Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повесть о смерти воеводы М. В. Скошша-шуйскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С того времени, как произнес бог: «Да будет свет, небо и земля, и солнца ход и луны наращение и умаление; и когда явились звезды, восхвалили меня громко все ангелы мои»,— с того времени всякая тварь и люди расселились, рассчитали время, индикты и по-еврейски, и по-гречески, и по-латински: по расчету же времени и лет на русском языке — в 7118 (1610) году скончался благоверный, и благородный, и благочестивый муж из рода благочестивого государя царя и великого князя всея Руси Василия Ивановича Шуйского (последний же происходил из единого корня, разделившегося на отдельные ветви государственных родов, от обладателя вселенной Августа, кесаря Римского, и от основоположника единой православной веры христианской, князя Киевского и всей Русской земли Владимира, и от единой отрасли великого князя Александра Ярославича Невского), скончался боярин, воин и воевода, ближайший советник царя и управитель, по родству же ему нетий, то есть племянник, князь Михайло Васильевич, Шуйским именуемый. От великого князя Александра Ярославича Невского, как уже ранее сказали мы, родились князь Андрей Владимирский и Суздальский, и князь Даниил Московский, и прочие братья, и от этого князя Андрея Александровича произошли князья Суздальские и Шуйские, а от князя Даниила Александровича Московские князья и цари пошли. Но о том умолчим; и обратимся к вышесказанному о кончине князя Михаила Васильевича Шуйского. Тогда именно, как тот воин и воевода, князь Михайло Васильевич Шуйский по приказу царя приехал из Александровской слободы в царствующий град Москву, родился нежданно, за грехи наши, у боярина князя Ивана Михайловича Воротынского сын — княжич Алексей. И не исполнилось ему еще двух месяцев, через сорок дней по рождении, приглашен был князь Михайло стать крестным отцом, а кумой — княгиня Марья, жена князя Дмитрия Ивановича Шуйского, дочь Малюты Скуратова. И по совету злых изменников и советников замышляла она в уме своем злую мысль изменную — поймать князя, как птицу в лесу, и изжарить. Змея она лютая, со злым взглядом, словно рысь, зверь лютый. Дьяволу то потеха учиняется, сатане невеста готовится. И как был после честного стола веселый пир, та злодейка — кума крестная, княгиня Марья, по дьявольскому наваждению, подносила чару питья куму крестному и била челом, поздравляла его с крестником Алексеем Ивановичем. А было в той чаре приготовлено питье лютое, питье смертное. И князь Михайло Васильевич выпивает ту чару досуха, а не ведает он, что то злое питье, лютое, смертное. И не в долгий час у князя Михаила в утробе возмутилось все, и не допировал он пиру почестного и поехал к своей матушке княгине Елене Петровне. И как вошел он в свои хоромы княженецкие, увидела мать его, посмотрела ему в очи ясные; а очи у него сильно помутились, лицо у него страшно кровью налилось, волосы на голове встали, колеблются. И заплакала тут горько мать его родимая и в слезах говорит ему слово жалостное: «Чадо мое, сын, князь Михайло Васильевич, зачем ты рано и скоро с честного пира отъехал? Или богоданный тебе крестный сын принял крещение не в радости? Иль тебе в пиру место было не по рождению? Иль тебе кум и кума подарки дарили не почетные? И кто тебя на пиру честно напоил честным питьем? И с того питья вовек будет не проспаться тебе. И сколько я тебе, чадо, как был ты в Александровой слободе, наказывала: не езди ты, сын, в Москву; ведь лихи в Москве звери лютые, пышут они ядом змеиным, изменническим». И упал князь Михайло на ложе свое, и начала утроба его люто терзаться от того питья смертного. На ложе в тоске он мечется и бьется, стонет, криком страшным кричит, словно зверь под землей, и велит позвать отца духовного. А мать и жена его, княгиня Александра Васильевна, и все в доме его в слезах