Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюционистские и гегельянские корниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящей главе мы обратимся к другому видению истории, которое, несмотря на его тесную связь с эволюционизмом, должно рассматриваться отдельно. Речь идет об историческом материализме, представленном в работах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их многочисленных последователей. Теория Маркса уходит корнями в интеллектуальную атмосферу XIX в. Маркс разделял все фундаментальные научно-теоретические догадки своей эпохи, согласно которым человеческая история есть «естественный», т. е. регулярный и познаваемый процесс, и в качестве такового, подобно всем другим областям реальности, должна быть предметом теоретического анализа с целью выяснения ее законов. Научный подход позволит выявить тенденции в исторических событиях даже на самой широкой исторической шкале, и это, в свою очередь, позволит людям управлять своей судьбой. Конечная цель Маркса состояла в определении «железных законов» человеческой истории для того, чтобы формировать ее в прогрессивном направлении. Свое жизненное кредо он выразил в одиннадцати «Тезисах о Фейербахе» (1845): «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (278; 30). Некоторые основные положения Маркса относительно истории просто повторяют эволюционистское кредо. Так, (1) он твердо верил в прогресс как общее направление исторического процесса и разделял оптимизм эволюционистов, подчеркивая постоянное улучшение общества. (2) Маркс считал, что движущие силы истории имеют имманентный, обусловленный внутренними причинами характер, и рассматривал ее как последовательное прохождение вполне определимых стадий по единому пути (хотя признавал некоторые исключения и отклонения от общей траектории, скажем, то, что он называл «азиатским способом производства»). Наконец, (4) Маркс рассматривал в качестве важнейшей черты истории растущую сложность и дифференциацию обществ, особо выделяя разделение труда. Таким образом, некоторые работы основоположников марксизма полностью соответствуют идеям классического эволюционизма. Например, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса (1884) представляет собой просто расширенный комментарий и дальнейшую разработку эволюционной теории Льюиса Моргана. Истинная специфика исторического материализма по сравнению с эволюционизмом выявляется лишь тогда, когда Маркс обращается к учению Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (17701831), в частности, к его концепции диалектики. В крайне запутанной интерпретации истории, излагаемой Гегелем в «Феноменологии духа» (1807) и «Лекциях по философии истории» (1832), можно выделить два аспекта. Во-первых, форму, модель или логику исторического процесса, иначе говоря, то, что в изначальном смысле подразумевается под диалектикой. Во-вторых, субстанцию, указывающую на силы и деятелей (агентов), движущих историю вперед. Гегель вводит для обозначения этой субстанции идеалистическое понятие «Geist» («Дух»)*. Маркс подходит к Гегелю избирательно: воспринимает его идею диалектики, но отвергает идеалистическое содержание теории. Следуя другому немецкому философу того времени Людвигу Фейербаху (1804-1872), он «разработал свою собственную материалистическую философию как инверсию гегельянства, поставив философию Гегеля с головы на ноги» (29; 12)**. Идея Гегеля о диалектическом пути (форме, модели) истории включает следующие положения, каждое из которых можно также найти в работах Маркса. 1. Развитие истории имеет направленный, восходящий, прогрессивный характер. «По утверждению Гегеля, если взять мировую историческую перспективу, то мы увидим, что в кажущемся хаотическом множестве событий существует внутренний логос, который принимает телеологическую форму. Повествование, или «история», должна быть открыта в истории» (43; 18). История оптимистична: Дух ведет ее к истинной и конечной цели - полной реализации свободы (43; 18). 2. Историческое развитие представляет собой не линейный, прямой и беспрерывный путь, а процесс, сопровождающийся провалами, отступлениями, переворотами, обретая свою прогрессивную суть лишь в конечном счете. «Самореализация и самоис * У Гегеля: Абсолютный Дух. (Ред.) ** Эта мысль в действительности принадлежит В.И. Ленину. (Ред.) полнение Духа возможны только через самоуничтожение... История разворачивается по сценарию постоянной борьбы и самоуничтожения, в котором все социальные институты уничтожаются и конструктивно преодолеваются» (43; 21). Метафора расширяющейся спирали объясняет идею истории: процесс движется вперед и назад, но когда, вроде бы, возвращается в прежнее состояние, то на самом деле оказывается на более высоком уровне. Революции, происходящие в рамках каждого цикла, подвигают общество на следующие ступени прогресса, даже если имеет место временный регресс. 3. Историческое развитие - это не постепенный, гладкий и кумулятивный процесс. Оно характеризуется специфическими прорывами, благодаря которым основное качество движения радикально и быстро изменяется. Такие прорывы, или качественные переломы, делят историю на естественные стадии, или фазы. 4. Применительно к различным историческим горизонтам действует тройная модель стадий. На всеобщей мировой шкале Дух проходит предысторию первобытного существования, затем через фазу зависимости и рабства, сопровождаемую борьбой за освобождение (все это, по Гегелю, является началом основания государств), к конечной фазе, в которой достигает полной свободы, самореализации и самопознания. Эта логика триады напоминает библейскую триаду Эдема, земного проклятия и искупления, конечного спасения на Небесах. На более короткой временной шкале, внутри каждой из эпох, отмечающих стадии этого эпического цикла, также можно различить три подфазы: восхождение, реализацию и упадок, подготавливающий почву для открытия следующего цикла на более высоком уровне. 5. Исторический процесс протекает под действием имманентных, эндогенных сил. «Дух является принципом самоактивности» (43; 21). Другими словами, он создает причины для собственной трансформации. 6. Эти имманентные силы обнаруживаются в принципе отрицания: противоречий, напряженности, конфликтов и их разрешения. Дух отягощен постоянной борьбой, это «война с самим собой». «Самореализация и самонасыщение Духа имеет место лишь через саморазрушение... Но энергия отрицания выражается не в бессмысленном разрушении: это средство, с помощью которого реализуется прогрессивное развитие к конкретной свободе» (43; 21). 7. Исторический процесс протекает на разных уровнях. Актуальные исторические события направляются «хитростью разума», что непреднамеренно создает всеобщую прогрессивную тенденцию на всемирно-историческом уровне Духа. Здесь истинная ис 204 торическая тенденция проявляет себя как постоянная и необходимая, несмотря на многочисленные конкретные исторические случайности. Таков диалектический каркас, на котором «крепится» история. В оригинальной версии Гегеля автономная история Духа, разворачивающаяся на своем собственном метафизическом уровне, попросту отражала действительные исторические факты. Знаменитая реплика Гегеля о Наполеоне на поле битвы во время победы под Веной - «Дух на коне» - как нельзя лучше иллюстрирует эту точку зрения. «Когда ему случалось ссылаться на исторические события, он делал это только для иллюстрации. Факты истории лишь обеспечивают комментарии к «Феноменологии». Конечно, поскольку процесс необходим, в действительности он раскрывается в мировой истории, но может быть объяснен, полагает Гегель, безотносительно к тому, что происходит в реальности» (330; II, 148). Маркс счел этот подход неприемлемым и предпринял попытку перефразировать его в материалистических терминах, т. е, применительно к миру как объективно существующему, включая природу, общество и человека. Для него история - это не самораскрытие или самовоплощение Духа, а лишь последовательность изменений человеческого общества. Ее движущий принцип надо искать в «человеческой чувственной деятельности, практике» (278; 28). Диалектика была «спущена на землю» и приспособлена в качестве инструмента для объяснения реального, человеческого мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.246 (0.007 с.) |