Ый семестр . 3.10. 2011 – 31.01.2012г 2-ой семестр. 1.02.- 30.06.2012г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ый семестр . 3.10. 2011 – 31.01.2012г 2-ой семестр. 1.02.- 30.06.2012г.



Бух.учет для ОДО.

Ый семестр. 3.10. 2011 – 31.01.2012г 2-ой семестр. 1.02.- 30.06.2012г.

Введение

Цель изучения дисциплины - приобретение студентами теоретических и практических знаний и навыков в области бухгалтерского учета, необходимых для успешной деятельности специалиста в условиях рыночной экономики.

Задачи изучения. Основная задача дисциплины - овладение методом бухгалтерского учета, необходимыми знаниями бухгалтерского учета при формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности, при формировании и изучении бухгалтерской финансовой отчетности, при решении конкретных экономических задач в производственной деятельности.

Место дисциплины в учебном процессе - дисциплина «Бухгалтерский учет» является общепрофессиональной дисциплиной государственного стандарта по данной специальности и обеспечивает формирование необходимых знаний в сфере экономического механизма деятельности предприятий, учета и отчетности предприятий, управления предприятием.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения студент должен знать:

- теорию бухгалтерского учета- нормативные документы, порядок организации и ведения учета в организациях Российской Федерации;

- основные задачи, методы и терминологию бухгалтерского учета, план балансовых счетов, учетные измерители, документацию, синтетический и аналитический учет, оборотные ведомости;

- принципы «двойной записи», корреспонденцию балансовых счетов, условия баланса, забалансовый учет;

- порядок представления бухгалтерской отчетности – баланс (ф. №1), отчет о прибылях и убытках (ф.№2), отчет движения капитала (ф.№3) приложения к балансу (ф.№5), пояснительная записка, отчет в фонды социального обеспечения;

Студент должен уметь:

- на основании содержания хозяйственных операций составлять корреспонденцию балансовых счетов за определенный отчетный период;

- определять полную производственную себестоимость;

- формировать финансовый результат от хозяйственной деятельности предприятия;

- составлять бухгалтерскую отчетность.

Октября

Тема 1. Сущность и виды бухгалтерского учета. Предмет учета.

Значение, сущность и задачи бухгалтерского учета.

В условиях рыночной экономики возрастает роль б/учета и финансового менеджмента для управления денежными потоками и прогнозирования финансового состояния.

6.03.1998 г. принято Постановление № 283 о реформировании бухгалтерского учета в соответствии с МС финансовой отчетности и переаттестации бухгалтерских кадров.

Реформирование предполагало привести в соответствие учет и отчетность с МС, разработать более 20 национальных стандартов (положений) учета, переработать план счетов. Перейти от постатейного (калькуляционного) принципа учета к поэлементному. Перестроить и подготовить учебные программы и учетные пособия для подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров.

В 1997г. создан институт профессиональных бухгалтеров. К 2010 году разработано 23 стандарта (ПБУ). Работа по аттестации кадров обязательна в организациях, где предусмотрен обязательный аудит т.е. для 60 тысяч АО.

В процессе бухгалтерского учета формируется необходимая финансовая информация для управления и контроля за процессами хозяйственной деятельности и принятия обоснованных решений.

Знание бухгалтерского учета и отчетности необходимо различным специалистам. Данные б/учета используются для составления статистической отчетности, анализа и планирования.

Бухгалтерский учет- это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации об имуществе предприятия, источниках его формирования, обязательств и хоз. Операций хозяйствующего субъекта или юр.лица.

Бухгалтерский учет обязаны вести все юр.лица. Прочие организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью ведут учет и составляют отчетность в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Бухгалтерский учет – это средство накопления информации и средство контроля за использованием средств и источников.

Задачи б/учета:

1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, кредиторами и иными заинтересованными организациями.

2. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности.

4. Выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование.

