Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Маркетинг как методология рыночной деятельности

Поиск

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

________________ Девдера Г.В.

«_____» ________________ 200 г.

 

ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины, варианты домашней контрольной работы и указания по ее выполнению для учащихся заочной

формы обучения

 

 

Специальность 2-27 01 31 «Экономика и организация производства»

 

 

Минск 2006

Составитель:Марущак Е.Л., преподаватель филиала «Индустриально-педагогический колледж» Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

 

Рассмотрены на заседании цикловой

комиссии общепрофессиональных и

специальных дисциплин экономических

специальностей и рекомендованы к

утверждению

 

Протокол № _____ от _______________.

 

Председатель цикловой комиссии

________________ Т.К. Чернявская


Пояснительная записка

 

Изменение социально-экономических ориентиров развития нашей страны, построение рыночной экономики вызывает значительный интерес к вопросам экономики.

Развитие маркетинга – важнейший способ активизации конкурентных начал рыночной экономики, присущих ей механизмов саморегулирования. Маркетинг является одной из наиболее мощных систем, используемых различными предприятиями и организациями в конкурентной борьбе.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что маркетинг относится к важнейшим факторам, которые способствуют организации творческой работы и высокоэффективного бизнеса. Экономические преобразования, происходящие в Республике Беларусь, рождают повышенный интерес к познанию маркетинга. В условиях перехода к рыночным отношениям овладение маркетинговыми знаниями становится одним из решающих условий достижения жизненного успеха.

Основной задачей дисциплины «Основы маркетинга» является формирование у учащихся желания и потребности в получении экономического образования.

В результате изучения дисциплины учащийся должен

знать:

- основные понятия: маркетинг, товар, реклама, жизненный цикл товара, конкурентоспособность товара и предприятия, маркетинговые исследования, сегментирование рынка, концепция маркетинга;

- роль и место маркетинга в экономической жизни общества, фирмы и человека;

- принципы и правила маркетинга;

- основные направления, принципы и методы проведения маркетинговых исследований;

- основные направления развития концепций маркетинга;

- какую роль в бизнесе играет маркетинг;

- критерии и принципы сегментирования рынка;

- жизненные циклы товара и их особенности;

- значение службы ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта);

- классификацию товаров личного потребления и производственного назначения;

- принципы разработки плана маркетинга;

 

уметь:

- дать определение маркетинга и рассказать о его роли в экономике;

- выбирать вид маркетинга в зависимости от спроса на рынке;

- сравнить подходы к управлению маркетингом;

- пояснить, как пользуются маркетингом организации и фирмы;

- сравнить преимущества и недостатки различных методов сбора информации, использовать маркетинговые информационные системы в стратегическом планировании;

- перечислить основные принципы сегментирования рынка;

- составлять план маркетингового исследования;

- дать определение товара и основных видов классификации товаров;

- проследить за товаром на всех этапах его жизненного цикла;

- объяснить, как меняется стратегия маркетинга по ходу жизненного цикла товара;

- находить каналы сбыта;

- рассчитывать цену продукции;

- сравнить преимущества и недостатки системы ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта);

- выбирать средства стимулирования сбыта;

- определить роль управляющего маркетинга на предприятии.

 


Содержание дисциплины

Введение

Раздел 1. Маркетинг как методология рыночной деятельности

1.1. Современная концепция маркетинга

1.2. Маркетинговая среда фирмы. Изучение потребителей.

Раздел 2. Маркетинговые исследования рынка

2.1. Маркетинговые исследования и система маркетинговой информации

2.2. Сегментация и выбор целевого рынка

Раздел 3. Товарная политика

3.1. Товар в маркетинговой деятельности

3.2.Конкурентоспособность товара и производителя. Моделирование показателей конкурентоспособности товара

Раздел 4. Ценовая стратегия и сбытовая политика предприятия

4.1. Методы и стратегии ценообразования

4.2. Организация сбытовой деятельности

Раздел 5. Коммуникационная политика маркетинга

5.1. Понятие и формы маркетинговой коммуникации

5.2. Реклама

Раздел 6. Управление маркетингом

6.1. Планирование маркетинга

6.2. Организация и контроль маркетинговой деятельности

 


Методические рекомендации по изучению дисциплины

Введение

Маркетинг как философия бизнеса. Основные определения и трактовки понятия маркетинга. Содержание и цели маркетинговой деятельности. Маркетинг как вид деятельности. Основные этапы развития маркетинга. Состояние и развитие маркетинга в Республике Беларусь.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении этой темы следует обратить внимание на определение маркетинга, развитие маркетинговой цепочки, наличие маркетинговых субъектов, содержание и цели маркетинговой деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает дисциплина маркетинг?

