ТОП 10:

Капитан «Калифорниан» Стэнли Лорд



 

Лорд сделал все, что было в его силах, чтобы «отмыться». Он написал всем, кто мог бы ему помочь, обратился в Объединение работников торгового флота и, конечно, прежде всего в министерство торговли. И хотя Объединение развило бурную деятельность, все его усилия разбились о позицию министерства торговли, которое ничего не собиралось менять в своих первоначальных выводах. Ведь формально Лорда не могли отстранить от командования судном, поскольку с юридической точки зрения для этого не было оснований: официально в гибели «Титаника» никто не был обвинен.

В конце 1912 года судоходная компания «Нитрат продюсерс стим шип» предложила капитану Лорду работу. Очевидно, это произошло по рекомендации одного из сторонников Лорда, представителя компании «Лейленд лайн» в Соединенных Штатах, и в феврале 1913 года его назначили капитаном судна «Англо-Саксон».

8 августа 1913 года Лорд обратился в министерство торговли со следующей просьбой:

 

«Общественность уже забыла о расследовании катастрофы „Титаника“, но я навсегда буду незаслуженно помечен клеймом „Калифорниан“, если министерство не предоставит мне возможности оправдаться, организовав новое расследование. Я прошу только о новом разбирательстве независимого суда на основании свидетельств, полученных в ходе первоначального расследования».

 

На это он получил ответ:

 

«В связи с Вашим письмом от 8 августа и предыдущей корреспонденцией, касающейся Отчета о результатах расследования обстоятельств гибели парохода „Титаник“, которое проходило в Лондоне, я уполномочен министерством торговли заявить, что мы тщательно рассмотрели и взвесили факты, о которых Вы упоминаете, но, как Вас уже информировали в августе минувшего года, по данному вопросу не представляется возможным начать новое расследование».

 

Первая мировая война помешала капитану Лорду в его дальнейших попытках оправдаться. После ее окончания интерес общественности к трагической судьбе «Титаника» и ко всему, что было связано с катастрофой, ослабел до такой степени, что Лорд пришел к выводу: он ничего больше не будет предпринимать. Его решению способствовало и то обстоятельство, что на его жизни события 1912 года отразились не так уж сильно. Четырнадцать лет капитан Лорд командовал судами «Нитрат продюсерс», осуществлявшими грузовые перевозки между Европой и Южной Америкой. Однако сослуживцы говорили, что он изменился. Раньше крайне самоуверенный, он теперь обращался с людьми предупредительно и спокойно. В марте 1927 года в связи с ухудшением здоровья он «ушел на берег». В связи с этим руководитель судоходной компании Джон Латта писал:

 

«Я с удовольствием заявляю, что капитан Стэнли Лорд занимал ведущее место в нашей компании с февраля 1913 до марта 1927 года. В течение всего этого времени он пользовался полным нашим доверием, и мы считаем его одним из самых способных капитанов, которые у нас когда-либо работали. Мы с большим сожалением приняли его решение уйти на отдых по состоянию здоровья. Он уносит с собой нашу благодарную оценку его безупречной работы, и мы искренне надеемся, что его здоровье быстро улучшится».

 

Вероятно, капитан Лорд уже никогда не вернулся бы к своему участию в событиях, связанных с катастрофой «Титаника», если бы не книга американского писателя Уолтера Лорда «Незабываемая ночь», вышедшая в свет в 1956 году. В ней были детально описаны все перипетии той ночи, когда затонул «Титаник», и, конечно, затронута роль «Калифорниан» и его капитана. Все было преподнесено так, как и сорок пять лет назад в Отчете лорда Мерси. Книга пользовалась огромной популярностью, и капитан Лорд, которому к тому времени уже исполнилось восемьдесят лет, понял, что не остается ничего другого, как снова защищаться. Он вновь обратился за помощью к Объединению работников торгового флота, членом которого состоял с 1897 года. Генеральный секретарь Объединения У. Л. С. Харрисон откликнулся с большим энтузиазмом. О том, что спустя почти пятьдесят лет после катастрофы «Титаника» дело «Калифорниан» и капитана Лорда все еще вызывало жаркие споры, свидетельствует такой факт: в знак протеста против действий генерального секретаря Харрисона капитан сэр Айвен Томпсон, президент центрального органа Объединения, подал в отставку.

В июне 1959 года капитан Лорд сделал под присягой пространное заявление, в котором вновь детально изложил все, что касалось его действительного и мнимого участия в обстоятельствах, связанных с трагедией «Титаника». Он указал на пристрастие лорда Мерси к необъективным выводам, вновь проанализировал все показания и особо остановился на тех, что свидетельствовали в его пользу и не удостоились должного внимания. Но он был уже серьезно болен. 25 января 1962 года в возрасте 84 лет капитан Стэнли Лорд скончался.

Однако Объединение работников торгового флота в лице У. Л. С. Харрисона продолжало бороться за оправдание Лорда. В 1965 году оно обратилось к министру торговли с просьбой проверить ту часть расследования лорда Мерси, которая касалась событий на мостике «Калифорниан» в роковую ночь, когда затонул «Титаник». Понятно, что спустя полстолетия, когда почти все главные действующие лица трагедии уже умерли, министерству не очень хотелось снова ворошить пыльные папки. В просьбе оно отказало, мотивируя отказ отсутствием безусловных доказательств того, что капитан Лорд в ходе первоначального расследования стал жертвой заговора или были сознательно скрыты важные факты его невиновности. Казалось, в деле «Калифорниан» поставлена последняя точка. Но судьба, как это не раз случалось, когда речь заходила о «Титанике», преподнесла неожиданный сюрприз.

Одним из самых спорных и самых важных вопросов был вопрос о точных координатах «Титаника» и «Калифорниан» в ночь с 14 на 15 апреля. В истинности координат «Калифорниан» никогда никаких сомнений не возникало, а координаты «Титаника» после столкновения с айсбергом определил четвертый помощник капитана Боксхолл. И хотя в их точности кое-кто сомневался, например капитаны судов «Маунт Темпль» и «Бирма», они были официально приняты за истинные. Из этого следовало, что оба судна в критический момент находились друг от друга на расстоянии примерно пяти миль, то есть они могли отчетливо видеть друг друга. Однако капитан Лорд всегда утверждал, что «Титаник» был удален от «Калифорниан» на девятнадцать или даже двадцать миль и между ними должно было находиться третье судно, которое видели как с «Калифорниан», так и с «Титаника». Но ему никто не верил.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.007 с.)