В. Осеева. Обращение к читателю. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Осеева. Обращение к читателю.



Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рас­сказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собст­венных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.

В. Осеева. Кто наказал его?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько за­плакал.

– Кто наказал его? – спросила соседка.

– Он сам наказал себя, – ответила мама.

А. Барто. Медвежонок-невежа

Был сынок у маменьки –

Медвежонок маленький.

В маму был фигурою –

В медведицу бурую.

Уляжется медведица Под деревом в тени, Сын рядом присоседится, И так лежат они.


 




Он упадет. – Ах, бедненький! –

Его жалеет мать, –

Умнее в заповеднике

Ребенка не сыскать!

Сыночек дисциплины Совсем не признает! Нашел он мед пчелиный – И грязной лапой в мед!

Мать твердит:

– Имей в виду –

Так нельзя

Хватать еду! –

А он как начал чавкать,

Измазался в меду.

Мать за ним ухаживай, Мучайся с сынком: Мой его, приглаживай Шерстку языком.

Родители беседуют –

Мешает он беседе.

Перебивать не следует

Взрослого медведя!

Вот он примчался к дому И первый влез в берлогу – Медведю пожилому Не уступил дорогу.

Вчера пропал куда-то, Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный, лохматый

Пришел домой сынок

И заявляет маме:

– А я валялся в яме.

Ужасно он воспитан,

Всю ночь ревет, не спит он!

Он мать изводит просто.

Тут разве хватит сил?

Пошел сыночек в гости –


Хозяйку укусил, А медвежат соседки Столкнул с высокой ветки.

Медведица бурая

Три дня ходила хмурая,

Три дня горевала:

– Ах, какая дура я –

Сынка избаловала!

Советоваться к мужу Медведица пошла: – Сынок-то наш все хуже, Не ладятся дела!

Не знает он приличий –

Он дом разрушил птичий,

Дерется он в кустах,

В общественных местах!

Заревел в ответ медведь: Я при чем тут, женка? Это мать должна уметь Влиять на медвежонка!

Сынок забота ваша,

На то вы и мамаша.

Но вот дошли и до того,

Что на медведя самого,

На родного папу,

Мишка поднял лапу!

Отец, сердито воя, Отшлепал сорванца. (Задело за живое, Как видно, и отца).

А медведица скулит,

Сына трогать не велит:

– Бить детей недопустимо!

У меня душа болит…

Нелады в семье Медвежьей – А сынок Растет невежей!


Я знаю понаслышке И люди говорят, Что такие мишки Есть среди ребят.

Урок 2

Михаил Яснов. Я иду в школу.

Красный цвет

И синий цвет –

Это я и мой букет!

Он огромный,

Он тяжелый –

Я иду со всею школой,

На линейку выхожу.

Сверху – тучи,

Сзади – мамы,

Мой букет как зонтик прямо, Удержать бы… Удержу!

Кто-то принялся ворчать,

Головою стал качать:

– Ведь нельзя же в самом деле,

Так ребенка нагружать!..

Ну а я держу букет, И его красивей нет!

Скоро день прояснится,

Тучи убегут.

Нас десятиклассницы

За руки берут. Мы проходим ровным кругом Друг за другом, Друг за другом. Я за тетей-ученицей Не спеша иду вослед И боюсь пошевелиться, Чтоб не выронить букет.


Ведь теперь не хныкнешь маме,

Что споткнулся,

Что устал, –

Мой букет

Двумя руками

Удержать бы…

Удержал!

За окошком все светлей, Солнце в кронах тополей. Я сижу за первой партой – Приноравливаюсь к ней.

На окошке –

Мой букет.

И меня счастливей –

Нет!

Урок 3

Инна Кульская. Добрые соседи.

Кто стучит к соседке

Спрашивает Свету?

То пришел Андрейка

К Свете за советом:

– Разорвал я куртку, Вон дыра какая! – Как ее заштопать, Как зашить – не знаю.

Ниточку в иголку.

Света быстро вдела:

– Здесь для рук умелых

Полминуты дела!

Мастерству соседки Удивлён Андрейка, А она смеётся: – Ах ты неумейка!

Где дыра на куртке?

Ой, спасибо, Светка,

Хорошо, что рядом

Добрая соседка!


Подарили Свете Коврик – загляденье! Но повесить коврик Для нее мученье.

Молотком тяжелым

Стукнула неловко,

Уронила гвозди:

– Тут нужна сноровка…

Приоткрылись двери, Заглянул Андрейка И спросил с улыбкой: – Кто здесь неумейка?

