ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕТОПИСНЫЕ ПОВЕСТИ О МОНГОЛО-ТАТАРСКОМ НАШЕСТВИИ



ИЗ ТВЕРСКОЙ ЛЕТОПИСИ

Первое столкновение русских с монголо-татарами про­изошло в 1223 г. на Калке, небольшой степной реке в районе Азовского моря. Эта своеобразная «разведка боем» перед походом иноземных захватчиков на Русь, начавшемся в 1238 г., окончилась поражением князей из-за несогласованности их действий. Княжеские междоусобицы явились одной из при­чин успеха нашествия завершившегося установлением мон­голо-татарского ига. В летописных повестях, посвященных этим трагическим событиям, рассказывается о беспощадности завоевателей, о героическом самоотверженном сопротивле­нии врагам всего народа, подчеркивается, что беда постигла родную землю не только за грехи людей, как наказание i божие (такая провиденциальная точка зрения отражала исто-| риософию книжников той эпохи), но и из-за «недомыслия» * князей, из-за их междоусобиц. Здесь публикуются рассказы о монголо-татарском нашествии из Тверской летописи, так как только в ее состав был включен рассказ о «храбре» (богатыре) Александре Поповиче.

Тексты печатаются по изданию: ПЛДР, 3.

Стр. 135. ...Мефодий, епископ Патарский...— Мефодию (III — нач. IV в.) приписывалось сочинение «Откровения» — книги, в которой рассказывается о событиях, связанных с «концом света».

Стр. 136. Гедеон — библейский персонаж, победитель восточных кочевых народов. Константин — Константин Все­володович (1186—1219), старший сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, победивший своих братьев Ярослава и Юрия в Липицкой битве (1216).

Стр. 138. Измаил — библейский персонаж, сын Авраама и его наложницы Агари. Считался родоначальником восточ­ных племен, часто называемых поэтому в древнерусских текстах измаилтянами или агарянами. Куманы — половцы. Даниил Романович (1201 —1264) — в будущем великий князь галицкий, опытный полководец и мудрый государственный деятель. Василек Ростовский — сын Константина Всево­лодовича, племянник Юрия Всеволодовича, князь Ростова.

Стр. 141. Бродники — племя (по-видимому, славянского происхождения), кочевавшее в низовьях Дона.

Стр.142. Батый (Вату) (1208-1255) — хан Золотой орды, внук Чингисхана (Тэмуджин, Темучин, ок. 1155 — 1227). Возглавлял нашествие монголо-татар на Восточную Европу в 1236—1243 гг. При нем началось монголо-татарское вла­дычество над Русью.

Стр. 144. Мясопуст — время, в которое, по православному церковному уставу, мясная пища запрещена.

Стр. 145. Схима — высшая степень иночества, которую миряне принимали перед самой смертью. Пороки — стенобит­ные камнеметательные орудия.

Стр. 146. ...до Игнатьева креста...— урочище в Новго­родской земле.

Стр. 148. Темник — командующий татарским отрядом в десять тысяч воинов. ...и его сыновей: Александра...— Имеется в виду князь Александр Невский (1220 — 1263).

Стр. 149. ...и город святой Богородицы Владимирской.— Город Гороховец на Клязьме. Лядские ворота — ворота в за­падной части Киева. ...вокруг церкви святой Богородицы.— Десятинная церковь (конец X в.).

Стр. 150. Затем по совету Дмитрия...— В других вариантах летописного рассказа о взятии Киева говорится, что воевода Дмитрий посоветовал Батыю идти на Венгрию, чтобы спасти русские земли от дальнейшего разгрома. Бела IV (1235— 1270) — венгерский король. Коломан — его брат.

 

ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ

Эта повесть, посвященная трагедии Рязанской земли, на которую обрушился первый удар Батыя в 1237 г., была написана спустя некоторое время после самого события. Об этом свидетельствуют эпические обобщения в «Повести»: все рязанские князья выступают в ней как единая семья бога­тырей, в числе участников называются имена людей, к 1237 г. уже умерших, а среди погибших обозначены и те, кто на самом деле скончался позже. Однако, как отмечает Д. С. Ли­хачев, яркость и свежесть впечатления, характерные для «Повести», говорят о том, что слишком отдалять время возникновения памятника от реально происходившего собы­тия нельзя. Вероятнее всего, он создавался в конце XIII — самом начале XIV в. Не подлежит сомнению, что не извест­ный нам автор широко использовал в своем произведении устные предания, возможно, летописные повести о монголо-татарском нашествии. Кроме того, он включил в повествова­ние и явно эпический по происхождению рассказ о Евпатии Коловрате (некоторые исследователи считают, что в основе этого эпизода лежит не дошедшая до нас историческая песня, имя этого легендарного героя в других источниках не встречается).

Текст печатается по изданию: ПЛДР, 3.

Стр. 150. Заразск — Зарайск (переименован в XVII в).

