Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения технике барьерного бегаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Барьерный бег является одним из наиболее сложных в коорди-национном отношении видов легкой атлетики. Сложность этого бега за-ключается в том, что бегуну, помимо соответствующих требований к ско-ростному бегу на гладкой дистанции, необходимо четко соблюдать определенный ритм и длину шагов от старта до последнего барьера, не до-пускать излишних вертикальных колебаний ОЦМ, владеть хорошей коор-динацией движений, иметь силу и ловкость, гибкость и подвижность в та-зобедренных суставах. Приступать к овладению техникой барьерного бега возможно лишь после того, как занимающиеся овладели основами гладко-го бега и освоили технику высокого и низкого стартов.
Алгоритм обучения технике барьерного бега: Задача 1. Ознакомить с техникой барьерного бега.
Ознакомление следует начинать с демонстрации техники бега по дистанции, которая включает бег со старта с преодолением 3 – 4 барьеров и финиширование. Желательно продемонстрировать технику бега еще 2 –3 раза, а затем предложить занимающимся самим несколько раз пробежать в три шага через 2 – 3 барьера, высотой 40–50 см и расстоянием 7 –8 м. В процессе показа техники барьерного бега обратить внимание занимаю-щихся на смелое подбегание к барьеру, бросок на барьер и связь ритма преодоления барьера с бегом между ними. Задача 2. Обучить технике преодоления барьера.
Барьерный бег требует от спортсмена хорошей гибкости задней и передней поверхности бедра, подвижности в тазобедренных суставах. По-этому, прежде чем приступить к решению этой задачи, необходимо озна-комить занимающихся с упражнениями, направленными на развитие гиб-кости и эластичности мышц и связочного аппарата.
1. Стоя на одной ноге у опоры, делаются махи другой ногой вперед –
назад.
2. Стоя лицом к опоре, делаются махи прямой ногой в правую и ле-вую стороны. 3. Ходьба с наклонами вперед и доставанием пола руками.
4. Ходьба с выпадами вперед и пружинистым покачиванием тулови- ща, а затем с наклоном вперед и доставанием локтями пола.
5. Стоя спиной к гимнастической стенке, согнуть в колене ногу и зане-сти носок стопы на перекладину. Прогнуться в пояснице, выводя таз вперед.
6. Широко расставив ноги, совершать попеременные приседания то на правой, то на левой ноге, пружинисто покачиваясь.
7. Сесть в положение «барьерного шага» (маховая нога вытянута впе-ред, толчковая, согнутая в стопе, отведена в сторону под прямым углом).
8. Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении.
Опираясь руками о пол, подняться вверх, приняв положение «широкого шага». Не отрывая пяток от пола, переместиться в положение «барьерного шага», при котором толчковая нога вытянута вперед, а маховая отведена в сторону.
9. Поставить ногу пяткой на гимнастического «коня», барьер или другую опору, наклониться вперед и в сторону отведенной ноги.
10. Стоя боком у барьера, гимнастической стенки или «коня», поло-
жить согнутую в колене ногу на опору. Наклоны туловища в сторону отве-денной ноги, а затем вперед – вниз, одновременно опуская плечо и руку, противоположные стоящей ноге.
Здесь и далее упражнения проводятся с постепенным усложнением. Занимающиеся должны постепенно освоить все перечисленные упражне-ния. В процессе дальнейших занятий, когда бегуны уже приобретут доста-точную барьерную гибкость, число упражнений и количество их повторе-ний уменьшается.
По мере развития гибкости, эластичности мышц и связочного аппарата и знакомства с техникой барьерного бега занимающиеся приступают к овла-дению техникой преодоления препятствий и ритмикой бега между ними.
Подводящие упражнения целесообразно выполнять в той пос - ледовательности, в которой производятся движения в барьерном беге.
В первую очередь следует освоить упражнения, направленные на ов-ладение правильным выполнением отталкивания и входом на препятст-вие.
1. Стоя спиной к гимнастической стенке или препятствию и опираясь на него, делается подъем и выпрямление маховой ноги над барьером, затем нога возвращается в исходное положение. Опорную ногу в колене не сги-бать. Барьер должен стоять на расстоянии 1 –1,20 м от бегуна.
2. Стоя между барьерами и опираясь на них руками, делается подъем маховой ноги с продвижением таза вперед.
3. Делать подскоки на толчковой ноге, удерживая маховую ногу под прямым углом, разгибая и сгибая ее в коленном суставе при Каждом под- скоке. Толчковая нога при этом не сгибается.
4. Имитация атаки барьера, поставленного у гимнастической стенки или гимнастического коня, стопки матов. При выполнении упражнения нужно следить за тем, чтобы бедро маховой ноги поднималось несколько выше уровня «коня», после чего производить быстрое ее разгибание в ко-ленном суставе до полного выпрямления. Одновременно «выбрасывается» рука, разноименная маховой ноге, и увеличивается наклон туловища. По-степенно упражнение усложняется тем, что выполняется с подходом и ата-
6. Широко расставив ноги, совершать попеременные приседания то на правой, то на левой ноге, пружинисто покачиваясь.
