ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О частном обвинителе, потерпевшем и



Участнике процесса, являющемся частным лицом

§ 31

1) Уполномоченное для выдвижения частного обвинения лицо должно под угрозой потери права на предъявление обвинения в течение 6 недель со дня, когда было совершено уголовно-наказуемое деяние или ему стали извес-тны достаточные подозрения о совершении деяния, заявить ходатайство о преследовании данного лица. Ходатайство также должно быть направлено на открытие следствия или на наказание лица, совершившего деяние, и должно быть заявлено перед судом по уголовным делам устно или письменно. Поте-рпевший или другие участники более не уполномочены для принятия мер в качестве частного обвинителя, если он однозначно простил лицо, совершив-шее уголовно-наказуемое деяние. Действие §§ 66 и 67 остается в силе.

2) Частный обвинитель уполномочен на протяжении следствия переда-вать суду все, что может поддержать его обвинение, вправе знакомится с процессуальными документами и предпринимать для предъявления его обвинения все шаги, которые, кроме того, уполномочен совершать прокурор. При этом прокурор вправе, если частный обвинитель отозвал обвинение, не дать согласие на возобновление уголовного судопроизводства.

3) Если частный обвинитель в течение предусмотренного законом сро-ка не направил обвинение или, кроме того, необходимые для поддержания уголовного преследования ходатайства, или если он не явился на рассмотре-ние дела по существу или если он при этом отказался заявить заключитель-ные ходатайства, то считается, что он отказался от уголовного преследова-ния. На данное последствие частному обвинителю необходимо указывать каждый раз.

 

A

Все государственные органы, принимающие участие в уголовном судо-производстве, обязаны разъяснять потерпевшему его права в уголовном су-допроизводстве.

 

B

1) Все принимающие участие в уголовном судопроизводстве государ-ственные органы обязаны обращать внимание при совершении ими офици-альных действий, а также при выдаче справок третьим лицам на правомер-ные интересы потерпевшего к сохранению личной сферы его жизни, нару-шенные посредством совершения уголовно-наказуемого деяния. Данное пра-вило действует прежде всего при передаче фотографий и сообщении анкет-ных данных о лице, которые могут привести к распространению сведений о его личности в большем круге людей, при том что в этом нет необходимости для достижения целей уголовного судопроизводства.

2) Запрет опубликования, предусмотренный в § 30a, действует в отно-шении частных обвинителей, участников процесса, являющихся частными лицами, и потерпевших соответствующим образом.

 

§ 32

1) Каждый потерпевший от преступления или преследуемого ex officio уголовного проступка вправе до начала рассмотрения дела по существу при-соединиться к уголовному судопроизводству, выдвинув гражданско-пра-вовые требования, и тем самым приобретая статус участника процесса, явля-ющегося частным лицом.

2) Участник процесса, являющийся частным лицом, имеет следующие права:

1. Он вправе передавать следственному судье всё, что служит изобличению обвиняемого или обоснованию требований о возмещении вреда.

2. Он вправе процессуальные документы, поскольку этому не противостоят специальные основания, брать для ознакомления уже в течение следствия.

3. На рассмотрение дела по существу участник процесса, являющийся част-ным лицом, вызывается с дополнительным указанием на то, что в случае не-явки слушания все же состоятся и что его ходатайства будут зачитаны из ма-териалов дела. Он вправе задавать вопросы подсудимым, свидетелям и экспертам или, чтобы сделать другие замечания, высказываться в течение слушаний. В конце слушаний, после того, как прокурор заявит заключитель-ное ходатайство и обоснует его, участник процесса, являющийся частным лицом, получает непосредственную возможность высказаться для того чтобы его требования сформулировать, обосновать и выдвинуть ходатайство, о ко-торых он желает заявить в рамках основного исследования обстоятельств дела.

3) Кроме того, участник процесса, являющийся частным лицом, упол-номочен в соответствии с § 173 вместо прокурора предъявить публичное обвинение в качестве субсидиарного обвинителя, но все же, прокурору в этом случае также предоставляется возможность осуществлять уголовное преследование в любое время снова.

3a) Если прокурор в соответствии с главой IIIa от уголовного преследо-вания отказался, то участник процесса, являющийся частным лицом, вопре-ки этому не уполномочен предъявлять публичное обвинение или поддержи-вать его.