Требования к б/учету:

· непрерывность учета,

· обособленный учет собственного имущества хозяйства,

· регистрация текущих изменений методом двойной записи,

· тождество данных синтетического и аналитического учета,

· раздельный учет текущих затрат и капитальных вложений.

Учетная политика.

Под учетной политикой понимается выбранная организацией совокупность способов ведения б/учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Организации могут самостоятельно устанавливать:

· форму ведения учета,

· методы б/учета,

· технологию обработки бухг. Информации,

· внутрипроизводственный учет и контроль,

· формировать учетную политику,

Требования к учетной политике:

· полнота отражения фактов,

· осмотрительность при вложениях и приобретениях,

· приоритет содержания перед формой,

· непротиворечивость синтетического и аналитического учета,

· рациональность ведения учета.

Способы учета, подлежащие раскрытию в УП:

· способы погашения стоимости основных и нематериальных активов (методы амортизации),

· способы оценки оборотных активов (материалов, незавершенного производства, ценных бумаг),

· способы признания прибыли от реализации (по оплате, по начислению),

· другие способы.

Оценка имущества:

· покупного – по фактическим расходам,

· безвозмездно полученного – по рыночной стоимости,

· созданного на предприятии – по фактической себестоимости изготовления,

· ин. Валюты – по курсу ЦБ.

 

Виды хозяйственного учета.

· оперативный – в форме различных сводок для оперативного управления.

· Статистический - в форме отчетов.

· Бухгалтерский - основной вид учета, который постоянно регистрирует совершаемые хозяйственные операции.

Измерители, применяемые в учете.

· натуральные – для количественной характеристики (длины, веса, объема) учета материальных ценностей.

· Трудовые - для учета затрат труда – дни, часы.

· Денежные – основные обобщающие измерители, т.к. позволяют сопоставлять и обобщать различные объекты учета.

Предмет учета.

Предметом учета являются объекты учета, т.е. хозяйственные процессы, хозяйственные средства и источники образования средств.

Хозяйственные процессы включают процессы заготовления ресурсов, производство продукции, реализация продукции.

Хозяйственные процессы состоят из хозяйственных операций, которые характеризуют какое-либо хозяйственное действие. Например, получено оборудование, наличные из банка, отпущены материалы в производство и т.п.

Хозяйственные средства организации – это его имущество, активы, основные и оборотные средства.

Источники образования средств (для их приобретения, строительства и др.) – собственные и заемные средства.

Объекты бухгалтерского учета и их классификация

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации. Объектами или составными частями предмета являются: имущество (хозяйственные средства, активы организации); капитал и обязательства организации (источники формирования ее имущества); хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.
По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал; рис. 1).
Внеоборотные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и некоторые другие.

 

 


Рис. 1. Состав имущества организации


Основными средствами в практике планирования и учета называют имущество со сроком полезного использования более одного года (средства труда). Их используют в различных сферах приложения общественного труда: материального производства, товарного обращения и непроизводственной. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.
Нематериальные активы — это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, лицензиями, ноу-хау, программными продуктами, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и др. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации (износа).
В состав капитальных вложений включают затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы и др.);
К финансовым вложениям относят инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения на срок более 1 года считают долгосрочными, а на срок до 1 года — краткосрочными. В состав внеоборотных активов включают долгосрочные финансовые вложения.
Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в текущих расчетах. В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. на складе, и отгруженная покупателям.
Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр.
Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.
По источникам образования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств; см. рис. 2).
Собственный капитал — это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.
Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, накоплений нераспределенной прибыли, целевых финансирований и поступлений. Собственный капитал отражен в первом разделе пассива баланса. Определения составных частей собственного капитала будут приведены в главе 15.
Целевое финансирование и поступление — это средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.
Нераспределенная прибыль — это чистая прибыль, не распределенная между акционерами (учредителями), использованная на накопление имущества хозяйствующего субъекта.
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года формируется исходя из прибыли или убытка за отчетный год от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожара, аварии, национализации и т.п.) в случае их возникновения.
Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, другая — за счет обязательств организации перед другими организациями (физическими лицами, своими работниками (заемных средств)).
Обязательствами организаций являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению.
Краткосрочные ссуды организация получает на срок до 1 года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные на срок от 1 года — на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и другие цели.
Под кредиторской понимают задолженность данной организации перед другими организациями, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, — прочими кредиторами.
Займы — это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года — долгосрочными.
Состав источников формирования имущества организации представлен на рис. 2.