Стр. 150—151. ...при рязанском великом князе Юрии Ин-горевиче...— Впервые упомянут в летописи под 1207 г.; рязан­ским князем стал в 1220 г. ...благоверного... Федора Юрьевича Рязанского.— Личность этого князя известна только из «Повести»; в летописях ни он, ни его жена Евпраксия, ни сын Иван Постник не упоминаются.

Стр. 152. ...в город Кесь...— ныне Цесис Латвий­ской ССР.

Стр. 157. Бел — современное Белгородище, расположен­ное недалеко от Веиева; Ижеславец — город, который после разгрома его Батыем не возродился.

Стр. 158. ...был... в Чернигове с князем Ингварем Ингва-ревичем...— Ниже говорится, что Ингварь оплакивает свою мать Агрипину Ростиславовну, из чего можно заключить, что он брат Юрия Ингваревича, но Ингварь Ингваревич умер еще в начале 20-х гг. Поэтому можно предположить, что имеется в виду сын Ингваря, брата Юрия.

Стр. 159. Санчакбей (т ю р к с к.) — военачальник.

Стр. 162. Те государи... внуки великого князя Святослава Ольговича Черниговского.— На самом деле рязанские князья — потомки Владимира I через его правнука Ярослава Святославича (ум. ИЗО).

 

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

(Отрывки)

Галицко-Волынская летопись охватывает период с первых годов XIII в. по 1292 г. В ней нашли отражение самые зна­менательные общерусские исторические события этого вре­мени, однако в центре внимания — жизнь могучего Галицко-Волынского княжества, занимавшего обширную территорию на юго-западе Древней Руси и граничившего с Венгрией, Польшей и Литвой. Галицко-Волынский свод представляет собой объединение нескольких летописных текстов, созда­вавшихся разными авторами, в разное время. Первая поло­вина памятника — это жизнеописание галицкого князя Да­ниила Романовича (1201 —1264), составленное еще при его жизни. Помимо разнообразных письменных источников (летописного и документального характера) в летописи были широко использованы рассказы и записи очевидцев о военной и государственной деятельности князя, ведшего беспрерывные войны с боярами за галицкий стол и с внешними врагами. Вторая половина повествования посвящена описанию княже­ний брата Даниила — Василька Романовича (1199—1271), князя владимиро-волынского, его сына Владимира (ум. 1288) и князя Мстислава Даниловича — сына Даниила Романо­вича, племянника Владимира Васильковича (бездетный Вла­димир передал ему свое княжение). В книге публикуются три отрывка из летописи: 1. Самое ее начало — похвала князю Роману Мстиславичу Галицкому (ум. 1205) (отцу Даниила и Василька) и рассказ о борьбе Владимира Моно­маха с половцами, в котором нашел отражение половецкий эпос; 2. Рассказ о посещении Даниилом Галицким ставки хана Батыя, который дает яркое представление об отношении к русским князьям в Орде; 3. Рассказ о болезни и смерти Владимира Васильковича.

Тексты печатаются по изданию: ПЛДР, 3.

Стр. 164. Отрок — половецкий хан. Обезы — народность северного Кавказа, родственная черкесам. Железные ворота — город Дербент. Сырчан — половецкий хан. Гудец — певец, аккомпанирующий себе игрой на гудке. Евшан — полынь. Могучей — татарский воевода. ...в день праздника святого Димитрия...— 26 октября.

Стр. 165. Куремса — татарский воевода.

Стр. 166. Ярослава ...уморили отравой...— Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, отец Алек­сандра Невского. ...Михаил Черниговский и его боярин Федор...— Их убийству в 1246 г. в Орде была посвящена спе­циальная повесть. Телебуга и Алгуй — татарские ханы. Лев (ум. 1301) — сын Даниила Галицкого, Юрий — сын Льва Даниловича.

Стр. 169. Скарлат — алый бархат.

Стр. 171. ...мои братья, Роман и Шварн...— сыновья Да­ниила Романовича Галицкого — Роман (ум. 1288) и Шварн (ум. 1269).

Стр. 172. Навуходоносор II — царь Вавилонии в 605— 562 гг. до н. э., прославившийся своей непомерной жесто­костью. Константин I Великий (ок. 285—337) — римский император, при котором христианство было признано госу­дарственной религией. Никейский собор — первый вселенский собор христианской церкви, происходивший в г. Никее, в 325 г.

Стр. 173. Иов — библейский персонаж, символ беспредель­ного страдания и терпения.