пребывали и испускали горестный вопль и крики. И весть о той болезни его страшной дошла до войска его и до помощника его, иноземного воеводы, Якова Пунтусова. И многие доктора иноземные с многими лекарствами пригодными не могли никак болезнь ту вылечить. Со двора доктора иноземные от князя выходили и слезы горько лили, как о государе своем. И тот же день, в час всенощной службы, как в житии Василия Великого, «солнце зашло к солнцам» по окончании дневных часов в 23-й день апреля месяца в ночь со дня воина и страстотерпца Георгия на день воеводы Саввы Стратилата, ибо и этот воином был, воеводой и стратилатом. Но в тот час не слышно еще о том было по Московскому государству, по причине наступившей ночи. Наутро же, во вторник на рассвете, по восходе солнца, слышно было по всему царствующему граду Москве: «Покинул он этот свет, скончался князь Михайло Васильевич». И вот стекается тогда ко двору его множество войска, помощников из храброй дружины его, и множество народа, согласно с некогда писанным: «Юноши с девами и старцы с юношами и матери с младенцами и всякого возраста люди со слезами и с великим рыданием». Из войска же его, из храброй дружины князя Михаила Васильевича, приходили на двор его ближние помощники, воеводы, дворяне и дети боярские, сотники и атаманы и припадали к одру его со слезами, с воплями громкими и стенанием. И горько говорили в слезах, "с причитаниями: «О, не только господин, но и государь наш, князь Михайло Васильевич! Отошел ты от этого света, пожелал ты небесному царю воином стать! А нас на кого ты оставил? И кто у нас грозно, и совершенно, и храбро полки устроит? И у кого ты наказал нам служить, у кого жалованье просить? И за кем нам радостно и весело ехать с врагами на бой? Ты, государь наш, не только подвигом своим врагов устрашал, но едва и мыслью помыслишь ты о врагах своих, литовских и польских, как они уж от одной мысли твоей прочь бегут, страхом охвачены. А ныне мы, как скоты бессловесные, словно овцы без пастыря крепкого. У тебя, государя нашего, в полках войска нашего и без наказаний страшно и грозно было, а мы были и радостны и веселы. И как ты, государь наш, бывало, поедешь у нас в полках, мы, словно на солнце в небе, наглядеться не можем на тебя». Но мы всё вкратце здесь описываем, ибо не можем изложить пространно жалостный плач и причитания их. Возвратимся же к сказанному. Так ко двору его стекаются и власти предержащие, устраивающие царство и правящие народом; также и нищие, и убогие, и вдовы, и слепые, и хромые, всяк со слезами и горькими воплями, крича и причитая; явились также и богатые вельможи. Пришел сюда и иноземный воевода Яков Пунтусов с двенадцатью своими воеводами и со своими дворянами. А московские вельможи не хотели его на княжеский двор к мертвому телу допустить по причине его иноверия. Яков же с грубыми словами тогда произнес, плача: «Как же вы меня не допускаете своими очами взглянуть на моего не только господина, но и государя, кормильца моего? Что же это такое делается?» И пустили его во двор. И Яков, войдя, увидел мертвое его тело, и заплакал горько, и целовал его тело; а простившись, пошел со двора, плача горько. И говорил он, захлебываясь слезами: «Московский народ! Уже не будет у меня не только на Руси вашей, но и в моей немецкой земле, во владениях королевских величеств, такого государя!» Также явился сюда и сам царь с братьями своими, и патриарх Гермоген, державший тогда святительский престол великой России, и митрополиты, и епископы, архимандриты, игумены, и протопопы, и все духовенство, и все иночество, монахи и монахини. И не хватило места вместить все множество народа. Тогда послали по всем торговым местам Московского государства изыскать колоду дубовую, что послужила бы гробом, куда положат тело его. И, сняв мерку с него, ходили по всем торговым местам, выбрали самый большой гроб; но и в него не могли поместить тело