Рис. 2. Источники формирования имущества организации

Обязательства по распределению включают задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.
Хозяйственные процессы. Основными хозяйственными процессами промышленной организации являются процессы снабжения, производства и реализации продукции. Эти процессы состоят из отдельных хозяйственных операций, содержанием которых являются движение средств, смена одной формы средств другой. Например, при реализации готовой продукции средства предприятия меняют товарную форму на денежную.
У организации могут быть и другие хозяйственные операции (по ремонту основных средств, капитальному строительству и др.), однако основное содержание ее работы составляют процессы снабжения, производства и реализации продукции, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами бухгалтерского учета.

 

Контрольные вопросы:

1.Чем определяется роль бухгалтерского учета?

2. Основной вид учета в системе хозяйственного учета?

3. Задачи бухгалтерского учета?

4. Что включают объекты учета по видам имущества и источникам их образования?

5. Сущность хозяйственных процессов?

 

Тестовые вопросы:

1.Активы предприятия – это:

а) основные средства;

б) нематериальные активы;

в) производственные запасы;

г) денежные средства;

д) все виды;

е) другое.

2. Источники образования средств – это:

а) уставный капитал;

б) прибыль;

в) кредиты банка;

г) кредиторская задолженность;

д) все виды.

Октября.

Первичное набдюдение.

Система документации предполагает знание документов, порядка их составления и документооборот.

Документы делятся на внешние и внутренние. Внутренние составляются в самой организации, внешние поступают из других организаций.

Документ означает письменное доказательство, свидетельство совершенной хозяйственной операции (сделки).

Документы бывают первичные и бухгалтерского оформления.

Первичные (оправдательные) документы оформляются в момент совершения хозяйственной операции и подтверждают юридическую силу произведенной операции и ответственность исполнителей за хоз. Операцию. Первичные документы составляются на типовых бланках утвержденных форм и содержат необходимые реквизиты, информацию.

Документы бухгалтерского оформления необходимы для обобщения и обработки исполненных документов (справки, реестры, ведомости и др.). По объему содержания и составления документы бывают разовые и накопительные. Разовые составляются сразу на одну операцию. Накопительные составляются постепенно, в течение месяца (наряды, лимитные карты и др.).

Сводные документы необходимо для обобщения и группировки первичных документов – различные ведомости, журналы.

Исправление ошибок.

3 способа – корректурный, красное сторно, способ дополнительных проводок. Способ исправления зависит от момента их выявления и характера ошибки.

Корректурным способом исправляют частичные ошибки в течение учетного периода в одном из регистров или документов и не требует исправления корреспонденции счетов.

Ошибочная запись зачеркивается одной чертой, чтобы было видно исправленное. Строкой ниже или сбоку вписывается правильное выражение и заверяется «исправленному верить», «вписанному верить», «зачеркнутое не читать», подписью лица, исправившего и датой исправления.

Если ошибка повторяется в нескольких регистрах, то используют способ сторно или дополнительной проводки. Если стоимость занижена – то делается дополнительная запись. Если завышена то неправильная запись сторнируется – уничтожается. Сторно пишется красным цветом или берется в рамочку, если нет красной ручки.

Например отпущены со склада в производство материалы 20- 10- 30000руб.

В бухгалтерии Д 20 К 10 20000руб.

