Тема 4. Счета и двойная запись




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Счета и двойная запись



Тема 4. Счета и двойная запись

1. Счета бухгалтерского учета, их содержание и строение.

2. Двойная запись на счетах и ее обоснование.

3. Синтетический и аналитический учет.

4. Обобщение данных (информации), отраженных на счетах бухгалтерского учета.

5. План счетов бухгалтерского учета.

6. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию.

7. Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре.

8. Классификация счетов бухгалтерского учета по отношению к балансу. Забалансовый учет.

 

1. Счета бухгалтерского учета, их содержание и строение

В бухгалтерском балансе отражается состояние активов и их источников на определенный момент времени, обычно на отчетную дату. Однако для управления хозяйственной деятельностью руководству организации необходимы сведения о происходящих изменениях активов и их источников в течение отчетного периода.

На практике совершается огромное количество хозяйственных операций, и учитывать изменения, вызываемые ими непосредственно в бухгалтерском балансе, технически неудобно. Поэтому для отражения хозяйственных операций используют специальный прием – «бухгалтерский счет».

Счета бухгалтерского учета представляют собой способ экономической группировки, текущего учета состояния и изменений, происходящих с активами, источниками их формирования в результате фактов хозяйственной жизни с целью получения обобщенной информации, необходимой для управления хозяйственной деятельностью организации.

Актив и пассив баланса делится на статьи. Каждая статья и «превращается» в счет бухгалтерского учета.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу. Поскольку движение объектов, отражаемых в бухгалтерском учете, происходит путем увеличения (+) или уменьшения (-), то для удобства отделения записей увеличения от записей уменьшения счета строятся по двухсторонней системе. При этом существуют специальные термины для обозначения этих сторон. Левая сторона – «Дебет» ( ), правая – «Кредит» ( ).

Статьи баланса, содержащиеся в активе, «превращаются» в активные счета, а статьи баланса, содержащиеся в пассиве, – в пассивные счета. Активные счета открываются на основании статей актива баланса и предназначены для учета хозяйственных средств по видам и размещению. Пассивные счета открываются на основании статей пассива баланса и используются для учета источников формирования активов.

При открытии счетов первоначальные записи остатков на счете производятся по той же стороне, по какой они показаны в балансе. В активных счетах начальный остаток или сальдо начальное записывается
по левой стороне счета, в пассивных – по правой стороне счета.

В дальнейшем записи увеличения (+) будут производиться по той же стороне счета, где и начальная запись, а уменьшения (-) - по противоположной стороне. Схема активного счета представлена на рисунке 5.

 

Дебет Активный счет Кредит
Сальдо начальное) + (увеличение)   – (уменьшение)
Оборот) Оборот)
Сальдо конечное)  
       

Рисунок 5 – Схема активного счета

 

 

Схема пассивного счета представлена на рисунке 6.

 

Дебет Активный счет Кредит
  – (уменьшение) Сальдо начальное) + (увеличение)
Оборот) Оборот)
  Сальдо конечное)
       

 

Рисунок 6 - Схема пассивного счета

 

Записи операций на счетах называются оборотами. Обороты бывают дебетовые и кредитовые. На основе записей оборотов периодически определяется новое состояние счетов. Для обозначения остатков по счету используется термин – сальдо.

Определение нового сальдо производится путем сложения оборотов, отражающих увеличение, с начальным остатком и вычитания оборотов, отражающих уменьшение. В активных счетах конечное сальдо исчисляется следующим образом:

 

 

В активных счетах сальдо всегда дебетовое. В пассивных счетах сальдо конечное исчисляется по формуле:

 

 

В пассивных счетах сальдо всегда кредитовое.

Связь счетов с бухгалтерским балансом очевидна. Начальное состояние или величина хозяйственных средств и их источников переносится на счета из баланса (рисунок 7). Затем в течение отчетного периода на каждом счете отражают изменения происшедшие с объектом под влиянием хозяйственных операций. Конечное состояние хозяйственных средств и их источников переносят в новый баланс со счетов бухгалтерского учета.

В нашей системе учета кроме активных и пассивных счетов широко применяются смешанные активно – пассивные счета, то есть счета, которые открываются сразу на основании двух статей баланса: активной и пассивной. На таком счете учитывается одновременно и актив и источник. Активно – пассивные счета могут иметь два сальдо одновременно и по дебету и по кредиту (развернутое сальдо), или переменное сальдо, то есть только дебетовое или только кредитовое.

