Важнейшие характеристики современности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшие характеристики современности



Наряду с негативными оценками современности, противопоставляемой традиционализму, предпринимались многочисленные попытки выявить позитивные фундаментальные свойства данного специфического социального типа. Это совершенно необходимо для того, чтобы образ современности обрел глубину и конкретность, чего нельзя добиться при помощи полярных моделей. Одну из попыток подобного рода предпринял недавно Кришан Кумар (226), который обогатил полярные модели эмпирическими наблюдениями, накопленными в социологических исследованиях.

Перечислим вначале вслед за Кумаром общие черты, или организующие принципы, современности, а затем рассмотрим, как они проявляются в различных, более ограниченных областях: в экономике, в социальной структуре, политике, культуре и повседневной жизни.

1. В основе современности лежит ряд стержневых принципов, и прежде всего индивидуализм. Джон Нейсбит и Патриция Абурден (308) называют «триумф индивидуального» центральной среди «мегатенденций», характеризующих современную эпоху. Имеется в виду окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации (308; 298). Человек освобождается от обязательных групповых связей, выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия и несет личную ответственность за собственные поступки, успехи и неудачи.

2. Следующий принцип - дифференциация. Он наиболее значим в сфере труда, где появляется огромное количество специализированных, «узких» занятий и профессий, требующих различного уровня мастерства, компетенции и опыта, а также в сфере потребления с ее разнообразием возможностей и «жизненных шансов» (89).

3. Еще один принцип - рациональность (т.е. расчет и деперсонализация управления), составляющая лейтмотив теории бюрократии Вебера. Важнейшей чертой современности является также признаваемая всеми роль науки как средства познания.

4. Следующий принцип - экономизм, под которым мы понимаем доминирование над всей социальной жизнью экономической активности, экономических целей и экономических критериев. Современное общество в первую очередь озабочено товаром, его производством, распределением и потребле 105

нием, и, конечно, деньгами как единой мерой и средством обмена. Проблемы взаимоотношений в семье, с родственниками, которые волновали ранние, примитивные общества, или политические, военные вопросы, типичные для традиционных аграрных обществ (например, в средние века), отодвигаются на задний план.

5. Последним принципом является экспансия, т. е. расширение зоны охвата, в первую очередь в пространстве (мы называем это процессом глобализации, который будет подробно рассмотрен в гл. 6). Согласно формулировке Энтони Гидденса, «современности присущ глобализм» (152; 177). Иными словами, она имеет тенденцию охватывать все более широкие географические районы и в конечном счете весь земной шар. Современность распространяется и вглубь, касаясь самых частных, интимных сфер повседневной жизни (например, религиозных убеждений, сексуального поведения, вкусов потребителя, сферы досуга и т.д.). «Экстенсивность и интенсивность современных сдвигов имеют более глубокий характер, нежели изменения, произошедшие в предыдущие периоды» (152; 4).

Перечисленные общие организующие принципы современности находят отражение в различных областях социальной жизни. Социологи обычно обращают внимание на ряд новых феноменов, возникающих в современных обществах. Так, в экономике, которая является центральной для всей системы, наблюдаются

1) беспрецедентные скорость и размах экономического роста, которые, конечно, не свободны от местных или случайных отступлений, но в целом и на длительном временном отрезке превосходят то, что происходило в более ранние эпохи;

2) переход от сельскохозяйственного производства к индустриальному как главному сектору экономики;

3) концентрация экономического производства в городах и урбанистических агломерациях;

4) использование неодушевленных источников энергии вместо человеческой и животной силы;

5) распространение технологических новаций, охватывающих все сферы жизни;

6) возникновение свободного рынка труда и его следствия безработицы;

7) концентрация рабочей силы на фабриках и крупных индустриальных предприятиях;

8) существенная роль деловых людей, предпринимателей, менеджеров, «флагманов индустрии» в управлении производством.

Экономическая система, в которой происходят перечисленные процессы, не может не изменить всю классовую структуру и иерархию стратификации, поэтому

1) такие факторы, как владение собственностью и положение на рынке, становятся основной детерминантой социального статуса (вместо возраста, этнической принадлежности, происхождения, религиозных взглядов и других традиционных факторов);

2) значительная часть населения подвергается процессу пролетаризации и пауперизации, превращается в лишенную собственности рабочую силу, вынужденную продавать свой труд как вещь и не участвующую в прибылях;

3) на другом полюсе обладающие властью группы капиталистических собственников приобретают значительные состояния, получают прибыль и вновь инвестируют ее; таким образом, социальное неравенство становится все более и более заметным;

4) между этими полюсами появляется и постоянно увеличивается многочисленный средний класс, включающий в себя представителей различных профессий - тех, кто работает в сфере торговли, управления, транспорта, образования и в других обслуживающих областях.

