ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА



 

Достаточно часто в деятельности практического психолога приходиться задаваться вопросом об интеллектуальном и, в целом, социокультурном развитии ребенка. Такое обследование может проводиться по запросу детского сада, школы, родителей, социальных служб; особенно, когда речь идет о затруднениях, испытанных ребенком при обучении, о подготовленности к требованиям школы, о способности адекватно оценивать действия и ситуацию и т. п.

Надо отметить, что когнитивная сфера человека при всей ее взаимосвязанности с другими сферами психики имеет определенные внешне независимые характеристики, на которые чаще всего и обращается внимание. Абстрагируясь от представлений о целостности субъекта, можно говорить об отдельных психических функциях, определяя особенности их развития у конкретного ребенка. При этом в практике психологической работы, например, тестированию интеллекта уделяется большое место. Существует ряд надежных и апробированных методик оценки интеллекта ребенка — тесты Равена, Векслера, Амтхауэра.

В ходе диагностической практики перед студентами не ставится специальной задачи исследования интеллекта и в целом когнитивной сферы ребенка с применением особых методик. Однако при необходимости оценка интеллектуальной развитости ребенка или отдельных психических функций может быть дана на основе наблюдений, анализа бесед с ребенком, по рисуночным пробам и т. д. Так, анализ рисунка человека в методике «Дом— Дерево—Человек» может быть проведен дополнительно, именно, по шкале интеллекта (Степанов, 1994). Оценка общекультурного развития ребенка может быть осуществлена на основе бесед и анализа рассказов по методике САТ и пострисуночным опросам.

В программу обследования ребенка, особенно по запросу специалистов детского сада, могут быть дополнительно включены и специальные методики, в том числе, для количественной оценки отдельных составляющих когнитивной сферы. Это может быть сделано в том случае, когда представленного методического аппарата недостаточно для решения практической задачи, возникающей в отношении обследуемого ребенка.

В итоговом психологическом заключении по материалам обследования ребенка студентам необходимо будет отметить оценку его социокультурного и интеллектуального уровня, отражая имеющиеся основные или дополнительные данные.

 

Литература:

 

1. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М., 1994. — 62 с.

 

Примеры заключения по проективным методикам

 

Представленные примеры Заключений по результатам обследования ребенка проективными методиками являются результатами диагностической работы студентов в ходе практики. В Заключениях задействовано большинство описанных выше методик. Показаны Заключения по результатам работы с девочкой и мальчиком. Общие теоретические требования к написанию Заключений представлены в отдельной главе ниже.

 

 

Заключение 1

Ф.И.О. — Катя М.

Возраст — 6 лет

Дата рождения — 10.07.95.

Пол — жен.

 

Место проведения исследования: детский сад №…, подготовительная группа.

Положение в семье: проживает с отцом, матерью и братом – пятиклассником.

В ходе исследования использовались следующие психодиагностические методики: «Рисунок семьи»; «Дом—Дерево—Человек»; САТ; тест «Лицо»; метод социометрии.

Данные социометрии – девочка находится в числе принятых, но близких друзей нет.

С самого начала и на протяжении всего исследования девочка проявляла инициативу, интерес к заданиям. Во время разговора сохраняла приличное вежливое поведение, была непосредственна в своих реакциях. Катя М. охотно выполняла все предложенные задания. С взрослым стремилась к сотрудничеству, реагировала на все вопросы и замечания. В работе проявляла настойчивость, старательность.

Наблюдалась высокая двигательная активность. Движения легкие, игривые, изящные и выразительные. Неусидчивость и нетерпеливость. Слабая концентрация внимания, его неустойчивость, неумение сосредоточиться на одном объекте. Однако, с заданиями справлялась легко, показывая уверенность в себе.

Речь правильная, яркая и эмоционально выразительная. Склонность к длинным пространным высказываниям, к использованию литературных оборотов. Говорит громко, торопливо, стремясь скорее перейти к новой фразе. Речь сопровождается богатой мимикой и жестикуляциями. В спонтанных высказываниях отмечаются остроты легкого характера.

Склонность к фантазированию выделяет девочку среди других детей. Способность к сочинению сказочных историй привлекает внимание ее сверстников. Процесс фантазирования настолько захватывает Катю М., что придумывание истории перерастает в целый моноспектакль. Во время повествования девочка начинает играть роли персонажей своих рассказов, используя для этого различные интонации, тембр и громкость голоса.

Настроение приподнятое. Наблюдается необычайная веселость, жизнерадостность, оптимизм. Во время всей встречи Катя М. эмоционально вовлечена в беседу, испытывает потребность в общении. Высоко оценивает свои результаты и возможности, стремится продемонстрировать достигнутое. Легко эмоционально переключается, непосредственна в выражении чувств, склонна к игровым моментам в деятельности.

