Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повесть о тверском отроче монастыреСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В княжение великого князя Ярослава Ярославича Тверского был у этого великого князя отрок по имени Григорий, который всегда был при нем и был любим им и верен ему во всем; и посылал его великий князь по селам своим для положенных сборов. И случилось тому отроку быть в селе, называвшемся Едимоново; жил он тут у церковного пономаря по имени Афанасий и увидел у него дочь его, Ксению, девицу весьма красивую, и запала в него мысль жениться на ней. Но боялся он, что навлечет на себя великий гнев князя своего. И сильно печалился он о том, потому что очень ее полюбил. Никому из друзей своих не сказал он о своем замысле, но сам постоянно размышлял, как бы исполнить желание свое. И однажды, оставшись наедине с отцом ее Афанасием, стал просить, чтобы тот отдал дочь свою за него и чтобы помогал ему во всем. А отец ее сильно смутился этим: «Как же так: приближенный самого великого князя — и вдруг говорит мне такое!» И не знал пономарь, что ему отвечать на слова отрока. И пошел Афанасий и спросил о том жену и дочь, рассказав им все подробно. Дочь же его, осененная духом святым, возвестила отцу своему так: «Отец мой! Соверши все так, как он просит. Поскольку обещался он тебе, положись на волю его, ибо бог повелел это. И будет так». Была та девица благочестива и кротка, смиренна и весела, разум имела сильный и жила, соблюдая все заповеди господни, почитая своих родителей и повинуясь им во всем. С младенчества возлюбила она Христа и следовала его закону, слышав святое писание от отца своего и внимая усердно ему всем сердцем своим. А отрок еще более того воспалился любовью и неустанно говорил о том отцу ее, дабы не страшился тот: «Я во всем предаюсь тебе и князя упрошу, а ты не бойся». И так обдумали они все, чтобы совершить в селе этом брак, обвенчавшись в церкви святого великомученика Димитрия, а после жить тут, если великий князь разрешит. И, исполнив все то, что было поведено ему от великого князя, возвратился отрок с радостью в город Тверь и все удивлялся про себя тому, что нигде до сих пор не встретил он такой девицы. И не поведал он о том никому. А девица после этого сказала отцу своему и матери: «Родители мои, не удивляйтесь тому, что вам обещал отрок; хотя он и задумал это, но бог свое совершит: не он будет мне супруг, но тот, кого бог мне пошлет». И родители ее сильно удивлялись таким речам дочери их. А помянутый отрок, улучив время благоприятное, припал к ногам великого князя, и молит его в слезах, и извещает его о своем замысле сочетаться законным браком, как ему хотелось того; красоту, и возраст, и разум девицы той изображает. А великий князь, все это услышав, сказал ему: «Если уж захотел ты жениться, то возьми себе жену из вельмож богатых, а не из простых людей, что не имеют ни богатства, ни знатности; чтобы не поносили и не смотрели с уничижением на тебя твои родители, бояре и друзья твои; чтобы, презренному всеми, не пришлось тебе удалиться от меня, дабы не подвергать меня стыду». Однако изо дня в день отрок упрашивал неотступно князя, чтобы разрешил он исполнить его желание и жить в селении. Также и князь увещевал его наедине и расспрашивал подробно, почему он желает этого. Он же обо всем рассказал великому князю — и про обещание свое, которое дал там. И великий князь Ярослав Ярославич по просьбе его повелевает всему быть так, как отроку хотелось, и снарядить судно и все потребное, и людей приготовить там, сколько потребуется для услужения отроку. И, когда приспело время обручения и венчания его, отпускает его в судне по Волге-реке (стояло село близ Волги), а коней обещает прислать вслед за ним по берегу. И отрок с радостью поклонился великому князю и поплыл в судне по Волге-реке со всеми посланными вместе с ним. А наутро великий князь приказал приготовить себе коня и собраться всем приближенным своим, приготовить собак и соколов, чтобы на охотничью забаву ехать. В ту ночь великий князь сон видел: будто охотится он в поле и пускает своих соколов на птиц. И когда| пустил великий князь любимого своего сокола на пти-j чье стадо, то сокол тот, стадо птиц разогнав, поймал голубку, сияющую красотой ярче золота, и принес ему к бедрам. И, воспрянув от сна, долго думал князь о том, i что это значит, но не рассказал о сне никому, только приказал с собою на охоту всех птиц взять. Так отправился великий князь в ту же сторону, куда и отрок, тешась забавой охотничьей. А был великий князь не женат и молод, так что и двадцатилетнего