Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Летописные повести о монголо-татарском нашествии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИЗ ТВЕРСКОЙ ЛЕТОПИСИ Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в 1223 г. на Калке, небольшой степной реке в районе Азовского моря. Эта своеобразная «разведка боем» перед походом иноземных захватчиков на Русь, начавшемся в 1238 г., окончилась поражением князей из-за несогласованности их действий. Княжеские междоусобицы явились одной из причин успеха нашествия завершившегося установлением монголо-татарского ига. В летописных повестях, посвященных этим трагическим событиям, рассказывается о беспощадности завоевателей, о героическом самоотверженном сопротивлении врагам всего народа, подчеркивается, что беда постигла родную землю не только за грехи людей, как наказание i божие (такая провиденциальная точка зрения отражала исто-| риософию книжников той эпохи), но и из-за «недомыслия» * князей, из-за их междоусобиц. Здесь публикуются рассказы о монголо-татарском нашествии из Тверской летописи, так как только в ее состав был включен рассказ о «храбре» (богатыре) Александре Поповиче. Тексты печатаются по изданию: ПЛДР, 3. Стр. 135. ...Мефодий, епископ Патарский...— Мефодию (III — нач. IV в.) приписывалось сочинение «Откровения» — книги, в которой рассказывается о событиях, связанных с «концом света». Стр. 136. Гедеон — библейский персонаж, победитель восточных кочевых народов. Константин — Константин Всеволодович (1186—1219), старший сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, победивший своих братьев Ярослава и Юрия в Липицкой битве (1216). Стр. 138. Измаил — библейский персонаж, сын Авраама и его наложницы Агари. Считался родоначальником восточных племен, часто называемых поэтому в древнерусских текстах измаилтянами или агарянами. Куманы — половцы. Даниил Романович (1201 —1264) — в будущем великий князь галицкий, опытный полководец и мудрый государственный деятель. Василек Ростовский — сын Константина Всеволодовича, племянник Юрия Всеволодовича, князь Ростова. Стр. 141. Бродники — племя (по-видимому, славянского происхождения), кочевавшее в низовьях Дона. Стр.142. Батый (Вату) (1208-1255) — хан Золотой орды, внук Чингисхана (Тэмуджин, Темучин, ок. 1155 — 1227). Возглавлял нашествие монголо-татар на Восточную Европу в 1236—1243 гг. При нем началось монголо-татарское владычество над Русью. Стр. 144. Мясопуст — время, в которое, по православному церковному уставу, мясная пища запрещена. Стр. 145. Схима — высшая степень иночества, которую миряне принимали перед самой смертью. Пороки — стенобитные камнеметательные орудия. Стр. 146. ...до Игнатьева креста... — урочище в Новгородской земле. Стр. 148. Темник — командующий татарским отрядом в десять тысяч воинов. ...и его сыновей: Александра... — Имеется в виду князь Александр Невский (1220 — 1263). Стр. 149. ...и город святой Богородицы Владимирской. — Город Гороховец на Клязьме. Лядские ворота — ворота в западной части Киева. ...вокруг церкви святой Богородицы.— Десятинная церковь (конец X в.). Стр. 150. Затем по совету Дмитрия...— В других вариантах летописного рассказа о взятии Киева говорится, что воевода Дмитрий посоветовал Батыю идти на Венгрию, чтобы спасти русские земли от дальнейшего разгрома. Бела IV (1235— 1270) — венгерский король. Коломан — его брат.
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ Эта повесть, посвященная трагедии Рязанской земли, на которую обрушился первый удар Батыя в 1237 г., была написана спустя некоторое время после самого события. Об этом свидетельствуют эпические обобщения в «Повести»: все рязанские князья выступают в ней как единая семья богатырей, в числе участников называются имена людей, к 1237 г. уже умерших, а среди погибших обозначены и те, кто на самом деле скончался позже. Однако, как отмечает Д. С. Лихачев, яркость и свежесть впечатления, характерные для «Повести», говорят о том, что слишком отдалять время возникновения памятника от реально происходившего события нельзя. Вероятнее всего, он создавался в конце XIII — самом начале XIV в. Не подлежит сомнению, что не известный нам автор широко использовал в своем произведении устные предания, возможно, летописные повести о монголо-татарском нашествии. Кроме того, он включил в повествование и явно эпический по происхождению рассказ о Евпатии Коловрате (некоторые исследователи считают, что в основе этого эпизода лежит не дошедшая до нас историческая песня, имя этого легендарного героя в других источниках не встречается). Текст печатается по изданию: ПЛДР, 3. Стр. 150. Заразск — Зарайск (переименован в XVII в). Стр. 150—151. ...при рязанском великом князе Юрии Ин-горевиче... — Впервые упомянут в летописи под 1207 г.; рязанским князем стал в 1220 г. ...благоверного... Федора Юрьевича Рязанского.— Личность этого князя известна только из «Повести»; в летописях ни он, ни его жена Евпраксия, ни сын Иван Постник не упоминаются. Стр. 152. ...в город Кесь...— ныне Цесис Латвийской ССР. Стр. 157. Бел — современное Белгородище, расположенное недалеко от Веиева; Ижеславец — город, который после разгрома его Батыем не возродился. Стр. 158. ...был... в Чернигове с князем Ингварем Ингва-ревичем... — Ниже говорится, что Ингварь оплакивает свою мать Агрипину Ростиславовну, из чего можно заключить, что он брат Юрия Ингваревича, но Ингварь Ингваревич умер еще в начале 20-х гг. Поэтому можно предположить, что имеется в виду сын Ингваря, брата Юрия. Стр. 159. Санчакбей (т ю р к с к.) — военачальник. Стр. 162. Те государи... внуки великого князя Святослава Ольговича Черниговского.— На самом деле рязанские князья — потомки Владимира I через его правнука Ярослава Святославича (ум. ИЗО).
ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ (Отрывки) Галицко-Волынская летопись охватывает период с первых годов XIII в. по 1292 г. В ней нашли отражение самые знаменательные общерусские исторические события этого времени, однако в центре внимания — жизнь могучего Галицко-Волынского княжества, занимавшего обширную территорию на юго-западе Древней Руси и граничившего с Венгрией, Польшей и Литвой. Галицко-Волынский свод представляет собой объединение нескольких летописных текстов, создававшихся разными авторами, в разное время. Первая половина памятника — это жизнеописание галицкого князя Даниила Романовича (1201 —1264), составленное еще при его жизни. Помимо разнообразных письменных источников (летописного и документального характера) в летописи были широко использованы рассказы и записи очевидцев о военной и государственной деятельности князя, ведшего беспрерывные войны с боярами за галицкий стол и с внешними врагами. Вторая половина повествования посвящена описанию княжений брата Даниила — Василька Романовича (1199—1271), князя владимиро-волынского, его сына Владимира (ум. 1288) и князя Мстислава Даниловича — сына Даниила Романовича, племянника Владимира Васильковича (бездетный Владимир передал ему свое княжение). В книге публикуются три отрывка из летописи: 1. Самое ее начало — похвала князю Роману Мстиславичу Галицкому (ум. 1205) (отцу Даниила и Василька) и рассказ о борьбе Владимира Мономаха с половцами, в котором нашел отражение половецкий эпос; 2. Рассказ о посещении Даниилом Галицким ставки хана Батыя, который дает яркое представление об отношении к русским князьям в Орде; 3. Рассказ о болезни и смерти Владимира Васильковича. Тексты печатаются по изданию: ПЛДР, 3. Стр. 164. Отрок — половецкий хан. Обезы — народность северного Кавказа, родственная черкесам. Железные ворота — город Дербент. Сырчан — половецкий хан. Гудец — певец, аккомпанирующий себе игрой на гудке. Евшан — полынь. Могучей — татарский воевода. ...в день праздника святого Димитрия...— 26 октября. Стр. 165. Куремса — татарский воевода. Стр. 166. Ярослава...уморили отравой... — Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, отец Александра Невского. ...Михаил Черниговский и его боярин Федор...— Их убийству в 1246 г. в Орде была посвящена специальная повесть. Телебуга и Алгуй — татарские ханы. Лев (ум. 1301) — сын Даниила Галицкого, Юрий — сын Льва Даниловича. Стр. 169. Скарлат — алый бархат. Стр. 171. ...мои братья, Роман и Шварн... — сыновья Даниила Романовича Галицкого — Роман (ум. 1288) и Шварн (ум. 1269). Стр. 172. Навуходоносор II — царь Вавилонии в 605— 562 гг. до н. э., прославившийся своей непомерной жестокостью. Константин I Великий (ок. 285—337) — римский император, при котором христианство было признано государственной религией. Никейский собор — первый вселенский собор христианской церкви, происходивший в г. Никее, в 325 г. Стр. 173. Иов — библейский персонаж, символ беспредельного страдания и терпения.