При знакомстве с Катей М. первое, что обращает на себя внимание — это несоответствие малоприметной, неяркой внешности девочки ее чрезвычайной активности, буйству фантазии и фонтану эмоций. С другой стороны, обилие персонажей в рассказах собственного сочинения, сложность взаимоотношений их героев, излишняя детализированность историй, их эмоциональная насыщенность сочетается с чувством одиночества девочки. Однако, эти два момента, в действительности, представляются вполне закономерными. Склонность к фантазированию можно расценивать как способ защиты от тревоги и страха одиночества. Девочка очень хочет, чтобы у нее был «личный» (близкий) и «верный» друг, который бы ее понимал и доверял ей.

На ограниченность контакта с реальностью указывает тот факт, что объекты на рисунках Кати М. находятся в «подвешенном» состоянии (см. Приложение 7; Рис. 1, 2, 3). А пространственное размещение рисунка семьи (в верхней части листа) может свидетельствовать о фиксации на фантазиях как источниках удовлетворения (см. Приложение 7; Рис.1). Девочка живет в придуманном ею самой мире — мире фантастических образов, заполненном и насыщенном до предела. Проявляется острая потребность доконструировать, достроить ситуацию до состояния целостности, завершенности, а именно, довести развитие сюжета или отношений до логического конца. Пример реализации потребности в создании целостного образа обнаруживаем в рисунке «Лицо» (см. Приложение 7; Рис. 2). Девочка не ограничивается изображением лица и дополняет его телом, руками и даже короной, при этом ноги, символизирующие активность, отсутствуют, указывая на пассивность и уход от реальности.

Характерной является строгая композиция рассказов: в них можно выделить завязку — развитие действия — кульминацию — развязку. Часты употребления шаблонных фраз («жили-были», «на весь свет было слышно» и т. п.). По-видимому, можно говорить о попытке девочки справиться с собственной тревожностью, проявляя некий консерватизм в своей деятельности.

Тревога и страх одиночества проявляются как в содержании рассказов в целом, так и в переживаниях их героев, особенно, главных персонажей. Интересной представляется попытка Кати М. объяснить причины своего одиночества. Приведем в качестве примера рассказ по Картинке № 3: «Жил-был Лев — старый старик. Один раз он увидел Мышку. Он ее не стал есть, а начал думать, что будет, если он ее съест. Мышка сказала: «Со мной ничего не будет». Лев предложил Мышке дружить. Мышка: «Пи-пи-пи. Со мной никто никогда не дружил. Пи-пи-пи». Лев не стал дружить с пискуньей и ушел». Излишняя самоуверенность, отсутствие коммуникативных умений и желания строить отношения с другими выделяются как качества недостойные уважения и дружбы.

Фантастический мир дает девочке ощущение силы, могущества и значимости. В нем она либо Хозяйка (персонаж чаще всего не изображенный на Картинке), либо маленькое существо, имеющее волшебных помощников. Если Хозяйка — фигура властная — это образ желаемой идентификации, то маленькое беспомощное существо — это образ самой девочки. Иллюстрацией этого образа служит рассказ по Картинке № 5: «Жили-были папа да мама. У них была дочка. Она любила спать, как увидит кроватку — сразу спать. Они всегда ее носят в коляске. Однажды, когда они гуляли, к ним забрался вор, а малышка заплакала, что на весь свет было слышно. К ней прилетел сообщник — ангел. Он сказал: «Не плачь, я тебе помогу. Я с тобой посижу. Зачем ты не спишь?». «Я боюсь», — сказала девочка и заснула на маминой постели. Пришли папа с мамой и увидели, что их дочь спит на их постели. Они положили ее на свою постель и легли спать. Ангел улетел. Зажглась лампочка — это и был ангел. Они засмеялись, что чуть было не улетели в окно. Малышка–ангелочек обрадовалась, как вдруг стукнулась головой об ванну и засмеялась, из-за того, что ангел снял боль. Потом он каждый день прилетал к ней и будил ее. Однажды он забыл разбудить. Потом он разбудил и умыл ее, и посадил смотреть мультики».

В данном рассказе недостаток собственной активности и уверенности в себе девочка восполняет наличием волшебного помощника — ангела, который можно интерпретировать как символ власти. С его помощью она преодолевает трудности, разрешает проблемные ситуации. Кроме того, он спасает девочку от одиночества.

Возвращаясь к образу Хозяйки, можно отметить, что в нем угадывается образ матери — по-видимому, фигуры властной и доминантной. Катя М. одновременно стремится к идентификации с материнским образом и к отделению от него.