возраста не достиг еще. Отрок же, когда приплыл в судне по реке и пристал к берегу, ожидая коней от князя, послал вестника от себя к девице, чтобы все готово было, как положено по обычаю брачному. И девица сказала посланным: «Известите отрока, пусть помедлит там, пока сама не пришлю к нему весть, когда все приготовлено будет; ибо нам о приходе его вести не было». И вестники его, возвратясь, передали ему все, о чем иМ девицей приказано было его известить. Предвидела она великого князя к себе приход и сказала родителям своим: «Сват мой уже приехал, а жених мой не бывал здесь еще, но уже скоро будет; он тешится в поле охотой и задержался там; но подождем его недолгое время, и приедет к нам». А о имени его никому из родных своих не сказала она, но только приготовляла сама ему почетные дары. И родные ее очень тому дивились, а о женихе, которого ждала она, не знали ничего. А великий князь не знал того села, но захотел там быть на другой день, чтобы видеть женившегося отрока своего. И заночевал он на охоте (было то село от города Твери в сорока поприщах). И в эту ночь видел он прежний сон и еще сильнее задумался о том, что означает видение. А наутро опять по обыкновению своему охотой тешился. А отрок, не дождавшись ни вести, ни коней, подумал: «Что, если государь мой, великий князь, раздумает и пошлет за мной, велит мне вернуться назад, а я желанного не достиг еще». И поторопился он к дому девицы той и приготовил все, что следовало ему по обычаю. И сели они вместе, ожидая венчания, а отрок торопил все скорее устраивать и дары разносить. Но девица сказала отроку: «Не вели спешить ни с чем, будет у меня еще гость незваный, а лучше он всех званых гостей». А великий князь в то время был уже близ села. Увидел он стадо лебедей на Волге-реке и приказал пустить всех своих птиц, соколов и ястребов. Пустил он и сокола своего любимого и поймал много лебедей. А любимый сокол великого князя, заигравшись, полетел к селу. И великий князь погнался за ним. И прискакал в село быстро, все позабыв. А сокол сел на церкви святого великомученика Димитрия Солунского. И повелел князь своим людям спросить про село: чье оно? Поселяне же сказали, что село это великого князя Ярослава Ярославича Тверского, а церковь святого Димитрия Солунского. В то же время множество народа сошлось смотреть, как пойдут на венчание. А князь, услышав это от поселян, приказал своим людям сокола манить; но сокол и не думал слететь к ним, только приглаживал и чистил крылья свои. Сам же великий князь пошел на тот двор, где был отрок его. Был он в дорожном своем платье, ибо не затем ехал, но богу так угодно было решить. И люди, увидев князя, не узнали его; ибо видели, что приехал он к жениху на конях и с охотниками, но не встретили его. И сказала девица всем сидящим здесь: «Встаньте все и идите встречать своего великого князя, а моего жениха». И удивились все. А великий князь вошел в дом, где сидели отрок и девица. И все встали, и поклонились великому князю, и просили прощения у него, что не знали заранее о приходе его. Но князь повелел им сесть, чтобы видеть жениха и невесту. Девица же тогда сказала отроку: «Отойди ты от меня и дай место князю своему, ибо он знатнее тебя и жених мой, а ты был сватом моим». И великий князь увидел девицу прекрасную, лицо же ее как будто сияло в лучах. И сказал великий князь отроку своему Григорию: «Уйди ты отсюда и ищи ты себе другую невесту, где хочешь; а эта невеста мне подходит, а не тебе»,— ибо загорелось сердце его и ум помутился. И отрок ушел с места своего по приказанию его; а великий князь взял девицу за руку, и пошли они в церковь святого великомученика Димитрия Солунского, обручились и приняли поцелуй во имя Христа, как подобает, и потом в тот же день обвенчались. И была великая радость у князя в тот день до самого вечера. Было то летом, и поселянам разрешил отдыхать он весь тот день и ночь. И как шел великий князь после венчания из церкви обратно к дому, сокол его любимый, сидящий на церкви, увидев господина своего шедшего с супругою своею, затрепетал, как бы в веселии, взирая на князя. И спросил князь своих сокольничьих: «Слетел ли к вам сокол или нет?» А они сказали ему: «Не летит с церкви». И князь, взглянув на него, позвал его своим голосом. Сокол сразу прилетел к великому князю и сел на правой его руке, посматривая на обоих, на князя и на княгиню. Великий же князь отдал его сокольничьему. А отрок одержим был великою кручиною, не ел и не пил. Великий же князь по-прежнему очень любил его и жаловал, особливо же просил его избавиться от кручины, рассказав отроку