Дополнительная проводка Д 20 К 10 10000 руб.

При сторно. В бухгалтерии прошла запись – начислена з/плата рабочим основного производства 100тыс.руб. Д 20 К 70

При обнаружении повторяется 100тыс.руб. Д 20 К 70

Затем сторнируется 100тыс. руб. Д 20 К 70

Затем правильная запись 70 тыс. руб. Д 20 К 70

 

Инвентаризация имущества

проводится с целью контроля за сохранностью имущества и эффективностью его использования.

Инвентаризация проводится обязательно один раз в году перед составлением годового бухгалтерского отчета, а также в других необходимых случаях – при смене мат-отв. лиц, при стихийных бедствиях, хищениях и недостачах и др.

Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией, которая назначается приказом руководителя предприятия. Инвентаризация проводится по всем материально-ответственным лицам, проверяется количественное наличие ценностей в местах их хранения.

Данные о наличии имущества вносятся в инвентаризационную опись, где указываются данные инвентаризации и данные бухгалтерского учета. При их сравнении выводится разница (результат). Обнаруженные излишки приходуются как внереализационные доходы, недостачи взыскиваются.

Строение счетов.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, связанных с изменением средств.

По каждому объекту учета открывается отдельный балансовый счет, на котором отражаются движение средств в течение месяца (поступление, расходование) и выводятся остатки на конец месяца.

Каждый счет имеет две части: левую – дебет и правую – кредит. За месяц определяются обороты (итоги) по каждой части для определения остатка, который называется сальдо. Отражение информации по дебету и кредиту счетов определяется их структурой.

По структуре и принципу частей баланса (актив и пассив) счета различают активные, пассивные и смешанные (активно-пассивные).

Активные счета учитывают хозяйственные средства (имущество) по их составу и размещению.

К ним относятся счета 1-5 разделов (основные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция, денежные средства).

Пассивные счета применяются для учета источников образования хозяйственных средств по их целевому назначению.

К ним относятся счета 8,9 разделов (собственный и заемный капитал).

Активно-пассивные счета применяются для учета расчетов –счета 6 раздела и финансовых результатов – счета 7 раздела.

Схематически строение счетов можно представить:

Активный счет Пассивный счет

Дебет – Д-т Кредит – К-т Дебет- Д-т Кредит – К-т
С-до на нач. м-ца     С-до на нач. м-ца
Приход -поступление Расход- уменьшение Расход- уменьшение Приход -поступление
Об. Об. Об. Об.
С-до на конец м-ца     С-до на конец м-ца

 

Активно-пассивные счета могут иметь сальдо и по дебету и (или) по кредиту.

Сальдо на конец месяца = Сальдо на начало месяца + оборот по поступлению средств – оборот по уменьшению средств.

Сальдо на начало всегда суммируют с оборотом этой же части, т.е. дебет с дебетом, кредит с кредитом. В оборот- итог поступлений или расхода средств сальдо на начало не включается, оно суммируется с оборотом для определения сальдо на конец периода.

Принцип баланса (равенство его частей –актива и пассива) или учет средств и источников обуславливают принцип двойной записи на счетах – т.е. сумма каждой хозяйственной операции должна быть записана на двух счетах, по дебету одного и кредиту другого счетов. Это и есть двойная запись или бухгалтерская проводка. Взаимодействие двух счетов называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.

Принцип двойной записи обеспечивает сбалансированность (равенство) итогов по счетам (итог дебета всех счетов = итогу кредита всех счетов) и равенство актива и пассива бухгалтерского баланса. При неравенстве баланса надо искать ошибку в корреспонденции счетов.

Итоговое обобщение.

Для итогового обобщения информации о состоянии имущества организации и финансовых результатах составляют бухгалтерский баланс и другие отчеты (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала и др.).

Бухгалтерский баланс – ф.№1 отражает информацию об остатках и состоянии средств предприятия и результатах хозяйственной деятельности.

