Проявления ребенка при психологическом исследовании



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявления ребенка при психологическом исследовании



(методика наблюдения Й. Шванцары)

 

 

Фамилия, имя ребенка ____________________________________ Дата рождения _______________

 

 

№ п/п Наблюдаемое проявление поведения Дата Примечания
А. Отношение к взрослому, членам семьи, незнакомой обстановке
1. зависимость от члена семьи                  
2. застенчивость                  
3. проявления страха*                  
4. приличное, вежливое поведение                  
5. непосредственное поведение                  
6. свободное поведение, без запретов                  
7. приветливость                  
8. сохранение дистанции                  
Б. Проявления общей моторной активности
9. заторможенность                  
10. убегание с места                  
11. не смотрит в глаза                  
12. блуждающий взгляд                  
13. жестикуляция                  
14. гримасы                  
15. тик*                  
16. вялость                  
17. общее двигательное беспокойство                  
В. Особенности развития речи
18. невыговаривание некоторых букв (каких?)                  
19. заикание*                  
20. скороговорка                  
21. замедленная речь                  
22. блокировка речи                  
23. многоречивость                  
24. литературная речь                  
25. вычурная речь*                  
26. неразговорчивость                  
Г. Спонтанные высказывания
27. хвастливость                  
28. остроты (легкого характера)                  
29. вульгарные выражения*                  
30. фантастическая псевдология*                  
31. отклоняющиеся замечания                  
32. личные замечания*                  
33. критические замечания об исследовании                  

 

Д. Выполнение действий
34. медлительность                  
35. нерешительность*                  
36. опрометчивость                  
37. персеверация*                  
38. точность                  
39. настойчивость                  
40. неуклюжесть                  
41. игривость                  
42. небрежные действия                  
Е. Позиция ребенка во время исследования
43. негативизм*                  
44. склонность к оппозиции*                  
45. повышенная внушаемость                  
46. безразличие                  
47. инициатива                  
48. готовность при высказываниях                  
49. самостоятельность                  
50. потребность в помощи                  
51. интерес к заданиям                  
Ж. Движение и реакции рук
52. легкость в движениях                  
53. дрожание рук*                  
54. потение рук                  
  З. Самооценка ребенка                  
55. амбициозная позиция*                  
56. повышенное самомнение                  
57. недооценка себя                  
И. Проявления эмоциональной и познавательной сфер
58. сосредоточенность                  
59. явные проявления волевого усилия                  
60. нетерпеливость                  
61. тревожность                  
62. наблюдательность                  
63. вдумчивость                  
64. веселость*                  
65. изменчивость настроения                  
66. аффективные проявления*                  
67. обкусывание ногтей, карандаша                  
68. краснение                  
69. паясничание*                  
70. утомляемость*                  
  ……………….                  

Оценка параметров:

 

0 — проявления не наблюдалось,

1 — проявление, выраженное умеренно,

2 — ярко выраженное проявление,

? — оценить пункт нельзя,

* проявление следует описать более точно, привести обстоятельства, мотивацию, количество и т. п.

 


Приложение 4

 

Категоризация идентификации с животными

По полярности

 

Степень полярности Идентификация
высоко отрицательная мышь, змея
отрицательная лягушка, заяц
незначительно отрицательная медведь, орел
амбивалентная тигр, лев, олень
незначительно положительная черепаха, лошадь, олененок
положительная слон, собака, кошка, белка, обезьяна

 

 

Источник:Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978. – 388 с.


Приложение 5

 

Бланк Л. Беллака, используемый для анализа карт САТ

Имя_______________________________________ Рассказ № _________ (Картинка ТАТ № ________)

 

1. Лейтмотив:

 

 

2. Главный герой: возраст___________ пол ___________ профессия _____________________________

интересы_______________________________________________________________________________

черты характера_________________________________________________________________________

способности____________________________________________________________________________

адекватность (V,VV, VVV) _______________________________________________________________

 

3. Отношение к вышестоящим персонам (родительским образам) или обществу : (V,VV, VVV)

 

автономия __________ уступчивость _______ уважение __________ преданность ________
благодарность ______ зависимость ________ угрызение совести ___ конкуренция ________
сопротивление ______ агрессия ___________ унижение __________ страх ______________

 

4. Введенные персонажи: (V)

 

каратель ___________ преследователь _____ благодетель _________ учитель ____________
друг _______________ реформатор _________ любовник __________ сторонник __________
враг _______________      

 

5. Введенные объекты (символы?):

_______________________________________________________________________________________

 

6. Упущенные детали:

_______________________________________________________________________________________

 

