Методика наблюдения за ребенком во время беседы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика наблюдения за ребенком во время беседы



 

Во время собеседования психолог может фиксировать свои наблюдения на специальном бланке «Проявления ребенка при психологическом исследовании» (Шванцара, 1978, С. 96—97). Для удобства в работе с Методикой наблюдения факты проявлений можно сгруппировать в несколько основных блоков. Это видоизменяет протокол, но зато психолог, отмечая наблюдения, может придерживаться определенной логической последовательности, что облегчит позднее обработку данных (см. Приложение 3).

Каждый блок проявлений включает в себя оценки различных фактов поведения ребенка. Наблюдая за работой ребенка и его разговором, психолог отмечает наличие или отсутствие указанных признаков. Содержательный анализ записей в протоколе поможет значительно дополнить данные обследования ребенка, и, что особенно важно, укажет не только на количественный результат тестовых методик, но и на способ выполнения задания, дополнит качественные характеристики. Это позволяет отметить, например, особенности реакций ребенка на трудности и пути их разрешения. Индивидуальные проявления в ситуации собеседования важно было бы сравнить через некоторое время с наблюдениями или общими впечатлениями воспитателя или учителя ребенка.

Каждую следующую встречу с ребенком психолог может также фиксировать в данном протоколе. Это дает возможность проследить изменения внешних проявлений поведения ребенка, что особенно важно, когда необходимы какая-либо психологическая помощь этому ребенку или консультация родителям. Поэтому протокол первой встречи ребенка и психолога, как и всех последующих, а также результаты любых исследований, составляют психологическую карту ребенка.

После проведенной беседы и анализа протокола наблюдений психолог может отметить для себя, в какой мере его собственное внимание концентрируется на определенных деталях в проявлениях ребенка, стоит обдумать, с чем это может быть связано. Последующие встречи с ребенком, в этом случае, будут ориентировать психолога не на стереотипное восприятие, а на поиск ответов о степени объективности или случайности зафиксированных фактов.

 

Приведем краткое описание основных блоков наблюдения.

А. Отношение к взрослому, члену семьи, незнакомой обстановке

 

Этот блок включает в себя следующие признаки:

 

- зависимость от члена семьи, - застенчивость, - проявление страха, - приличное вежливое поведение, - непосредственное поведение, - свободное поведение без запретов, - приветливость, - сохранение дистанции.

 

Расшифруем их. На исследование ребенок может придти со взрослым, обычно с родителями или другими членами семьи, воспитателем или учителем. Психолог может отметить, как ребенок держится с родителями или другими значимыми взрослыми, чувствует ли их поддержку в незнакомой ситуации, просит не оставлять его наедине с исследователями или проявляет достаточную самостоятельность.

Первые фразы при знакомстве и все дальнейшее общение ребенка с педагогом во время исследования будут говорить о сформированности навыков общения, отношений с взрослыми.

В протоколе отмечаются признаки, показывающие не «что» ребенок делает, а «как» он реагирует на общение с взрослым. Основываясь на анализе этого блока признаков, психолог может обратить в некоторых случаях внимание родителей, воспитателя или учителя ребенка на возможные проблемы его привыкания к нормам, например, школьной жизни. Так дети, которые не признают авторитета взрослого, переходят на фамильярность в общении, не чувствуют границ дозволенного часто не вполне социально подготовлены к школе. Это может быть следствием, например, дефектов воспитания, отсутствия культуры в семье. Можно в разговоре с родителями отметить эти проблемы, показать, что повышение уровня общения в семье, требовательности к ребенку существенно увеличит его способность к саморегулированию своего поведения (Смирнова, 1984).

Б. Проявления общей моторной активности

Название блока условно. Он включает в себя признаки различных проявлений физической активности, жизненного тонуса ребенка:

 

- заторможенность, - убегание с места, - не смотрит в глаза, - блуждающий взгляд, - жестикуляция, - гримасы, - тик, - вялость, - общее двигательное беспокойство.

 

Признаки этого блока указывают на проблемы невротического характера, повышенной тревожности, реакций на стресс и т. п.

Угнетенное состояние ребенка проявляется в заторможенности, обедненной мимике. Ребенок мало подвижен, на вопросы отвечает односложно или молчит, тяжело включается в настоящую ситуацию, не реагирует на предложение исследователя выполнить те или иные задания. Это может быть связано с какой-либо стрессовой ситуацией, предшествовавшей встрече ребенка и психолога или, стрессом, вызванным необходимостью общения с незнакомыми людьми, неправильной подготовкой родителями ребенка к этому собеседованию, страхом перед неудачей. Так или иначе, психологу необходимо предпринять возможные терапевтические действия, чтобы побудить ребенка к общению и коррекции его состояния. Если нет уверенности в возможности и необходимости терапевтических действий сейчас, может быть стоит отменить эту встречу и договориться с родителями о консультации в другое время. Иная ситуация, когда действия ребенка сопровождаются моторной расторможенностью. Он вскакивает с места, может бегать по комнате, передвигает стул, ерзает на нем. Попытка педагога успокоить ребенка дает кратковременный результат. Ребенок не может сосредоточиться на предлагаемых заданиях в силу внутреннего беспокойства. Неусидчивость, постоянная смена позы при выполнении действий и раздоре показывают несформированность процессов регуляции психофизического тонуса ребенка.

Здесь отмечаются также и непроизвольные действия ребенка различной природы, такие, как тик, т. е. навязчивые, возникающие помимо воли подергивания некоторых групп мышц лица, шеи, головы. Тик может быть подавляем волевым усилием и увеличиваться во время волнения. Тики возникают как следствие каких-либо переживаний или подражания целенаправленным движениям. Наличие тика, непроизвольных гримас может говорить о взволнованности ребенка, о высокой возбудимости его психики.