СКАЗАНИЕ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Александр Ярославич, прозванный после битвы со шведами на Неве в 1240 г. Невским, был одним из наиболее прославленных князей XIII в.: он вел успешные войны на западных и северо-западных границах Руси против захватнических походов шведов и Ливонского ордена рыцарей-крестоносцев, проводил политику укрепления единства княжеств северо-восточной Руси, сумел добиться в Орде освобождения русских от участия в военных действиях ордынских полчищ. Жизнеописание Александра, соединившее в себе элементы агиографического (житийного) жанра и княжеской воинской биографии, было написано не позднее 80-х годов XIII в. в монастыре Рождества богородицы во Владимире, где был погребен князь, умерший по дороге из Орды во Владимир. Автором «Жития» был книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галиц-ко-Волынской Руси в 1246 г. (Исследователи предполагают, что он был одним из составителей Галицко-Волынской летописи.) Поэтому в «Житии Александра Невского» отразились книжно-литературные традиции юго-западной и северовосточной Руси. Автор, как говорит он об этом сам, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний, видимо, поэтому повествование отличает особая лирическая тональность. Сочетание в едином рассказе лиризма, особой стилистики воинских повестей, строгих традиций агиографического жанра и эпико-героических элементов придают «Сказанию о житии Александра Невского» как литературному произведению своеобразный неповторимый характер. Текст печатается по изданию: ПЛДР, 3. Стр. 175. ...как сказал Приточник... — Имеется в виду Соломон — царь Израильско-Иудейского царства в 965 — 928 гг. до н. э., который, согласно библейской традиции, славился необыкновенным умом и по преданию считается автором книги «Притчей Соломоновых». ...как лицо Иосифа... — По библейскому преданию Иосиф отличался необычайной красотой — «Иосиф Прекрасный». ...от силы Самсона... — В библейской мифологии богатырь, наделенный необычайной силой. ...у царя римского Веспасиана... — Веспа-сиан Тит Флавий (9—79 гг.). Далее имеется в виду осада им крепости Иоатапаты во время Иудейской войны (66—73 гг.). ...называют себя слугами божьими... — Речь идет о крестоносцах. Андреаш — магистр Ливонского ордена крестоносцев в 1240 —1241 гг. Андрей фон Фельвен. ...церковь святой Софии... — Софийский собор в Новгородском кремле построен в 1045-1050 гг. Стр. 176. Вспомним Песнотворца... — Имеется в виду Давид — царь Израильско-Иудейского царства (конец II в. ок. 950 г. до н. э.), считается автором библейской книги «Псалтырь», пользовавшейся большой популярностью в Древней Руси. Стр. 177. Шнек — вид судна. Езекии-царе... — Имеется в виду иудейский царь Езекия (721 — 693 гг. до н.э.), по библии, истребил медного змея, которого сделал Моисей. В его правлении царь Ассирии в 705 — 630 гг. до н. э. Синахериб осадил Иерусалим в 700 г. до н. э.; во время осады произошло чудо, о котором и говорится в тексте. Стр. 178. ...реки Ижоры...— река, впадающая в Неву. ...построили город на земле Александровой... — крепость Копорье, недалеко от Финского залива, построенная ливонца-ми на новгородской земле. ...взят город Псков... — Псков был взят в 1240 г. из-за предательства местных бояр. Александр Невский освободил город в 1242 г. ...помог Моисею одолеть Амалика... — Библейская легенда, согласно которой только благодаря божественной помощи Моисей (библейский пророк, выведший, согласно легенде, израильтян из Египта) смог одержать победу над вождем амалекитян — народа, занимавшего | земли между Египтом и Палестиной. И была сеча жестокая...— т. е. битва на Чудском озере (Ледовое побоище), состоявшаяся | 5 апреля 1242 г. Стр. 179. ...как Иисуса Навина у Иерихона.— Согласно Ветхому завету, крепостные стены Иерихона обрушились от криков и звуков труб войска Иисуса Навина, преемника Моисея в качестве вождя израильтян, осаждавшего город. ...от моря Хонужского... — т. е. Каспийского моря. ...в восточной стране сильной царь... — Хан Батый (см. с. 142). Стр. 180. ...жены моавитские... — Здесь: подразумеваются жены татар. ...послал воеводу своего Неврюя...— Имеется в виду Неврюево нашествие 1252 г., когда ханом в Орде стал уже сын Батыя Сартак. ...пришли к нему послы от папы... — По-видимому, речь идет об одной из попыток папы Иннокентия IV (ок. 1195-1254) подчинить Ватикану Русь, за что он обещал ей помощь в борьбе с Ордой. ...до начала Авраама... — По библейскому преданию Авраам родоначальник еврейского народа. ...до Августа... — Римский император Октавиан Август (63 до н. э.— 14 гг. н. э.). ...до первого собора и седьмого...— 1-й собор (см. с. 172), 7-й собор — в 787 г. Стр. 181. ...и взял город Юрьев... — Юрьев — современный Тарту, взят сыном Александра Невского в 1262 г. Положено же было тело...— При Петре I (1672—1725) останки Александра Невского были перенесены из Владимира в Петербург.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.12.7 (0.011 с.) |