7. Атрибуция ответственности: (V, VV, VVV)

 

несправедливость __________ безразличие ________________ обман ____________________
строгость _________________ депривация ________________ дурное влияние _____________
___________________________ ___________________________ ___________________________

 

8. Значимые конфликты: (V, VV, VVV)

 

суперэго — ид ___________________________ пассивность — противодействие ____________
уступчивость — автономия ________________ достижение — удовольствие _______________
________________________________________ ________________________________________

 

9. Наказание за проступки: (V, VV, VVV)

 

справедливое ______________ чересчур суровое ___________ снисходительное ___________
немедленное ______________ отсроченное _______________ Отсутствует _______________

 

10. Отношение к герою: (V, VV, VVV)

 

отстраненность и объективность _____________ _________________________________________
критика и оскорбления _____________________ _________________________________________
вовлеченность и эмпатия ___________________ _________________________________________

 


11. Показатели сдерживания агрессии, сексуальных инстинктов и тому подобного: (V, VV, VVV)

 

паузы _____________________ смена тенденции ____________ заминки ___________________

 

12. Исход: (V, VV, VVV)

 

благоприятный ______ неблагоприятный ____ реалистичный _______ нереалистичный _____

 

13. Паттерн удовлетворения потребностей: (V)

 

конфликт потребностей _______________________________________
субсидиация потребностей _____________________________________
смешение потребностей _______________________________________
____________________________________________________________

 

14. Сюжет: (V, VV, VVV)

 

структурированный _______________________ неструктурированный _____________________
реалистичный ____________________________ эксцентричный ___________________________
завершенный _____________________________ незавершенный __________________________
_________________________________________ _________________________________________

 


Приложение 6

Примеры рассказов по картам САТ

 

 

Рассказ по Картинке № 4, Катя М., 6 лет

«Жила-была кенгуру. Она всегда торопилась, чтобы не опоздать. Она никого не оставляла в беде. Один раз она быстро побежала и упала. Кенгуренок свалился из кармана и ушибся. Он заревел, а мать не слышала. Другой пошалил и повез его за мамой. Он опять полез в карман. Кенгуру-мать рассердилась, а родная мать говорит: «Ты зачем мою сестру обидел? Ха-ха-ха, Ха-ха-ха». «Что он там говорит? — спросил другой кенгуру, — Хи-хи-хи, ха-ха-ха». А мы смеемся: «Ха-ха-ха». Кенгуру сказала: «Не ссорьтесь, а то придем домой, и я вас нашлепаю». Она их нашлепала, что они ревели, и их на весь свет было слышно. «А можно я покатаюсь на велосипеде?» — спросил маленький кенгуренок. «Кто успокоился, тот и может», — ответила мать. Другой захотел пойти за молоком, пососал и оставил другому. Кенгуру сказала: «Наши хороши, как ангелы!» Она подарила сумку, шляпу, корзиночку и все — маленькому. Другой кенгуренок пошел в магазин, а мама забыла начертить карту. Он заблудился, а потом его нашли».

 

Рассказ по Картинке № 9, Катя М.,6 лет

«Жила-была крольчиха, где жили люди. Она была маленькая, и ей досталась кроватка — два метра. Остались только шторы, кровать от хозяйки, которая умерла от болезни, и дети ее умерли. Однажды она прочитала анекдот и смеялась: «Хи-хи-хи». Один раз к ней подползла кошка, которую она кормила. Кошке в миску хозяйка накладывала еду. Охала крольчиха: «Ох-ох-ох». Один раз кошка принесла котенка, которого сама родила с мяуканьем: «Мяу-мяу-мяу». «Когда ты уснула, я хотела подложить тебе котенка, но решила подарить тебе его на день рождения», — сказала кошка. Крольчиха обрадовалась до слез и хотела поцеловать котенка, хотя нельзя целовать, так как можно заразиться микробами. И крольчиха заразилась. Она его мыла семь раз. Кошка сказала: «Закрой глаза, моя хозяйка, я принесу тебе второй сюрприз, мяу-мяу-мяу. Открывай глаза». Крольчиха увидела перед собой собачонка. Котенок с собачонком подружились в магазине. На другой день она услышала: «Ку-ка-ре-ку». Это был петушок. «Что ты делаешь завтра?» — «Я сплю». — «А я вот хотел пригласить вас на собачий ужин». Но крольчиха не захотела идти на ужин. Зеркало засветилось, и оттуда высунулся пальчик, а потом личико. И оно сказало: «Панди-панд», и крольчиха выздоровела.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.38.244 (0.031 с.)