его. Тогда пристрогали колоду ту по концам, и так лишь с трудом смогли положить в колоду тело его, чтобы вынести его в церковь. Тогда же привезли каменный гроб большой, но и в него невозможно было поместить тело его, поскольку был он росту высочайшего, как говорится у пророка Давида — «более всех сынов человеческих». И так устроив его в деревянном гробе, понесли, намереваясь положить его по такой причине на время в Чудовом монастыре архистратига Михаила, до тех пор, пока приготовят надлежащий каменный гроб, дабы затем положить тело его в городе Суздале, среди других гробниц родителей и прародителей его. А в Суздале-городе было в то время великое дел расстройство, ибо осилили там воры и литовцы, паны с войском своим. Решено было, как только отступят они, отвезти тело его в Суздаль-город. И толпа народная, услышав, что хотят положить тело его в Чудовом монастыре, возопила всенародно в один голос: «Подобает такого мужа, воина и воеводу, супротивников победителя, положить в соборной церкви архангела Михаила и приобщить его гроб, ради великой храбрости и побед его над врагами, к гробницам царским и великих князей, поскольку и он из их же рода и колена»,— как ранее и сказали мы. И тогда царь громогласно сказал народу: «Достойно и правильно так совершить». И понесли гроб его на плечах в соборную церковь архангела Михаила в сопровождении патриарха, митрополитов и всего духовенства; и царь также следовал за ним и весь царский синклит; и множество народа предшествовало и следовало за гробом и все духовенство, певшее надгробные песнопения. Народные же крики и вопли громкие покрывали надгробное пение, и не слышно было голосов певчих. Удивительно было смотреть на столь бесчисленное собрание народа, предшествующего гробу и за ним следующего, словно множество звезд небесных или, согласно писанию, как песок морской. И не было видно ни одного человека, который не плакал бы; но все проливали слезы, и каждый предавался великому плачу и рыданию — и богатые, и убогие, и нищие, хромые и слепые, а безногие, ползая, головами своими бились о землю, плача и жалобно причитая. Да и сам царь и патриарх со стенанием, воплями и рыданием плакали горько пред всем народом. Если бы у кого и каменное сердце было, и тот проникнулся бы жалостью, смотря на плачущий народ свой. И так с великим трудом из-за скопления народа несли тело его в гробу к церкви. И в таком многолюдстве и тесноте донесли в гробу тело его, как некогда Алексея, божия человека, и поставили посреди церкви архангела Михаила. Окончив же подобающее над гробом пение, разошлись до тех пор, как устроят упомянутый выше каменный гроб и могилу для помещения гроба выкопают. Но люди простые и нищие, как и вдовицы и черноризцы, весь тот день провели над гробом в плаче и скорби. И непрестанно читали над ним Давидовы псалмы, сменяясь днем и ночью. Наутро же, с рассветом, по окончании утренней молитвы, когда вновь засияло солнце и наступил второй час, опять стекаются всенародные толпы со всего Московского царства, поскольку во вчерашний день не дошло еще до слуха всех и не всем известно было, где он погребен будет. Ныне же вдвое больше народа о том услышало, и потому бесчисленное множество собралось отовсюду мужей и жен, и, как уже сказано ранее, старцев с юношами; нищие, слепые и хромые. Кто не знал его при жизни, и те, наслышанные о храбрости его и победах его над врагами, стремились участниками стать погребения. Тогда опустели торжища и лавки были пустыми оставлены, рабы бросили службу господам своим, а жители дома свои, и всякого возраста люди сошлись на погребение его. Некоторое же время спустя опять собрались в церкви царь, и патриарх, и царские советники, и все духовенство, и началось уставное пение погребальное. И голоса поющих подымались мощно, ибо пели два хора попеременно. Бояр же и служилых людей, бывших с ним на великой службе, свидетелей его побед и воинских