Е. Позиция ребенка во время исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е. Позиция ребенка во время исследования



В этот блок включены признаки, показывающие вовлеченность ребенка в ситуацию исследования, его отношение к происходящему, к заданиям:

 

- негативизм, - склонность к оппозиции, - повышенная внушаемость, - безразличие, - инициатива, - готовность при высказываниях, - самостоятельность, - потребность в помощи, - интерес к занятиям.

 

Негативно настроенные дети проявляют себя в намеренно противоположных требуемым или ожидаемым действиям. Их поведение демонстративно - они упрямы и капризны. Такими симптомами сопровождается возрастной кризис, в том числе и кризис семи лет. Однако к семи годам ребенок научается регулировать свое поведение, приводить его в соответствие социально требуемым нормам. Если во время собеседования ребенок проявляет эгоистичность, склонность к оппозиции, уход от контакта с педагогом, то необходимо разобраться, что вызвало в данной ситуации его самозащитные реакции. Это может быть, например, следствием установки ребенка на негативное восприятие «чужих» взрослых, неуверенности в значимости своего «Я» и т. д.

Дети позитивно настроенные на занятия с психологом будут проявлять активность, инициативу, с удовольствием уходить из группы для работы, просить психолога продолжить занятия. В этом случае необходимо установить, не связаны ли мотивы столь активного интереса к занятиям, например, с трудностями отношений в детской группе, с воспитателем, не являются ли занятия с психологом своеобразной компенсацией дефицита внимания, который может переживать ребенок.

 

Ж. Движение и реакции рук

Здесь дано описание симптомов, связанных наблюдением за действиями рук:

 

- легкость в движениях, - дрожание рук, - потение рук.

 

Дрожание и потение рук выдают взволнованность ребенка, является проявлением его напряжения, усилий по выполнению задания. Неуверенность в движениях руки может сказаться на качестве выполнения рисуночных тестов, в ряде методик, связанных с исследованием интеллекта (например, складывания фигуры в заданное гнездо, вербальных заданий и т. д.). Психолог может дать рекомендации воспитателю или учителю по развитию координации движения руки, волевого контроля действий, а также по снятию напряжения у ребенка.

 

З. Самооценка ребенка

Это также небольшой блок признаков, включающий симптомы отношения к себе, своим возможностям, своим результатам:

 

- амбициозная позиция, - повышенное самомнение, - недооценка себя.

 

Реакция ребенка на успех или неудачу, общая позиция, занятая в диалоге с взрослыми, отношение к заданиям, к себе, к дальнейшей жизни и т. п. являются показателями уровня притязаний ребенка, его самооценки, стремления к достижениям. В блоке симптомов даны крайние проявления общих качеств принятия себя. Адекватная самооценка или нефиксированная, не проявляющаяся в данный момент исследования, в этом блоке просто не отмечается.

Амбициозная позиция проявляется в том, что ребенок выдвигает свои претензии, капризничает, пренебрежительно относится ко всему происходящему, не принимает неудач («Не получается, ну и не буду тогда делать»). Не следует обострять предъявление принципов ребенком. Не грубо, но решительно стоит направить его на выполнение программы исследования.

При повышенном самомнении ребенок не критичен к себе, демонстрирует высокий уровень притязаний, капризен, упрям, склонен быть в оппозиции к взрослому. Такому ребенку будет трудно адаптироваться в той учебной ситуации, на выполнение которой он пока не готов. Завышенная самооценка не всегда позволяет скорректировать свои притязания и непредвзято отнестись к учебной задаче. Нужно обратить внимание воспитателя на возможные проблемы в работе с этим ребенком.

Дети, недооценивающие себя, испытывающие чувство неудовлетворенности собой, могут в целом дать заниженный результат по предложенным методикам. Их адаптация в школе будет связана с большими переживаниями, напряжением, они часто обречены на неуспех в тех ситуациях, когда требуется, например, прочитать вслух буквы, слова, быстро решить задачу и т. п. Психологу необходимо в ярко выраженных случаях продумать систему коррекции неуверенности детей, вместе с педагогом обсудить возможные меры помощи таким детям.