про сны свои: «Как видел я во сне, мол, так то и сбылось божиим изволением». И отрок ночью положил свое упование на бога и на пречистую богоматерь: на какой путь захотят они его наставить, так и наставят. И вот снял он с себя платье, подаренное князем, купил себе другую одежду, крестьянскую, оделся в нее, скрытно от всех своих, вышел из селения, так что никто о том не знал, и пошел лесом неведомо куда. Наутро великий князь удивился, что не видит отрока у себя, и приказал своим боярам прислать его к себе. Долго искали они его и не нашли нигде, только одежду его увидали. Известили о том великого князя. Князь же великий сильно был тем опечален и приказал искать его по всем местам, по реке и в колодцах, испугавшись того, чтобы он не предал сам себя губительной и безвременной смерти. И нигде его не нашли, лишь один поселянин признался: «Купил-де он у меня платье старое, но не велел о том никому говорить и удалился в пустынные места». И великий князь приказал искать его по лесам и по дебрям, по пустынным местам, а как найдут, привести к нему. И обошли многие леса, дебри и пустынные места, но нигде не нашли его, ибо бог хранил его. А пробыл князь в селении почти три дня. Великая же княгиня его Ксения известила великого князя Ярослава Ярославича обо всем происшедшем и с нею и с отроком, как и было прежде описано. И сильно печалился великий князь об отроке своем, говоря: «Я повинен в смерти его». Но княгиня всячески уговаривает его не печалиться, убеждая его: «Богу было угодно, чтобы соединились мы с тобой; если бы не божия воля, то как бы можно было тебе, великому князю, явиться к моей теперешней нищете и взять меня за себя. Не печалься же о том, но возвратись с миром в город свой и возьми меня с собою. Не бойся ничего». А великий князь все был печален. Вздохнув, прослезился он и вспомнил слова, сказанные им отроку Григорию: «И вот все со мною сбылось, а его уж отныне не увижу». И возложил свою печаль на бога и на пречистую богоматерь. Отправил он свою великую княгиню и бояр, которые были с отроком, на судне в город Тверь, приказав боярам своим беречь великую княгиню, оказывать ей почет и слушаться во всем. Сам же великий князь поехал берегом, по-прежнему предаваясь охотничьим забавам своим. И возвратился он в город Тверь раньше княгини своей. Когда же прибыла и великая княгиня Ксения к городу Твери, великий князь приказал боярам своим с боярынями и всем дворянам и горожанам с женами их выйти для встречи великой княгини. И весь город, услышав волю великого князя, с радостью вышел для встречи: мужчины, и женщины, и младенцы, от мала и до велика, с всякими дарами и приношениями, и встретили ее на берегу у церкви архангела Михаила. Когда ж великий князь прибыл в Тверь, послал он всех бояр с каретами, и с такою великой честью встретили ее и поклонились ей. Видя ее красоту, все изумлялись: «Нигде своими глазами не видели мы и слухом своим не слыхали о такой благообразной жене, как великая княгиня, что светится, словно солнце среди многих звезд, и сияет среди других женщин города ярче луны и звезд многих». Проводили ее в город Тверь с честью великою, с дарами многими на двор великого князя, и были в городе радость и веселье великое, а у великого князя пир на много дней для людей всякого чина, от мала и до велика. О прежде же упомянутом отроке не было слуха нигде долгое время. Божиим промыслом пришел тот отрок на реку, Тверцой называемую, что от города Твери в пятнадцати поприщах, к бору, и поселился здесь в лесу, поставив себе на том месте хижину и часовню. И задумал поставить на том месте церковь во имя честного и славного Рождества пресвятой Богородицы. Пробыл он тут недолгое время, и однажды нашли его близ живущие люди, ходившие по лесу ради своих потреб. Спрашивали они его: «Откуда ты сюда пришел, как тебя зовут и кто тебе велел тут поселиться в наших местах?» Отрок же ничего не отвечал им, только кланялся, и ушли они от него восвояси. Он же, пробыв еще немного здесь, ушел и отсюда, решив отойти подаль-| ше от города, поскольку узнал от пришедших к нему! людей, что город недалеко. И по божьему изволеник>| пришел он в окрестности города Твери, к устью рем Тверцы, и, выйдя на реку Волгу, увидел, что здес город Тверь, ибо знал он его хорошо. Возвратился olj обратно в лес. но выбрал место немного подальше oi Волги на Тверце и начал молиться пресвятой Богороди-^ це, дабы дала ему свой совет по поводу места, им избранного. И в ту же ночь, как лег он поспать, в легком сне видит он, будто на том месте далеко раскинулось! чистое поле, сверкающее как бы в лучах