В сфере политики происходят следующие важнейшие изменения:

1) усиливается роль государства, которое принимает на себя новые функции в сфере регулирования и координирования производства, распределения доходов, защиты экономического суверенитета и стимуляции проникновения на иностранные рынки;

2) расширяется сфера действия и усиливается роль закона, связывающего как государство, так и граждан;

3) растет численность городского населения, что обеспечивает расширение категорий лиц с политическими и гражданскими правами;

4) рациональная деперсонифицированная бюрократическая организация становится доминирующей системой управления и контроля во всех сферах социальной жизни.

Созданием концепции бюрократической организации мы обязаны Максу Беберу. В ее идеальный тип входят: 1) особая, регу 107

лируемая законом компетенция служб; 2) иерархия служб с дифференциацией прерогатив и сфер компетенции; 3) фиксированные критерии и принципы назначения и продвижения по служебной лестнице; 4) специальное обучение или достаточный опыт как основа для приема на работу; 5) административная работа как занятие в течение всего рабочего дня с фиксированным жалованием; 6) разделение должностей и изменение обязанностей тех, кто не имеет «средств администрирования»; 7) делопроизводство, гарантирующее учет и контроль за исполнением; 8) безличность процедур, т. е. исключение любви, ненависти и всех сугубо личных, особенно иррациональных чувств из сферы исполнения официальных обязанностей (442; 351).

В сфере культуры наблюдаются четыре важных изменения:

1) секуляризация, т.е. уменьшение значимости магических и религиозных верований, мифов, ценностей и норм и замещение их идеями и правилами, обосновываемыми с помощью «мирских», или «земных», аргументов и расчетов;

2) возрастание роли науки, обеспечивающей восхождение к истинному знанию, которое, в свою очередь, может быть использовано в технологической или производственной практике;

3) демократизация образования, расширение доступа к нему значительных слоев населения и на все более высоком уровне;

4) распространение массовой культуры, когда эстетика, литература, искусство превращаются в вещи, которые широко предлагаются на рынке и апеллируют к невзыскательному вкусу.

Наконец, повседневную жизнь характеризуют

1) заметное расширение сферы труда и отделение ее от семейной жизни;

2) ослабление контроля над семьей со стороны общества и социального окружения;

3) отделение рабочего времени от времени отдыха с расширением диапазона последнего;

4) озабоченность приобретением товаров, имеющих не только утилитарное, но и важное символическое значение («покупки на зависть другим»), походы в магазины как род активности, независимой от реальной потребности в приобретении.

Хотя этот список и длинен, но он, конечно, не полон. Тем не менее по нему мы можем составить представление о качестве жизни современных людей и о качестве самого современного общества, в котором они живут.

Современная личность

Нынешние условия, несомненно, накладывают свой отпечаток на человеческую личность. Мы можем говорить о «влиянии, если угодно, цене воздействия на человека урбанизации, индустриализации, средств массовой коммуникации и усиливающейся мобильности. Формируются также личностные установки, качества, ценности, привычки, которые являются предпосылками для эффективного функционирования современного общества» (200; 321), т.е. происходит взаимное влияние институциональных и организационных уровней и личностного уровня. Некоторые авторы пытались выделить «личностный синдром», «современный менталитет» (40) или «модель современного человека» (200). Классическое исследование в этой области проведено в 70-х годах под эгидой Гарвардского проекта по социальным и культурным аспектам развития. Сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия, Израиль, Нигерия и Пакистан) позволило построить аналитическую модель современной личности. Ей присущи следующие черты.

1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах: «в готовности принять новое лекарство или прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новую форму брачной церемонии или новый тип обучения молодежи» (200; 327).

2. Готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма. «Современный человек способен признавать существование разных точек зрения. Он не боится, что взгляды других изменят его собственное видение мира. Он также не считает, что общественное мнение должно формироваться сверху» (200; 328).

3. Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое, экономия времени, пунктуальность.

4. «Уверенность современного человека в том, что он способен организовать свою жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия» (200; 329). Это относится и к возможности покорения природы, и к контролю над политическими, экономическими и другими социальными проблемами.

5. Планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни. 6. Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия.

6. Чувство справедливости распределения, т. е. «вера в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и вкладу» (200; 330).

7. Высокая ценность формального образования и обучения.

8. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью.

«Одна из основных гипотез нашего исследования, - пишет Инкелес, - состояла в том, что эти качества взаимосвязаны. Если у человека есть одна из перечисленных черт, то наверняка обнаружатся и другие. Иными словами, мы верим, что можно говорить не только о тех, кто наделен отдельными современными характеристиками, но и о людях, которых правомерно назвать современными» (200; 333).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.006 с.)