ТОП 10:

Урок 25. Мои и твои обязанности



Цель урока: выяснить представления детей об обязанностях в новой для них системе социальных отношений; подвести к осоз-нанию важности учебного труда прежде всего для самих ребят.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Обязанность – определенный круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. Должен – обязан сделать что-нибудь.

Материалы к уроку

С. Михалков «Чистописание»

Содержание урока

Ι. Учитель: На предыдущем уроке мы говорили о словах, без которых очень трудно обойтись в жизни. Мы с вами решили, что это нужные слова (надо и нельзя). Предлагаю вам посмотреть вни­мательно на слова НАДО и НЕЛЬЗЯ и увидеть, в чем они нам на самом деле помогают.

Задание. На доске написаны слова НАДО и НЕЛЬЗЯ. Под ними в две колонки учитель записывает ответы детей на вопросы:

1) В каких ситуациях вы слышите слово НАДО?


 




2) О чем идет речь (что происходит), когда вы слышите сло­во НЕЛЬЗЯ?

Далее учитель предлагает детям выбрать из колонки под словом НАДО те примеры, в которых выполнение того, что необ­ходимо, есть благо для исполнителя. Пример анализируется.

– Знаете ли вы, что такое обязанности? Выберите из приме­ров на доске те, в которых говорится о чьих-либо обязанностях.

ΙΙ. Вопросы: У вас есть свои обязанности? От кого вы узнали о том, что должны это выполнять? Знаете ли вы, зачем вы это де­лаете? Какая польза от того, что вы это делаете? Выполнение обя­занностей – это труд? Может ли выполнение обязанностей прино­сить радость вам или другим людям? (Все вопросы обсуждаются с опорой на примеры из жизни детей).

– Какие новые обязанности появились в вашей жизни в этом году? Бывает вам трудно с ними справляться? Кто вам тогда помо­гает? Предлагаю вам понаблюдать, как старательно работает один ученик. Бываете ли вы такими же старательными?

(Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Чистописа­ние»)

Вопросы для беседы: За каким занятием застаем мы учени­ка? Наблюдая за ним, можем ли мы сказать, как он относится к этому делу? Трудно дается ему красивая строчка? Из чего это вид­но? Можно назвать ученика упорным и настойчивым? С чем ему приходится бороться? Может быть, он напрасно так старается, мо­жет стоило пойти к ребятам во двор? Как вы думаете, что ответил бы нам на этот вопрос ученик?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Как вы думаете, кто больше всего нужда­ется в том, чтобы вы были упорными и старательными, любозна­тельными учениками?

Урок 26. Мои и твои вещи Цель урока: учить уважать собственность других.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Наш – принадлежащий нам, имеющий отношение к нам. Моё – принадлежащее мне, имеющее отношение ко мне. Твой – принадлежащий тебе, имеющий отношение к тебе.


имущество, принадлежащее кому-, чему-

Собственность нибудь.

Материалы к уроку

В. Осеева «Перышко» Таблички

и
наше
моё

для игры «Наше и моё»

Содержание урока

Ι. Учитель: О чем еще можно говорить (кроме обязанностей) как о моем, твоем и нашем? (О личных и общих вещах). Интересно узнать, что вы, ребята, считаете лично вашим, т.е. называли бы это «моё», а что общим – «нашим». Предлагаю вам игру «Наше и мое» (реалисты).

☺ ИГРА. По классу по цепочке будем передавать табличку НАШЕ. Тот, у кого табличка остановится, называет то, что, по его мнению, может называться нашим (потом передается табличка МОЕ). (Другой вариант игры – «фантазёры». Дети называют то, чего нет, но хотелось бы, чтобы было). Разделите все, что вы слы­шали, на группы (вещи, желания…).

Мы с вами всегда по-разному относимся к тому, что принад­лежит нам, что мы считаем своим, и к тому, что нам не принадле­жит – к общему или к чужому. Как вы обычно относитесь к тому, что считаете своим? Как вы думаете, а другие люди также (береж­но, внимательно, заботливо) относятся к тому, что принадлежит им?