Соперничество с матерью недвусмысленно представлено в рисунке «Дом—Дерево—Человек» (см. Приложение 7; Рис. 3). Момент соперничества проявился в длительном процессе определения нарисованных фигур: девочка долго не могла решить, какая из изображенных женских фигур представляет мать, а какая — ее саму. В конце концов, Катя М. заняла доминирующую позицию, идентифицировав себя с большей фигурой. При этом обеспечение каждой фигуры отдельным домом, вероятно, выступает рациональным способом разрешения проблемы соперничества.

Другие примеры соперничества встречаем в рассказах по Картинкам. Так в рассказе по Картинке № 4 (см. Приложение 6) можно выделить образы злой и доброй матери. Холодность и чрезмерный альтруизм одного материнского образа противопоставляется щедрости и справедливости другого.

Надо отметить, что в соперничестве Катя М. занимает пассивную позицию: устранение соперницы происходит косвенным образом, через болезни и смерть последней. Тема болезни и смерти материнского образа часто присутствует в рассказах девочки. Иллюстрацией может служить рассказ по Картинке № 9 (см. Приложение 6).

Завершая описание результатов анализа, можно сказать, что девочке свойственны непосредственность поведения, многоречивость, эмоциональная неустойчивость. Желание общаться сочетается с неумением поддерживать и развивать отношения. Спектр переживаний девочки связан с разрешением ситуации эдипова комплекса. Отмечается напряжение в отношениях с матерью, обусловленное желанием занять ее роль.

 

Заключение 2

Ф.И.О. — Андрей К.

Возраст — 6 лет.

Дата рождения — 17.01.95.

Пол — муж.

 

 

Место проведения исследования: д/с №…, подготовительная группа.

В ходе исследования использовались следующие психодиагностические методики: «Рисунок семьи»; «Дом—Дерево—Человек»; САТ; тест «Лицо»; метод социометрии.

Положение в семье: проживает вдвоем с матерью, мальчик – единственный сын у матери.

Данные социометрии: мальчик находится в числе принятых, имеет одного близкого друга.

 

К ситуации исследования Андрей К. относится спокойно, доброжелательно, с интересом. Готов к сотрудничеству с незнакомым человеком только в обстановке доверия и понимания. Стремится к принятию значимым взрослым, воспроизводя отношения защищенности и стабильности.

Наблюдается медлительность во всем — в речи и в действиях. Движения неуверенные и неуклюжие. К выполнению заданий относится серьезно, вдумчиво, ответственно. Проявляются сосредоточенность и напряженность на фоне быстро наступающей усталости. При работе требуются волевые усилия. Часты желания прекратить работу по причине утомления. Поддержка и одобрение со стороны взрослого способствуют повышению активности. Отмечается общее двигательное беспокойство, трудности координации движений, волнение, когда речь заходит о взаимоотношениях в семье.

Общий фон настроения снижен. Однако наблюдаются бурные эмоциональные реакции на новизну ситуации, которые, вскоре сменяются общей пассивностью. Мимика невыразительна, жестикуляция отсутствует. Во время разговора избегает смотреть в глаза собеседника.

Речь ребенка замедленна, прерывиста, с длительными паузами. Характерна блокировка речи. Нередко заикание, особенно при высказывании длинных распространенных предложений. Спонтанные высказывания отсутствуют. Говорит тихо, но внятно. Речь становится громкой, отчетливой, эмоциональной, если разговор затрагивает проблемы семейных отношений.

По результатам социометрического исследования Андрей К. был отнесен к числу принятых. В группе играет только с одним мальчиком, которого считает своим другом. С другими детьми практически не общается, во взаимодействие вступает неохотно, без личной инициативы. Не боится оставаться в одиночестве. Одиночеством подчеркивает свою независимость и страх соперничества. Иллюстрацией этому факту служит рассказ ребенка по рисунку «Дом – Дерево – Человек» (см. Приложение 7; Рис. 4), в котором Андрей К. делает акцент на своей самостоятельности и изолированности: «Я один гуляю, мне никто не нужен!» Характерна замкнутость и нежелание устанавливать социальные контакты.

Материалы мальчика указывают на поиск разрешения проблемы понимания семейных отношений, точнее, вопроса полоролевой идентификации. Особенно яркими примерами являются рассказы по САТ. Андрей К. пытается определить роль матери и отца в семье, понять характер их взаимоотношений.

