ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Работа с документами



 
 


Работа с документами в деятельности психолога представляет собой самостоятельную и требующую особых профессиональных навыков сферу. Прежде всего, сюда следует отнести умение четко вести протоколы обследования ребенка или лабораторные журналы.

В протоколах фиксируются получаемые в ходе обследования или наблюдения данные, свои комментарии, а также производится количественная обработка результатов. Для многих диагностических методик могут быть подготовлены особые бланки записи результатов, работу с которыми необходимо освоить. Сохранение протоколов, как и в целом, ведение профессионального архива, является необходимым условием накопления профессионального опыта.

Лабораторный журнал представляет собой наиболее ценную часть рефлексивного опыта профессионала-исследователя. Там, в аналогии с дневниковыми записями, фиксируются наблюдаемые факты, а также размышления исследователя, его вопросы, планы и затруднения. В ходе еженедельных часовых наблюдений за ребенком лабораторный журнал или дневник наблюдений как раз и становится формой фиксации непосредственных реакций наблюдателя. Студентам предлагается освоить данную форму профессиональной рефлексии, готовя материалы для супервизорских встреч с руководителями практики.

По результатам диагностической работы необходимо подготовить ряд психологических заключений, которые имеют свои требования и особенности.

Требования к психологическому заключению

 

По результатам психодиагностической практики студенты готовят ряд психологических заключений. Некоторые примеры таких заключений приведены выше в тексте. Здесь дается краткое описание основных требований к подготовке психологических заключений.

Форма

 

Стандартизованной формы написания заключения не существует. Содержание и стиль заключения зависят от ряда факторов:

§ цели исследования — для чего изучается данный индивид или группа (какова необходимость и важность интерпретации полученных в ходе исследования данных);

§ ситуации, в которой проводится исследование — исследование в естественных условиях расширяет возможности интерпретации результатов за счет органичного включения в анализ данных, полученных в ходе беседы с изучаемым индивидом или наблюдения за ним;

§ адресата заключения — кому и для какой цели предназначено заключение;

§ теоретических установок и специализации исследователя — в рамках каких теоретических воззрений будут интерпретироваться данные и делаться выводы и рекомендации.

§ В целом можно сказать, что содержание заключения должно отвечать запросу адресата — соответствовать его «потребностям, интересам и уровню подготовки».

 

Структура

Заключение, как правило, имеет следующую структуру:

1. краткая аннотация содержательного характера;

2. описание полученных в ходе психодиагностического исследования данных и их интерпретация;

3. кратко сформулированные ответы на поставленные вопросы (в некоторых случаях рекомендации и предложения).

 

Аннотация — содержит основные сведения об изучаемом индивиде, цель исследования, перечень используемых психодиагностических методик.

Описание и интерпретация полученных данных может вызвать наибольшие затруднения исследователя.


Алгоритм интерпретации результатов, полученных в ходе психодиагностического исследования, можно представить следующим образом:

· ситуативная интерпретация (интерпретация в процессе беседы) — по наличию тех или иных синдромов, проявлений личностных и интеллектуальных свойств ребенка для принятия ситуативных решений;

· количественная интерпретация — включает в себя количественное оценивание результатов теста, соотнесение полученных баллов с критериальными или возрастными нормами;

· качественная интерпретация — представляет собой качественное описание полученных данных;

· комплексная (итоговая) интерпретация — проходит на завершающем этапе исследования, когда психолог дает целостное описание личности по результатам всех использованных методик;

· адресная интерпретация — включает в себя сведения, необходимые адресату запроса.

Описание количественных данных должно быть детерминировано целью составления заключения, а не превращаться в самоцель. Так, отражая результаты исследования, необходимо ориентироваться на более высокие или более низкие показатели индивида по сравнению с аналогичными средними показателями его выборки.