2. Назовите основные этапы развития маркетинга.

3. Охарактеризуйте состояние маркетинга и пути его развития в Республике Беларусь.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 5 -16.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с.7 – 14, 18 - 21.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 5 - 7, 72 - 77.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998., с. 6 - 7.

РАЗДЕЛ 1. Маркетинг как методология рыночной деятельности

Тема 1.1. Современная концепция маркетинга

Основные концепции развития маркетинга.

Основные принципы маркетинга. Четыре блока комплексных функций маркетинга: аналитическая, производственная, сбытовая и функция управления и контроля. Виды маркетинга.

 

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении этой темы следует обратить внимание на наличие маркетинговых субъектов, характеристику основных принципов, комплекс функций, и особенно видов маркетинга. Рассмотреть основные концепции маркетинга. Правильно выбранный вид маркетинга для предприятия позволяет сохранить для себя рынок и потребителя.

 


Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные концепции маркетинга.

2. Перечислите основные принципы маркетинга.

3. Что входит в понятие «блок комплексных функций»?

4. Охарактеризуйте виды маркетинга и приведите примеры по каждому из видов.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 5 -18.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с.15 - 22.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 5 - 7,

72 - 77.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998., с. 6 - 11, 17 -19.

 

 

Тема 1.2. Маркетинговая среда фирмы. Изучение потребителей

Субъекты маркетинга. Комплекс 4 «Р». Микросреда и макросреда маркетинга. Контролируемые и неконтролируемые факторы маркетинга. Система личных потребностей. Иерархия потребностей (по А. Маслоу).

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении этой темы обратите внимание на особенности субъектов маркетинга и комплекс маркетинга. Учащиеся должны ознакомиться с маркетинговой средой. Следует обратить внимание на характеристику внутренней и внешней среды, и их влияние на деятельность фирмы. Выяснить какие факторы маркетинговой среды могут быть контролируемые и неподвластны контролю со стороны фирмы. При изучении темы учащимся необходимо определить понятие «потребитель». Выяснить, какие факторы влияют на выбор потребителя. Определить основные принципы и методы изучения потребителей. Рассмотреть пирамиду потребностей А. Маслоу.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое маркетинговая среда фирмы?

2.Из каких двух частей состоит маркетинговая среда?

3.Охарактеризуйте микросреду и макросреду.

4.Какие факторы маркетинговой среды со стороны фирмы могут быть под-

контрольны, а какие нет?

5.Кого мы относим к потребителям?

6.Какие факторы влияют на потребителя, перечислите и охарактеризуйте их.

7.Что собой представляет пирамида потребностей А. Маслоу.

 


Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 21 – 36, 100 – 129.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 23 - 26.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с.122-124, 126-131.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998., с.13 -17, 30 – 34.

 

 

РАЗДЕЛ 2. Маркетинговые исследования рынка

 

Тема 2.1. Маркетинговые исследования и система маркетинговой информации

Значение информации для маркетинга. Источники и потоки маркетинговой информации. Система маркетинговой информации и ее подсистемы.

Сущность маркетингового исследования. Основные направления исследований в маркетинге. Правила и процедура маркетинговых исследований. Методы сбора информации.

 

Методические рекомендации по изучению темы

Эта тема имеет большое практическое значение т.к. использование любой информации (ценовой, исследовательской, бухгалтерской и т.д.) даёт возможность фирме сохранить свою целостность, долю на рынке, потребителя и обойти конкурента выпускающего аналогичные товары. Следует обратить внимание на систему маркетинговой информации, а также на ее подсистемы: внутреннюю информацию, внешнюю и информацию маркетинговых исследований.