По форме – это таблицы, составляемые на определенную дату на основе данных главной книги и оборотно-сальдового баланса.

Бух.баланс состоит из двух частей – актива и пассива, т.е средства и источники, итоги которых равны.

Актив состоит из двух разделов (основные и оборотные активы). Пассив содержит три раздела – капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные пассивы. В составе краткосрочных пассивов основная часть – кредиторская задолженность.

Итог актива и пассива называют валютой баланса. В валюте баланса основные средства и нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости (первоначальная стоимость – износ).

В каждом разделе данные показываются по строкам или статьям баланса.

В практике выделяются несколько разновидностей баланса: брутто и нетто балансы, вступительные, отчетные, текущие балансы, консолидированные-сводные, разделительные, ликвидационные балансы.

В течение отчетного года балансы составляются поквартально с нарастающим итогом – на 1.01 – начальный или вступительный баланс, на 1.04 – за 1 квартал, на 1.07 – за полугодие, на 1.10. – за 9 месяцев, на 1.01 – за отчетный год, 12 месяцев.

 

Тема – учетные регистры.

Составить оборотную ведомость, подсчитать обороты за месяц и вывести сальдо на конец месяца.

1. Оборотная ведомость по материалам швейного цеха за июль.

Наименован. материалов Цена Руб. Остаток на 1.07 Поступило от п/о лиц   Поступило со склада   Отпущено В пр-во Остаток на 1.08
К-во сумма К-во сумма К-во сумма К-во сумма К-во сумма
Драп - м 330= 18,2                  
Ватин - м 25=                    
Бортовка -м 22=         -          
Нитки- кат. 6-25                    
итого   -   -   -   -   -  

 

Стоимость материалов (остатков, поступления, отпуска)определяется умножением цены за единицу и количества.

 

Октября

Октября.

Тема 4. Учет нематериальных активов (НМА).

Учет поступления НМА

Нематериальные активы поступают на предприятие в результате приобретения, создания, безвозмездного поступления, в качестве вклада в уставный капитал. Учет движения объектов осуществляют на активном счете 04.

Затраты на приобретение, создание отражаются как долгосрочные вложения Д 08 К 60,76 или К 02,10,70,69,51 и др.

Уплаченный НДС отражается Д 19 К 60,76. Ввод в эксплуатацию объектов НМА отражается Д 04 К 08.

Оплата счетов поставщиков отражается Д 60,76 К 51.

Налоговый вычет оплаченного НДС отражается Д 68 К19.

Поступление в качестве вклада в Уставный капитал отражают Д 08 К 75.1, Д 04 К 08.

Безвозмездное поступление отражают как доходы будущих периодов Д 08 К 98.2, Д 04 К 08. Списание доходов будущих периодов в доходы отчетного периода производится за счет последующего начисления амортизации Д 98.2 К 91.

Учет выбытия НМА

Выбытие НМА связано с их продажей, списанием, внесением в качестве вклада в Уставный капитал другой организации.

При продаже покупателю предъявляется счет-фактура. Стоимость продаваемого объекта отражается Д 62 К 91.

Одновременно отражается начисленный НДС Д 91 К 68.

Далее списывается начисленный износ Д 05 К 04, остаточная стоимость Д 91 К 04.

Передача объекта в счет вклада в Уставный капитал отражается как финансовые вложения Д 58 К 04. Списание начисленного износа Д 02 К 58.

Результат от реализации и списания можно определить разницей оборотов по сч.91.

Амортизация НМА.

Амортизация стоимости НМА определяется исходя из срока полезного использования объектов и списывается на затраты производства.

Для учета износа применяется пассивный счет 05.

По товарным знакам, торговым маркам, деловой репутации производится списание их стоимости непосредственно со счета 04.

Д 20-26, 44 К 04.

По остальным объектам износ отражается на счете 05.

Д 20-26, 44 К 05.