божественных. Воспрянув ото сна, подумал он, что означает это видение? И молился Спасу и пресвятой владычице Богородице дабы разъяснила ему знамение. В ту же ночь вновь явилась ему пресвятая Богородица и повелевает ему воздвигнуть церковь во имя честного и славного Успения ее. Указав место, говорит ему: «Хочет бог прославить это место и распространить его. Большая обитель будет здесь. Ты же иди с миром в город к князю своему, а он помощник тебе будет во всем и просьбу твою исполнит. И когда все совершишь и монастырь устроишь здесь, немного времени проживешь и отойдешь к богу». И, воспрянув от сна, ужаснулся отрок видению, размышляя: «Если уйду с места этого, то выйдет, что боюсь я видения и указания. Пусть будет, как угодно господу». А подумав еще, сказал: «Если же пойду к великому князю, то станет меня он уговаривать. Но не хочу я быть в доме его». Пока думал он так, неожиданно пришли в этот лес по какому-то делу ремесленному княжеские люди. Отрок узнал их и укрылся от них. А они, увидев крест и хижину, изумились и говорили меж собой: «Какой-то человек здесь живет». Начали они искать и, найдя, сразу признали его: «Отрок то князя нашего». Подойдя к нему, поклонились, обрадовавшись искренно. Ибо отрок ходил по пустынным местам три года и более, и не видел его никто, и бог питал его. Взявши его с собою, повели к князю, сказав ему: «Великий князь горько печалится по тебе и по сей день. А как увидит тебя живым и невредимым, сильно обрадуется». Он же, слыша это, с веселием отправился с ними. Когда же пришел он во двор великого князя и все увидели его, то очень ему обрадовались, прославили бога и возвестили о нем великому князю. Князь же повелел ввести его в верхние палаты и, увидев отрока своего, очень обрадовался и восхвалил бога. А он поклонился великому князю и сказал: «Прости меня, государь мой великий князь, что согрешил перед тобою, опечалил тебя». И сказал ему великий князь: «Как тебя сохранил бог до сего времени?» И расцеловал его. А он поклонился до земли и сказал: «Прости меня, государь мой великий князь, что согрешил перед тобой». И поведал все о себе по порядку, как ушел от него и как бог привел его в это место. Князь же очень тому удивился, прославил бога и повелел своим приближенным, чтобы дали отроку прежнюю одежду его и чтобы был он опять в прежнем своем чине. А он со смирением ответил: «Государь мой великий князь, я не того ради пришел к тебе, но чтобы освободился ты от печали и просьбою моею не пренебрег; молю и прошу тебя: повели то место расчистить» И все сказал великому князю: как туда пришел и как явилась ему пресвятая Богородица со святителем Петром, митрополитом Московским, и показала место, где быть церкви во имя славного и честного Успения пресвятой Богородицы,— и все ему рассказал о себе по порядку. Князь же, вздохнув глубоко, прослезился и похвалил отрока, что сподобился такого удивительного видения. И обещался всем помогать устроению места того. И беседовал с ним долгое время и приказал поставить перед ним стол, чтобы отведать пищи. Отрок же принял немного хлеба и воды, а к иной пище не прикоснулся совсем. И повелел великий князь быть всему по воле его и отпустил с миром идти, куда он хочет. Отрок же возвратился на место свое и, по обыкновению своему, стал молиться богу и пресвятой Богородице и призывать на помощь ее для создания обители. И вот молитвами пресвятой Богородицы скоро дело совершается. Повелел великий князь вскоре собрать крестьян и иных людей для расчистки места, где отрок покажет, и послал их к отроку. А многие горожане, услышав о том, и сами шли на то место для помощи. И вот, вскоре очистив место, где отрок показал им, возвестили великому князю о том. Князь же восславил бога и отрока своего за то похвалил. И вот сам великий князь прибыл на то место и увидел его сияющим более других мест. Отрок же вновь припадает к его ногам и просит, чтобы j повелел он церковь создать деревянную и монастырь воздвигнуть. И великий князь вскоре приказал всем прежним людям тут работать и мастеров опытных со-брать для церковного строения. И вот божией помощью и великого князя повелением вскоре дело совершается, и происходит освящение церкви. Был тут на освящении церкви Успения пресвятой Богородицы сам великий князь Ярослав Ярославич с своею супругою великой княгинею Ксенией и со всем своим княжеским советом и всем пир здесь устроил. И по просьбе отрока своего великий князь дал ему игумена Феодосия, и собрал братию, и колокола устроил. Названо было место это великим князем Ярославом^ Ярославичем — Отрочь монастырь. И все прославил! бога и