К активно – пассивным счетам с развернутым сальдо относятся счета по учету расчетов «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с бюджетом», «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Например, на начало месяца у организации имеется кредиторская задолженность за материалы перед двадцатью поставщиками в сумме 12 000 000 руб. С одним поставщиком организация работает по предоплате и ему был перечислен аванс в размере 150 000 руб., следовательно, имеется и дебиторская задолженность поставщика на начало месяца. На счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» будут два сальдо.

 

Дт сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт
Сн) 150 000 Сн) 12 000 000
       

 


сч. «Основные средства» Бухгалтерский баланс ООО «Лес» на 01.09.20…

Сн) 300 000

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб. сч. «Уставный капитал»
 
 


Сн) 700 000

I.Внеоборотные активы   III. Капитал и резервы
Основные средства 300 000 Уставный капитал 700 000
Итого раздел I 300 000 Итого раздел III 700 000
II. Оборотные активы      
Сырье и материалы 200 000    
Денежные средства на расчетном счете 200 000    
Итого раздел II 400 000    
БАЛАНС 700 000 БАЛАНС 700 000

 

сч.« Материалы»

Сн) 200 000

 

 
 

 


сч. «Расчетные счета»

Сн) 200 000

Рисунок 7 - Взаимосвязь счетов и бухгалтерского баланса


Синтетический учет – система сбора и обработки обобщенных данных о видах активов, обязательств и фактов хозяйственной жизни по определенным экономическим признакам, для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

План счетов бухгалтерского учета

 

Отражение многообразных фактов хозяйственной жизни с целью их группировки и контроля осуществляется на большом количестве счетов. Важным условием правильного применения счетов бухгалтерского учета является их классификация, которая не сводится к упорядочению фиксированного набора бухгалтерских счетов, а состоит в конструировании системы счетов. Конструирование системы счетов основывается на исследовании хозяйственной и финансовой деятельности экономических субъектов, анализе потребностей в информации об этих субъектах и выявлении возможностей получения такой информации. Классификация обеспечивает:

­ установление минимума счетов, необходимого и достаточного для описания объектов бухгалтерского учета;

­ распределение объектов учета по конкретным счетам;

­ разбивку образованной системы на подсистемы, сгруппированные по определенному общему признаку так, что каждая подсистема сохраняет свойства системы как единого целого.

Каждый синтетический счет выступает элементом информационной системы – бухгалтерский учет и одновременно является информационной подсистемой, включающей конкретизирующие его субсчета и аналитические счета. От классификации синтетических счетов зависит организация аналитического учета, а главное, достоверность формируемой в учете информации. Информационную систему - бухгалтерский учет – можно представить в виде пирамиды, на вершине которой общая величина хозяйственных средств, с помощью счетов требуется знать о каждом из них, а также источниках их приобретения, происходящих с хозяйственными средствами и источниками изменений в результате совершения хозяйственных операций, сделок и событий (рисунок…).

Классификация счетов имеет три цели:

1) показать природу того или иного счета (каждый счет может быть понят только в сравнении с другими счетами);

2) уметь использовать счета, то есть правильно выбрать счет при составлении проводки;

3) иметь необходимые ориентиры при составлении плана счетов

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета (ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402).

В Российской Федерации установлен единый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н (Приложение ). Единый План счетов содержит перечень счетов бухгалтерского учета, проклассифицированный по экономическому содержанию, ориентированный на единообразную методологию ведения учета на счетах, правила систематизации, группировки и обобщения информации о хозяйственно-финансовой деятельности экономических субъектов. План счетов представляет собой модель, в которой заложена методическая основа формирования информации в бухгалтерском учете.

Принципы единого Плана счетов:

­ универсальность применения. План счетов един для всех отраслей, форм собственности, организационно-правовых форм (кроме банков и иных кредитных организаций, автономных, бюджетных и казенных учреждений);

­ возможность и механизм регулирования состава синтетических счетов организации с помощью учетной политики. Счета бухгалтерского финансового учета унифицированы и применяются всеми субъектами без изменений. При необходимости субъект может вводить дополнительные счета, но только по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Счета бухгалтерского управленческого учета индивидуальны для каждого субъекта и определяются спецификой его деятельности, а также требованиями внутреннего управления и контроля;

