Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фосстис как важнейшая функция маркетингаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Маркетинг предполагает деятельность по доведению до потенциальных потребителей, всех субъектов рынка достаточной информации о предлагаемом продукте или услугах, самом производителе, о ценах, ценовой политике, мероприятий по стимулированию сбыта и т. п. Работа по продвижению позволяет потребителям получить необходимую информацию для решения вопроса о приобретении, а производителю сформировать спрос на предлагаемый товар. Эффективное продвижение продукции на рынок предприятия обеспечивает система формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) или комплекс маркетинговых коммуникаций. Деятельность системы ФОССТИС можно укрупнено разделить на формирование спроса (ФОС) на предлагаемый рынку товар и на стимулирование его сбыта (СТИС). Мероприятия ФОС направлены на потенциальных клиентов, еще ничего не знающих ни о товаре, его достоинствах, а мероприятия СТИС на клиентов либо принявших решение о покупке, либо уже купивших товар, т. е. побуждает к покупке известного товара действующими клиентами. Основными элементами системы ФОССТИС являются реклама, стимулирование сбыта, связь с общественностью и пропаганда, личные продажи. Реклама - любая оплачиваемая форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг. Стимулирование сбыта - краткосрочные поощрительные меры, направленные на стимулирование покупки или апробирование товара или услуги. Связь с общественностью и пропаганда - мероприятия по формированию благоприятного общественного мнения о предприятии и его товаров. Личная продажа - представление товаров или услуг в ходе непосредственного взаимодействия (беседы, презентации) с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью последующей продажи. К перечисленному следует добавить средства прямой коммуникации - использование таких форм продвижения продукции на рынок и содействия продажам, как выставки, ярмарки, салоны, телемаркетинг, глобально информационно-электронные системы (типа Интернет), продажа по каталогам, почтовая рассылка. На рис. 25 показана относительная значимость элементов ФОССТИС для потребительских товаров и товаров промышленного назначения. Рис. 25. Относительная значимость элементов ФОССТИС для потребительских товаров и товаров промышленного назначения. Достоинства и недостатки отдельных элементов приведены в табл. 9 /9/. Таблица 9 Достоинства и недостатки отдельных элементов комплекса коммуникаций
Процесс разработки эффективной маркетинговой коммуникации включает ряд последовательных этапов /14/: определение целевой контактной аудитории; формулирование целей и задач коммуникации, определение структуры комплекса коммуникаций и конкретных мероприятий по каждому элементу, выбор каналов коммуникации, определение бюджета на продвижение, принятие решения о средствах продвижения, анализ результатов продвижения, управление реализацией. Планирование и осуществление мероприятий ФОССТИС должны вестись систематически с учетом особенностей товара, стадии его жизненного цикла, потребностей потребителей, форм и методов конкуренции и способствовать успешному решению стратегических и тактических задач реализации маркетинговой концепции предприятия. Расходы на продвижение продукции и стимулирование продаж составляют для потребительских товаров 5 - 15 % объема производства, для товаров производственного назначения - 0, 5 - 2, 5 %. ФОССТИС оказывает коммуникационный (информационно-побуждающий) и коммерческий эффект. Правильно организованная маркетинговая ком- муникация позволяет добиться осведомленности о товаре до 60 - 80 % обследуемых, а желание сразу же купить данный товар имеют 12 - 15 % обследуемых.