Молоток тяжелый

Ухватил он смело:

– Здесь для рук умелых

Полминуты дела!

– Молодец, Андрейка!

Похвалила Света.

– Рада, что имею

Доброго соседа!

Урок 4

Овсей Дриз. Прогулка.

Нежился пруд на зеленой постели. – Доброе утро! – птицы свистели. И я увидал на дорожке своей, Как поклонился цветку муравей. Семейка опят, приподняв свои шляпки, Доброго утра желала козявке. А на жуке разъезжали росинки, Так и блестели на бронзовой спинке. Светло отражались в пруду облака. И вдруг я увидел в воде чудака, Который стоял подо мной кверх ногами. Мы улыбнулись и стали друзьями. Видно и вниз головою нетрудно Кому-то гулять в это доброе утро.


Урок 5

С. Маршак. Не может быть (из англ. нар. поэзии)

Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого Я встретил двух свинок Без шляп и ботинок. Даю вам честное слово!

С. Маршак. Лягушка на дорожке (из чешск. нар. поэзии)

Вот лягушка на дорожке.

У неё озябли ножки.

Значит ей нужны

Теплые штаны,

Суконные

Зелёные

В крапинку!

С. Маршак. Что за грохот? (из латышск. нар. поэзии)

Что за грохот, что за стук? Сел в лесу комар на сук. Треснул сук под комаром – Вот откуда стук и гром.

Мирта Агирре. Пожалейте акулу.

Зуб у акулы Тибуры болит, да так, что спасенья нет. Но путь для акулы закрыт к зубному врачу в кабинет. Плачет акула – такое горе! От слез переполнилось море.


 




Урок 6

Владимир Солоухин

*** Поклонившись, мы друг другу сказали, хотя были совсем не знакомы: – Здравствуйте!

Что особенного мы друг другу сказали? Простое «здравствуйте», больше Ведь мы ничего не сказали!

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ирина Они. Как от Тошки отвернулась кошка.

У девочки было веселое имя – Тошка, то есть Антонина.

И нрав у нее был веселый. И даже лицо веселое. Но отчего-то она ни с кем не могла поладить.

Все от нее отворачивались. Вот, например, вчера…

В школе Тошка не успела записать домашнее задание по ма­тематике. Сами знаете, с каждым может случиться. Она обратилась к отличнику Коробкину, который всегда все записывал.

Короб, а, Короб!

Тот молчал.

– Эй, шляпа, тебе говорят, ты что – оглох?! Коробка! Дай за­дание по математике!

Отличник и ухом не повел.

Коробок, ну прошу тебя! Ты чего, коробочка, такой красный стал?

Лучше отойди! – сердито отрезал отличник.

«Заболел он, что ли?» – подумала Тошка.

После школы Тошка забросила домой портфель и отправи­лась в молочный магазин.

Дядя, я за вами. Я только в кассу – заплатить.

Когда Тошка вернулась, за дядей уже стояла девушка в си­ней куртке.


– Я за шляпой! – заныла Тошка. – Скажите, дяденька, синей куртке, я ведь занимала, а этой синей куртки не было!

Ничего не знаю! – ответил мужчина.

Тошка встала в конец, очередь мрачно смотрела на нее.

Тошка плелась с молоком из магазина и с грустью думала: «Что они все, заболели?»

Она встретила знакомую дворовую кошку и решила про­явить к кошке человеколюбие:

Эй, ты, как там тебя? Молока хочешь? А? Животное!?

Голодная дворовая кошка посмотрела на Тошку с презрени­ем и фыркнула:

А н-н-ну! Бр-рысь отсюда! Гав! – отвернулась и пошла гор­до.

«Чего это я, заболела?» – в ужасе подумала Тошка.

Олег Григорьев. Рыжие и сивые.

В школе дрались рыжие с сивыми,

И те и другие считали себя красивыми.

Драться кончили, когда стали лысые,

И было не понять, где рыжие, а где белобрысые.

Урок 7

А. Барто. В театре.

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой, Мы в театре сняли шубы, Сняли теплые платки. Нам в театре, в раздевалке, Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.


Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею В белом шарфе и венке. Я сижу, дышать не смею, Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

Фея кружится по сцене – Я на сцену не гляжу. Обыскала все колени – Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Все сильней играют трубы, Пляшут гости на балу, А мы с моей подругой Любой Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то…

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

– Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала – Я не видала ничего: Я номерок везде искала И наконец нашла его.

Но тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

– Мне очень нравится балет, –

Ребятам я сказала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.039 с.)