успехов, а особливо простых людей было множество, как уже выше сказано,— словно звезды небесные или песок морской; множество было вдов, оставшихся без мужей своих, монахинь, нищих и сирот, вопивших, кричавших и плакавших. И не слышно было хора певчих, словно были все тут в исступлении; казалось, будто и воздух гудит, и земля стонет, и камни колеблются не только у церковных стен, но и у городских; казалось, по словам пророка, будто поднимется кровля храма от криков и воплей. Не слышно было поющего хора, а иереи в церкви осветились множеством свечей, помост же церковный наводнился слезами, народом источаемыми. И нельзя рассказать и описать (по слову апостола: «сердце человека не вместит»), сколь жалостно плакал народ, причитая. Одни о нем как о столпе русской земли говорили, другие же твердою и великой крепостью называли. А еще другие называли его новым Иисусом Навином, иные же Гедеоном, Бараком или Самсоном, победителем иноплеменников, что выехал с малой силою, но распространил свою власть и вернулся во множестве. Были и такие, что уподобляли его Давиду, мстителю на врагов, или Иуде Маккавейскому, в столь тяжкое время славную храбрость показавшему. И, словами апостола говоря, «преодолели они немощь свою» и были крепкими в битвах, обратив в бегство полки чужеземцев. Некто же из стоящей здесь народной толпы восклицал во всеуслышание со слезами: «Взял ты у нас, господи, такого-то воеводу князя Михаила Васильевича! Ныне же сам заступайся за нас, подобно тому, как при Езекии против Сенахерима, царя Невгитского». А некто из служивших ему произнес: «Не подобает телу его в земле рассыпаться: известна мне чистота его и телесная и духовная». Да что много говорить о том: слух не вместит жалостного плача и причитания! И мнится, словно сон все то было или подобно смятению апостола Петра, когда ангел вывел его из темницы. И не только народ русской земли всем миром плакал тогда, но и иноземцы, немецкие люди; и сам шведский воевода Яков Пунтусов к русскому народу в слезах и в печали так обращается: «Уже,— говорит,— нашего кормильца и вашего доброхота, русской земли столпа и забрала, стойкого воеводы не стало!» И весь прочий народ (умолчим мы здесь о других умильных и жалостных иноземного воеводы речах),— весь русский народ воскликнул в ответ: «Воистину было так». И, как в евангелии сказано, «не вместить письменам» их плача. И, окончив так надгробное пение, кладут тело его в упомянутый ранее каменный гроб и относят его в соборную церковь обретения честной главы пророка Иоанна Крестителя в придел за алтарем на южной стороне. И положили его «в свежевыкопанной могиле, где никто», по евангелию, «прежде того не был положен», там, в соборной церкви, как выше сказано, за алтарем придела в честь святой живоначальной Троицы, где были погребены блаженной памяти благочестивые цари и великие князья: царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич, Иона в иночестве, сын его благодатный, благородный и благочестивый царевич Иван и второй сын, царь и великий князь всея Руси Феодор Иванович. Вспомним же и еще некоторые из древних повествований, коим уподобим эти события. Так оплакивал прежде патриарха Иакова Иосиф с другими своими братьями, а вместе с ним и египтяне. Или, скажем, при исходе Израиля из Египта в пустыню у горы Синая плакал так весь Израиль при пророке Моисее; или, сказать более, оплакивал столь же горестно весь Израиль пророка Самуила. Немало оплакивали люди и царя Иосея; или так же скорбел уничиженный и рассеянный Израиль по роду Маккавея и братьев его. И здесь не меньший плач был во всенародном собрании, в Новом Израиле, среди христианского народа государства Московского. А о матери его и о княгине Александре Васильевне что же сказать или написать? Сами вы знаете и поймете, что значит материнское сетование и рыдания о своих детях. Каково материнскому сердцу, если смерть настигнет даже не самое