4) В остальном на субсидиарного обвинителя, поскольку данный закон не предписывает что-либо иное, распространяются предписания, затрагиваю-щие участника процесса, являющегося частным лицом, с ограничением, за-ключающимся в том, что для него обжалование в отношении приговора до-пустимо лишь постольку, поскольку оно допустимо для участника процесса, являющегося частным лицом, и он не уполномочен ходатайствовать о возо-бновлении уголовного судопроизводства.

 

§ 33

Если судебное решение удовлетворяет предпосылкам, предусмотрен-ным § 42 УК[20], участнику процесса, являющемуся частным лицом, не принад-лежит право субсидиарного уголовного преследования.

 

§ 34

1) Частный обвинитель и участник процесса, являющийся частным ли-цом, а равно как и их законные представители, вправе участвовать в рассмот-рении дела лично или через уполномоченное лицо.

2) Суд вправе, если ему это представляется необходимым, отсутствую-щего частного обвинителя или участника процесса, являющегося частным лицом, пригласить в место нахождения суда совместно с уполномоченным лицом.

VI. Глава

Об опубликовании, доставлении и ознакомлении

С процессуальными документами

§ 35

1) Опубликование о выполнении какого-либо процессуального дейст-вия должно производиться судом и прокуратурой посредством устного объ-явления или через доставление экземпляра документа.

2) Устные объявления протоколируются. Каждому лицу, которому бы-ло сделано устное объявление, по требованию передается содержание выпол-ненного процессуального действия в письменном или электронном виде.

3) Прокуратуре и суду могут быть переданы процессуальные докумен-ты для ознакомления в конце расследования. В этом случае прокурор или суд должны удостоверить день поступления процессуальных документов и день ознакомления, воспроизводимый в процессуальных документах.

 

§ 36

1) Поскольку данный закон не предусматривает иное, действуют в отношении доставлений Закон о доставлении (ZustG) и §§ 87 и 91 Граждан-ского процессуального уложения соответствующим образом.

2) Ст. 8, 9 абз. 2, ст. 10 абз. 1, а равно как и ст. 12 Закона о доставле-нии, за исключением случаев, предусмотренных § 143 абз. 1 и § 295 абз. 2, должны действовать только в отношении субсидиарного обвинителя, част-ного обвинителя, участников процесса, являющихся частными лицами и, кро-ме того, затрагиваемых лиц (§ 354) и уполномоченных данных лиц.

3) Доставления должны производиться через непосредственную пере-дачу или через органы почтовой службы. Полиция земель только тогда долж-на производить доставление, когда это безусловно требуется в интересах уго-ловного судопроизводства.

 

§ 37

1) Поскольку отдельными актами не предусмотрено ничего иного, до-ставление может производиться без получения доказательств того, что оно состоялось[21].

2) Пересылка на электронный адрес (ст. 2 абз. 1 буква e Закона о до-ставлении) предполагает равным образом получение доказательств того, что оно состоялось.

3) Вызовы и требования, исполнение которых может быть осуществле-но посредством применения мер процессуального принуждения или другим предусмотренным законом способом, выполнение, доставление которого открывает срок для направления обжалования или правового приказа в суд, а равно как и вызов участников процесса, являющихся частными лицами, част-ных обвинителей и субсидиарных обвинителей на рассмотрение дела по существу доставляются им лично в руки (ст. 23 Закона о доставлении). Про-фессиональным представителям доставление может производиться не обя-зательно лично в руки, но с получением доказательств того, что доставление состоялось.

4) Если обвиняемый или другой участник производства по делу предс-тавлен защитником или другим лицом, доставление должно производиться в адрес защитника или представителя. При этом вызов на рассмотрение дела по существу в первой инстанции, на оглашение заочного приговора, а равно как и уведомление и сообщение в соответствии с §§ 22c абз. 4, 22d абз. 1 и 4, а также 22f абз. 1 и 3, подсудимому или обвиняемому всегда должны быть вручены лично и в руки.

 

§ 38

Отменён.

 

§ 39

К разрешению суда относится вопрос о том, представляется ли допус-тимым позволить ознакомление с процессуальными документами или вруче-ние их копий стороне или ее указанному представителю, кроме в частности указанных в данном Уголовно-процессуальном кодексе случаев, если данные лица достоверно обосновали, что им данные документы необходимы для осу-ществления требования о компенсации или с целью потребовать возобновле-ния производства по делу или по другим основаниям.