При сравнении различных показателей индивида между собой или с аналогичными показателями других индивидов требуется статистическая точность: указания на количественно выраженные различия в тех или иных показателях, а не только их описательное сравнение. К примеру, недостаточно будет говорить, что «уровень агрессивности у данного индивида очень высок». Более точно и аргументировано будет выглядеть следующая фраза: «Выявленный показатель склонности к открытому агрессивному поведению (I = + 11 при среднем для выборки I= + 2,3) позволяет судить о высоком уровне агрессивности у данного испытуемого».

Необходимо также помнить, что основой заключения являются интерпретации результатов исследований и выводы. Поэтому акцент следует делать на качественном анализе данных, а не их количеством представлении.

Интерпретация данных проективных методик обладает рядом особенностей:

· проективные методики предполагают весьма разнообразное сочетание данных, в связи с чем, важно в конкретном заключении продемонстрировать именно своеобразное сочетание исследуемых показателей у конкретного индивида;

· на данные проективных методик, более, чем на какие-либо другие, оказывают влияние ситуационные факторы, в том числе, особенности взаимоотношений испытуемого с исследователем. Этот факт обусловливает более осторожную, более «вероятностную» и некатегоричную интерпретацию полученных результатов. Изложение материала носит предположительный характер, что создает пространство для продолжения исследования и дополнения или уточнения интерпретаций.

При объяснении полученных результатов возможно использование в качестве иллюстрации некоторых ответов индивида. Однако чрезмерное количество примеров ответов в отдельном заключении грозит превратить его в копии протоколов.

В заключении важно преодолеть непосредственность данных, представленных в протоколах. Следует пытаться «выйти» за пределы протоколов, отыскивая причины появления данных ответов. Требуются умение целостного видения исследуемой проблемы и умение выделять ее основные линии. Поэтому не столько необходимо интерпретировать каждый выявленный показатель, сколько важно проанализировать взаимосвязь между рядом показателей или изучить их своеобразное сочетание.

Вероятно, что при качественной обработке данных обнаружится противоречивость некоторых из них. Не старайтесь скрыть выявленные противоречия, «сгладить» их. Обратите на них внимание в заключении, укажите, в чем состоит противоречие, и попытайтесь его объяснить.

Прогноз и рекомендации адресату заключения — может включать постановку психологического диагноза; обоснование необходимости дальнейших исследований или консультаций со специалистами других областей знания; прогноз в отношении изучаемого индивида; план возможной программы коррекционной или терапевтической работы и др. Рекомендации следует составлять в соответствии с запросом адресата и собственной профессиональной компетенцией.

 


Стиль

Цель заключения — предоставление вполне определенной, конкретной информации, соответствующей запросу адресата.

Излагая материал, необходимо быть точными в определениях, избегать двусмысленных фраз. Надо тщательно обдумывать каждое суждение, «взвесить» каждое слово. Следуют учитывать, что от содержания формулировок могут зависеть действия адресата в отношении изучаемого индивида.

Категорично можно формулировать только ту мысль, в достоверности которой исследователь уверен. Для других же стоит подбирать такие формулировки, которые бы давали возможность для поиска иных, более точных, интерпретаций.

Писать следует доступным языком. Использование специальной терминологии может ввести в заблуждение адресата и усложнить понимание написанного, поэтому употребление специальных терминов допустимо только в том случае, если они «облегчают изложение сути дела» и не затрудняют восприятие материала.

Литература:

 

1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М.: «КСП», 1997. — 320 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2. / Пер.с англ. — М.: Педагогика, 1982. — 336 с.

3. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. — СПб.: Дорваль, 1992. — 200 с.

4. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «HAND-TECT».Руководство по использованию. — СПб.: ИМАТОН, 1996. — 50 с.

5. Маховер К. Проективный рисунок человека / Пер. с англ. — М.: Смысл, 2000. — 154 с.

6. Руайе Ж. Проективные методики исследования деткой психики: тест сказок. Часть 2. — Ижевск: Республиканский Центр развития образования МНО УР, 1999.—– 36 с.

7. Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага: Авиценум, 1978. — 388 с.


Приложение 3

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.009 с.)