ТОП 10:

Урок 6. Мы живем по правилам (поведение и общение в классе)



Цель урока: дать понятие этикета, познакомить с правилами поведения в классе, в школе, познакомить с вежливыми словами.


 




Основные понятия и категории (определения для учителя)

Этикет – установленный порядок поведения, форм обхожде-

ния.

Грубый – недостаточно культурный, учтивый; неделикат-

ный.

Ссора – состояние взаимной вражды, размолвка. Драка – ссора, сопровождаемая взаимными побоями.

Материалы к уроку

И. Они «Как от Тошки отвернулась кошка» О. Григорьев «Рыжие и сивые»

 

Задачник (собран из пяти листов в виде блокнота или книги, вывешивается на доску)

ГРУБОСТЬ
Драка

ежливые слова

«Что людям пожелаешь, то сам получаешь»

оступай с другими так,

Упражнения

в

вежливом

поведении

Содержание урока

Ι. Учитель: Этика учит нас правильно относиться к тому, что нас окружает, и к тому, что с нами случается. Сегодня мы начнем знакомство с разделом этики, без которого трудно обойтись в жиз­ни.

На доске слова: ЭТИКА – ЭТИКЕТ

Прочтите оба слова. Они похожи? Есть в них что-то общее? Слышали вы раньше слово «этикет»? Что оно может означать?

Этикет – это правила поведения в обществе.

– С какими правилами поведения вы уже знакомы? Где еще нужно вести себя, соблюдая правила? (Подвести детей к ответу о правилах дорожного движения, правилах поведения на воде и др.).

Очень важно для человека, который живет в обществе, среди других людей, знать и соблюдать правила поведения, правила об-


щения, знать о том, как правильно обращаться и приветствовать других. Это поможет создать добрые отношения между детьми и родителями, между одноклассниками, между друзьями и прияте­лями.

ΙΙ. Учитель: Предлагаю вам решить задачи из необычного учебника «Упражнения в вежливом поведении».

1 СТРАНИЦА. «Вежливые слова».

Задача: объяснить, в каких случаях ими нужно пользоваться. Слова написаны на карточках и выдаются по одной карточке

на парту. Для ответа дети выходят к доске и вкладывают карточку в кармашек страницы.

Здравствуйте; спасибо; благодарю; пожалуйста; будьте доб­ры; извините; разрешите войти; до свидания; всего хорошего; будьте здоровы; Счастливого пути!; привет; спокойной ночи; мож­но выйти?

2 СТРАНИЦА. «Грубость»

«Что людям пожелаешь, то сам получаешь»

Задача: Прочитайте пословицу на странице. Что она означа­ет? В вашей жизни бывали такие случаи? Вы встречались с грубо­стью со стороны ваших сверстников (одноклассников)? Как вы се­бя при этом чувствовали?

– Послушайте внимательно историю про девочку Тошку. Мы постараемся дать ей несколько советов.

(Учитель читает отрывок из рассказа И. Они) Вопросы для беседы: Почему не везло Тошке? Как вела себя Тошка по отношению к окружающим? Заслужили они такое к себе отношение? Как чувствовали себя другие люди и кошка? Что бы вы посоветовали Тошке и тем ребятам, которые ведут себя грубо и неуважительно?

3 СТРАНИЦА. «Драка».
– Что такое драка? Из-за чего люди (ребята) дерутся? Драка –

это всегда выход из положения? Как можно решить спор?

Послушайте, чем может окончиться драка

(Учитель читает стихотворение О. Григорьева «Рыжие и си­вые»)

Вопросы для беседы: Почему подрались рыжие и сивые? Кто выиграл в этом споре? Можно было решить спор по-другому? Стоило ли из-за этого драться?


– Почему люди начинают драться? Что можно посоветовать драчунам? Драка – это геройство?

4 СТРАНИЦА. «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Задача: Продолжите эту мысль. Как нужно поступать с дру­гими людьми, как нужно вести себя, чтобы общение с тобой было приятным?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Прочтите правило на последней странице. Если жить по этому правилу, можно построить хорошие, добрые отношения с родителями, друзьями, одноклассниками, соседями?