 

И. Проявления аффективной сферы

 

Блок включает разнообразные признаки поведения:

 

- сосредоточенность, - явное проявление волевого усилия, - нетерпеливость, - тревожность, - наблюдательность, - вдумчивость, - веселость, - изменчивость, - аффективные проявления, - обкусывание ногтей, карандаша, - краснение, - паясничание, - утомляемость.  

 

Качества познавательной сферы описывают силу внимания, сосредоточенности, серьезности в выполнении заданий, подвижность представлений, которые позволяют оценить сформированность установки ребенка на познание, учение, готовность на сосредоточенную, вдумчивую, интеллектуальную деятельность в школе.

Эмоциональная сфера личности является фоном для раскрытия ребенка, его действий в ходе собеседования. Она оказывает влияние на успешность выполнения заданий, на пути движения к результату. Анализ признаков эмоциональных проявлений покажет ситуативные реакции, а также возможные проблемы личности. Это может быть высокая тревожность, большая утомляемость, связанная со слабостью психики или перенапряжением.

Аффективные проявления: вспышки гнева, неожиданные слезы, необоснованная агрессивность и т. п. являются яркими показателями эмоциональных нарушений в жизни ребенка. В этом случае необходимо ответить на вопрос о причинах неблагополучия ребенка и предложить тактику коррекции.

 

Работа с Методикой наблюдения требует опыта при анализе и диагностике симптомов. При подробном рассмотрении каждого проявления, внимания к деталям Методика может оказаться очень информативной и дополнить результаты других тестов. Надо учесть в анализе обе стороны поведения ребенка: как внешнее проявление, так и причины. «При изучении отдельных отрезков поведения наше внимание должно быть обращено также и к непосредственным стимулам с тем, чтобы, подвергнув их тщательному анализу, понять происхождение и значение каждой реакции» (Басов, 1975, С. 61). Таким стимулом в беседе во многом является и непосредственное поведение самого психолога, оказывающее влияние тем или иным образом на ребенка. Учет многосторонних факторов в наблюдении — вот важное достоинство Методики Й. Шванцары.

 

Литература:

1. Анищенко О. Условия формирования предпосылок учебной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 5. — С. 39—44.

2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми // Басов М.Я. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1975. — 432 с.

3. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

4. Смирнова Е. О. Общение со взрослым как фактор формирования готовности к школе // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 41—43.

5. Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага: Авиценум, 1978. — 388 с.

 

ТЕСТ МАКСА ЛЮШЕРА

Цветовой тест Люшера с использованием восьмицветового ряда используется как инструмент для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния. Этот метод наглядно демонстрирует связь конституционально заложенных свойств с типом реагирования на средовые воздействия с помощью свойственных данному индивиду способов защиты.

Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим определенным образом связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Метод цветовых выборов лишен транскультуральных аспектов и не провоцирует реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но также неосознанные реакции на них, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

Основные преимущества этой методики:

• быстрота тестирования;

• простота поставленной перед испытуемым задачи;

• полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой;

• возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого;

• результат теста не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.

Материал: тест Люшера в классическом варианте представлен в двух формах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый вариант теста достаточно громоздок и представляет ценность в тех случаях, когда является единственным инструментом психодиагностического исследования. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается.

Замечания к процедуре

1. Обследуемый должен выбирать из предложенных ему цветов, а не из воображаемых, например, более «красивых».

2. Тестирование желательно проводить при дневном цвете, но не при ярком свете солнца.

3. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.

4. Испытуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами.

5. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, лица, игрушек и т. д.

6. Необходимо акцентировать внимание исследуемого на том, что вас интересует, какой цвет ему нравится именно сейчас, а не вообще.

 

Порядок тестирования

Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга (в некоторых случаях указывается расстояние — не менее 2-х см). С учетом возраста испытуемых (как правило, это дошкольники или младшие школьники) инструкция будет выглядеть следующим образом:

«Посмотри на эти карточки. Выбери тот цвет, который тебе больше всего нравится. Выбирай только эти цвета».

