Урок 8. Правила на каждый день: поведение в общественных местах (2) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 8. Правила на каждый день: поведение в общественных местах (2)



Цель урока: познакомить детей с правилами поведения в больнице, магазине, библиотеке; познакомить с правилами ведения телефонного разговора.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Вежливый – соблюдающий правила приличия; учтивый. Воспитанный – умеющий хорошо себя вести.

Материалы к уроку

Э. Мошковская «Вежливое слово» Модель телефонного аппарата Карточки

Содержание урока

Ι. Проверка усвоенного ранее.

Задание. Найти правила-«перевертыши» и исправить их. (Правила зачитываются учителем по-одному. Правило-«пе­ревертыш» помечено звездочкой).

1. Обращайтесь друг к другу только по имени.


 

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти, а потом ответь.

3. * Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удоб­но вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.

4. * Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. У него на руках разовьются прекрасные мускулы.

5. Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым.

6. Не постукивай на концерте в такт музыке – ты мешаешь соседу.

7. * Купите в буфете шоколад, но сразу не ешьте. Идите в зал, и звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда ар­тист выйдет на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад и конфеты под музыку!

8. Не показывай пальцем – сумей сделать это взглядом, по­воротом головы.

9. * Вам с товарищем редко приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости.

 

10. Не вставай с места, пока не опустят занавес.

11. * Принимая подарок, сразу уходи в другую комнату и разглядывай его.

– В каких еще общественных местах вам приходится бывать? Там необходимо вежливое обращение и воспитанное поведение? Почему?

Задание: Объяснить, как вести себя в данной ситуации. (На каждую парту выдается карточка с предлагаемой ситуацией и дети готовятся показать ее перед классом. Класс дополняет и исправля­ет отвечающих.)

«Скажи или обратись правильно в предлагаемой ситуации»:

1. Сдай книгу в библиотеку.

2. Спроси у прохожего, который час.

3. Передай деньги на билет в автобусе.

4. Ты встретил учителя за пределами школы.

5. Ты входишь в кабинет врача.

6. Ты спрашиваешь интересующую тебя книгу у библиотека­ря.


7. Ты спрашиваешь стоимость вещи (продукта) в магазине.

8. Попроси продавца показать вам товар.

9. Ты встречаешь на улице знакомого, который идет с незна­комым тебе человеком.

 

10. Займи очередь в кассу.

11. Попроси у товарища ручку.

12. Обратись к учителю, когда он с кем-то разговаривает.

Вопросы для беседы: Почему вежливые слова иногда назы­вают волшебными? Какое волшебство совершается, когда звучит вежливое слово? Что такое волшебство? Каким тоном, каким голо­сом обычно произносят вежливые слова? Люди считают, что веж­ливые слова могут помочь в какой-то ситуации. Это правда?

ΙΙ. – Послушайте сказку о медвежонке и понаблюдайте, как помогли ему вежливые слова.

(Учитель читает стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово»)

Вопросы для беседы: Почему кассир отказался дать медве­жонку билет? Как вел себя мишка у кассы? Как к нему отнеслись окружающие? Почему так? Как мама помогла медвежонку? Какой урок получил медвежонок у кассы? Как он его понял? Что измени­лось в настроении героев сказки? Как вы понимаете слова: «Вот идет медведица и от счастья светится?» Какие вежливые слова вы здесь услышали? Можно сказать, что случилось волшебство?

Учитель: Очень часто взрослым, а иногда и детям приходит­ся пользоваться аппаратом, с помощью которого мы общаемся с другими людьми. Что это за аппарат – угадайте: «Через поле и лесок Подается голосок, Он бежит по проводам – Скажешь здесь, А слышно там» (телефон)

– В каких случаях мы пользуемся телефоном?

Задание: Покажите у аппарата, как нужно себя вести в пред­лагаемой ситуации.

(Дети подходят к аппарату и показывают образец обращения и поведения. Если ситуация неизвестна, то с помощью учителя и детей ребенок показывает правильный вариант).


ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Докажите, что во всех ситуациях, с кото­рыми мы с вами сегодня познакомились, действует правило: «По­ступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Урок 9. «Ежели вы вежливы» (поведение в семье)

Цель урока: подвести детей к мысли, что правила поведения важно соблюдать и в семье; обратить внимание детей на важность уважительных и заботливых отношений между членами семьи.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Уважение – почтительное отношение, основанное на при­знании чьих-либо достоинств.

Уважать – считаться с кем, чем-нибудь, принимать во внима­ние и соблюдать чьи-нибудь интересы.

Забота – внимание, попечение, уход.

Материалы к уроку

Ситуации

В.А. Сухомлинский «Бабушка отдыхает»

Пословицы

Содержание урока

Ι. Учитель: В семье, в доме, где мы живем, нужно вести себя вежливо.

– Какие правила из тех, о которых мы говорили на занятиях, вы соблюдаете дома? Как вы этому научились? А можно чему-то научиться, думая над пословицами и поговорками? Давайте по­пробуем. О чем говорят эти пословицы?

– Вся семья вместе, так и душа на месте.

– На что и клад, коли в семье лад.

– Стол спасибом красится.

ΙΙ. Учитель: Но не всегда мы думаем о том, как поступаем. И наши необдуманные поступки могут привести к ссоре с близкими. Послушайте, в какие ситуации попали ребята. Бывало ли с вами такое?

СИТУАЦИЯ 1. Вова сказал маме, что после уроков останет­ся на репетицию спектакля. Когда кончилась репетиция, он заи­грался с ребятами, по дороге домой зашел к товарищу за книгой и заговорился.