Урок 7. Правила на каждый день: поведение в общественных местах (1)

Цель урока: познакомить детей с правилами поведения в те­атре (на концерте), в транспорте и в гостях; подвести к осознанию этической значимости вежливого поведения.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Вежливый – соблюдающий правила приличия; учтивый. Воспитанный – умеющий хорошо себя вести.

Материалы к уроку

В. Осеева «Девочка с куклой» А. Барто «В театре»

Содержание урока

Ι. В начале урока учитель предлагает вспомнить правила и вежливые слова, с которыми познакомились на предыдущем уроке.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в те­атре, проедем по городу в автобусе и зайдем на день рождения в один гостеприимный дом.

Итак, представьте, что мы с вами в театре. Закройте глаза и вспомните, какая атмосфера царит в зале во время спектакля или концерта? Какое настроение у всех присутствующих?

ΙΙ. Учитель: Предлагаю вам сегодня «отправиться» на спек­такль вместе с героиней стихотворения Агнии Барто.

(Учитель читает стихотворение А. Барто «В театре»)

Вопросы для беседы: Понравился ли спектакль героине сти­хотворения? С каким настроением пришла девочка на спектакль?


Чем ей запомнился спектакль? Что видела девочка? Почему так произошло? Как нужно было поступить, чтобы не испортить себе праздник? Когда подружки поступили правильно, а когда наруши­ли правила поведения в театре? Почему такое поведение называют невежливым?

Учитель: Очень важное правило: отправляясь в театр, кино, музей, приведи в порядок одежду, обувь, прическу.

Давайте вспомним и другие правила поведения в театре. Для этого начнем наш путь от входа, и пока мы идем, садимся на свое место, смотрим спектакль, – даем советы героине, как нужно себя вести, чтобы вы и окружающие получили удовольствие от про­смотра.

Задание. Продолжите правило: «Помни, что ты здесь не один, и веди себя так… (чтобы не мешать другим)».

…Посмотрели спектакль и едем домой или в гости на обще­ственном транспорте. Здесь тоже существуют определенные пра­вила поведения. Какие из них вам уже знакомы и какие вы соблю­даете?

Послушайте рассказ о мальчике Юре и подумайте, правиль­но ли он поступил.

(Учитель читает рассказа В.Осеевой «Девочка с куклой»)

Вопросы для беседы: Какое правило вежливости старался не нарушать Юра? Как оценила поступок Юры девочка? Она пра­вильно поступила? Как оценили поступок Юры другие пассажиры? Чему мы можем поучиться у Юры? Что можно сказать о мальчике? Какие черты характера он проявил в этой ситуации? Как вы думае­те, каким вырастет этот мальчик?

Задание. Закончите предложения:

– Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговари­вать, то…

– Если ты поставишь ноги на сиденье, будешь сорить, то…

– Если ты не выходишь на следующей остановке, но стоишь на ступеньках, то…

– Если ты не приготовишься заранее к выходу, то…

– Если ты во время движения автобуса держишься за пору­чень, то…

– Если готовишься к выходу, то спрашиваешь так…


…– Вот мы удачно добрались до места, вышли из автобуса и теперь идем в гости на день рождения.

– Что нужно учитывать, выбирая подарок?

Задание: Посмотрите две ситуации и скажите, в какой пода­рок был преподнесен и принят правильно, а в какой – нет.

(Дети с помощью учителя показывают ситуации, и класс да­ет оценку поведению их участников).

СИТУАЦИЯ 1. Гость здоровается, поздравляет, преподносит подарок. Хозяин принимает подарок, рассматривает и благодарит.

СИТУАЦИЯ 2. Гость здоровается, преподносит подарок. Хо­зяин говорит «Спасибо!» и уносит подарок в другую комнату.

– В какой ситуации гость и хозяин соблюдали правила при­личия, были доброжелательны друг к другу? Как чувствуют себя гость и хозяин в обеих ситуациях?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Почему приятно находиться среди воспи­танных людей?







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.006 с.)