После срока использования списание стоимости происходит за счет начисленного износа - 05 – 04. Счета закрываются.

 

Контрольные вопросы:

1. Объекты учета нематериальных активов?

2. Срок полезного использования?

3. Учет поступления нематериальных активов?

4. Учет выбытия нематериальных активов?

5. Учет амортизации нематериальных активов?

 

Тестовые вопросы:

1. к нематериальным активам относят:

а) машины и оборудование;

б) авторские прва;

в) «цена фирмы»;

г) передаточные устройства;

д) товарные знаки;

е) все виды.

2. Амортизация нематериальных активов относится на:

а) увеличение затрат организации;

б) уменьшение прибыли;

в) в зависимости от сферы использования нематериальных активов.

3. Начисление амортизации отражается на счетах:

а) кредит 05;

б) кредит 04;

в) один из них;

г) оба счета.

4. При продаже нематериальных активов отражают на счетах:

а) вероятную выручку;

б) НДС на продажу;

в) износ за период эксплуатации;

г) остаточную стоимость активов;

д) все перечисленное.

5. При покупке нематериальных активов отражают на счетах:

а) затраты на приобретение на счете 08;

б) приход объекта на счет 04;

в) и то и другое.

31.10. – 5.11.

Какова ответственность МОЛ?

Ноября.

Учет кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций регулируется Инструкцией ЦБ РФ № 18 от 04.10.1993г.

Действующий лимит наличных операций с юр.лицами с 2007г. до 100 тыс.руб., с физ.лицами неограниченно. Лимит остатка денежных средств в кассе согласовывается с обслуживающим банком.

Прием денег в кассу оформляется приходным кассовым ордером, выдача из кассы по расходным кассовым ордерам и ведомостям. На ведомость также выписывается расходный к/о.

На основе приходно-расходных к/о регулярно составляется отчет по кассе (за день, 10 дней, месяц).

Для получения наличности из банка оформляется заявление на денежную чековую книжку. Каждый чек содержит кроме того корешок, в которых отражается информация о дате и сумме получения денег, на какие цели. Чек отрывается, подписывается и сдается в банк. На полученную сумму выписывается приходный ордер.

Отчеты по кассе формируются в кассовой книге, каждый лист имеет 2 экз. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана мастичной печатью. При компьютерном учете также формируется 2 экз. кассовых отчетов. Один с документами сдается для дальнейшей обработки в бухгалтерию, вторые брошуруются в отдельном деле и служат кассовой книгой.

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовых документах не допускаются.

По кассовым отчетам заполняется ж/о кредиту счета 50 и ведомость по дебету счета. Данные из ж-лов и ведомости вносятся в гл.книгу.

В кассе проводят регулярные ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, недостачи денежных средств и других хранимых ценностей взыскиваются, излишки приходуются и отражаются, как прочие доходы.

Техническое укрепление кассовых помещений контролируется УВД (несгораемые шкафы, двери, окна).

Учет кассовых операций (операций с денежной наличностью) осуществляется на активном счете 50. По дебету счета отражаются суммы, полученные в кассу. По кредиту счета отражаются суммы, выданные из кассы. Дебетовое сальдо по счету 50 отражает остаток денежных средств в кассе.

Корреспонденция счетов:

Д К

50 62 – получены наличные от покупателей за приобретенные товары, материалы

50 51 - получено в кассу с расчетного счета

50 71 - возвращены неизрасходованные подотчетные суммы

51 50 - сдано из кассы на расчетный счет

76 50 - выдана депонированная заработная плата

71 50 - выдано из кассы подотчетным лицам

69 50 - выданы социальные пособия

 

6.2. Учет денежных операций по расчетному счету.

Для осуществления безналичных расчетов и хранения денежных средств предприятия открывают в банках различные счета – расчетные, валютные, и специальные.