7. Сесть в положение «барьерного шага» (маховая нога вытянута впе-ред, толчковая, согнутая в стопе, отведена в сторону под прямым углом).
8. Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении.
Опираясь руками о пол, подняться вверх, приняв положение «широкого шага». Не отрывая пяток от пола, переместиться в положение «барьерного шага», при котором толчковая нога вытянута вперед, а маховая отведена в сторону.
9. Поставить ногу пяткой на гимнастического «коня», барьер или другую опору, наклониться вперед и в сторону отведенной ноги.
10. Стоя боком у барьера, гимнастической стенки или «коня», поло-
жить согнутую в колене ногу на опору. Наклоны туловища в сторону отве-денной ноги, а затем вперед – вниз, одновременно опуская плечо и руку, противоположные стоящей ноге.
Здесь и далее упражнения проводятся с постепенным усложнением. Занимающиеся должны постепенно освоить все перечисленные упражне-ния. В процессе дальнейших занятий, когда бегуны уже приобретут доста-точную барьерную гибкость, число упражнений и количество их повторе-ний уменьшается.
По мере развития гибкости, эластичности мышц и связочного аппарата и знакомства с техникой барьерного бега занимающиеся приступают к овла-дению техникой преодоления препятствий и ритмикой бега между ними.
Подводящие упражнения целесообразно выполнять в той пос - ледовательности, в которой производятся движения в барьерном беге.
В первую очередь следует освоить упражнения, направленные на ов-ладение правильным выполнением отталкивания и входом на препятст-вие.
1. Стоя спиной к гимнастической стенке или препятствию и опираясь на него, делается подъем и выпрямление маховой ноги над барьером, затем нога возвращается в исходное положение. Опорную ногу в колене не сги-бать. Барьер должен стоять на расстоянии 1 –1,20 м от бегуна.
2. Стоя между барьерами и опираясь на них руками, делается подъем маховой ноги с продвижением таза вперед.
3. Делать подскоки на толчковой ноге, удерживая маховую ногу под прямым углом, разгибая и сгибая ее в коленном суставе при Каждом под- скоке. Толчковая нога при этом не сгибается.
4. Имитация атаки барьера, поставленного у гимнастической стенки или гимнастического коня, стопки матов. При выполнении упражнения нужно следить за тем, чтобы бедро маховой ноги поднималось несколько выше уровня «коня», после чего производить быстрое ее разгибание в ко-ленном суставе до полного выпрямления. Одновременно «выбрасывается» рука, разноименная маховой ноге, и увеличивается наклон туловища. По-степенно упражнение усложняется тем, что выполняется с подходом и ата-
ка на препятствие дополняется броском руки и активным продвижением вперед туловища.
Затем в обучении применяются подводящие упражнения для овладе-ния техникой работы толчковой ноги.
1. Скольжение стопой толчковой ноги вдоль наклонной поверхности барьера с последующим выносом ее вперед.
2. Перенос толчковой ноги через барьер, стоя в положении неболь- шого наклона вперед с упором рук о гимнастическую стенку, барьер.
При выполнении этих упражнений необходимо следить за тем, что-бы опорная нога не сгибалась в колене.
3. Перенос толчковой ноги сбоку через два барьера разной вы соты, стоящих друг от друга на расстоянии 50 – 60 см.
Дальше следуют упражнения для обучения сочетанию движений ма-ховой и толчковой ног и схода с препятствия.
1. Сидя на «коне» в положении «широкого шага», одновременно с опусканием маховой ноги перенести толчковую ногу через снаряд.
2. Преодолеть барьер из положения «стоя» на толчковой ноге и дер-
жа ногу над барьером (опустить маховую ногу, одновременно отталкива-ясь толчковой).
Выполнять упражнение можно как с места, так и с подходом к барьеру. Дальнейшее обучение технике перехода через барьер происходит одновременно с обучением ритма бега, что способствует закреплению тех-нических навыков, полученных в процессе выполнения специальных уп- ражнений. Задача 3. Обучить ритму и технике бега между барьерами.
Для решения этой задачи на дорожке ставятся 3 – 5 барьеров высо-той 50–60 см на расстоянии 7 м друг от друга. Расстояние о т линии старта до первого барьера составляет около 7 – 7,5 м. Занимающиеся должны из положения высокого старта преодолеть дистанцию, сделав до первого барьера 4 шага, а между препятствиями – 3 шага.
Ритм бега должен быть следующим: первые три шага одинаковы по времени, четвертый быстрее. Преподаватель голосом или хлопками задает данный ритм, например: «Раз, два, три – гоп! Раз, два, три – гоп!»