­ регулирование состава и содержания аналитических счетов. Субъект самостоятельно выбирает аналитические счета исходя из потребностей управления, контроля и анализа. Аналитические счета выделяются по необходимым и возможным для учета критериям;

­ структура Плана счетов иерархическая: синтетические счета (счета первого порядка) – субсчета (синтетические счета второго порядка) – аналитические счета;

­ признаки выбора счетов для включения в План счетов. Счета выделены исходя из функционального назначения и натурально-вещественной формы элементов кругооборота капитала. Счета предназначены для группировки только свершившихся фактов хозяйственной жизни;

­ критерии разграничения счетов синтетического и аналитического уровней. В синтетическом учете единицами наблюдения являются экономически однородные элементы кругооборота капитала, имеющие функциональное назначение. Синтетические счета – верхний предел обобщения информации о фактах хозяйственной жизни. В аналитическом учете единицами наблюдения являются одинаковые натурально-вещественные объекты не только по количественным, но и качественным характеристикам. Аналитические счета – низший предел обобщения информации о фактах хозяйственной жизни, выход за который означает переход из бухгалтерского в оперативный учет;

­ формальные критерии построения Плана счетов: единство критериев выделения счетов, однородность и счетов, равный объем счетов одного уровня, наличие резервных позиций каждого уровня;

­ факторы, определяющие количество синтетических счетов: содержание реального хозяйственного процесса и удобство пользования счетами;

­ длина кодового обозначения синтетических счетов: два знака.

План счетов состоит из 8 разделов:

I. Внеоборотные активы

II. Производственные запасы

III. Затраты на производство

IV. Готовая продукция и товары

V. Денежные средства

VI. Расчеты

VII. Капитал

VIII. Финансовые результаты.

В особую группу выделены забалансовые счета.

Основой группировки счетов в Плане счетов являются цели и задачи бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также экономические особенности объектов учета. Цель бухгалтерского финансового учета – выявить финансовый результат и определить финансовое состояние хозяйствующего субъекта, поэтому счета поделены на счета баланса (первые семь разделов Плана счетов) и счета отчета о финансовых результатах (восьмой раздел Плана счетов).

В каждом разделе Плана счетов отражаются экономически однородные виды объектов учета. Разделы Плана расположены в последовательности, определяемой характером использования хозяйственных средств в кругообороте капитала.

К Плану счетов прилагается Инструкция по его применению, в которой приводится краткое экономическое содержание и назначение каждого счета, порядок ведения синтетического учета и типовые корреспонденции счетов (проводки).

Счета в Плане подразделяются на главные счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка). Субсчета предназначены для получения сведений об отдельных объектах внутри главного счета. Если перечень синтетических счетов первого порядка является обязательным для применения, то субсчета применяются организациями в зависимости от потребностей – в целях анализа, контроля и составления отчетности.

Экономическим субъектам предоставлено право уточнять содержание субсчетов, вводить дополнительные, исключать или объединять отдельные субсчета.

На основе единого Плана счетов организации составляют рабочий план счетов, способный удовлетворять внутренние потребности организации.

Тема 4. Счета и двойная запись

1. Счета бухгалтерского учета, их содержание и строение.

2. Двойная запись на счетах и ее обоснование.

3. Синтетический и аналитический учет.

4. Обобщение данных (информации), отраженных на счетах бухгалтерского учета.

5. План счетов бухгалтерского учета.

6. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию.

7. Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре.

8. Классификация счетов бухгалтерского учета по отношению к балансу. Забалансовый учет.

 

1. Счета бухгалтерского учета, их содержание и строение

В бухгалтерском балансе отражается состояние активов и их источников на определенный момент времени, обычно на отчетную дату. Однако для управления хозяйственной деятельностью руководству организации необходимы сведения о происходящих изменениях активов и их источников в течение отчетного периода.

На практике совершается огромное количество хозяйственных операций, и учитывать изменения, вызываемые ими непосредственно в бухгалтерском балансе, технически неудобно. Поэтому для отражения хозяйственных операций используют специальный прием – «бухгалтерский счет».

Счета бухгалтерского учета представляют собой способ экономической группировки, текущего учета состояния и изменений, происходящих с активами, источниками их формирования в результате фактов хозяйственной жизни с целью получения обобщенной информации, необходимой для управления хозяйственной деятельностью организации.