Раз у всех людей есть то, чем они дорожат и что берегут, то, наверное, и здесь не обошлось без правил, которые помогут избе­жать ссор и обид. Говорили ли вам родители, бабушки, дедушки о том, как относиться к тому, что тебе не принадлежит? Расскажите.

Задание: Составьте правило о том,

– как нужно относиться к чужим желаниям;

– как нужно относиться к чужим вещам.

– почему важно соблюдать эти правила?

Послушайте рассказ о случае, произошедшем в одном клас­се. Как помочь ребятам разобраться в этой ситуации? Рассказ на­зывается «Перышко».

Перьями называли маленькие стальные вогнутые пластинки с расщепленным концом, которыми писали, обмакивая их в черни-


 




ла. Перышки и чернильницу носили с собой все ученики. Такими приборами пользовались до того, как появились шариковые ручки, которыми вы пишите сейчас.

(Учитель читает рассказ В. Осеевой «Перышко»)

Вопросы для беседы: Почему плакал Миша? Чего не имел права делать Федя? Как он поступил? Как вёл себя Федя? Что чув­ствовал Миша в этот момент? Почему ребята не пожалели Мишу (не посочувствовали ему)? Правы ли они? Как должны были по­ступить одноклассники? Какие правила, принятые в обществе, на­рушил Федя? (Взял без разрешения чужую вещь; грубо и неуважи­тельно разговаривал с товарищем; незаслуженно обвинил человека в том, что он не совершал). Как должны были отнестись ребята к поступку Феди и как поступили бы вы на их месте?

Учитель: Люди всегда осуждали тех, кто силой или обманом хотел получить то, что ему не принадлежит. Это очень обидные и грязные поступки. В некоторых государствах в давние времена во­рам отрубали руку за кражу. И сейчас эти поступки считаются проявлением неуважения, оскорбления.

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Урок можно закончить проигрыванием ситуаций, которые могут произойти в классе. Например:

– Как поступить, если у тебя закончилась паста в ручке?

– На парте у одноклассника ты увидел красивую книгу. Хо­чется её посмотреть. Что нужно сделать? И т.д.

РАЗДЕЛ 5: ПРЕКРАСНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС

Урок 27. Люди и животные

Цель урока: подвести детей к мысли, что человек и живот­ные – часть природы; человек в ответе за тех животных, которые живут рядом с ним.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Животное – живой организм, существо, обладающее способ­ностью двигаться и чувствовать.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в про­цессе общественного труда.


Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

Материалы к уроку

В.А. Сухомлинский «Карасик в аквариуме»

Б. Житков «Вечер»

Рисунки детей на тему: «Мое любимое животное»

Содержание урока

Ι. Учитель: Сегодня мы будем вести беседу о братьях наших меньших. Кого так называют? Почему люди называют животных своими братьями?

Работа с выставкой. Расскажите о тех, кого вы нарисовали. Чем вы похожи со своим четвероногим (пернатым) другом? Чем вы любите вместе заниматься?

– Что между людьми и животными общего, а что отличает их друг от друга?

ΙΙ. Послушайте рассказ Бориса Житкова «Вечер». Кого на­поминает вам герой рассказа теленок Алешка?

(Учитель читает рассказ)

Вопросы для беседы: Кого напоминает нам теленок Алешка? Почему автор говорит о нем как о человеке? Что общего он заме­тил? Какой Алешка? Расскажите о нем. Какие чувства переживал Алешка в течение дня? Интересно ли у него прошел день? Все в те­чение дня чем-нибудь занимались. Расскажите, кто как провел день.

Задание: Вспомните животных, за которыми вам приходи­лось наблюдать. Расскажите, что вы видели.

Все звери, рыбы и птицы в природе живут своей жизнью, но иногда по воле человека животные живут рядом с ним. Знаете ли вы о том, каких животных можно брать в дом и приручать, как за ни­ми ухаживать? Что значит быть ответственным за своего питомца?

Однажды мальчик Петрик чуть не совершил страшную ошибку. Вот эта история.

