности во время большого телевизионного шоу. Их акция вызвала неоднозначную, но преимущественно отрицательную реакцию. В адрес французов раздалась резкая критика, некоторые американские и британские газеты, не колеблясь, назвали их «гробокопателями». Действия французской экспедиции осудили и здравствовавшие тогда пассажиры «Титаника», которых в середине 1987 года во всем мире было двадцать пять человек. Все они единодушно высказались за то, чтобы место последнего упокоения 1500 человек навсегда осталось памятником великой морской катастрофы. Одна из них, Эва Харт, заявила: «Это не спасение, это пиратство. Ведь там 1513 человек… и один из них мой отец».

Эва Харт умерла в Лондоне в феврале 1996 года в возрасте 91 года. Всю жизнь она помнила, как отец посадил ее в спасательную шлюпку со словами: «Держи маму за руку и будь хорошей девочкой». Тогда она, семилетняя, направлялась с родителями в Канаду. В последние десятилетия умерли уже в очень солидном возрасте и другие спасшиеся в кораблекрушении «Титаника». Так, в июне 1992 года в Фолл-Риверсе, штат Массачусетс, в доме престарелых умерла 103-летняя Мэрджори Робб, которая возвращалась на «Титанике» с отцом и сестрой Мадлен из Египта в Соединенные Штаты; обе сестры спаслись, отец погиб. В январе 1997 года тоже в доме престарелых Саутгем-птона умерла столетняя Эдит Браун-Хайсман. С отцом и матерью они путешествовали и возвращались из Южной Африки через Англию в Соединенные Штаты. «Мой отец стоял на накренившейся палубе тонущего „Титаника“, в одной руке у него было бренди, в другой – сигара, он не переставал кричать, что мы увидимся в Нью-Йорке», – вспоминала она. Пятнадцатилетняя Эдит с матерью спаслись, отца они уже никогда больше не увидели. Ирония их трагедии была в том, что им с большим трудом удалось приобрести три последних билета второго класса в Саутгемптоне, откуда выходил «Титаник». Сегодня тех, кто пережил гибель роскошного непотопляемого «Титаника», осталась горстка, и их голос, отстаивающий право полутора тысяч погибших на вечный покой, становится все более слабым. К сожалению, остов «Титаника» лежит в международных водах, права собственности на него никто официально не предъявлял, и современному пиратству, подкрепленному совершенной техникой, практически нельзя воспрепятствовать. Не может помешать этому и принятый в середине 1987 года конгрессом США закон, запрещающий на территории Соединенных Штатов продажу и демонстрацию предметов, поднятых с «Титаника». Кроме того, конгресс США призвал считать корпус «Титаника» международным памятником и оставить его в покое.

После изучения части снимков, сделанных французской экспедицией, пятый частный канал французского телевидения 20 сентября 1987 года сообщил сенсационную новость: причина катастрофы «Титаника» – не столкновение с айсбергом, а пожар, вызвавший взрыв в трюме. За три дня до катастрофы на угольном складе судна якобы возник страшный пожар, который команда пыталась тайно ликвидировать, но это ей не удалось. В доказательство своего утверждения французские журналисты показали кадры фильма, снятого роботом «Робин»: сильнее всего была повреждена средняя часть судна, тогда как ближе к носовой части, именно в той, которой судно столкнулось с айсбергом, повреждения обнаружены не были.

Вероятно, сегодня в мире нет другого человека, который знал бы о «Титанике» и его трагическом плавании больше, чем д-р Баллард. В своей книге «Находка „Титаника“», изданной в 1987 году, Баллард так описывает события на судне в воскресенье 1912 года:

 

«Все шло хорошо, и, чтобы дела шли еще лучше, накануне удалось наконец ликвидировать пожар, тлевший в носовом угольном бункере котельной № 5».

 

Д-р Баллард констатирует только это и больше ни в какой связи к пожару не возвращается, никак его не комментирует, ни о каких последствиях не говорит. Гибель «Титаника» пережили несколько кочегаров и грузчиков, работавших в трюме. Если бы там возник серьезный пожар, закончившийся катастрофическим взрывом, они должны были бы об этом знать, и такая сенсация ни в коем случае не осталась бы тайной. За гораздо менее ценные сведения журналисты предлагали бешеные деньги. Скорее всего, в одном из угольных бункеров произошло самовозгорание угля. В угольных складах это не такое уж редкое явление. Пожар, как говорит д-р Баллард, удалось ликвидировать, и на этом проблема себя исчерпала – она была столь малоинтересной и незначительной, что о ней в дальнейшем не упоминали. Обращает на себя внимание то, что даже очень подробные и солидные публикации не касаются этого эпизода. И только д-р Баллард благодаря своей скрупулезности уделил этому факту одну фразу. Что же касается якобы значительного повреждения средней части корпуса, то французская экспедиция не установила ничего нового по сравнению с тем, что уже было обнаружено в ходе двух экспедиций, проведенных американскими исследователями. По той же причине, что и д-р Баллард, французы не обнаружили серьезного повреждения в носовой части «Титаника». Возможно, следует еще раз подчеркнуть, что сомневаться в катастрофических последствиях столкновения «Титаника» с айсбергом – полный абсурд. Некоторые пассажиры «Титаника», находившиеся на палубе, видели айсберг собственными глазами, другие почувствовали толчок, а третьи были в тот момент в трюме и видели, как внутрь хлынула вода.

 

О возможностях современной техники не следует забывать, поэтому к останкам «Титаника» тем или иным способом смогут когда-нибудь добраться другие. Не исключены и новые открытия, из глубин океана могут быть подняты новые предметы, возможно, и целые части судна. Но все свидетельствует о том, что уже не будет принципиально новых открытий, которые помогут восстановить истинную картину катастрофы, скрытую от нас десятилетиями.