Приведем рассказ мальчика по Картинке № 3: «Лев сидит на стуле. Рядом со стулом норка у мышки. Лев — папа. В руках у него трубка, он ее курит. Он находится в помещении, это его дом. Мышка выглянула из норки и смотрит на льва. Она думает, что он — большой и лохматый. Она его очень боится, так как он большой и лохматый. Она его очень боится, так как лев огромный, а она — маленькая. Трость нужна льву, чтобы ходить. Лев злой, а мышь — добрая. Глаза у льва добрые, нет, злые». Образ отца наделяется чертами авторитарности, агрессивности и в то же время пассивности. Авторитет отцовского образа заключается лишь в его габаритах, его сила – в огромном размере. (Аналогичное понимание отцовского образа находим в рассказе по Картинке № 8: хозяином изображенного семейства признается самый большой). В противовес образу отца, в образе матери встречаем кротость, боязливость и покорность.

В другом рассказе наблюдаем попытку мальчика подтвердить собственную идентификацию с отцовским образом и противопоставить маскулинное феминному: «Один тянет за веревку, а другой тоже тянет за веревку. Маленький другому помогает. Они решили поиграть. В этой игре победят папа с сыночком, а мама проиграет, потому что она — одна». (Рассказ по Картинке № 2).

Однако, вполне определенное понимание функций маскулинного и феминного, встречающееся в выше указанных рассказах Андрея К., находится в противоречии с содержанием других рассказов и описаний по рисункам мальчика. Эти противоречия ярко иллюстрирует рассказ по Картинке № 5: «В комнате стоит одна детская кровать, другая — взрослая. На столе у большой кровати стоит светильник. В этой комнате живут люди, семья из трех человек: мама, тетя и братик у мамы. На большой кровати спят мама и братик. Нет! на большой кровати спят тетя и мама, а не маленький братик. Это дружная семья. Папы нет. Братик спит и играет с медвежонком. Братик любит тетю больше, чем медвежонка и маму. Братика зовут Вова. Мама часто ругается. Они все сейчас ушли в магазин купить продукты».

Данный сюжет отражает реальное семейное положение мальчика: он проживает вдвоем с матерью, а тетя, сестра матери, часто навещает их. Отец отсутствует, хотя Андрей К. уверен, что его отец был летчиком–истребителем и погиб в Великой Отечественной войне в борьбе с немцами, также как и все другие значимые для мальчика фигуры мужского пола (дедушки, дяди).

Проявляются трудности восприятия родительских образов: с одной стороны, отцовский образ отделяется от материнского, обозначаются их функции (см. выше), с другой, наблюдается непонимание дифференцированности полоролевых отношений в семье. Фактически, ребенок не может определить роль отца в реальных семейных отношениях, пытаясь заменить его сначала собой, а потом тетей. Эту мысль подтверждает и тот факт, что в процессе рисования лица (тест «Лицо») мальчик очень долго не мог приступить к изображению носа (считающегося явным фаллическим символом), хотя был уверен, что он должен присутствовать. Сомнение в том, каким должен быть нос, в конечном счете выразилось в его изображении в форме детали конструктора – игры, так любимой мальчиком (см. Приложение 7; Рис. 5). Можно говорить, что смысл фаллического загадочен и непонятен для Андрея К., а его определение — это процесс поиска и конструирования.

На своеобразие семейных отношений указывает рисунок «Моя семья» (см. Приложение 7; Рис. 6), где представлена группа бесполых существ, среди которых мальчик выделяет мать, отца и себя. Фигура матери возвышается над остальными, тем самым подчеркивается ее доминирующая позиция. Иерархию членов семьи завершает фигура ребенка, изображенная беспомощной, нуждающейся в защите. Всю семейную композицию уравновешивает фигура отца, которая является чуть более крупной и размещается в центре листа.

Фигура отца одновременно и разделяет, и объединяет фигуры матери и ребенка. Стремясь к близким отношениям с матерью, мальчик, тем не менее, преодолевает это желание с помощью образа отца, которого считает значимым и авторитетным. Отец для Андрея К. — это образ, внешняя оболочка, содержательное наполнение которой актуально для ребенка. Активность, недостающую отцовскому образу, мальчик проецирует на самого себя, при этом сдерживая и ограничивая активность матери. Следует отметить, что данная активная позиция ребенка проявляется лишь по отношению к матери. В отношениях с другими людьми мальчик склонен занимать пассивно-нейтральную позицию.

В целом, Андрею К. свойственны: вялость, медлительность, ригидность, эмоциональная невыразительность и заторможенность реакций. Характерна высокая утомляемость. Стремление быть принятым сочетается с желанием сохранить собственную автономность. Проблема семейных взаимоотношений, занимающая центральное место в переживаниях мальчика, обусловливает его активность.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.172.77 (0.011 с.)