Умение правильно провести маркетинговые исследования позволяет фирме получить достоверную информацию о конкурентах, их слабых и сильных сторонах, потребителях для сохранения своих позиций на рынке в настоящем и в будущем. Необходимо обратить внимание на методы сбора информации: полевые исследования (первичные исследования) и кабинетные исследования (вторичные исследования). При изучении этой темы учащиеся знакомятся с правилами и процедурой проведения маркетинговых исследований.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое маркетинговая информация?

2. Что можно отнести к внутренней информации, а что к внешней и привести примеры.

3. Определите, что относится к системе маркетинговой информации.

4. Что такое маркетинговые исследования?

5. Каковы основные функции маркетинговых исследований.

6. На какие вопросы отвечают маркетинговые исследования.

7. Перечислите основные этапы маркетинговых исследований.

8. Что относится к первичным маркетинговым исследованиям, приведите примеры.

9. Что относится к вторичным маркетинговым исследованиям, приведите примеры.

10. Что собой представляют первичные маркетинговые исследования.

 

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 56 - 72.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 34 - 44.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое сегментирование рынка?

2. Каковы основные принципы сегментирования?

3. Перечислите основные правила и этапы сегментирования.

4. Приведите примеры видов сегментирования.

 

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 74-86.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 77 - 80.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997,

с. 110 - 116.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998., с. 34 - 41,

75 - 76.

 

 

Раздел 3. Товарная политика

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под товаром в маркетинге?

2. Охарактеризуйте этапы создания товара.

3. Дайте характеристику классификации товара и приведите к каждой из них примеры.

4. Что такое жизненный цикл товара?

5. Каковы основные этапы жизненного цикла товара?

6. Приведите примеры жизненных циклов товара.

7. Что в маркетинге понимается под новыми товарами.

8. Как планируется новая продукция на предприятии.

 

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 146-160, 163 - 172.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 80 - 89.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997,

с. 17 - 27, 124 - 125.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998., с. 62 - 70,

72 – 73, 76 - 78.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое конкурентоспособность товара?

2. Как можно определить конкурентоспособность товара?

3. Какие основные показатели определяют конкурентоспособность товара.

 

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 160 -163.

2. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998., с. 42 - 46, 92 - 93.

 

 

Раздел 4. Ценовая стратегия и сбытовая политика предприятия

Тема 4.1. Методы и стратегии ценообразования

Понятие системы цен в условиях перехода к рынку. Функции цены. Классификация цен.

Ценообразование. Порядок ценообразования. Методы ценообразования. Виды ценовых стратегий.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на значение цены в рыночных условиях, какие функции выполняют цены для предприятия, какова классификация цен.

При изучении этой темы необходимо обратить внимание на понятие ценообразование и его особенности. Какая информация необходима для принятия решения при установлении цен на товары.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое цена?

2. Перечислите и охарактеризуйте основные функции цены.

3. Назовите некоторые виды цен и дайте им характеристику.

4. Что такое ценообразование?

5. Перечислите основные функции ценообразования.

 

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 254 - 255, 281 – 282, 287 – 291.

2. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с.165 - 169, 184 -188.

3. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998., с. 84 - 86, 97 - 104.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое стимулирование сбыта?

2. Что относится к средствам стимулирования сбыта.

3. Дайте характеристику ФОС (его цели, задачи и особенности).

4. Что собой представляет СТИС?

 

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 329 - 332.

2. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с.143 - 144.

3. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с. 105-106, 117-119, 127-128.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что собой представляет система деловой коммуникации?

2. Каковы методы деловой коммуникации?

 

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 332 - 335.

2. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 161-162.

 

Тема 5.2. Реклама

Задачи и цели рекламы. Виды рекламы: товарная и престижная. Способы распространения рекламы Планирование рекламной деятельности.

 

Методические рекомендации по изучению темы

Данная тема имеет большое практическое значение для предприятия, т.к. с помощью рекламы потребитель имеет возможность узнать о фирме, о ее товарах и их потребительских свойствах. В данной теме учащийся знакомится с понятием «реклама», какие функции выполняет реклама, каковы способы распространения рекламы и виды рекламы, как планируется рекламная деятельность.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какая информация относится к рекламе?

