Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции



 

В основе современной техники бега на средние и длинные дистанции лежит способность быстрого продвижения вперед при условии экономич-ности, свободы и естественности движений. Под техникой бега следует понимать не только внешнюю форму, но и качественное содержание дви-жений бегуна, такие как, умение затрачивать минимум усилий на продви-жение вперед, включать в работу необходимые группы мышц.

 

Обучение технике бега несколько отличается от обучения другим видам легкой атлетики. Это связано с тем, что все начинающие в какой-то степени владеют техникой бега, т.е. умеют бегать. В связи с этим, прежде чем приступить к обучению техники бега, целесообразно на первых заня-тиях ознакомиться с особенностями каждого обучаемого и определить их индивидуальные недостатки, это снимет элемент подражания «идеально-му» представлению о технике бега на средние и длинные дистанции.

 

Существует определенная последовательность в обучении технике бега, одинаковая для всех возрастов:

 

Задача 1. Ознакомить с техникой бега на средние и длинные дис-танции.

 

Решение этой задачи начинается с выявления индивидуальных осо-бенностей занимающихся. С этой целью им предлагается поочередно сде-лать несколько пробежек со средней скоростью на отрезках 80–100 м. За-тем необходимо каждому указать на его наиболее грубые ошибки. Далее объясняются особенности техники бега, правила соревнований, и, наконец, преподаватель или квалифицированный бегун демонстрирует технику бе-га. Создать представление о технике бега помогают кинограммы, фотогра-фии, рисунки. После этого занимающиеся выполняют еще несколько про-бежек на отрезках 5–100 м.

Задача 2. Обучить технике бега по прямой.

 

Обучение бега по прямой начинается с показа бега, а затем создают-ся условия для правильного выполнения отдельных элементов техники.


 

 



Основным средством обучения данного вида легкой атлетики будет многократный бег с ускорением на различных отрезках, который должен проводиться сначала в медленном темпе, а по мере освоения навыков бега

с более высокой скоростью.

 

В процессе обучения преподаватель должен помнить основные тре-

бования к технике бега:

– прямолинейная направленность;

 

– полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выпадом впе-ред бедра маховой ноги;

 

– захлестывание голени маховой ноги в момент вертикали;

 

– свободная и энергичная работа рук;

– прямое положение туловища и головы;

 

– быстрая и мягкая постановка стопы на грунт с передней части.

Задача 3. Обучить технике бега по повороту.

 

Для обучения технике бега по повороту применяется пробежка по повороту беговой дорожки стадиона (манежа), бег с различной скоростью по кругу радиусом 20 – 10 м, а также бег по прямой с входом в поворот и бег по повороту с последующим выходом на прямую. В процессе обучения бегу по виражу необходимо следить за наклоном тела в сторону поворота и за тем, чтобы дальняя от поворота рука работала шире и больше в сторону (как бы поперек тела). Наклон туловища внутрь круга зависит от крутизны поворота и скорости бега. Стопы ног следует поворачивать носками в сто-рону поворота, причем в большей степени поворачивается внутрь дальняя от поворота нога. При выбегании на прямую после поворота следует обра-тить внимание на свободный размашистый бег с сохранением набранной скорости.

 

Успешность обучения этой задачи во многом зависит от того, как обучаемые овладели раскрепощенным бегом по прямой. Весь бег по вир а-жу проходит в напряженном состоянии, но необходимо вернуться к уп-ражнениям в беге по прямой.

 

Задача 4. Обучить технике высокого старта и стартовому ускорению.

 

Обучение технике высокого старта начинают с демонстрации данно-го бега. Затем изучают основные положения бегуна по командам «На старт!», «Марш!» и особенности стартового разгона. Группе занимающих-ся следует сразу изучить стартовые положения. По команде «На старт!» занимающиеся выстраиваются в одну или несколько шеренг и принимают позу высокого старта. Преподаватель просматривает всех учеников, при необходимости поправляет их. По команде «Марш!» занимающиеся про-бегают определенный отрезок и возвращаются обратно. На начальной ста-дии обучения паузы между предварительной и исполнительной командами можно специально удлинить, чтобы начинающие спортсмены успели при-нять устойчивую позу и своевременно начали бег по сигналу из удобного положения. В дальнейшем пауза сокращается до обычной. При обучении выходу со старта и стартовому ускорению сначала занимающиеся старту-


 

 



Основным средством обучения данного вида легкой атлетики будет многократный бег с ускорением на различных отрезках, который должен проводиться сначала в медленном темпе, а по мере освоения навыков бега

с более высокой скоростью.