 

СКАЗАНИЕ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Александр Ярославич, прозванный после битвы со шве­дами на Неве в 1240 г. Невским, был одним из наиболее прославленных князей XIII в.: он вел успешные войны на западных и северо-западных границах Руси против захват­нических походов шведов и Ливонского ордена рыцарей-крестоносцев, проводил политику укрепления единства кня­жеств северо-восточной Руси, сумел добиться в Орде осво­бождения русских от участия в военных действиях ордынских полчищ. Жизнеописание Александра, соединившее в себе элементы агиографического (житийного) жанра и княжеской воинской биографии, было написано не позднее 80-х годов XIII в. в монастыре Рождества богородицы во Владимире, где был погребен князь, умерший по дороге из Орды во Владимир. Автором «Жития» был книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галиц-ко-Волынской Руси в 1246 г. (Исследователи предполагают, что он был одним из составителей Галицко-Волынской летописи.) Поэтому в «Житии Александра Невского» отрази­лись книжно-литературные традиции юго-западной и северо­восточной Руси. Автор, как говорит он об этом сам, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний, видимо, поэтому повествование отличает особая лирическая тональность. Сочетание в едином рассказе лиризма, особой стилистики воинских повестей, строгих традиций агиогра­фического жанра и эпико-героических элементов придают «Сказанию о житии Александра Невского» как литературному произведению своеобразный неповторимый характер. Текст печатается по изданию: ПЛДР, 3.

Стр. 175. ...как сказал Приточник...— Имеется в виду Соломон — царь Израильско-Иудейского царства в 965 — 928 гг. до н. э., который, согласно библейской традиции, славился необыкновенным умом и по преданию считается автором книги «Притчей Соломоновых». ...как лицо Иосифа...— По библейскому преданию Иосиф отличался не­обычайной красотой — «Иосиф Прекрасный». ...от силы Сам­сона...— В библейской мифологии богатырь, наделенный необычайной силой. ...у царя римского Веспасиана...— Веспа-сиан Тит Флавий (9—79 гг.). Далее имеется в виду осада им крепости Иоатапаты во время Иудейской войны (66—73 гг.). ...называют себя слугами божьими...— Речь идет о крестонос­цах. Андреаш — магистр Ливонского ордена крестоносцев в 1240 —1241 гг. Андрей фон Фельвен. ...церковь святой Софии...— Софийский собор в Новгородском кремле построен в 1045-1050 гг.

Стр. 176. Вспомним Песнотворца...— Имеется в виду Давид — царь Израильско-Иудейского царства (конец II в. ок. 950 г. до н. э.), считается автором библейской книги «Псалтырь», пользовавшейся большой популярностью в Древ­ней Руси.

Стр. 177. Шнек — вид судна. Езекии-царе...— Имеется в виду иудейский царь Езекия (721 — 693 гг. до н.э.), по библии, истребил медного змея, которого сделал Моисей. В его правлении царь Ассирии в 705 — 630 гг. до н. э. Синахериб осадил Иерусалим в 700 г. до н. э.; во время осады произошло чудо, о котором и говорится в тексте.

Стр. 178. ...реки Ижоры...— река, впадающая в Неву. ...построили город на земле Александровой...— крепость Копорье, недалеко от Финского залива, построенная ливонца-ми на новгородской земле. ...взят город Псков...— Псков был взят в 1240 г. из-за предательства местных бояр. Александр Невский освободил город в 1242 г. ...помог Моисею одолеть Амалика...— Библейская легенда, согласно которой только благодаря божественной помощи Моисей (библейский пророк, выведший, согласно легенде, израильтян из Египта) смог одер­жать победу над вождем амалекитян — народа, занимавшего | земли между Египтом и Палестиной. И была сеча жестокая...— т. е. битва на Чудском озере (Ледовое побоище), состоявшаяся | 5 апреля 1242 г.

Стр. 179. ...как Иисуса Навина у Иерихона.— Согласно Ветхому завету, крепостные стены Иерихона обрушились от криков и звуков труб войска Иисуса Навина, преемника Моисея в качестве вождя израильтян, осаждавшего город. ...от моря Хонужского...— т. е. Каспийского моря. ...в восточ­ной стране сильной царь...— Хан Батый (см. с. 142).

Стр. 180. ...жены моавитские...— Здесь: подразумевают­ся жены татар. ...послал воеводу своего Неврюя...— Имеется в виду Неврюево нашествие 1252 г., когда ханом в Орде стал уже сын Батыя Сартак. ...пришли к нему послы от папы...— По-видимому, речь идет об одной из попыток папы Иннокен­тия IV (ок. 1195-1254) подчинить Ватикану Русь, за что он обещал ей помощь в борьбе с Ордой. ...до начала Авраама...— По библейскому преданию Авраам родоначальник еврейского народа. ...до Августа...— Римский император Октавиан Август (63 до н. э.— 14 гг. н. э.). ...до первого собора и седьмо­го...— 1-й собор (см. с. 172), 7-й собор — в 787 г.

Стр. 181. ...и взял город Юрьев...— Юрьев — современный Тарту, взят сыном Александра Невского в 1262 г. Положено же было тело...— При Петре I (1672—1725) останки Алек­сандра Невского были перенесены из Владимира в Петербург.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.006 с.)