Операции по счетам в банках регулируются «Положением о безналичных расчетах в РФ № 14 от 09.07.1992г. гл. управления ЦБ РФ.

Расчетный счет – это основной рублевый счет хозрасчетных организаций. Для производственных единиц, дочерних, филиалов, МП открываются текущие и специальные счета.

Для открытия счета необходимо представить заверенную нотариально -копию Учредительного договора, Устава.

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в фондах социального страхования (ПФР, ФСС, ФОМС).

На типовых бланках банка заполняются 2 карточки с образцами подписей распорядителей кредитов и гербовой печати, договор на расчетно-кассовое обслуживание.

Расчетные документы организации служат для обслуживающего банка распоряжением для списания средств со счетов и зачисления их на счета других организаций.

В отдельных случаях банк производит принудительное списание средств – по решению налоговых органов, исполнительных листов судов, проценты по ссудам и просроченным ссудам, услуг банка и др.

Списание средств со счета производится в порядке поступления расчетно-платежных документов.

В расчетах организаций используются следующие типовые формы расчетно-платежных документов: платежные требования, требования-поручения, пл.поручения при инкассовой форме расчетов. А также векселя, аккредитивы, расчетные чеки.

Для расчетов чеками по специальному заявлению в банке получают расчетные чековые книжки- лимитированные сроком до 6 м-цев на определенную сумму, не лимитированные до одного года при стабильном наличии средств на р/счете.

Чеки, полученные продавцом, в течение трех дней сдаются в банк по специальному реестру, где указывается назначение платежа. № счетов, суммы и др.

При аккредитивной форме расчетов открывается аккредитивный счет в банке поставщика на определенный срок и сумму за счет уменьшения средств на р/счете.

В расчетах организаций используется понятие акцепта, т.е. согласия на оплату. Акцептная форма расчетов применяется при последующей оплате. После поставки товара поставщик представляет в банк платежное требование-поручение и покупателю дается три дня на акцепт или отказ от акцепта.

Можно осуществлять переводы денежных средств почтовыми переводами через предприятия связи. Платежным поручением перечисляется сумма на счет предприятия связи и к нему прикладываются почтовые переводы, на которых в графе отправитель заполняется наименование организации-плательщика, номер счета и банка.

Движение сумм на расчетном и других счетах отражается в выписках банка по счетам, которые выдаются клиентам. Полученные выписки обрабатываются бухгалтером, т.е. под каждую сумму подбирается оправдательный документ и шифруются корреспондирующие счета.

Обработанные выписки заносятся в ж/о № 2, каждой выписке в ж-ле отводится одна строка (графа). Кол-во занятых строк = кол-ву выписок.

При обработке выписок надо иметь ввиду, что счета организаций для банка являются пассивными и поэтому в выписке приход отражается по кредиту счета, расход по дебету.

Ошибочно записанные суммы в выписке по дебету или кредиту счетов отражаются временно, как расчеты по претензиям на 76-2. При восстановлении правильного отражения делают обратные записи.

Синтетический учет движения безналичных денежных средств осуществляется на активном расчетном счете 51. По дебету счета отражается поступление выручки за реализованную продукцию и другие ценности, кредитов. По кредиту счета отражается списание сумм с расчетного счета на оплату счетов поставщиков, на перечисление налогов и платежей, на получение наличных в кассу организации, на открытие специальных счетов. Дебетовое сальдо по счету 51 означает наличие денег на расчетном счете.

Корреспонденция счетов:

Д К

51 62,76 – поступление выручки от покупателей

51 50 - получение наличных из кассы организации

51 66,67 - получение кредитов

51 91 – поступление дивидендов

51 76 - получение штрафов, неустоек

76 51 - уплата штрафов, неустоек

68 51 - перечисление налогов в бюджет

69 51 - перечисление страховых платежей

66,67 51 - перечисление, возврат кредитов и процентов

55 51 - открытие специальных счетов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.140.227 (0.166 с.)