 

§ 40

1) О начале и о завершении уголовного судопроизводства в отношении лиц, которые состоят на публичной службе, членов общины или другого про-фессионального представителя, занимающегося публичными вопросами, или которое награждено общественным званием или орденом, или знаком почета, направляется сообщение в правительство.

2) То же правило действует в отношении лица, занимающего духовный сан, в соответствии с тем, что уведомление должно быть направлено еписко-пу или главе церкви, к епархии которой принадлежит обвиняемый.

VII.Глава

Общие положения о следствии и о соединении нескольких и разъединении отдельных уголовных дел

§ 41

1) Следствие производится с целью выявить состав преступления, уста-новить лицо, совершившее преступное деяние, соучастников и соисполни-телей, собрать основания для подозрения и доказательства вины, с одной сто-роны, и средства оправдания обвиняемого, с другой стороны.

2) Выявление состава преступления состоит в установлении того, име-ло ли место на самом деле находящееся на рассмотрении суда уголовно-нака-зуемое деяние и каковы его признаки в соответствии со всеми обстоятель-ствами и его последствиями. Прежде всего, при этом также необходимо установить, каким образом совершено деяние: с умыслом или по неосторож-ности; какие отягчающие или смягчающие обстоятельства его сопровожда-ют; какие лица могут знать об этом; и насколько значителен вред, причинён-ный посредством совершения уголовно-наказуемого деяния.

3) Следственный судья вправе начать производство следствия в отно-шении только такого уголовно-наказуемого деяния и такого лица, в отноше-нии которых направлено с соответствующей целью ходатайство лицом, упра-вомоченным на предъявление обвинения.

4) Если прокурор ходатайствует об открытии следствия, то он должен направить следственному судье уведомление, а равно как и принятые им к сведению доказательства и выводы, предположительно являющиеся поводом для дознания.

5) Ходатайство об открытии следствия разрешает следственный судья посредством принятия решения.

 

§ 42

Следственный судья должен расследовать уголовно-наказуемые деяния с привлечением дающего присягу лица, ведущего протокол.

 

§ 43

1)Обвинитель и обвиняемый уполномочены заявлять перед следствен-ным судьей ходатайства о производстве отдельных следственных действий, в отношении которых он должен принимать решения.

2) При этом в остальных случаях следственный судья, не дожидаясь хо-датайств обвинителя, ex officio активно устанавливает состав преступления, лицо, совершившее деяние, и выявляет обстоятельства, служащие изобличе-нию или защите обвиняемого в такой мере, в которой это требуется в соот-ветствии с целями следствия.

3) Ни обвинитель, ни защитник не вправе присутствовать при проведе-нии официального допроса обвиняемого или свидетелей следственным судь-ёй. Но при этом они уполномочены присутствовать при производстве осмот-ра, обыска в жилище и осмотре документов и отмечать предметы, на кото-рые укажет следственный судья. Поэтому по общему правилу он должен предварительно уведомить обвинителя и защитника о производстве данных процессуальных действий. Но случае опасности промедления он предприни-мает их без предварительного уведомления.

 

§ 44

Если при производстве следственного действия необходимо присутст-вие понятых[22], в качестве них должно выступать совершеннолетние, обладаю-щие безупречной репутацией и не участвующие в деле лица, и они должны при помощи рукопожатия торжественно пообещать, что в отношении всего, что будет предпринято или высказано в их присутствии, проявить полное внимание, следить за правильным составлением протокола, а также до рас-смотрения дела по существу за всем, что им станет известно при производст-ве следственного действия, молчаливо наблюдать. Присутствие понятых не-обходимо только:

1. при производстве осмотра;

2. при производстве обыска в жилище и личного обыска;

3. при допросе обвиняемого, если он этого требует.

 

§ 45

Участие в производстве следственных действий в качестве понятого является общегражданской обязанностью. Данная обязанность возлагается прежде всего на ближайших жителей той общины, в которой производится следственное действие.

 

§ 46

Следственный судья определяет понятых в количестве, определённом в §§ 44 и 45 данного закона. От обязанности быть понятыми полностью освобождаются:

a) священнослужители;

b) публичные служащие и должностные лица

c) преподаватели, сотрудники учреждений здравоохранения и все те, чья профессиональная служба не может быть прервана без нарушения обя-занностей должностного лица.