пречистую богоматерь. На другой день пс освящении церкви постригся отрок Григорий в инокский чин и получил от игумена Феодосия имя Гурий. г]о пострижении своем прожил отрок недолгое время и отошел к господу и погребен был в своем монастыре. А прошло немного лет по кончине блаженного отро-ка и великий князь Ярослав Ярославич с великой княгинею Ксенией изволили в том монастыре создать церковь каменную во имя честного и славного Успения пресвятой Богородицы, с приделом Петра, митрополита Московского, и села дал князь монастырю и населил место, где жил раньше отрок. Монастырь же тот стоит и доныне божией благодатью и молитвами пресвятой Богородицы и великого святителя Петра, митрополита Московского, всея Руси чудотворца. ПОВЕСТЬ О КУПЦЕ В некоторой стороне жил купец славный, богобоязненный и нищелюбивый. Была жена у него весьма благообразна и благонравна. И был у него единственный сын первенец, в годах небольших, которого очень любил и постоянно бога о нем молил. Однажды сын их ходил по торговой площади и приценялся к товарам: что за товар, и по какой цене покупается, и по какой цене следует его продать. Вернулся он к отцу своему и сказал ему: «Батюшка, я ныне был на торгу и приценялся к товарам. И за такой-то товар давал я такую-то цену, и следует его продать по такой же цене». Отец, услышав от него такие разумные речи, пришел к жене своей и сказал жене: «Госпожа моя! Сын наш будет в торговле понятливее меня и будет жить славнее и богаче». Мать же его очень радовалась разуму сына своего. Некоторое время спустя стали собираться родственники того купца за моря торговать. Сын же купеческий услышал о том, пришел к отцу своему и сказал: «Государь мой милостивый батюшка и милостивая матушка, окажите мне свое отеческое милосердие. Ныне собираются дядья за моря торговать. Дайте мне триста рублей и отпустите с ними». Отец дал ему триста рублей и отпустил, наказав родственникам своим, чтобы ни в чем его не оставили. А тот поклонился им и поехал на корабле. Так, дав наставление, поручил отец сына своего родственникам, дал ему триста рублей и отпустил с великою печалью. Сын же купеческий, взяв у отца и матери деньги и получив благословение, отдал им земной поклон и сел на корабль. Ехали они три года и три месяца по морю и приехали в некое царство, к городу, и пристали у берега. Взяли они дары и пошли к царю. Потом стали торговать, а также и товары закупать. Купеческий сын ходит за ними, приценяется к товарам, но ничего не покупает. После того однажды пришел он на площадь и видит: по торжищу некий человек безжалостно мертвое тело волочит. Он же не посмел к нему подойти и спросить, зачем волочит. Потом видел он во второй и в третий раз этого человека, и опять тот тело волочил. Тогда он подошел к нему и спросил его: «Зачем ты это мертвое тело волочишь?» А человек отвечал ему: «За то я это мертвое тело волочу, что человек этот был христианин и взял у меня при жизни своей взаймы денег триста рублей. Я у него спрашивал их, а он мне не отдал, так и умер. По смерти его приходил я к родственникам его и спрашивал долг. И они мне не отдали; тогда я вынул его из могилы и таскаю его по торжищу им в поругание и в посмеяние, чтобы они мертвое тело выкупили». А купеческий сын и говорит: «Жестокий человек, отдай ты мне это тело мертвое, а у меня возьми за него триста рублей». Заимодавец обрадовался тому, взял у него деньги, а тело мертвое отдал ему. Взял купеческий сын тело и не ведает, куда его схоронить, и не смеет идти к дядьям своим на корабль. Думает: «Как я приду и что сделаю? Сродники мои меня спросят, что за товар купил, станут смеяться надо мной, отцу моему скажут; и мне от того будет великий срам, а родителям моим большая печаль. Не пойду я ныне к ним и не скажу, а пойду я на другую сторону пристани морской и найду других корабельщиков, авось-либо поверят и свезут меня к отцу моему». Спрятал он тело в укромное место, а сам пошел искать корабль. Пришел он на пристань морскую и видит корабль. Поклонился он в землю корабельщикам. А они спросили его, что он за человек, и из какого города, и чего ради сюда попал. И он им поведал всю правду: «Я, господа, из такого-то города и такого-то отца сын». Сказали они ему: «Мы хорошо знаем отца твоего. Только ты-то чем сюда попал?» А он отвечает им: «Поехал я от тца своего с сродниками своими в это царство с товаром, и на море корабль наш разбило, а мы всё потеряли и ныне не имеем, что дать, чтобы добраться до отца моего»- Они сказали ему тогда: «Мы отца твоего знаем. Садись на корабль без платы, мы довезем тебя до отца твоего»- Он же