любимое дитя, не то что единственное! Как же княгиня Елена и княгиня Александра горько плакали, кричали, вопили и бились о гробницу князя Михаила из камня белого, в слезах жалостно причитая! Так причитала мать в печали своей: «О чадо мое милое, князь Михайло! Для моих слез ты на свет родился из утробы моей! И как же ты в утробе моей народился? Как не разверзлась утроба моя от тебя, чтобы выбросить тебя на землю?» А жена его причитала: «Государь ты мой князь Михайло Васильевич! Жена ли я, грешница, тебе не любимая? Не за то ли ты смерти предал себя? И зачем ничего не поведал мне? Ныне возьми ты меня под свою гробницу каменную, и предам я смерти себя под гробницею! Я готова за тебя в аду мучиться, чем живой на свете без тебя мне остаться здесь!» Сумейте же описать их жалобное причитание и плач горький! Но да будет вам известно, что и сам царь Василий, когда возвратился с погребения и вошел в свою палату, упал на свой царский золотой престол и плакал горько, захлебывался, омочив слезами престол, так что капали слезы на пол с престола. А мать покойного, княгиню Елену, и жену его, княгиню Александру, ближние их слуги верные с трудом от гробницы оттащили к дому их. Монахини же, иноки и вдовицы в слезах утешали их: «Да не плачьте вы, княгиня Елена Петровна и княгиня Александра Васильевна! Ведь богу так угодно было, чтоб короткий век прожить ему. Как бы вам от многих слез и печали большой в исступление ума не прийти!» А княгини те, мать и жена его, придя в дом свой, пали ниц на скамью, плакали горько, захлебывались, со стенаниями поливали скамью слезами своими. И, словно речные струи, потоки слез текли со скамьи на пол. И не принимали они пищи до утра. Так некогда Давид оплакивал Анафана, сына Саула. Старицы же, словно галки, а вдовицы, словно ласточки, и на другой день сидели около церкви той. Также и матери с младенцами и многие боярские жены овдовевшие собирались вместе у церкви и горько рыдали. И была в народе смута, толки и сомнения великие по причине смертельной болезни его. И говорили друг другу: «Откуда нашла на такого доблестного мужа смертельная напасть? На такого воина и воеводу! Если случилась она божиим попущением, то да будет воля господня!» И все при том сетовали. Нельзя умолчать об этом, по слову ангела к Товиту, что «о делах божиих надлежит извещать, тайны же царские — хранить». Тогда же явился некто среди жителей города, бывший прежде на службе царской живописцем Дворцового приказа. И рассказал он нам, говоря подробно: «До княжеской еще,— сказал он,— кончины» (о коей мы ныне повествуем),— «на пятнадцатый день от праздника Воскресения Христова, в ночь на понедельник видел я видение. Чудилось мне, что стою на площади государевой меж Пречистой соборной церковью и Архангелом. Посмотрел я на царские палаты. И вот почудилось мне, будто один из столбов у них развалился и потекла из него вода, но совсем черная, что смола или деготь. И упала, отломившись, половина столба, а вскоре за тем и другая половина его рухнула, и обе рассыпались в прах. И падение то показалось мне страшным. Я со страха тотчас проснулся и стал размышлять о видении. И после заутрени, не в силах утаивать сон, признался о том некоему мужу, преклонному старцу, лет девяноста от роду. Служил тот старец некогда в царских приказах и в больших чинах, был силен разумом, но по старости оставил царскую службу и жил смиренно, кормясь от своих вотчин. Он, услышав рассказ мой и размышляя о нем в уме своем, сказал мне: «Думается мне, что приближается к некоему великому мужу из царских палат смертельная напасть». Я же о видении и речах того человека все размышлял, но никому не говорил до сих пор, пока ныне не сбылись его слова». О прочем же, относящемся сюда, умолчим, дабы не постигла нас, по Апостолу, закоснелость. Достаточно и немного побеседовать о случившемся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.253 (0.016 с.) |