Реклама В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» под рекламой понимается «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний». Реклама - это неличностный высокохудожественный вид информации о товарах, идеях, услугах, представляемой производителем, посредником, спонсором на платной основе. Рекламу и в целом ФОССТИС следует рассматривать не как навязывание произведенного товара, а информирование и предложение нужного потребителю товара. Поэтому важнейшими задачами рекламы являются: сообшение потенциальному покупателю о существовании товара; осведомление покупателя о потребностях, которые этим товаром удовлетворяются; представление доказательств относительно качества товара; сообщение о гарантиях и защите интересов покупателя и др. Хорошая реклама позволяет существенно понизить барьер недоверия, который возникает у любого покупателя, особенно к новым товарам и услугам, новым предприятиям. Выделяют следующие виды рекламы: а) информативная - для информирования потребителей о новых товарах, его свойствах и принципах работы, услугах, ценах и т. п. б) убеждающая (побуждающая) - для убеждения человека купить товар, обладающий соответствующими свойствами и преимуществами; в) напоминающая - для поддержания осведомленности о товаре на рынке на необходимом уровне, напоминание покупателю о том, что товар может понадобиться в ближайшем будущем, где можно его купить и т. п. При разработке алана рекламы осуществляют работы: выбор объекта рекламы - товар или предприятие и содержание информации для передачи; определение целей рекламы - устанавливаются конкретные цели рекламной компании и критерии их достижения; определение субъекта или адресата рекламы - группы покупателей, посредников и других лиц, влияющих на решение о покупке; формирование бюджета рекламы - выбор метода установления и определение общей суммы расходов и сметы расходов по отдельным статьям на рекламные мероприятия; разработка рекламного обращения - определяют центральную идею кампании, способы подачи аргументов, стиль и структуру рекламного объявления, текст, его компоновку и формат, иллюстрацию, цветовую гамму, графику, музыкальное сопровождение; выбор средств рекламы - определяют каналы передачи информации и их соотношение; составление плана-графика рекламной кампании - определяют частоту появления рекламных сообщений в средствах рекламы и их продолжительность; оценка эффективности - предварительно определяют потенциальное воздействие рекламы на уровень осведомленности потребителей и предпочтения («эффект взаимопонимания») и исследуют коммерческий эффект рекламы, то есть влияние рекламы на уровень продаж. Современная реклама - это глубоко продуманный и научно-организованный процесс, в котором принимают участие маркетологи, режиссеры, сценаристы, дизайнеры, стилисты, психологи, социологи. В табл. 10 приведена классификация средств рекламы. Таблица 10 Классификация основных средств распространения рекламы
При выборе канала распространения проводят анализ средств массовой информации по ряду критериев: охват, доступность, стоимость, управляемость, авторитетность, сервисность и др. При выборе средства рекламы учитывается функция канала распространения, его технические возможности, соответствие целевой аудитории канала адресату рекламы по составу, региону, количеству, периодичность канала рекламы, доступность и стоимость. При составлении рекламного обращения целесообразно выделять заголовок рекламного обращения, его девиз (слоган), зачин, информационный блок (текст), иллюстрации, справочные сведения. Для усиленного сбыта товаров индивидуального потребления в рекламе должны быть указаны потребительские свойства предлагаемого товара, его качество, какие потребности он лучше удовлетворяет по сравнению с товарами конкурентов, цена, места продажи, скидки, условия оплаты, сервис. Главным является положительное эмоциональное воздействие текста и иллюстрации, легкого для запоминания, создающего привлекательный "образ" товара. В рекламе товаров производственного назначения должны быть особо отражены к каким социально-экономическим и техническим результатам может привести применение рекламируемого изделия - улучшить финансовые показатели производственной деятельности, повысить качество изделий, выполняемых на приобретенном оборудовании, уменьшить энерго-, материало- и трудозатраты, улучшить условия труда и техники безопасности. Основную роль в рекламе играет