опять отдал им земной поклон: «Господа вы мои милостивые! Был я здесь с дядею своим. И он, дядя мой, с такой печали, что корабль разбился, умер, а похоронить его в этом царстве негде, поскольку некрещеные здесь живут». И сказали они ему: «За хлеб за соль отца твоего не только одно мертвое тело бери на корабль, а хоть десять». Он же очень тому обрадовался, принес мертвое тело. Положили они его в корабль и поплыли по морю. А родственники купца хватились его, стали искать по городу и не нашли нигде. И так поехали в свое царство. А когда вернулись они, отец его и мать спросили их о сыне своем. И сказали они: «Не знаем, где остался». Отец его и мать горько о том плакали, что разлучились с сыном своим. Сын же купеческий поехал с теми купцами и приехал к острову, на котором монастырь чудотворца Николая стоит. А как спустились купцы с корабля и пошли молебен заказывать, и он сошел с корабля и поклонился им низко: «Господа вы мои милостивые, если уж вы моего отца знаете, то сделайте вы мне такую милость, дайте мне сто рублей, а когда к отцу моему приедем, вдвойне заплачу вам». Дали они сто рублей. А он нанял служителей и отнес мертвое тело в монастырь, предал его земле с честью и роздал по нем сорокоусты. А сам думает: «Что я наделал? Четыреста рублей истратил, а что купил, и сам не знаю! Если то до отца моего дойдет, великая печаль ему будет, а на меня срам великий падет. Пойду я, куплю себе лошадь, поеду от них прочь сухим путем и приеду к отцу своему; выпрошу на выкуп товаров еще сто рублей и поеду куда глаза глядят, чтоб родителям моим не было печали». Купил он лошадь и поехал сухим путем. А те поехали восвояси. Он же приехал к отцу своему и низко поклонился ему. Отец милостиво его принял и возрадовался. В слезах лишь спросили его родители: «О чадо наше дражайшее, откуда ты сюда пришел и как, чадо наше, и где такое долгое время пробыл?» Сын им отвечал: «Я приехал, батюшка, с родичами своими в то царство, о котором они тебе говорили, и задержался на время, купив на четыреста рублей товару, что стоит десяти тысяч. У дядьев своих стал денег просить, а они мне не дали; позавидовали, что товар дешевый купил. И оставили меня в том царстве, а сами уехали. А я, батюшка, пришел на другую сторону, к пристани московской, и поклонился корабельщикам. А они у меня стали спрашивать, которого я царства и какого чина. И я им, батюшка, поведал и о царстве и о роде. А они сказали, что мы-де родителя твоего знаем и хлеб-соль с ним водим. Я у них попросил сто рублей, чтобы купить тот товар. Они мне дали; вот я с ними, батюшка, и приехал, как видишь». Отец его тут спрашивает: «Да где же тот товар, который ты купил?» А он отвечает: «Я, батюшка, оставил у них; они послали меня к тебе, чтобы я сто рублей им отдал, а товар взял». Отец его дал сто рублей, чая, что вправду товар принесет. А он взял сто рублей и поехал от отца куда глаза глядят. Ехал он много дней и много ночей да плакал горько и рыдал о разлуке с родителями своими и о потере наследства. И приехал он к великому непроходимому лесу, через который лежат две дороги: одна через лес, а другая кругом лесу. Стал размышлять он, как ему ехать, и которою дорогою, и в которое царство. И плакался горько, думая про себя: «Если бы кто мне ныне послужил, то я бы дорогую плату ему дал». Вдруг видит: в лесу на дороге стоит человек огромного росту, в руках держит клещи железные. И пришел он в ужас великий, решив, что разбойник стоит; не смеет к нему подъехать. А потом подумал: «Лучше мне здесь одному умереть, нежели родителям моим великую скорбь привести». И поехал прямо к нему. Подъехал он к нему, а тот спрашивает: «Что ты за человек и из какого города?» Купец отвечал ему все по порядку: «А езжу я по разным; государствам ради знания торговых обычаев других^ государств». Потом купец спросил встречного: «А ты что за человек?» И тот рассказал ему: «Я ищу господина, у кого бы наняться в услужение». Купец сильно этому обрадовался и говорит человеку: «Пойди ко мне в услужение. Я дам большую плату». Тот отвечает: «Готов тебе служить. Только заключим мы с тобою условие, чтоб тебе меня во всем слушаться. А ежели слушаться не будешь, то не иду к тебе в услужение». Купец обещал ему так поступать. А через тот лес лежат две дороги: одна-то через лес, а другая кругом лесу. Спросил человека купец: «Эти дороги в которое царство лежат? И в разные царства или в одно царство?» Тот отвечал ему, что эти две дороги лежат к одному царству. Купец же спросил: «Почему две дороги, и которая ближе?» А человек говорит ему: «Кругом лесу тысяча верст, а через лес