Результаты американо-французской экспедиции позволили вынести окончательное решение: «Титаник» никогда не будет поднят с морского дна. У одних это вызывает сожаление, но у большинства – радость. Уникальное судно, былая гордость великой морской державы, уже три четверти столетия «отдыхает» в глубинах океана. Его красота давно померкла, стальные листы съедает ржавчина, водонепроницаемые переборки покоробились, роскошные интерьеры не существуют. Но трагическая судьба сверкавшего огнями плавучего дворца никогда не будет забыта.

 


[1] Для единообразной оценки размеров судна, и в первую очередь размеров его помещений, в мировой практике принято понятие регистровой вместимости. За единицу объема в этом случае принимают регистровую тонну, равную 2,83 м3, или 100 фут3. Общая валовая вместимость представляет собой полный объем помещений корпуса и закрытых надстроек, за исключением объемов отсеков двойного дна, а также некоторых помещений и постов, расположенных на верхней палубе и выше. Измеряется в брутто регистровых тоннах (брт). Другой оценкой размеров судна, используемой обычно для военных кораблей, является водоизмещение. Это вес воды, вытесненной полностью оснащенным кораблем (у торговых судов с полным грузом). Измеряется в тоннах. — Прим. ред.

 

[2] По новым нормам мощность измеряется в ваттах: 1 л.с. (английская) = 745,7 ватт.

 

[3] Узел — единица скорости в морской навигации, равная 1 морской миле в час (1852 м/ч). — Прим. ред.

 

[4] Речь идет об одноименном судне, плававшем под флагом «Уайт стар лайн»; первое было сдано на металлолом в 1895 году.

 

[5] Эти данные взяты из Отчета следственной комиссии лорда Мерси. Другие источники приводят иные данные. Например, д-р Баллард утверждает, что точное число пассажиров неизвестно в связи с неточностями в первоначальных записях, и предполагает, что общее количество пассажиров на палубах «Титаника» составляло 2227 человек.

 

[6] Ортодромия — линия кратчайшего расстояния между двумя точками на поверхности земного шара.

 

[7] Депеши, отправленные по беспроволочному радиотелеграфу, изобретенному Маркони.

 

[8] На международной радиотелеграфной конференции, проходившей в 1903 году в Берлине, восемь главных морских держав (Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, Франция, Италия, Россия, Испания и США) пришли к соглашению о введении единого радиосигнала, извещавшего о бедствии на море. Он состоял из букв SSS DDD. Телеграфная компания «Маркони» не признала этот сигнал и в 1904 году ввела на судах, оснащенных ее приборами, сигнал CQD. Он состоял из сигнала общего вызова CQ, к которому добавлялась буква D — начальная буква английского слова danger (опасность). На следующей конференции, тоже проводившейся в Берлине, в 1906 году представители 29 стран-участниц отменили все ранее использовавшиеся сигналы, обозначавшие опасность, и ввели единый радиосигнал SOS. Но станции «Маркони» еще продолжали использовать сигнал CQD.

 

[9] Слово boat, которым воспользовался рулевой, в английском языке означает не только лодка, но и большое судно, и моряки употребляют его для обозначения любого плавучего средства, в данном случае имелся в виду огромный «Титаник».

 

[10] Данные о том, что в складной шлюпке С было 39 человек, приводит полковник Грейси, который сразу же после катастрофы собрал все имеющиеся факты. Это же число указывает и педантичный д-р Баллард. Напротив, в Отчете лорда Мерси говорится о 71 человеке, в том числе о 64 женщинах и детях. Однако у складных шлюпок имелась официальная вместимость — максимум 47 человек. Почему британская следственная комиссия привела такие завышенные и явно ошибочные данные, можно только догадываться. Наиболее вероятным объяснением может служить присутствие в этой шлюпке Брюса Исмея. Только при полной загруженности и даже перегруженности шлюпки, заполненной женщинами и детьми, никто не мог требовать, чтобы, после того как затонул «Титаник», шлюпка вернулась за потерпевшими, боровшимися за жизнь в воде. Шлюпка же, имевшая на борту 39 человек, должна была это сделать. Именно невыполнение этой обязанности ставилось в вину спасательной шлюпке, в которой находились в другие видные персоны.

 

[11] Тем самым радист «Титаника» сообщал, что уже затоплено несколько котельных отсеков.

 

[12] Компенсационные прокладки (швы, заполнения) — элемент конструкции палубной надстройки, обеспечивающий необходимую упругость надстройки при продольных и поперечных изгибах корпуса судна на волне.

 

[13] Эти данные приводит капитан Рострон и большинство источников, включая д-ра Балларда. В Отчете комиссии лорда Мерси сообщается о 711 спасенных, американский автор Уин Крейг Уэйд говорит даже о 713.

 

[14] По возвращении супругов Бишоп в родной город «доброжелатели» распространили слухи, что именно Диккинсон Бишоп был тем человеком, кто переоделся в женскую одежду, чтобы попасть в спасательную шлюпку. Клеветническая кампания против молодой супружеской пары в конце концов привела к тому, что супруги развелись.

 

[15] В 1912 году небольшие суда несли один белый топовый огонь, красный, отличительный, на левом борту и зеленые — на правом и на корме. Крупные суда, кроме этих огней, могли нести и другие белые огни, расположенные за носовым топовым огнем и над ним. Парусные суда несли только бортовые (красный и зеленый) и огонь на корме.

 

[16] Стоит напомнить, что, по терминологии 1912 года, команда «Право руля!» означала, что нос судна должен повернуть влево, а корма — вправо.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.007 с.)