 

 

§ 47

Все следственные действия должны быть зафиксированы в протоколах; его должно составлять не осуществляющее следственное действие и не руко-водящее им лицо, присягнувшее в настоящее время в качестве лица, ведуще-го протокол.

 

§ 48

1) Протоколы судебных слушаний составляются одновременно с их производством и, где это не целесообразно, непосредственно после этого.

2) Каждый протокол содержит указания на место, год и день составле-ния и на участвующих в процессуальном действии лиц.

3) Вопросы должны быть записаны лишь постольку, поскольку это требуется для понимания ответа. Ответы, по общему правилу, должны быть записаны только после существенного содержания повествования. Только если это важно для разрешения дела или если ожидается, что оглашение протокола потребуется при рассмотрении дела по существу, показания допрашиваемого лица должны быть занесены в протокол при сохранении его собственных выражений, дословно и воспринимая их как таковые.

4) Судья должен диктовать протокол громко, так, чтобы присутст-вующим было слышно. Допрашиваемому лицу тем не менее предоставляет-ся возможность диктовать свои ответы лицу, ведущему протокол. Если до-прошенный злоупотребляет этим правом, то судья может лишить его данного права.

 

§ 49

Каждый протокол должен быть зачитан допрашиваемым лицам или иным участвующим лицам или по их требованию представляется для чте-ния и в протоколе должна быть сделана отметка о произведенном зачитыва-нии или представлении для чтения, а также согласие на это. Затем допраши-ваемое лицо должно удостоверить протокол подписью или иным знаком, выполняемым рукой, на каждом листе, а присутствующие публичные служа-щие, лицо, ведущее протокол, и понятые – в конце. Если допрашиваемое ли-цо отказывается подписаться, то об этом необходимо сделать отметку в про-токоле вместе с указанием причин отказа.

 

§ 50

В однажды составленном протоколе ничего существенное не может быть удалено, вставлено или изменено. Плохо сохранившиеся фрагменты должны еще остаться читаемыми. Значительные дополнения или исправле-ния, которые допрошенное лицо желает приобщить к своим показаниям, дол-жны быть зафиксированы на полях протокола или в дополнении к нему и, в соответствии с § 49, описанный вариант должен быть одобрен и подписан.

 

 

§ 51

1) Если протокол состоит из нескольких листов, то они должны быть прошиты и скреплены судебной печатью.

2) Следственный судья должен вести реестр, в котором ежедневно по-дробным образом должны быть зафиксированы все дела, по которым ведется следствие.

 

§ 52

Следственный судья вправе наказывать участников, которые несмотря на предшествовавшее предупреждение в одном из официальных процессу-альных действий ведут себя неуместно или оскорбительно, посредством дис-циплинарного взыскания в размере до 1 000 франков. В отношении предста-вителей сторон денежный штраф может предписываться только, если они не находятся в дисциплинарном подчинении государственному органу. Каждое из этих распоряжений должно быть ясно отражено в материалах дела.

 

§ 53

1) Если государственному органу станет известно о том, что кто-либо подозревает кого-либо в совершении уголовно-наказуемого действия, пре-следуемого ex officio, которое относится к его законной компетенции, то он обязан уведомить прокуратуру или полицию государства.

2) Обязанность уведомления в соответствии с абз. 1 отсутствует, если;

1. уведомление повредит публичной деятельности, эффективность ко-торой требует личного доверительного отношения, или

2. длительное время существуют достаточные основания для предполо-жения о том, что наказуемость деяния не последует в связи с последующими в ближайшее время мерами по заглаживанию причиненного вреда.

3) Государственный орган власти должен в любом случае предприни-мать все меры, необходимые для защиты потерпевшего или других лиц, от опасности; если это требуется, необходимо в случаях, предусмотренных в абз. 2, отозвать уведомление.

4) Обязанность уведомления органов безопасности и судов, а равно как и установленные в других случаях в законе обязанности уведомления, не за-трагиваются.

 

§ 54

1) Предусмотренная в § 53 обязанность отзыва уведомления действует в особенности также и в отношении судов.

2) Суды обязаны давать все необходимые разъяснения прокурору, а также суду по уголовным делам (§ 12) и передавать дела, которые они требу-ют, в подлиннике или в заверенной копии.