содержательность достаточного по объему текста, доказательность и правдивость, высокая информативность. Любое рекламное сообщение должно содержать уникальное торговое предложение, то есть предлагать то, чего не предлагают конкуренты. Рекламу следует вести в спокойном ненавязчивом тоне, обращаться к потенциальному покупателю на "Вы", не использовать превосходную степень, такие слова, как "нет", "не", "незаменим" и т. д. Текст рекламного сообщения может строиться по методу индукции, от частного к общему, или по формуле: новое - известное - новое. В качестве иллюстрации рекомендуется использовать цветные фотографии, рисунки, крупный и сверхкрупный план, необычную оптику, ракурс и т. д. Высококачественная иллюстрация побуждает прочитать текст рекламы в 1, 5 раза больше людей, чем обычная. Успех рекламы часто зависит от яркого заголовка - рекламного слогана. Рекламный слоган - это короткий лозунг или девиз, отражающий качество товаров, обслуживания, направления деятельности фирмы в прямой, иносказательной или абстрактной форме ("Мы научим весь мир ксерокопировать", "Впустите тигра в Ваш бензобак"). Как правило заголовок читают в 5 раз больше, чем текст рекламы. Рекламной деятельностью на предприятиях занимаются в крупных фирмах отдел рекламы, а в мелких фирмах специалисты отдела маркетинга или отдела сбыта. Большинство предприятий пользуются услугами сторонних рекламных агентов. При разработке рекламного бюджета учитывается ряд факторов: объем и размер рынка сбыта, роль рекламы в маркетинговой деятельности, жизненно- го цикла товара, расходы конкурентов на аналогичную рекламу, предполагаемый объем сбыта и размеры прибыли, собственные финансовые возможности и др. В практике используются различные подходы к формированию бюджета рекламы и в целом мероприятий ФОССТИС: а) процент от товарооборота или прибыли либо прошлого года, либо ожидаемого объема на планируемый год; б) метод фиксированной части себестоимости реализуемого изделия; в) метод паритета с конкурентами; г) метод целей и задач - устанавливают конкретные цели ("дерево целей") и перечень задач и мероприятий по их достижению и определяют необходимые средства; д) способ остаточных (или наличных) средств - на рекламу выделяются деньги, которые остались после распределения их на все остальные цели; е) исследовательские методы - предлагается формировать бюджет на основе моделирования. Как показывает практика последних 15-20 лет, средняя величина расходов на рекламу в странах с развитой экономикой (США, Япония, Страны Европы) составляет 2-3 % от величины национального продукта. Фирмы США выделяют на ФОССТИС от суммы годовых продаж на грампластинки - 22, 5 %, духи - 11, 5 %, мыло - 7, 3 %, соки и фруктовые воды - 6, 5 %, автомобили -1, 6 %, химикаты - 1, 5 %, цемент - 0, 1 %, авиауслуги - 1, 4 % и т. д. При этом имеют место следующие закономерности: а) чем меньше "срок жизни" товара у потребителя, тем выше расходы на ФОССТИС; б) чем более "индустриален" товар, тем расходы на рекламу меньше; в) расходы на рекламу промышленных изделий больше, чем на рекламу услуг. На зарубежном рынке рекомендуется расходы на ФОССТИС распределить следующим образом: 30 % - на рекламу в прессе; 15 % - на рекламу на телевидении и радио; 15 % - на выставки и ярмарки; 10 % - на "директ-мейл"; 7, 5 % - на сувениры, приемы и иные мероприятия СТИС; 7, 5 % - на поездки зарубежных агентов или знакомства с экспортером; 7, 5 % - на связь с общественностью; 7, 5 % - на непредвиденные расходы. При планировании, проведении рекламной кампании и по ее окончании проводят предварительную и реальную оценку ее эффективности. В маркетинге различают коммуникативную и коммерческую эффективность рекламы. Коммуникативная эффективность определяется путем экспериментов, анкетирования, опросов с применением методов и инструментов психофизиологии и психологии. Это могут быть тесты на восприятие, узнавание и запоминание и осмысление, тесты симпатии-антипатии, метод ранжирования рекламы потребителями и экспертами и др. Для определения экономической эффективности рекламы используют метод сопоставления увеличения или сокращения продаж товара до и после рекламной кампании в регионах, где проводилась и где не проводилась рекламная кампания, эконометрические методы, метод использования сканерных касс, метод возвратных купонов и др. Стимулирование быта Стимулирование сбыта (СТИС) является важнейшей составляющей маркетинговой