 

В процессе обучения преподаватель должен помнить основные тре-

бования к технике бега:

– прямолинейная направленность;

 

– полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выпадом впе-ред бедра маховой ноги;

 

– захлестывание голени маховой ноги в момент вертикали;

 

– свободная и энергичная работа рук;

– прямое положение туловища и головы;

 

– быстрая и мягкая постановка стопы на грунт с передней части.

Задача 3. Обучить технике бега по повороту.

 

Для обучения технике бега по повороту применяется пробежка по повороту беговой дорожки стадиона (манежа), бег с различной скоростью по кругу радиусом 20 – 10 м, а также бег по прямой с входом в поворот и бег по повороту с последующим выходом на прямую. В процессе обучения бегу по виражу необходимо следить за наклоном тела в сторону поворота и за тем, чтобы дальняя от поворота рука работала шире и больше в сторону (как бы поперек тела). Наклон туловища внутрь круга зависит от крутизны поворота и скорости бега. Стопы ног следует поворачивать носками в сто-рону поворота, причем в большей степени поворачивается внутрь дальняя от поворота нога. При выбегании на прямую после поворота следует обра-тить внимание на свободный размашистый бег с сохранением набранной скорости.

 

Успешность обучения этой задачи во многом зависит от того, как обучаемые овладели раскрепощенным бегом по прямой. Весь бег по вир а-жу проходит в напряженном состоянии, но необходимо вернуться к уп-ражнениям в беге по прямой.

 

Задача 4. Обучить технике высокого старта и стартовому ускорению.

 

Обучение технике высокого старта начинают с демонстрации данно-го бега. Затем изучают основные положения бегуна по командам «На старт!», «Марш!» и особенности стартового разгона. Группе занимающих-ся следует сразу изучить стартовые положения. По команде «На старт!» занимающиеся выстраиваются в одну или несколько шеренг и принимают позу высокого старта. Преподаватель просматривает всех учеников, при необходимости поправляет их. По команде «Марш!» занимающиеся про-бегают определенный отрезок и возвращаются обратно. На начальной ста-дии обучения паузы между предварительной и исполнительной командами можно специально удлинить, чтобы начинающие спортсмены успели при-нять устойчивую позу и своевременно начали бег по сигналу из удобного положения. В дальнейшем пауза сокращается до обычной. При обучении выходу со старта и стартовому ускорению сначала занимающиеся старту-


 

 



ют по отдельности. Преподаватель обращает внимание на работу рук, ак-тивное выталкивание, сохранение наклона и своевременное выпрямление туловища с переходом на бег по дистанции.

 

По мере освоения техники выполнения высокого старта стартовые отрезки удлиняются, а скорость их пробегания увеличиваются.

Задача 5. Обучить технике финиширования.

 

Финиширование – это бег на последних 10–15 м дистанции, с пробе-ганием финишного створа без снижения скорости и перестройки беговых движений. Ознакомление с техникой финиширования проводится в форме рассказа о способах пересечения полоски финиша с демонстрацией харак-терных поз бегуна в данный момент. Практическое обучение технике фи-нишного броска наминается с имитации выполнения в ходьбе быстрого наклона туловища вперед с отведением рук назад и выставлением ноги вперед. Можно выполнять это движение с поворотом туловища, пересекая правым или левым плечом плоскость финиша в опорный момент бегового шага, но без прыжка и падения. После усвоения навыка финишного броска в ходьбе можно переходить к его обучению в беге.

 

Задача 6. Совершенствование техники бега в целом с учетом инди-видуальных особенностей занимающихся.

 

По мере овладения основой и ведущими движениями техники бега на средние и длинные дистанции, в процессе обучения необходимо уста-новить индивидуальные особенности занимающихся и определять пути их использования при дальнейшем совершенствовании техники бега в целом. В процессе совершенствования необходимо уделять большое внимание повышению уровня физической подготовленности и использовать специ-альные подготовительные упражнения, которые способствуют устранению индивидуальных ошибок в технике бега [2].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.012 с.)