 

§ 55

1) Тот, кому становятся известны сведения об уголовно-наказуемом де-янии, которое должно преследоваться ex officio, имеет право сообщать о нём. Принять заявление обязан не только прокурор, но и следственный су-дья, а также органы безопасности. Они должны передать заявление прокуро-ру.

2) Если существуют достаточные основания полагать, что лицо, совер-шившее уголовно-наказуемое деяние, подлежащее наказанию, непосредст-венно его ранее осуществило, или что оно преследуется в связи с совершени-ем такого деяния, то каждый имеет право задерживать данное лицо соразмер-ным способом. Однако он обязан немедленно сообщить в ближайший орган безопасности о задержании.

 

§ 56

1) Прокурор обязан все поступившие к нему заявления об уголовно-наказуемых деяниях, которые подлежат преследованию ex officio, проверить, а также исследовать ставшие ему известными следы таких наказуемых дея-ний. Он должен также участвовать в розыске скрывающихся преступников посредством исследования ведущих к ним оснований для подозрения.

2) Если анонимные заявления или такие заявления, которые поступили от полностью неизвестного лица, содержат достоверно описанные обстоя-тельства совершения уголовно-наказуемого деяния, то должно быть произ-ведено собирание данных обстоятельств; однако к этому необходимо подхо-дить, избегая выставления на всеобщий показ и с максимально возможным бережным отношением к чести обвиняемых.

3)Если обращение об уголовно-наказуемом деянии, которое должно быть расследовано не только по требованию участника, поступило к проку-рору, то он обязан произвести допрос лиц, от которых поступило обращение, направить обращение в органы безопасности для получения содействия и, на-сколько это возможно, убедиться, обоснованно ли оно.

4) При расследовании существующего подозрения как прокурор, также и следственный судья вправе требовать содействия со стороны органов безо-пасности.

 

§ 57

1) Следственный судья, пока прокурором не было заявлено ходатайст-во, производит только такие следственные действия, которые не могут быть отложены без угрозы для целей расследования или нарушения законного срока. Он должен уведомить прокурора о предпринятых им действиях и по-сле этого ожидать его ходатайств.

2) Составленные протоколы следственных действий, предпринятых в соответствии с абз. 1, следственный судья как можно скорее должен напра-вить прокурору для заявления ходатайства.

 

§ 58

При этом также в отношении анонимных заявлений или заявлений, ко-торые поступили от неизвестного лица, поскольку они содержат достоверно описанные обстоятельства совершения уголовно-наказуемого деяния, необ-ходимо произвести собирание данных обстоятельств.

 

§ 59

1) Если уголовно-наказуемое деяние оставило следы, то должно быть произведено их собирание подходящим способом, в частности, посредством осмотра в соответствии с предписаниями, содержащимися в следующей гла-ве.

2) Поэтому необходимо надлежащим образом позаботиться о том, что-бы такие следы до их собирания, поскольку это возможно обеспечивать без большего повреждения, оставались в состоянии, в котором они обнаружены ко времени совершения уголовно-наказуемого деяния.

 

§ 60

1) Предметы, около которых или с которыми уголовно-наказуемое дея-ние выполнялось или которые преступник мог оставить на месте совершения деяния, предметы, которые должны быть опознаны обвиняемым или свиде-телями или могут служить иным образом для установления доказательства, поскольку это возможно, должны быть приняты на судебное хранение. Дан-ные предметы должны либо быть помещены в запирающийся судебной пе-чатью конверт, или на них должно быть нанесено защищающее от подмены или путаницы судебное обозначение.

2) Если священные вещи являются предметами богослужения, то суд должен принять меры по их обособлению от всех остальных предметов и о соответствующем хранении.

 

§ 61

1) Следственный судья должен приказать находиться в состоянии ожи-дания всем лицам, которые предположительно могут сообщить сведения об обстоятельствах деяния или о лице, являющемся потерпевшим или имеющим отношение к деянию, и допросить, в частности, потерпевшего от совершения уголовно-наказуемого деяния.

2) Ранее допрошенные лица могут быть следственным судьей допроше-ны еще раз, поскольку это представляется существенным для дополнения или разъяснения их прежних показаний.

 

§ 62

Если ущерб или упущенная выгода, возникшие в связи с совершением уголовно-наказуемого деяния, не могут быть достоверно установлены на основе показаний потерпевшего или имеются основания полагать, что потер-певший оценивает причиненный ему ущерб слишком высоко, то размер ущерба в случаях, когда он оказывает влияние на оценку деяния как престу-пления, на размер наказания или на присуждение возмещения, должен быть установлен посредством проведения допроса свидетелей или при помощи экспертов.