2. Приведите примеры основных видов рекламы.

3. Какими способами может распространяться реклама?

4. Как планируется рекламная деятельность?

 

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 312-326.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, 115-129.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997,

с. 153-158.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с. 120-126,

129-130.

 

Тема 6.1. Планирование маркетинга

Планирование маркетинга. Этапы планирования маркетинга. Виды планов маркетинга. Понятие стратегического планирования деятельности фирмы.

 

Методические рекомендации по изучению темы

Данная тема является одной из важнейших тем в деятельности компании, т.к. планирование своих действий позволяет фирме избежать определенных потерь. При изучении данной темы учащиеся должны ознакомиться с типами планов, с особенностями и значением стратегического планирования деятельности фирмы.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое стратегическое планирование деятельности фирмы?

2.Каковы основные виды планов?

3.Охарактеризуйте этапы стратегического планирования.

 

Рекомендуемая литература

Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 377-388.

Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 101-105.

Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с. 133-138, 142-148.

 


Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль играет служба маркетинга на предприятии?

2. Охарактеризуйте работу управляющего по маркетингу.

3. Дайте характеристику функциональной системы управления.

4. Дайте характеристику товарной системы управления.

5. Дайте характеристику рыночной системы управления.

6. Что такое контроль в маркетинге?

7. Как осуществляется на предприятии самоконтроль.

8. Для чего необходим самоанализ.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 388-399.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 99-101, 107-114.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 77-82, 189-196.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с.149-154, 165.

 


Методические рекомендации по выполнению домашней

Контрольной работы

 

Общие методические указания по выполнению домашней контрольной работы.

При изучении дисциплины «Основы маркетинга» каждый учащийся заочной формы обучения должен представить контрольную работу. Вариант контрольной работы устанавливается по последней цифре шифра.

При выполнении контрольной работы учащийся может опираться на предложенную основную и дополнительную литературу, возможно использование другой литературы, статей журналов и справочных материалов. Объем выполнения работы – 22 – 24 страницы ученической тетради.

Оформляется работы следующим образом:

- на обложку тетради (листов А 4) необходимо наклеить адресный бланк (наименование учебного заведения, название предмета, Ф.И.О. в родительном падеже, шифр, номер варианта, адрес учащегося, телефон);

- пронумеровать страницы тетради (листов А 4);

- на первом листе написать номер варианта и его вопросы;

- оставить поля для замечаний рецензента;

- в конце текста указать использованную литературу;

- поставить подпись и дату выполнения контрольной работы.

Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, четким разборчивым подчерком.

Контрольная работа сдается учащимся в установленные сроки. Только при соблюдении всех вышеперечисленных требований учащийся может рассчитывать, что его работа будет допущена к защите.

В случае если домашняя контрольная работа не будет зачтена, учащийся обязан написать новую контрольную работу с учетом сделанных рецензентом замечаний и представить ее вновь. Все замечания, сделанные в работе, должны быть устранены к сдаче экзамена.

 

 


Варианты домашней контрольной работы

Вариант № 1

1. Сегментация рынка и ее характеристика. Основные критерии, признаки, принципы, правила и виды сегментирования рынка.

2. Значение ценовой политики в современных условиях. Ценообразование в маркетинге.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 420, 74 - 84.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 77 - 80, 90 - 96.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 110 - 117, 165 - 169, 171 - 181, 184 -188.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с. 34 - 41, 84 - 86, 90 - 92.

Вариант № 2

1. Внутренняя и внешняя среда маркетинга, и ее характеристика.

2. Характеристика конъюнктуры рынка.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 21-22.

2. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997,

с. 119 - 121.

3. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с. 13 - 17, 25 - 30.

 

 

Вариант № 3

1. Концепция жизненного цикла товара. Этапы жизненного цикла. Виды жизненных циклов.

2. Международный маркетинг и его значение.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 163 - 170.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с.84 – 89, 137 - 180.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 22 - 27.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с. 65 - 70.

 

Вариант № 4

1. Конкуренция, ее функции и виды. Конкурентоспособность товара и её значение в стратегии маркетинга.

2. Современные формы и методы стимулирования сбыта.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 329 - 332.

2. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 86 - 102, 143 - 144.

3. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с. 42 - 46, 96 - 105, 127 - 128.

Вариант № 5

1. Комплексное исследование рынка в системе маркетинга.

2. Основные принципы, функции, цели и концепции маркетинга.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 11 - 18, 58 - 69.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 15 - 16, 18 - 22, 34 - 44.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 72 - 74, 76 - 77.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с. 7 - 8.

 

Вариант № 6

1. Формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС).

2. Организационная структура управления службы маркетинга на предприятиях различных форм собственности.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 377, 388 - 392.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 99 - 101, 107 - 113, 117 - 118.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 77 - 82, 192 - 196.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с. 117 - 119, 149 - 153, 165.

 

Вариант № 7

1. Товародвижение в маркетинге. Каналы товародвижения.

2. Контроль в системе маркетинга. Виды контроля.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 393-399.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 113 - 114.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997,

с. 137 - 138.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с.153 - 154,

106 - 108, 116 - 117.

 

Вариант № 8

1. Виды ценовых стратегий и их реализация.

2. Типы поведения потребителей на рынке. Принципы и методы изучения поведения потребителей. Факторы, влияющие на поведение потребителей.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 25 - 35, 100 - 134.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 23 - 26, 97 - 98.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 122 - 124, 126 - 131, 181 - 184.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с. 30 - 34.

Вариант № 9

1. Реклама в маркетинге ее задачи, функции, цели и виды. Способы распространения рекламы. Планирование рекламной деятельности.

2. Значение информации для маркетинга. Источники и потоки маркетинговой информации. Система маркетинговой информации.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 425 - 426, 56 - 58.

2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001, с. 113 - 116, 118 - 129.

3. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 153 - 159, 162 - 164.

4. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., с. 120 - 126, 129 - 130.

 

 

Вариант № 10

1. Стратегическое планирование и его значение.

2. Товарная политика в маркетинге. Классификация товаров.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000, с. 420 - 421, 377 - 388, 146 - 154.

2. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997, с. 17 - 21.

3. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998, с. 62 - 65, 133 - 138, 142 - 148, 133 - 138.

 

 


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие жизненного цикла товара. Перечислите и охарактеризуйте этапы жизненного цикла товара.

2. Перечислите и охарактеризуйте виды жизненных циклов товара. Приведите примеры к видам жизненного цикла товара.

3. Дайте понятие потребитель. Перечислите и охарактеризуйте факторы, влияющие на поведение потребителя. Приведите примеры типов потребителей.

4. Охарактеризуйте систему личных потребностей потребителя. Приведите иерархию потребностей (по А. Маслоу).

5. Дайте понятие сегмента рынка. Перечислите и охарактеризуйте критерии, принципы, правила и методы сегментации рынка. Приведите примеры видов сегментации рынка.

6. Дайте понятие маркетинг. Перечислите и охарактеризуйте этапы развития маркетинга.

7. Дайте характеристику маркетинговой цепочки. Нужда – потребность – запрос – товар – обмен – сделка – рынок.

8. Дайте понятие и охарактеризуйте субъекты и цели маркетинга. Дайте понятие стратегии и тактики маркетинга.

9. Дайте понятие концепции маркетинга. Перечислите и охарактеризуйте виды концепций маркетинга.

10. Перечислите и охарактеризуйте функции и принципы маркетинга.

11. Объясните комплекс маркетинга 4 «Р».

12. Перечислите и охарактеризуйте основные виды маркетинга.

13. Дайте понятие маркетинговая среда. Охарактеризуйте микросреду маркетинга.

14. Дайте понятие маркетинговая среда. Охарактеризуйте макросреду маркетинга.

15. Дайте понятие система маркетинговой информации. Охарактеризуйте СМИ.

16. Дайте понятие информации. Охарактеризуйте источники, потоки и виды маркетинговой информации.

17. Дайте понятие маркетинговому исследованию. Охарактеризуйте этапы маркетинговых исследований.

18. Дайте характеристику видами и методам сбора информации для проведения маркетинговых исследований.

19. Дайте понятие товар. Охарактеризуйте этапы создания товаров.

20. Перечислите и охарактеризуйте классификацию товаров личного потребления и производственного назначения.

