Двойная запись и корреспонденция счетов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двойная запись и корреспонденция счетов.



Двойная запись и корреспонденция счетов осуществляется на основе плана счетов, строения, содержания счетов и их взаимосвязи.

План счетов содержит таблицу счетов, где указывается номер счета, его наименование и инструкцию по применению плана счетов. Действующий план счетов предусматривает 99 балансовых счетов и 11 забалансовых. Балансовые счета сгруппированы в 9 разделов.

По экономическому содержанию балансовые счета подразделяются на 5 видов (групп).

Первая – счета обобщения имущества (счета 1,2,4 и 5 разделов плана) и их источников (разделы 6,8,9).

Вторая – счета, регулирующие оценку стоимости по счетам первой группы. Они делятся на контрактивные, регулирующие активные счета (счета износов 02,05,) и контрпассивные, регулирующие пассивные счета.

Третья – калькуляционные (счета затрат основного и вспомогательного производства 20,23,08) и собирательно-распределительные (счета общепроизводственных, общехозяйственных, накладных и коммерческих расходов 25,26,44).

Четвертая – счета финансовых результатов (90,91,99,84).

Пятая группа – забалансовые счета.

 

По назначению счета подразделяются на:

· Синтетические счета – счета первого порядка, счета обобщения в денежном измерении;

· Субсчета – счета второго порядка;

· Аналитические счета – счета третьего, четвертого и других порядков открываются для более детального учета, для расшифровки синтетических счетов.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
С 1 января 2001 г. в России действуют новый План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Переход на новый План счетов разрешается осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. № 56.
План счетов 2001 г. (см. приложение) является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).
Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.
Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Например, если организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми и в этом случае отпадает необходимость в использовании счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.).
Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I «Внеоборотные активы», раздел II — «Производственные запасы»). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (III-VI разделы). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности — от труднореализуемого к легкореализуемому.
В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (VII, VIII разделы). Обязательства организации отражены в VI разделе.

 

Строение счетов.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, связанных с изменением средств.

По каждому объекту учета открывается отдельный балансовый счет, на котором отражаются движение средств в течение месяца (поступление, расходование) и выводятся остатки на конец месяца.

Каждый счет имеет две части: левую – дебет и правую – кредит. За месяц определяются обороты (итоги) по каждой части для определения остатка, который называется сальдо. Отражение информации по дебету и кредиту счетов определяется их структурой.

По структуре и принципу частей баланса (актив и пассив) счета различают активные, пассивные и смешанные (активно-пассивные).

Активные счета учитывают хозяйственные средства (имущество) по их составу и размещению.

К ним относятся счета 1-5 разделов (основные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция, денежные средства).

Пассивные счета применяются для учета источников образования хозяйственных средств по их целевому назначению.

К ним относятся счета 8,9 разделов (собственный и заемный капитал).

Активно-пассивные счета применяются для учета расчетов –счета 6 раздела и финансовых результатов – счета 7 раздела.

Схематически строение счетов можно представить:

Активный счет Пассивный счет

Дебет – Д-т Кредит – К-т Дебет- Д-т Кредит – К-т
С-до на нач. м-ца     С-до на нач. м-ца
Приход -поступление Расход- уменьшение Расход- уменьшение Приход -поступление
Об. Об. Об. Об.
С-до на конец м-ца     С-до на конец м-ца

 

Активно-пассивные счета могут иметь сальдо и по дебету и (или) по кредиту.

Сальдо на конец месяца = Сальдо на начало месяца + оборот по поступлению средств – оборот по уменьшению средств.

Сальдо на начало всегда суммируют с оборотом этой же части, т.е. дебет с дебетом, кредит с кредитом. В оборот- итог поступлений или расхода средств сальдо на начало не включается, оно суммируется с оборотом для определения сальдо на конец периода.

Принцип баланса (равенство его частей –актива и пассива) или учет средств и источников обуславливают принцип двойной записи на счетах – т.е. сумма каждой хозяйственной операции должна быть записана на двух счетах, по дебету одного и кредиту другого счетов. Это и есть двойная запись или бухгалтерская проводка. Взаимодействие двух счетов называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.

Принцип двойной записи обеспечивает сбалансированность (равенство) итогов по счетам (итог дебета всех счетов = итогу кредита всех счетов) и равенство актива и пассива бухгалтерского баланса. При неравенстве баланса надо искать ошибку в корреспонденции счетов.

Итоговое обобщение.

Для итогового обобщения информации о состоянии имущества организации и финансовых результатах составляют бухгалтерский баланс и другие отчеты (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала и др.).

Бухгалтерский баланс – ф.№1 отражает информацию об остатках и состоянии средств предприятия и результатах хозяйственной деятельности.

По форме – это таблицы, составляемые на определенную дату на основе данных главной книги и оборотно-сальдового баланса.

Бух.баланс состоит из двух частей – актива и пассива, т.е средства и источники, итоги которых равны.

Актив состоит из двух разделов (основные и оборотные активы). Пассив содержит три раздела – капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные пассивы. В составе краткосрочных пассивов основная часть – кредиторская задолженность.

Итог актива и пассива называют валютой баланса. В валюте баланса основные средства и нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости (первоначальная стоимость – износ).

В каждом разделе данные показываются по строкам или статьям баланса.

В практике выделяются несколько разновидностей баланса: брутто и нетто балансы, вступительные, отчетные, текущие балансы, консолидированные-сводные, разделительные, ликвидационные балансы.

В течение отчетного года балансы составляются поквартально с нарастающим итогом – на 1.01 – начальный или вступительный баланс, на 1.04 – за 1 квартал, на 1.07 – за полугодие, на 1.10. – за 9 месяцев, на 1.01 – за отчетный год, 12 месяцев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.162 (0.012 с.)