коммуникации и предполагает побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги, к последующим покупкам данного товара, к регулярным коммерческим связям с предприятием-производителем. Выделяют три группы целей стимулирования сбыта: а) стратегические - увеличить число потребителей, повысить качество товаров, покупаемых каждым потребителем, оживить интерес к товару, выполнить показатели плана маркетинга и увеличить объем продаж; б) специфические - ускорить продажу наиболее выгодного товара, повысить оборачиваемость какого-либо товара, избавиться от излишних запасов (затоваривания), придать регулярность сбыту сезонного товара, оказать противодействие возникшим конкурентам; в) разовые - извлечение выгоды из ежегодных событий (начало учебного года, Новый год и др.) при открытии нового филиала, магазина, для поддержания рекламной кампании. Различают три типа субъектов стимулирования сбыта: покупатели, посредники, продавцы. В табл. 11 приведены основные средства стимулирования. Цель стимулирования покупателей - добиться, чтобы клиент стал постоянным покупателем, делал крупные покупки, покупал товар регулярно, придерживался фирменной марки. В результате мероприятий СТИС покупатель должен получить ощутимую коммерческую выгоду. Мероприятия по стимулированию посредников и продавцов должны побуждать продавать товар предприятия с максимальной энергией, убедительностью, расширять круг покупателей, превращать их в постоянных клиентов. Таблица 11 Основные средства стимулирования сбыта
8.4. Связи с общественностью . Необходимым условием успешной работы предприятия является положительное общественное мнение к нему и выпускаемой продукции. В организации общественного мнения выделяются тесно переплетающиеся между собой следующие направления: связь с общественностью («паблик рилейшнз»), связи со средствами массовой информации («паблисити»), пропаганда и др. Связи с общественностью - это планируемые продолжительные действия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией (предприятием) и общественностью. Мероприятия «связи с общественностью» направлены на широкие массы людей, наиболее значимыми и распространенными из них являются: престижная реклама; пресс-конференции и пресс-релизы; презентации; некоммерческие статьи, теле- и радиопередачи, финансируемые предприятием; благотворительная деятельность и финансовая поддержка (спонсорство) издания книг, экспедиций, культурных и спортивных мероприятий и т. п.; участие в организации научно-технических конференций; издание ежегодных отчетов о деятельности предприятия, проведение юбилейных мероприятий. Основными целями мероприятий являются: установление взаимопонимания и доверительных отношений между предприятием и общественностью; благоприятного отношения со стороны широких масс населения к предприятию; создание положительного имиджа; поддержание репутации предприятия; формирование у сотрудников предприятия чувства ответственности и заинтересованности в ее делах; расширение сферы влияния предприятия с использованием средств пропаганды и рекламы. Каждое предприятие должно выработать «фирменный стиль» - изобразительный, текстовой и звуковой образ предприятия и его товаров в представлении покупателей. Фирменный стиль предприятия включает: товарный знак или торговую марку - зарегистрированное в установленном порядке графическое обозначение предприятия и его товаров, служащее для отличия самих товаров от изделий других предприятий; логотип - специально разработанное начертание полного или сокращенного наименования предприятия или группы его товаров; фирменный блок - объединение в композицию товарного знака и логотипа, а также различного рода поясняющих надписей; слоган - фирменный лозунг, девиз; фирменный цвет или сочетание цветов; фирменный комплект шрифтов; фирменные полиграфические константы; фирменная деловая документация (бланки, письма, приказы, конверты, приглашения, поздравления, визитные карточки, ценники, ярлыки, папки); фирменные сувениры и упаковки; форма одежды; единое музыкальное сопровождение всех рекламных объявлений, мероприятий и др. Проведение мероприятий связи с общественностью предполагает следующие комплексы (этапы) работ: анализ, исследование и постановка задачи; разработка программы и сметы затрат; общение и осуществление программ; исследование результатов, оценка, возможная доработка (система RACE: Research (исследование), Action (действие), Communication (общение), Evaluation (оценка)). Выставки и ярмарки Эффективным средством развития спроса на продукцию предприятия, укрепления его позиции в деловом мире является участие в выставках и ярмарках. Выставка — это показ товаров, организуемый с целью демонстрации средств удовлетворения потребностей, будущих перспектив развития. Ярмарка - это экономическая выставка образцов товаров для заключения торговых сделок, периодически организуемые в установленном месте торги. Выставки носят более престижный, презентативный характер, однако их периодичность и места проведения не всегда повторяются. В последние годы различия между выставками и ярмарками стираются, на выставках также стали заключать торговые сделки. В мире ежегодно проводится около 4000 крупных международных выставок. Выставки подразделяются на всемирные, международные, национальные, индивидуальные. Выставки бывают универсальные и специализированные (отраслевые). Ярмарки бывают общеотраслевые и специализированные, которые могут быть всероссийскими, зональными, региональными. Участие в выставках и ярмарках позволяет достичь предприятиям многих целей: укрепить позицию своих товаров у потенциальных клиентов и репутацию предприятия, продемонстрировать новую технику в действии, получить объективную информацию о рынке, определить возможный спрос на товар, сравнить продукцию предприятия с продукцией конкурентов, найти новых коммерческих агентов и клиентов, установить контакты в деловом мире, заключить контракты и др. Выставки и ярмарки функционируют за счет денежных взносов участников, входной платы посетителей, платы за посреднические услуги, консультации, рекламу, издание коммерческой информации, за сдачу в аренду - площадей, доходов от издательской деятельности, заказов на художественно-оформительские работы и т. п. Расходы предприятий на участие в выставках и ярмарках являются достаточно большими и достигают 20 % от общей суммы средств, выделенных на ФОССТИС. Поэтому для обеспечения коммерческого успеха участия в них (заключения контрактов в период их действия) необходимо разработать продуманную программу, детальный план мероприятий по подготовке и участию в выставке или ярмарке. На предприятии создается группа (штаб), назначается ответственный специалист (координатор) с указанием необходимых прав и полномочий, на основе метода сетевого планирования и управления разрабатывается конкретный план мероприятий по подготовке и участию в выставке (ярмарке) с указанием сроков выполнения каждой работы, исполнителей и необходимых материальных и финансовых ресурсов. В план подготовки и участия в выставке (ярмарке) включаются следующие мероприятия: установление контакта с администрацией выставки (ярмарки) и подача заявки на участие; получение информации о таможенных правилах, порядка въезда и выезда из страны, трудовом законодательстве, условий страхования, льготах и скидках для участников и т. п.; сбор информации и выбор фирм-посредников для транспортных экспедиторских, оформительских, строительно-монтажных, рекламных и других работ, заключение соответствующих договоров; разработка сметы расходов на подготовку и участие; разработка проекта и создание элементов экспозиции, подготовка экспонируемой продукции; подбор и обучение персонала выставки, стендистов и др. разработка и изготовление рекламных материалов; доставка, установка и оформление стенда; организация и проведение рабочего дня на стендах выставки (демонстрация, беседы с посетителями, посещение стендов конкурентов и т. д.); проведение рекламной кампании на выставке; проведение пресс-конференций и пресс-релизов; проведение переговоров и заключение контрактов; сбор и обработка информации по различным аспектам; участие в научно-технических семинарах и конференциях; демонтаж стендов, распродажа и доставка оставшегося оборудования и материалов на предприятие; подведение итогов работы на выставке, подготовка отчета и разработка рекомендаций по дальнейшей работе предприятия. Контрольные вопросы
1. Назовите основные цели и задачи ФОССТИС? 2. Дайте определения рекламы, стимулирования сбыта и связи с общественностью. На кого они направлены? 3. Перечислите основные средства рекламы. 4. Из чего складывается «фирменный стиль» предприятия? 5. Назовите мероприятия по стимулированию покупателей, посредников, продавцов. 6. Какие методы используются при разработке бюджета ФОССТИС?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.012 с.) |