пятьсот верст». Купеческий сын спрашивает: «Зачем же в одно царство лежат, а не равны?» И слуга поведал ему: «Кругом лесу ехать — ничего не бойся. А через лес хотя и ближе, но та дорога стала непроезжей уже тому тридцать лет, ибо на ней большой разбой и никому проезду нет». И купец не хочет ехать тою дорогою. Слуга же говорит: «Да ведь ты меня слушаться хотел! Поедем тою дорогою». И купец не преступил своего обещания. Поехали через лес. И были они как раз уж посреди леса на поляне. А на той поляне стоит превеликий двор, в котором живут разбойники. Едва те разбойники увидели купца, что едет к ним, то все вышли из дому вон и спрятались в другой постройке, замышляя их сонными погубить, когда лягут спать. Слуга все то видел, что разбойники над ними зло замышляют, думают их умертвить. А господин его про то ничего не знает, только спросил у слуги: «Чей двор это?» Слуга отвечает: «Это двор постоялый, тут нам ночевать». Как стало на дворе смеркаться, говорит слуга: «Господин, ночуй ты здесь, а я пойду на двор к лошади спать». Тот сильно опечалился этим и не хотел остаться в доме, а хотел идти на двор спать вместе со слугою. Слуга же говорит: «Да ты хотел, господин мой, во всем меня слушаться, а ныне ты меня не слушаешь». Тогда купец с великою печалью и со страхом остался ночевать в доме. А слуга пошел и лег спать в телеге. И едва наступила полночь, разбойники стали совещаться между собой в амбаре, желая их погубить. Слуга, слыша тот их разговор, поднялся, взял клещи и стал у притолоки дверей. И когда разбойники один по одному стали из амбара выходить, он хватал каждого клещами за голову и шею и сдавливал их до крови. Разбойники же, увидев, что их осиливает один человек, не смели уж из амбара вон выходить. А слуга купеческий вошел в амбар, передавил всех до смерти и, положив трупы в амбаре, запер их. И как только стало рассветать, пошел он в дом к господину своему. Господин же его не спит от страха, что один ночевал. А того не знал он, что его слуга разбойников прикончил. Запрягли они лошадь и поехали в царство. Приехав в то царство, остановились на постоялом дворе. Купец, по обыкновению своему, стал ходить по царству и прицениваться к разным товарам. И однажды на торжище встретил его царства того сенатор, из тех, что ближе к царю, и подивился его красоте. Пошел сенатор вслед за купцом, желая знать, куда он пойдет и из какого он царства. Купец пришел на постоялый двор, а сенатор, увидев это, поехал к царю. На другой день приехали в то царство из иной земли купцы-корабельщики и пришли к царю с дарами. Царь дары у них принял и оставил у себя обедать. В это время вошел к царю сенатор и сказал: «Пресветлейший царь, есть в нашем царстве иностранный купец, очень красивый, а на обеде здесь его нет». Царь спрашивает: «Да где же тот купец остановился?» А сенатор отвечает ему: «Царь, я знаю, где он остановился». И царь послал за ним. Сенатор пришел к купцу и просил его, чтобы он к царю шел на обед. Купец обещался и купил царю дары. А купеческий слуга и говорит: «Господин, ты идешь к царю на обед, возьми и меня с собою». Купец ему в ответ: «Как я могу взять тебя с собою? Я ведь буду с царем обедать». А слуга ему говорит: «Да ведь ты хотел меня во всем слушаться». И купец взял его с собою. И сказал еще слуга: «Когда ты, господин, придешь к царю во дворец, царь увидит тебя; встанет он со своего места, возьмет он тебя за руку, посадит подле себя и станет потчевать больше всех. А я тогда стану у дверей, и когда царь взглянет на меня и спросит тебя, что за человек, ты скажи, что слуга. Он прикажет выслать меня вон, а ты ему отвечай: «Царь, слуга этот ближе мне отца родного». И тогда он велит мне сесть тут же за столом». Пришел купец к царю. И когда царь увидел его, то встал со своего места, взял его за руку, посадил подле себя и стал его потчевать больше всех. А купечески! слуга стоит у дверей. Царь увидел его и спрашивает:! «Что за человек?» А купец отвечает: «Раб мой». И ска-Г зал царь: «Если раб, то пошли его в другую палату," где сидят слуги». А купец царю в ответ: «Этот слуга мне ближе отца родного!» Царь повелел тогда и слуге сесть за стол, посадив его через человека от купца. По окончании обеда взял царь купца за руку, повел его в особую палату и стал ему говорить: «Скажу я тебе, что почитаю тебя я не как купца, а хочу тебя иметь сыном и зятем своим. Есть у меня дочь единственная, даю тебе ее в жены. И будешь правитель в моем царстве, ибо не мог я по обычаю выбрать себе в зятья никого, а теперь ты один мне угоден». Вывел он тут свою дочь и показал ему. Купец упал на колени