21. Дайте понятие конкурентоспособность товара. Охарактеризуйте показатели конкурентоспособности товара. Приведите формулы определения конкурентоспособности товара.

22. Дайте понятие новый товар. Перечислите и охарактеризуйте этапы создания нового товара.

23. Дайте понятие цена товара. Охарактеризуйте функции и систему цен.

24. Перечислите и охарактеризуйте классификацию цен.

25. Дайте понятие ценообразование. Перечислите цели, задачи, принципы и порядок ценообразования.

26. Перечислите и охарактеризуйте методы ценообразования.

27. Перечислите и охарактеризуйте ценовые стратегии.

28. Дайте понятие реклама. Охарактеризуйте задачи и цели рекламы.

29. Перечислите и охарактеризуйте виды рекламы: товарная и престижная реклама.

30. Перечислите и охарактеризуйте способы распространения рекламы. Охарактеризуйте планирование рекламной деятельности.

31. Дайте понятие деловой коммуникации. Охарактеризуйте методы современной системы деловой коммуникации.

32. Охарактеризуйте сбытовую политику компании. Перечислите ее цели и задачи.

33. Дайте понятие стимулирование сбыта. Охарактеризуйте цели, и методы стимулирования сбыта.

34. Охарактеризуйте средства стимулирования сбыта.

35. Охарактеризуйте службу формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС).

36. Дайте понятие стратегического планирования. Охарактеризуйте стратегическое планирование деятельности фирмы.

37. Дайте понятие план маркетинга. Охарактеризуйте этапы и виды планирования маркетинга.

38. Дайте понятие службы маркетинга. Охарактеризуйте организационные структуры управления службы маркетинга на предприятиях различных форм собственности.

39. Перечислите и охарактеризуйте основные задачи и функции подразделений маркетинга. Охарактеризуйте функции директора по маркетингу на предприятии.

40. Охарактеризуйте функциональную структуру управления службы маркетинга на предприятиях различных форм собственности.

41. Охарактеризуйте товарную структуру управления службы маркетинга на предприятиях различных форм собственности.

42. Охарактеризуйте рыночную структуру управления службы маркетинга на предприятиях различных форм собственности.

43. Дайте понятие контроль маркетинга. Перечислите объекты контроля.

44. Перечислите и охарактеризуйте виды контроля в маркетинге.

 

 


Литература

 

1. Абрамова Г.П. Маркетинг. Вопросы и ответы. М., 1991.

2. Акулич И.Л. Маркетинг. Мн., 2000.

3. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. М., 2001.

4. Алешина И. Паблик рилейшенз для менеджеров и маркетеров. М., 1997.

5. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М., 1999.

6. Басовский Л.Е. Маркетинг. М., 1999.

7. Голубков Е.П. Основы маркетинга. М., 1999.

8. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн., 1997.

9. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1992.

10. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С.-Пб., 1997.

11. Маркетинг. Теория и практика. Мн., 1993.

12. Маркетинг. Теория и практика. Под редакцией Кожекина Г.Я. Мн., 1993.

13. Маркетинг. Под редакцией Романова А.Н. М., 1996.

14. Матюгиевская В.К., Протасеня В.С. Маркетинг: понятия и определения. Мн., 1993.

15. Основы маркетинга. Под редакцией Ивутя Р.Б., Мн., 1998.

16. Основы менеджмента и маркетинга. Под общей редакцией Седегова Р.С. Мн.1995.

17. Похабов В.И., Тарелко В.В. Основы маркетинга. Мн., 2001.

18. Современный маркетинга. Под редакцией Хруцкого В.Б., М., 1991.

19. Ценообразование. Под редакцией И.К. Салимжанова. М., 1996.

20. Федько В.П. Маркетинг. Ростов–на-Дону, 2004.

21. Эванс Дж. М., Берман Б. Маркетинг, М. 1993.

 

Дополнительная литература

1. Аренков И.Н. Маркетинговые исследования: основы теории и методики. С.-Пб., 1992.

2. Баркан Д.И. Маркетинг для всех: беседы для начинающих. М., 1991.

3. Все о маркетинге. М., 1992.

4. Гечикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. М., 1991.

5. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., 1995.

6. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секретин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М., 1993.

7. Дайан А. и др. Маркетинг. М., 1993.

8. Диксон Питер Р. Управление маркетингом. М., 1998.

9. Евдокимов Ф.И., Гава В.М. Азбука маркетинга. Донецк.: Сталкер, 1998.

10. Завьялов П.С., Демидов В.С. Формула успеха: маркетинг. М., 1993.

11. Лайс Г. Маркетинг. Пособие для практиков. М., 1992.

12. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. М., 1999.

13. Кулак И.И. Структура и элементы управления маркетингом. Мн., 1993.

14. Маркетинг. Толковый терминологический словарь-справочник. 1000 терминов рыночной экономики. М., 1991.

15. Маркетинг. Словарь-справочник. Под редакцией Бедрицкой Л.В. Мн., 1993.

16. Хайем А. Маркетинг для «чайников». Киев: Диалектика, 1998.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

________________ Девдера Г.В.

«_____» ________________ 200 г.

 

ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины, варианты домашней контрольной работы и указания по ее выполнению для учащихся заочной

формы обучения

 

 

Специальность 2-27 01 31 «Экономика и организация производства»

 

 

Минск 2006

Составитель:Марущак Е.Л., преподаватель филиала «Индустриально-педагогический колледж» Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

 

Рассмотрены на заседании цикловой

комиссии общепрофессиональных и

специальных дисциплин экономических

специальностей и рекомендованы к

утверждению

 

Протокол № _____ от _______________.

 

Председатель цикловой комиссии

________________ Т.К. Чернявская


Пояснительная записка

 

Изменение социально-экономических ориентиров развития нашей страны, построение рыночной экономики вызывает значительный интерес к вопросам экономики.

Развитие маркетинга – важнейший способ активизации конкурентных начал рыночной экономики, присущих ей механизмов саморегулирования. Маркетинг является одной из наиболее мощных систем, используемых различными предприятиями и организациями в конкурентной борьбе.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что маркетинг относится к важнейшим факторам, которые способствуют организации творческой работы и высокоэффективного бизнеса. Экономические преобразования, происходящие в Республике Беларусь, рождают повышенный интерес к познанию маркетинга. В условиях перехода к рыночным отношениям овладение маркетинговыми знаниями становится одним из решающих условий достижения жизненного успеха.

Основной задачей дисциплины «Основы маркетинга» является формирование у учащихся желания и потребности в получении экономического образования.

В результате изучения дисциплины учащийся должен

знать:

- основные понятия: маркетинг, товар, реклама, жизненный цикл товара, конкурентоспособность товара и предприятия, маркетинговые исследования, сегментирование рынка, концепция маркетинга;

- роль и место маркетинга в экономической жизни общества, фирмы и человека;

- принципы и правила маркетинга;

- основные направления, принципы и методы проведения маркетинговых исследований;

- основные направления развития концепций маркетинга;

- какую роль в бизнесе играет маркетинг;

- критерии и принципы сегментирования рынка;

- жизненные циклы товара и их особенности;

- значение службы ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта);

- классификацию товаров личного потребления и производственного назначения;

- принципы разработки плана маркетинга;

 

уметь:

- дать определение маркетинга и рассказать о его роли в экономике;

- выбирать вид маркетинга в зависимости от спроса на рынке;

- сравнить подходы к управлению маркетингом;

- пояснить, как пользуются маркетингом организации и фирмы;

- сравнить преимущества и недостатки различных методов сбора информации, использовать маркетинговые информационные системы в стратегическом планировании;

- перечислить основные принципы сегментирования рынка;

- составлять план маркетингового исследования;

- дать определение товара и основных видов классификации товаров;

- проследить за товаром на всех этапах его жизненного цикла;

- объяснить, как меняется стратегия маркетинга по ходу жизненного цикла товара;

- находить каналы сбыта;

- рассчитывать цену продукции;

- сравнить преимущества и недостатки системы ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта);

- выбирать средства стимулирования сбыта;

- определить роль управляющего маркетинга на предприятии.

 


Содержание дисциплины

Введение

Раздел 1. Маркетинг как методология ры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.114.228 (0.014 с.)