(Учитель читает рассказ В.А. Сухомлинского «Карасик в ак­вариуме»)

– Как чувствовал себя карасик в аквариуме? Почему он не ел, сидел на самом дне, забившись в угол? Зачем Петрик поймал карасика? Думал ли Петрик о карасике, когда нес его домой? О ком он думал? Какую ошибку чуть не совершил Петрик? О чем,


по-вашему, думал Петрик, когда выпускал карасика в речку? Чему научился Петрик?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Почему человек должен бережно отно­ситься к природе? Почему это важно?

Урок 28. Люди и растения

Цель урока: довести до детей мысль о том, что растения – живые существа, их нужно беречь и заботиться о них.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Растение – организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, питающийся неорганическими и органическими веще­ствами почвы и воздуха.

Материалы к уроку

Э. Мошковская «Лесные родные» Б. Житков «Цветок» Альбомные листы и карандаши

Содержание урока

Ι. В начале урока можно вспомнить с детьми о том, кого на­зывают братьями нашими меньшими.

Вопросы: О ком еще мы можем говорить как о братьях на­ших меньших? Что это за родные, рассказывает нам герой стихо­творения Эммы Мошковской. Это – наши лесные родные.

(Учитель читает стихотворение «Лесные родные»)

Вопросы для беседы: О каких зеленых братьях рассказывает мальчик? С кем из своих лесных родных он нас знакомит? (Брат – тополь, клен – дядя, дед – дуб). Почему мальчик называет деревья своей родней, и даже что-то зеленое находит у себя внутри? Что у них общего?

– Кого еще из лесных, садовых, огородных родных вы може­те назвать?

Задание. Назовите растение и скажите, почему оно необхо­димо в природе?

– Какой стала бы жизнь на Земле, если бы не было цветов, деревьев, других растений? Как человек может помочь растениям выжить? Как растения помогают украсить мир, в котором живет человек?


ΙΙ. Учитель: Растения не только дают жизнь всему живому, но иногда спасают человеку жизнь.

Послушайте удивительную историю о том, как цветок спас девочку.

(Учитель читает рассказа Б. Житкова «Цветок»)

Вопросы для беседы: Как встретили цветок в доме Насти? Как отнеслась к цветку хозяйка этого дома? Можно Настю назвать ответственной девочкой? Почему? Как отблагодарил цветок де­вочку за заботу о нем? Как вы думаете, он чувствовал, что девочка за него переживает? Что, по-вашему, теперь думает мама о расте­ниях?

Задание. Нарисуйте удивительные, невиданные цветы, и мы украсим ими наш класс.

Урок 29. Земля – наш дом

Цель урока: подвести детей к мысли о том, что Земля – дом, в котором мы живем, он прекрасен и каждый видит его по-своему.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Пурпур – темно- или ярко-красный цвет: одежда из ярко-красной ткани как признак роскоши и богатства.

Материалы к уроку

В.А. Сухомлинский «Пурпурный цветок» Глобус

Ватман, альбомные листы, цветная бумага, краски, каранда­ши и шаблоны

Содержание урока

Ι. Учитель: Ребята, мы с вами много говорили о тех, кто нас окружает – наших родных, семье, друзьях, просто знакомых и не­знакомых, о животных и растениях. Мы пытались понять, что ме­жду нами общего, что нас «роднит». Можно ли Землю назвать на­шим общим домом? Почему? Что общего у Земли и у дома? Кто наши соседи по планете? Каким вам представляется этот дом? Чем он украшен?

ΙΙ. Познакомьтесь с одним из наших соседей по планете и постарайтесь представить то, о чем вы услышите.

(Учитель читает рассказ В.А. Сухомлинского)


 




Вопросы для беседы: В какие цвета были разукрашены кар­тины, которые вы представили? (Значение слова «пурпурный» объясняется перед чтением или по ходу чтения). В каком настрое­нии готовился встретить свой первый день цветок розы? Каким он надеялся увидеть мир? О чем еще не знал молодой цветок, что его удивило? На самом деле мир оказался красивее, чем тот, что пред­ставлял себе Цветок? Что именно придавало миру такую красоту? (Разнообразие и многоцветие).