и низко поклонился ему. И обещал царь за нею в приданое дать треть царства, но наказал, чтобы об этом никому не говорил купец ничего: «Если скажешь, то злою смертию умрешь. И будем знать об этом только ты да я, да невеста твоя, поп да дружка». Ударили они тут по рукам, и отпустил его царь, приказав: «Жди условленного дня; тогда пришлю к тебе того же сенатора». Поклонился ему купец и пошел на свою квартиру. Когда шли они дорогою, слуга стал поздравлять купца: «Будь счастлив, господин, обручившись с царской дочерью и получивши треть царства!» Удивился купец тому, как он про все это узнал; ведь никого в палате не было, кроме царя и невесты. И вернулись они на свою квартиру. И пришел условленный день. В полночь прислал царь к купцу сенатора, чтобы везти его под венец. И купец стал одеваться для совершения законного брака. А слуга говорит: «Господин, возьми и меня с собою». И сказал ему купец: «Да как я могу взять тебя с собою? Царь не велел никому об этом говорить. А тебя взять, так он меня злою смертью казнит». А слуга ему: «Да ведь ты хотел меня слушаться». Купец с большой неохотою взял его. И поехали они к царю на венчание. И как только приехали они на царский двор, царь приказал жениха и невесту вести в церковь к священнику обвенчать их. После венчания посадил он их за стол, а потом приказал вести молодых на ложе спать. Тогда слуга позвал купца к себе: «Господин мой, подойди ко мне: хочу слово тебе сказать». Услышал то царь и говорит: «Как ты смел сделать это — слуге рассказать. Знаешь ведь, что смертью умрешь за то». Отвечает ему купец: «Царь, не могу я ослушаться его, ибо дал ему в том клятву». И вышел к слуге своему. А тот ему говорит: «Господин, когда пойдешь спать с царевною, возьми меня с собою». И сказал ему купец: «Как же могу я взять тебя с собою?» Слуга ему в ответ: «Да ты ведь меня слушаться хотел». Купец говорит ему: «Как я могу тебя пустить, если нас запрут вдвоем с ней? Да как же ей,— дело-то ведь девичье,— как ей раздеться при тебе?» А слуга отвечает: «Не твоя забота! Только прикажи мне, а уж там хоть и двоих запрут, а я буду. А коли станет она стыдиться, ты ей скажи: «Чего тебе стыдиться? Слуга этот всегда при нас будет». Станет о с тобою играть, а после захочет спать, ты же не спи смотри ей в лицо. Если она вздрогнет, ты еще смотр* Ежели же она в другой раз вздрогнет, то ты сойди с посте| ли и стань на мое место, а я лягу на постели с нею». Потом взяли дружки купца и царевну, повели в особую опочивальню и заперли там их вдвоем. Царевна по обычаю разделась, а когда осталась в одной сорочке, оглянувшись, увидела человека, стоящего у дверей, и спросила она купца: «Господин, что это там за человек стоит,— ведь дело мое девичье. Как он сюда зашел?» А купец говорит: «Чего тебе, душа моя, его стыдиться? Ведь этот раб всегда при нас будет служить». И она стала играть с мужем; наигравшись же, захотела спать и сказала: «Господин мой, не мешай, я хочу спать». Он дал ей уснуть, а сам стал глядеть на нее. И как только заснула, необычно вздрогнула она, а он еще прилежнее стал смотреть на нее. Потом во второй раз она вздрогнула так сильно, что от постели на аршин поднялась в высоту и затем ударилась о постель. Купец пришел в ужас, сошел с постели долой и стал на месте слуги своего. А слуга взял клещи и лег на постель. Потом из уст ее поднялось пламя огненное, и по всей палате рассыпались искры. Купец, видя это, испугался еще сильнее, упал на землю и обмер, полагая, что слуга его уже умер. А слуга встал с постели и, взяв клещи, стал у кровати. И тогда, увидев большого змея, выходящего из ее уст, взял его клещами за шею, удушил и, раздробив на мелкие части, спрятал их. После того поднял он господина своего едва живого и сказал ему: «Ляг на постель с женою своею». Тот не хотел лечь с нею, но слуга заставил его силою. И, по обычаю, сотворил муж по закону брака. Утром царь посылает дружку: «Пойди выкинь кости! Наверно, змей давно уже съел». Пришел дружка, отомкнул замок, стал отворять двери и видит, что они изнутри заперты. Удивился дружка этому, а купеческий слуга спрашивает: «Ты кто таков?» Тот отвечает: «А ты кто таков и как взошел сюда?» Слуга в ответ: «Я слуга купеческий». Удивился дружка: «Да кто тебя пустил?» Слуга говорит: «Господин мой приказал. Не вас же мне слушаться!» И спросил дружка: «В добром ли здравии молодые?» — «В добром здравии,— отвечал слуга,— и лиходея нашего, змея, уходили». Вскрикнул громко дружка и пошел скорее к царю: «Злодей наш, змей, убит, а молодые в доб
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.0 (0.02 с.) |