После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается в сторону и кладется окрашенной стороной вниз. Постарайтесь не акцентировать внимание ребенка на выбранных карточках (на цифрах на обороте), сосредоточьте внимание на выборе следующего цвета. Далее Вы просите испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранную карточку надо положить цветной стороной вниз стопкой на предыдущую, и так далее. Затем перепишите номера карточек в разложенном порядке. Номера, присвоенные цветовым эталонам, таковы: темно-синий — 1, сине-зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7, серый — 0.

Через две—три минуты опять перемешайте карточки и повторите процедуру обследования. При этом надо объяснить испытуемому, что исследование не направлено на изучение памяти, и он должен выбирать цвета так, как будто он их видит первый раз («Не вспоминай, как ты уже выбирал... Покажи цвет, который тебе нравится сейчас»).

Следует отметить, что не обязательно проводить второе тестирование. Можно интерпретировать данные и на основании однократного выбора, однако надежность интерпретации будет несколько ниже. Второе тестирование иногда удобно проводить по окончании всего блока методик в завершении данной встречи с ребенком.

При обследовании могут возникнуть различные затруднения. Например, испытуемый не может предпочесть одну из оставшихся 2-х или 3-х карточек. В этом случае ему нужно помочь. Попросите его выбрать наиболее неприятный цвет и положите его на последнее место. Бывают также ситуации, когда испытуемый не может выбрать приятные цвета, объясняя это тем, что все цвета ему неприятны. В этом случае процедуру обследования можно начать с конца, т. е. с выбора самого несимпатичного цвета. Результаты в этом случае записываются справа налево.

 

Высказывания при тестировании

Необходимо знать, что, начиная со школьного возраста, каждый человек может сказать, что один цвет ему более симпатичен, чем другой. Несмотря на это, иногда приходится сталкиваться со следующими оговорками: «Все цвета мне одинаково симпатичны (или одинаково несимпатичны)»; «Необходимо знать, для какой цели следует выбрать цвет: для цветка я бы предпочел один цвет, для автомобиля другой»; «Все зависит от настроения, с которым выбирают»; «Цвета предпочитают или отвергают только потому, что они напоминают о чем-то определенном (например: черный — траур)»; «Для каждого человека цвет имеет разное значение» и т. д.

Такие оговорки встречаются обычно у тревожных испытуемых, полагающих, что есть некоторое «правильное» решение предложенного задания, которое они боятся не найти. Еще одна категория испытуемых, использующая подобные оговорки — люди с замедленной реакцией на новые, нетипичные задания. В этом случае оговорки помогают испытуемому «потянуть время» и освоиться с заданием.

Если принятие решения у испытуемого связано с подобными трудностями, то лучше спросить: «Однако ты наверняка можешь сказать, какой цвет тебе нравится меньше всего». Если решение в конце концов принято, то дальше дело пойдет без затруднений. Следует также подчеркнуть, что важен индивидуальный выбор, личное мнение и не существует «правильного решения».

Ребенка, склонного к колебаниям в принятии решения можно подтолкнуть к выбору вопросом: «Для тебя все цвета одинаково хороши?»

Методика Люшера проводится в каждую встречу с ребенком в начале и по завершении беседы. Она помогает контролировать эмоциональное состояние ребенка в период беседы и в дальнейшем дает необходимые дополнения к общей картине личности обследуемого ребенка. Обработка данных теста должна проводиться после каждой встречи с ребенком и заноситься в протокол. При этом внимание нужно обратить на повышение тревоги ребенка, неудовлетворенность и т. п. факты, которые должны стать предметом особой проработки в последующих встречах. Либо психологу нужно думать об изменении чего-либо в форме встреч, манере работы и процедурах исследования.

 

Литература:

1. Джос В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. — Кишинев: Периодика, 1990. — 174 с.

2. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. — Мн.: Харвест, 1999. — 448 с.

3. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. — Воронеж, 1995.

4. Люшер М. Цвет вашего характера / Пер. с англ. — М.: Вече: Персей: АСТ, 1996. — 395 с.

5. Прошанский Г.М. Проективное использование цвета // Проективная психология / Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 377—406.

6. Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера / Сост. О.Ф. Дубровская. — М.: Когито-Центр, 1999. — 64 с.

7. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Методическое руководство. — М., 1990. — 88 с.

8. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию теста М. Люшера. — Л., 1990.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.135 (0.035 с.)