В. Особенности развития речи

Признаки, охватывающие наблюдения за словоупотреблением, правильностью и развитостью речи, отдельных ее составляющих:

 

- невыговаривание некоторых букв (каких?), - заикание, - скороговорка, - блокировка речи, - многоречивость, - замедленная речь, трудности речи, - литературная речь, - неразговорчивость.

 

Невыговаривание некоторых букв, заикание, трудности речи, произношения некоторых слов, речевая персеверация и т. п. заставляют включиться в анализ и психолога, и логопеда. Может быть, стоит продумать совместную работу по коррекции недостатков речи и психотерапии.

Особое внимание необходимо обратить на возможную блокировку речи ребенка, разобраться в причинах ее вызвавших. Блокировка речи может быть связана, например, с очень высоким эмоциональным напряжением ребенка в некоторых ситуациях, в частности, в общении с незнакомыми взрослыми. Ребенок становится молчаливым, не может ответить на вопросы взрослого, стесняется, переживает свое молчание. Психологу во время беседы с ребенком нужно помочь освободиться от сковывающих факторов, снять тревожность, отнестись снисходительно к его проблемам. Если блокировка речи имеет под собой глубинные корни и не может быть снята непосредственно в этом контакте, нужно отложить встречу, переговорить с родителями ребенка и, возможно, направить на консультацию со специалистами.

Г. Спонтанные высказывания

В этом блоке дана характеристика высказываний ребенка, не связанных непосредственно с предлагаемыми ему заданиями:

 

- хвастливость, - фантастическая псевдология, - вульгарные выражения, - остроты, - отклоняющиеся замечания, - личные замечания, - критические замечания об исследовании.

 

Отмечая проявления данных признаков, психологу необходимо обратить внимание на содержание любых спонтанных выражений. Мысли ребенка не всегда жестко определены настоящей ситуацией. В своих разговорах с психологом он может перейти с темы задания на рассказ о том, как он выполнял подобное задание раньше в детском саду, дома и т. п. Иногда на вопрос психолога «умеешь ли ты читать?» ребенок с готовностью отвечает, что умеет. Затем, когда ему предлагают прочесть слова, открывается, что он еще не может этого сделать. Но это не ложь. В представлении ребенка торопливое складывание букв в слоги и есть чтение. Но, с другой стороны, психолог может отметить у ребенка хвастливость, как качество, демонстрирующее завышение своих возможностей. Следует отметить и содержание любых личных замечаний ребенка: о трудностях, которые он испытывает, его проблемах. Эта информация в дальнейшем будет очень важна. Неожиданным образом при разговоре ребенок может сообщить что-то об отношениях в своей семье или о друзьях в детском саду, во дворе, дать оценку каким-то событиям и пр. Психолог отметит для себя условия, фон, на котором идет развитие ребенка. Это поможет прояснить некоторые особенности его поведения.

Для изучения мотивации, с которой ребенок пришел на собеседование, его удовлетворенности беседой будут использованы различные приемы. В этом блоке отмечается наличие каких-либо замечаний по поводу исследования. Ребенок может критически отнестись либо в целом ко всему исследованию, либо к какому-нибудь заданию, например, к такому, которое ему уже известно или он его уже выполнял. Его негативное отношение к ситуации исследования может быть вызвано различными причинами, которые психолог должен попытаться понять.

Склонность ребенка к фантазированию может проявляться в рассказе о несуществующем, нереальных событиях. Психологу нужно критически отнестись к любым высказываниям ребенка и постараться проверить их правдивость.

Д. Выполнение действий

Блок признаков включает в себя качество выполнения действий:

 

- медлительность, - нерешительность, - опрометчивость, - персеверация, - точность, - настойчивость, - неуклюжесть, - игривость, - небрежные действия.  

 

В этом блоке психолог может фиксировать черты темперамента ребенка: медлительный — быстрый; характеристику волевой сферы: решительный - нерешительный, настойчивый — ненастойчивый и т. д. Совокупный анализ темпераментных признаков из других блоков позволит с какой-то вероятностью описать черты ребенка по тому или иному типу темперамента.

Умение ребенка следовать образцу, навыки выполнения операций по правилам, стремление к четкости, точности выполнения задания будут являться характеристиками готовности его волевой сферы к различного рода требованиям (например, школьным).

Неуклюжесть, небрежность, несерьезность в отношении к заданиям говорят о неустойчивой саморегуляции своего поведения. Ребенок либо не справляется с операциями, требующими определенного навыка, либо не умеет сосредоточиться на выполнении задания. Он может с легкостью отнестись к заданиям, переоценить свои возможности, поэтому создается впечатление его незаинтересованности в качестве выполнения заданий. Психологу необходимо продумать в этом случае какие-либо приемы активизации деятельности ребенка. В целом, можно сказать, что качество действий ребенка при выполнении заданий зависит и определяется его прошлым опытом, наличием навыков и умений, установками, эмоциональным фоном, мотивами, которые регулируют и направляют действия. И как отмечается психологами: овладение детьми методами самоконтроля над деятельностью — является одной из предпосылок учебной деятельности (Анищенко, 1979).

В этот блок включен признак искажения действий — персеверация. «Персеверация — циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого-либо действия, мысли или переживания» (Психологический словарь, 1990, С. 271). Персеверация может быть связана либо с органическими поражениями мозга, либо с нарушениями в эмоциональной, двигательной сферах при отвлечении внимания, при переутомлении. Факты персеверации необходимо тщательно проанализировать и указать вероятные причины ее проявления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.5 (0.374 с.)