– Что вам кажется в природе особенно красивым? Что вы увидели красивого сегодня утром, по пути в школу?

– Если бы каждый из вас мог сейчас построить свой дом, то каким бы он был? Какие цветы посадили бы вы вокруг?

Творческая работа: На доску вывешивается ватман. Каждый ребенок делает свой дом (аппликацию), украшает его цветами (из цветной бумаги и вырезанные из открыток). Домики дети приклеи­вают на ватман, самостоятельно выбирая место на листе. Дети придумывают название новому городу.

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Каким получился наш город? Каким бу­дет настроение у его жителей? Почему таким? Кого вы пригласили бы к себе в гости? Какие животные и птицы могут жить рядом с вами?

Урок 30. Спасаем нашу Землю

Цель урока: подвести детей к мысли о том, что бережное от­ношение к миру, в котором мы живем, выражается не только в проявлении заботы об окружающей нас природе, но и в стремле­нии быть внимательными, чуткими и добрыми по отношению к людям, живущим рядом с нами.

Материалы к уроку

Карта полушарий, нарисованная на листах ватмана с конту­рами материков и островов (вывешивается на доску в начале уро­ка).

О. Дриз «Хочу говорить на языке цветов»

О. Дриз «Разноцветное море»


Содержание урока

Ι. Учитель: – Как вы думаете, чего хочет человек в своей жизни? О чем вы мечтаете? О чем, по-вашему, мечтают дети Зем­ли? Много ли человеку нужно, чтобы стать счастливым?

ΙΙ. – Послушайте, о чем мечтает один из мальчишек, живу­щих в нашей стране. Нам о нем рассказал Овсей Дриз. Знает ли он что такое «счастье»?

(Учитель читает стихотворение «Хочу говорить на языке цветов»)

Вопросы для беседы: Как вам кажется, этот мальчишка доб­рый? Что доброе он мечтает совершить? Почему вы считаете это добрыми делами? Его мечты красивые? Что вам кажется особенно красивым? Если бы его мечты могли осуществиться, то как это из­менило бы нашу планету? Чего на ней стало бы больше?

– Хотелось бы вам побывать в других странах, на других ма­териках? Покажите на карте место, куда вы хотели бы отправиться. Что вы о нем знаете? (Ребенок прикрепляет к карте какой-либо значок или флажок, а выбранное место на карте выделяет цветом). Наверняка, вы с кем-нибудь подружились бы там. Как вы могли бы объяснить с помощью жестов, что у вас добрые намерения и вы хотите дружить. Покажите, а мы попробуем угадать, что вы «ска­жете».

– Что вы могли бы рассказать о том месте, где вы живете, о нашей природе, о нашей родине, чтобы ваш новый друг захотел побывать в России?

Задание. 1. Давайте раскрасим место на карте, где находится Россия, в те цвета, которые мы видим часто в природе.

2. Нарисуйте цветы, и мы «рассадим» их по планете, а фи­гурки птиц, животных, насекомых разместим там, где они «обита­ют».

(Дети делают аппликации (или рисуют) и приклеивают их на карту, пока идет работа, учитель просит некоторых детей раскра­сить материки, моря и океаны).

(Когда работа закончена, учитель читает стихотворение «Разноцветное море»).

– У нас с вами разноцветной получилась вся планета.


 




Вопросы для беседы: Ребята, нужна ли нашей планете по­мощь, чтобы она оставалась такой же прекрасной? Действительно ли нашу Землю нужно спасать? Какая ей грозит опасность? Что вы об этом знаете? Что можете сделать вы, каждый из вас для того, чтобы сохранить красоту природы? Наша каждодневная помощь и забота могут быть заметны? Скажите, а только ли охрана птиц, животных и лесов может спасти мир или спасение еще и в чем-то другом?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Я желаю вам не забывать того, что вы уз­нали на уроках этики. На прощание каждый пожелайте своим од­ноклассникам что-нибудь хорошее.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Урок 1







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.019 с.)