Актив и пассив баланса делится на статьи. Каждая статья и «превращается» в счет бухгалтерского учета.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу. Поскольку движение объектов, отражаемых в бухгалтерском учете, происходит путем увеличения (+) или уменьшения (-), то для удобства отделения записей увеличения от записей уменьшения счета строятся по двухсторонней системе. При этом существуют специальные термины для обозначения этих сторон. Левая сторона – «Дебет» ( ), правая – «Кредит» ( ).

Статьи баланса, содержащиеся в активе, «превращаются» в активные счета, а статьи баланса, содержащиеся в пассиве, – в пассивные счета. Активные счета открываются на основании статей актива баланса и предназначены для учета хозяйственных средств по видам и размещению. Пассивные счета открываются на основании статей пассива баланса и используются для учета источников формирования активов.

При открытии счетов первоначальные записи остатков на счете производятся по той же стороне, по какой они показаны в балансе. В активных счетах начальный остаток или сальдо начальное записывается
по левой стороне счета, в пассивных – по правой стороне счета.

В дальнейшем записи увеличения (+) будут производиться по той же стороне счета, где и начальная запись, а уменьшения (-) - по противоположной стороне. Схема активного счета представлена на рисунке 5.

 

Дебет Активный счет Кредит
Сальдо начальное) + (увеличение)   – (уменьшение)
Оборот) Оборот)
Сальдо конечное)  
       

Рисунок 5 – Схема активного счета

 

 

Схема пассивного счета представлена на рисунке 6.

 

Дебет Активный счет Кредит
  – (уменьшение) Сальдо начальное) + (увеличение)
Оборот) Оборот)
  Сальдо конечное)
       

 

Рисунок 6 - Схема пассивного счета

 

Записи операций на счетах называются оборотами. Обороты бывают дебетовые и кредитовые. На основе записей оборотов периодически определяется новое состояние счетов. Для обозначения остатков по счету используется термин – сальдо.

Определение нового сальдо производится путем сложения оборотов, отражающих увеличение, с начальным остатком и вычитания оборотов, отражающих уменьшение. В активных счетах конечное сальдо исчисляется следующим образом:

 

 

В активных счетах сальдо всегда дебетовое. В пассивных счетах сальдо конечное исчисляется по формуле:

 

 

В пассивных счетах сальдо всегда кредитовое.

Связь счетов с бухгалтерским балансом очевидна. Начальное состояние или величина хозяйственных средств и их источников переносится на счета из баланса (рисунок 7). Затем в течение отчетного периода на каждом счете отражают изменения происшедшие с объектом под влиянием хозяйственных операций. Конечное состояние хозяйственных средств и их источников переносят в новый баланс со счетов бухгалтерского учета.

В нашей системе учета кроме активных и пассивных счетов широко применяются смешанные активно – пассивные счета, то есть счета, которые открываются сразу на основании двух статей баланса: активной и пассивной. На таком счете учитывается одновременно и актив и источник. Активно – пассивные счета могут иметь два сальдо одновременно и по дебету и по кредиту (развернутое сальдо), или переменное сальдо, то есть только дебетовое или только кредитовое.

К активно – пассивным счетам с развернутым сальдо относятся счета по учету расчетов «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с бюджетом», «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Например, на начало месяца у организации имеется кредиторская задолженность за материалы перед двадцатью поставщиками в сумме 12 000 000 руб. С одним поставщиком организация работает по предоплате и ему был перечислен аванс в размере 150 000 руб., следовательно, имеется и дебиторская задолженность поставщика на начало месяца. На счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» будут два сальдо.

 

Дт сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт
Сн) 150 000 Сн) 12 000 000
       

 


сч. «Основные средства» Бухгалтерский баланс ООО «Лес» на 01.09.20…

Сн) 300 000

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб. сч. «Уставный капитал»
 
 


Сн) 700 000

I.Внеоборотные активы   III. Капитал и резервы
Основные средства 300 000 Уставный капитал 700 000
Итого раздел I 300 000 Итого раздел III 700 000
II. Оборотные активы      
Сырье и материалы 200 000    
Денежные средства на расчетном счете 200 000    
Итого раздел II 400 000    
БАЛАНС 700 000 БАЛАНС 700 000

 

сч.« Материалы»

Сн) 200 000

 

 
 

 


сч. «Расчетные счета»

Сн) 200 000

Рисунок 7 - Взаимосвязь счетов и бухгалтерского баланса





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.021 с.)