 




Когда он пришел домой, то увидел полные от страха и отча­янья заплаканные глаза мамы.

Вопросы для беседы: О чем думала мама, дожидаясь сына дома? Что она чувствовала? Серьезные, важные причины задержа­ли Вову? Каким можно назвать его поступок? Что мог сделать Во­ва, если бы знал, что задержится? Как ему теперь поступить? Какое правило должен для себя установить мальчик? Вы соблюдаете это правило? Почему нельзя его нарушать?

СИТУАЦИЯ 2. Мама предупредила Наташу, что придет с работы поздно и попросила ее все прибрать в квартире, накормить ужином сестренку и спокойно поиграть с ней.

Когда мама вошла в дом, там стоял тарарам, вещи были раз­бросаны, сестренка капризничала, а Наташа сердито на нее крича­ла.

Вопросы для беседы: О чем думала мама, уходя из дома? Что мама теперь чувствует, о чем думает? Как может развиваться эта ситуация? Как бы вы поступили на месте Наташи и на месте ма­мы?

– У кого мы учимся тому, как нужно относиться к старшим, к мамам, папам, братьям и сестрам?

Вот и Галинка, о которой вы сейчас услышите, научилась кое-чему у своей мамы.

(Учитель читает рассказ В. Сухомлинского «Бабушка отды­хает» без последнего абзаца)

Вопросы для беседы: Каким можно назвать отношение мамы к бабушке? Что поняла Галинка из слов мамы? Почему вы так ре­шили? Почему бабушка плакала? Что ответила или о чем подумала бабушка? (После ответа детей дочитывается последний абзац). Че­му научилась Галинка у мамы? Почему поведение мамы и Галинки можно назвать правильным?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Что вы делаете так же, как родители, за­ботясь о ваших близких? Чему вы теперь можете научить своих младших братьев и сестер?

Урок 10. «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» (1)

Цель урока: подвести детей к мысли, что забота о внешнем виде – проявление культуры и уважения к окружающим.


Основные понятия и категории (определения для учителя)

Опрятный – чистый, чистоплотный, аккуратный. Аккуратно – тщательно, чисто. Неряшливый – неаккуратный, лишенный опрятности. Культурный – находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему.

Материалы к уроку

С. Михалков «Письмо ко всем детям по одному очень важ­ному делу» (пер. с польского; из Юлиана Тувима)

Фигурки Неряхи и Аккуратницы (одеты соответственно сво­им именам)

Содержание урока

Ι. Учитель: Сегодня мне понадобится ваша помощь. Дело не совсем обычное. Нужно составить правдивый рассказ о двух ге­роинях. Это Неряха и Аккуратница. Наш рассказ будет называться «Очень важное дело!» Так как мне известны только некоторые строки из этого рассказа, то все остальное вы будете придумывать сами, а что это за важное дело, мы сможем ответить, сочинив исто­рию до конца.

ΙΙ. Учитель: Познакомимся с Неряхой. Как она может выгля­деть? Как она причесана, как одета? Какой вы себе представляете Аккуратницу? Почему ей дали это имя? (Выставляются фигурки после обсуждения).

Учитель: «Аккуратница и Неряха жили в домиках по-сосед­ству. Каждая ухаживала за своим домом сама».

Вопросы: Могли бы мы, проходя по улице, узнать, кто в ка­ком домике живет? (Можно выставить на доску домики для каждо­го персонажа).

Учитель: «Рано утром Неряха и Аккуратница просыпаются в своих кроватках, встают и начинают собираться в школу».

Вопросы: Как, по-вашему, проходит утро у неряшливой де­вочки или у неряшливого мальчика? Как собирается в школу акку­ратный ребенок?

Учитель: Представьте, что такие неряхи и аккуратисты при­ходят в школу. Сейчас ребята нам покажут, как они могут выгля­деть. (Учитель вызывает две группы ребят по 4–5 человек. Одна группа одевает одного из учеников аккуратно, а другая – неряшли-28


во). Дети объясняют, почему они считают такой внешний вид не­ряшливым или опрятным.

Вопросы: Почему мы должны приходить в школу аккуратно одетыми? Представьте, что все в школу будут приходить грязны­ми, неумытыми, в невыглаженной одежде. Как бы вы себя чувст­вовали среди таких школьников?

Учитель: «После школы Неряхе и Аккуратнице предстояло вместе с другими ребятами пойти на спектакль. Все отправились по домам, чтобы приготовиться к просмотру представления».

Вопросы: Какой совет вы дали бы ребятам, собирающимся в театр? Как нужно одеться? Что нужно взять с собой? Важно ли для артистов, как одета публика, пришедшая на представление? Важно ли для зрителя то, как одеты и как выглядят окружающие?

Учитель: «Спектакль назывался "Очень важное дело!"» Пе­ред представлением к зрителям вышел актер и прочитал письмо от автора спектакля ко всем детям по одному очень важному делу».

(Учитель читает стихотворение С. Михалкова)

Вопросы для беседы: Почему автор считает это очень важ­ным делом? Для кого это важно? Почему воспитанный человек должен следовать этому правилу? Когда человек должен выглядеть опрятно, аккуратно? Кто вам сейчас в этом помогает и что вы уже умеете делать сами?

Задание. Составьте правила опрятного и аккуратного челове­ка.

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Можно ли сказать, что следя за тем, как мы выглядим, мы думаем и о других людях, о тех, кто с нами встречается, кто с нами общается?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.022 с.)