 

§ 63

Тексты, которые написаны не на немецком языке и имеют существен-ное значение для следствия, следственный судья должен перевести через приведённых к присяге переводчиков и вместе с переводом приобщить к де-лу.

 

§ 64

1) Следствие должно быть окончено на основе распоряжения следст-венного судьи, если обвинитель отказался от уголовного преследования.

2) В ином случае следствие может быть окончено только на основе ре-шения следственного судьи (§ 66) или Высшего суда.

 

§ 65

1) Если следствие окончено, то обвинитель, частный обвинитель и об-виняемый об этом должны быть уведомлены и последний, если он находится в заключении под стражей, должен быть немедленно освобождён.

2) По его требованию ему должно быть выдано официальное свидете-льство о том, что против него не имеется никаких оснований для последую-щего преследования в судебном порядке.

3) Если лицо, права которого были нарушены в связи с совершением преступления, не присоединилось к производству по делу, то по его хода-тайству ему должно быть выдано свидетельство о последовавшем окончании следствия.

 

§ 66

Следствие должно быть прекращено на основе решения следственного судьи, если на основании собранных сведений установлено, что отсутствует состав какого-либо преступления или если в отношении обвиняемого устра-нены все основания для подозрения или если нельзя ожидать от последую-щего сбора сведений более тщательного расследования состава преступле-ния или установления лица, совершившего преступление.

 

§ 67

1) Компетенция суда в отношении непосредственного исполнителя преступления обосновывает компетенцию в отношении других участников (§ 12[23] УК).

2) Если обвиняемому инкриминируются в вину несколько уголовно-наказуемых деяний или несколько лиц участвовали совершении одного и того же уголовно-наказуемого деяния, или последние совершили уголовно-наказуемое деяние в соучастии с другими лицами, то уголовное судопроиз-водство, по общему правилу, должно быть произведено в отношении всех данных лиц и в отношении всех данных уголовно-наказуемых деяний одно-временно и должен быть постановлен приговор по всем соединенным уго-ловным делам.

3) Однако суд вправе по ходатайству или ex officio распорядиться о том, чтобы в отношении отдельных уголовно-наказуемых деяний или отдель-ных обвиняемых уголовное судопроизводство производилось обособленно и было завершено, если это представляется целесообразным для предотвра-щения промедлений или затруднений при производстве по делу или для со-кращения срока заключения под стражей обвиняемого.

4) В каждом таком случае обвинителю должно быть произведено неме-дленное разъяснение того, оставляет ли он за собой уголовное преследо-вание в отношении пунктов обвинения, выделенных в отношении того же обвиняемого. Если это происходит, то производство в отношении последне-го должно быть проведено без ненужной отсрочки и завершено; в против-ном случае следствие в отношении обвинения по данным пунктам должно быть прекращено.

 

§ 68

Если уголовно-наказуемое деяние принадлежит, в соответствии с § 67 абз. 2 к таким, в отношении которых установлен на основании межгосудар-ственных соглашений особый порядок обжалования в иностранную проверо-чную инстанцию, то уголовное судопроизводство должно быть проведено в отношении данных уголовно-наказуемых деяний отдельно.

 

VIII. Глава

Об осмотрах и экспертах

I. Общие положения об осмотрах и привлечении экспертов

§ 69

Осмотр следует предпринимать каждый раз, когда это представляется необходимым для расследования обстоятельств, имеющих существенное значение для следствия. При проведении осмотра всегда должны участвовать двое понятых и, если это представляется целесообразным для изучения исследуемых предметов или для получения разъяснений, также обвиняемый. Защитнику обвиняемого не может быть отказано в участии в осмотре; то же правило действует в отношении уже назначенного защитника, если не сущес-твуют никакие особые сомнения, чтобы поставить его в известность о про-ведении осмотра.

 

 

§ 70

Протокол произведённого осмотра должен быть составлен настолько определённо и подробно, чтобы он сохранил полное и достоверное воспри-ятие осмотренных предметов. С данной целью в случае необходимости к не-му следует приложить чертежи, планы или наброски; масса, вес, величины и соотношение с местностью должны быть обозначены в соответствии с извес-тными и не подлежащими сомнению предписаниями.