Для дальнейшего освоения ритмом бега целесообразно разметить дорожку по длине шагов. Примерное их соотношение должно быть сле-дующим: первый отрезок 105 см, второй – 130 см, третий – 155 см, четвер-тый – 140 см, расстояние от места отталкивания до барьера – 170 см.
Очень важно при этом обратить внимание занимающихся на то, что сокращение последнего, перед отталкиванием на барьер, шага происходит за счет постановки ноги как можно ближе к проекции ОЦМ с передней части стопы.
В процессе освоения ритма и техники бега расстояние между барье-рами и их высота увеличиваются, необходимо также повышать скорость пробегания дистанции.
ка на препятствие дополняется броском руки и активным продвижением вперед туловища.
Затем в обучении применяются подводящие упражнения для овладе-ния техникой работы толчковой ноги.
1. Скольжение стопой толчковой ноги вдоль наклонной поверхности барьера с последующим выносом ее вперед.
2. Перенос толчковой ноги через барьер, стоя в положении неболь- шого наклона вперед с упором рук о гимнастическую стенку, барьер.
При выполнении этих упражнений необходимо следить за тем, что-бы опорная нога не сгибалась в колене.
3. Перенос толчковой ноги сбоку через два барьера разной вы соты, стоящих друг от друга на расстоянии 50 – 60 см.
Дальше следуют упражнения для обучения сочетанию движений ма-ховой и толчковой ног и схода с препятствия.
1. Сидя на «коне» в положении «широкого шага», одновременно с опусканием маховой ноги перенести толчковую ногу через снаряд.
2. Преодолеть барьер из положения «стоя» на толчковой ноге и дер-
жа ногу над барьером (опустить маховую ногу, одновременно отталкива-ясь толчковой).
Выполнять упражнение можно как с места, так и с подходом к барьеру. Дальнейшее обучение технике перехода через барьер происходит одновременно с обучением ритма бега, что способствует закреплению тех-нических навыков, полученных в процессе выполнения специальных уп- ражнений. Задача 3. Обучить ритму и технике бега между барьерами.
Для решения этой задачи на дорожке ставятся 3 – 5 барьеров высо-той 50–60 см на расстоянии 7 м друг от друга. Расстояние о т линии старта до первого барьера составляет около 7 – 7,5 м. Занимающиеся должны из положения высокого старта преодолеть дистанцию, сделав до первого барьера 4 шага, а между препятствиями – 3 шага.
Ритм бега должен быть следующим: первые три шага одинаковы по времени, четвертый быстрее. Преподаватель голосом или хлопками задает данный ритм, например: «Раз, два, три – гоп! Раз, два, три – гоп!»
Для дальнейшего освоения ритмом бега целесообразно разметить дорожку по длине шагов. Примерное их соотношение должно быть сле-дующим: первый отрезок 105 см, второй – 130 см, третий – 155 см, четвер-тый – 140 см, расстояние от места отталкивания до барьера – 170 см.
Очень важно при этом обратить внимание занимающихся на то, что сокращение последнего, перед отталкиванием на барьер, шага происходит за счет постановки ноги как можно ближе к проекции ОЦМ с передней части стопы.
В процессе освоения ритма и техники бега расстояние между барье-рами и их высота увеличиваются, необходимо также повышать скорость пробегания дистанции.
Задача 4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона спреодолением барьеров.
После усвоения техники преодоления препятствий и ритма бега при-ступают к обучению технике старта и стартового ускорения. Для этого не-обходимо овладеть техникой низкого старта, уметь быстро набирать ско-рость и ритмично выполнять бег до первого барьера, точно попадая ногой на место отталкивания через барьер, а также увеличивать скорость бега после преодоления препятствия.
Обучение низкого старта производится так же, как в беге на корот-кие дистанции. Нужно обратить внимание занимающихся на более энер-гичные движения рук и более быстрое выпрямление туловища. Основное средство обучения – бег с низкого старта с последующим преодолением 2–3 барьеров. В том случае если занятия длительное время включают бег со старта через один барьер, то спортсмены привыкают снижать скорость после его преодоления.
В начальный период обучения расстояние между барьерами может быть уменьшено.
Задача 5. Обучение технике барьерного бега в целом и ее совер-шенствование.
Решение этой задачи достигается многократным повторением специ-альных упражнений барьериста, бегом через барьеры различной высоты, бегом через увеличивающееся число барьеров, расставленных на разном расстоянии, бегом с низкого и высокого стартов по всей дистанции без учета времени и с контролем времени.
Следует отметить, что применение различного сочетания рас - становки барьеров и изменение их высоты позволяют сделать занятия бо-лее интересными, повышают их эмоциональность, облегчают процесс ов-ладения техникой. Эффективность обучения технике барьерного бега также значительно повышается при использовании учебных барьеров по-ниженной высоты и с мягкими перекладинами.
Принципиальная последовательность обучения технике барьерного бега на 400 м та же и происходит после овладения техни кой барьерного бега на короткие дистанции [2].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.011 с.) |