 

§ 71

1) К проведению осмотра в необходимых случаях привлекается экс-перт.

2) Два эксперта должны быть привлечены только тогда, когда это тре-буется в связи со сложностью наблюдения или осмотра.

 

§ 72

1) Выбор эксперта относится к компетенции следственного судьи. Если таковой назначен для работы в суде определенной области на постоянной основе, то он должен привлекать других при решении вопросов только, если существует опасность промедления или если это обусловлено особыми обс-тоятельствами или в отдельном случае ситуации представляется рискован-ными.

2) Если эксперт не является по повестке, направленной ему, или отка-зывается от участия при выполнении осмотра, следственный судья вправе наложить на него денежный штраф в размере до 1 000 франков.

 

§ 73

Лица, которые при проведении следствия не могут допрашиваться в качестве свидетелей или не могут быть приведены к присяге или состоят с обвиняемым или потерпевшим в одном из отношений, указанном в §107 абз. 1 п. 1a, под угрозой признания полученных документов недействительными не должны привлекаться в качестве экспертов. Перед проведением осмотра о выборе экспертов, по общему правилу, должны быть поставлены в извест-ность как обвинитель, так и обвиняемый; если выдвинуты существенные воз-ражения и отсутствует опасность промедления, то следует привлечь других экспертов.

 

§ 74

1) Тем экспертам, которые уже принесли общую присягу, следствен-ный судья перед началом выполнения служебных действий должен напом-нить о принесенной ими присяге.

2) Другие эксперты обязаны перед выполнением осмотра принести присягу о том, что они будут тщательно исследовать предмет осмотра, верно его воспримут и результаты исследования, а равно как и заключение о нём выполнят на основе качественных знаний и по совести, а также в соответст-вии с правилами науки или искусства.

 

§ 75

1) Предметы осмотра эксперты должны осматривать и исследовать в присутствии состава суда, за исключением случая, когда последние, прини-мая во внимание соответствующие требования нравственности, согласятся удалиться, или, когда необходимое восприятие, в частности при исследо-вании ядов, может быть получено только посредством непрерывного наблю-дения или длительных экспериментов.

2) Однако при каждом таком удалении состава суда от места осмотра необходимо подходящим способом позаботиться о том, чтобы была обеспе-чена достоверность производимых экспертами сборов сведений.

3) Если при производстве экспертиз следует ожидать повреждение или изменение исследуемого предмета, то часть последнего должна быть сохра-нена, поскольку это представляется целесообразным, посредством судебного хранения.

 

§ 76

1) Следственный судья руководит осмотром. Он, в максимальной мере учитывая ходатайства, заявленные обвинителем, обвиняемым или его защит-ником, описывает предметы, которые эксперты должны направлять на экс-пертизу и ставит вопросы, ответы на которые он считает необходимым полу-чить. Эксперты вправе требовать, чтобы им при анализе материалов дела или при допросе свидетелей давались разъяснения по таким пунктам, которые они считают необходимым принять во внимание при даче заключения.

2) Если эксперту для дачи обоснованного заключения представляется необходимым ознакомиться с материалами следствия, то они могут быть ему непосредственно переданы, поскольку не существует особых опасений.

 

§ 77

Показания экспертов о сделанных ими восприятиях (данные осмотра) лицо, ведущее протокол, должно записывать немедленно. Заключение вме-сте с его обоснованием они могут либо немедленно приложить к протоколу, либо оставить за собой право передать заключение в письменном виде поз-же, на что им должен быть определён разумный срок.

 

§ 78

Если данные осмотра не ясные, неопределенные, состоящие в противо-речии сами с собой или с собранными обстоятельствами совершенного дея-ния или расходятся друг с другом в значительной степени показания двух экспертов о воспринятых ими фактах и сомнения не могут быть устранены посредством проведения повторного допроса, то осмотр, если это возможно, должен быть произведён заново с привлечением того же или тех же экспер-тов. В случае необходимости на их место могут быть привлечены другие экс-перты.

 

§ 79

Если выявлены такие противоречия или недостатки в отношении экспертизы или установлено, что она содержит выводы, которые не следуют из указанных предыдущих предложений, и сомнения не могут быть устра-нены посредством проведения повторного допроса экспертов, то необходимо обратиться к другому или нескольким другим экспертам.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.035 с.)