Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 13. Что такое «дружба»?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель урока: формирование понятия «дружба» через выделение признаков дружеских отношений. Основные понятия и категории (определения для учителя) Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Знакомый – тот, о котором знали раньше. Приятель – близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях. Материалы к уроку Ситуации Карточки со словами и их толкованием Содержание урока Ι. Учитель: Сегодня мы попытаемся разобраться в том, что такое дружба и кого можно назвать другом, а кого нельзя. Вопросы: Можете ли вы сказать, что все одноклассники стали вашими друзьями? Что вы понимаете под словом «дружба»? (Друг – кто это?) Кого вы можете назвать своим другом? Расскажите о вашей дружбе. Чем друг отличается от приятеля или просто знакомого? (Кого можно назвать приятелем, а кого – знакомым?). ΙΙ. Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует эксперт – это человек, который может определить, правильно ли выполнено задание. (Эксперт – один из детей, выбранный учителем заранее, оценивает ответы детей как правильные или неправильные, после чего зачитывает определения с карточки (из словаря). Другой вариант – подготовить конверт с подсказками от Знайки.). Вопросы для беседы: У кого из вас есть друзья в нашем классе? Расскажите, как вы дружите. Ссорились вы когда-нибудь со свои другом? В чем вам помогает дружба? Помогает ли дружба учиться? Задание: Помогите ребятам разобраться в их отношениях. (Раздаются карточки с ситуациями на каждую парту). Прочитайте две ситуации на карточках (или читает учитель) и скажите, между кем из ребят дружба есть, а между кем – нет. Почему? СИТУАЦИЯ 1. Витя и Ваня вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо. Ваня – не очень. Витя регулярно дает Ване списывать домашние задания. Наверное, это настоящая дружба.
Вопросы для беседы: Каким, по-вашему, был бы ответ Вити на вопрос о том, что он делает для друга? Как должен был поступить Витя, если он настоящий друг? К чему может привести такая помощь? СИТУАЦИЯ 2. Маша и Лена живут на одной улице. Каждое утро они вместе идут в школу. Девочки доверяют друг другу самые сокровенные тайны. Если одна из них заболеет, то другая всегда поможет ей сделать уроки. Вопросы для беседы: Какими можно назвать отношения Лены и Маши? Можно назвать девочек подругами? Какие чувства они переживают вместе? Ребята, другом можно назвать не каждого человека, а только того, с кем у вас особенные отношения. Задание: На доске написаны слова и выражения. Выберите те из них (7), которые объясняют нам, что значит дружить. Почему вы сделали такой выбор? На доске: доверять интересоваться делами верить быть честным смеяться лукавить желать добра хвастать хотеть увидеться вместе играть обманывать ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Как вы думаете, правда ли, что если подружишься с каким-либо нехорошим человеком, то постепенно становишься на него похожим? Домашнее задание. Написать правила друзей. Урок 14. Дружбой нужно дорожить (1) Цель урока: формирование понятия «дружба» на основе выделения признаков дружеских отношений: поддержка, взаимопомощь, привязанность, взаимопонимание, доверие, доброжелательность. Основные понятия и категории (определения для учителя) Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу. Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие. Привязанность – чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-, чему-нибудь. Доверие – уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-, чему-нибудь. Настоящий – действительно такой, какой должен быть, представляющий собой лучший образец, идеал чего-нибудь. Материалы к уроку В. Голявкин «Настоящая дружба» Содержание урока Ι. Урок начинается с проверки домашнего задания (правила друзей). Вопросы для беседы: Скажите, когда люди начинают дружить, они специально учат эти правила или получается само собой, что друзья стараются помочь друг другу, вместе радуются, делятся секретами и т. д.? В отношениях с вашим другом или подругой есть такие правила, о которых вы не договаривались, но всегда стараетесь их соблюдать? Почему вы или ваш друг стараетесь их не нарушать? – Можно считать счастливым человека, у которого есть друг? Между кем могут возникнуть дружеские отношения? ΙΙ. Учитель: Давайте познакомимся с двумя друзьями: Анд-рюшей и Вадиком. Почему их дружбу называют настоящей? (Учитель читает рассказ В. Голявкина «Настоящая дружба») Вопросы для беседы: Можно назвать дружбу мальчиков настоящей? Почему? Какими были отношения между друзьями? Как они поддерживали друг друга, в чем друг другу помогали? Можно сказать, что они доверяли друг другу? С каким настроением встречали друг друга Андрюша и Вадик? Как вы думаете, почему мальчики подружились? Задание. Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете. (В процессе обсуждения учитель предлагает детям подтвердить сказанное примером из жизни). – Без друга в жизни туго. – Верный друг лучше сотни слуг. – Друг денег дороже. Друга на деньги не купишь. – Друг за друга стой и выиграешь бой. – Дружбу помни, а зло забывай. – Легко друзей найти, да трудно сохранить. – С кем поведешься, от того и наберешься. ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Представьте, что с вами разговаривает человек, у которого никогда не было друзей. Как вы ему объясните, какие отношения называют дружескими? Урок 15. Дружбой нужно дорожить (2) Цель урока: рассмотреть понятие «дружба» на примере доброжелательных, доверительных и преданных отношений между человеком и животным; акцентировать внимание детей на ответственности человека в его отношениях с животным. Основные понятия и категории (определения для учителя) Верность – стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга. Верный – надежный, преданный. Привязанность – чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-, чему-нибудь. Доверие – уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-, чему-нибудь. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Материалы к уроку С. Михалков «Важный совет» В. Костылев «Моряк» Содержание урока Ι. Урок можно начать с проверки домашнего задания – подготовленных пословиц и поговорок о дружбе. Вопросы: Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Кого из животных человек может назвать своим другом? Предположите, почему и когда появилось выражение: «Собака – друг человека». Задание: Выберите из слов, написанных на доске, те, которые помогут рассказать о дружбе человека и животного. Как вы их понимаете? (Учитель корректирует ответы детей). На доске: добрый, скучный, верный, преданный, страшный, заботливый. ΙΙ. Расскажите о вашем четвероногом или крылатом друге. Как вы дружите? Что у вас общего? За что вы его любите? Хороший ли совет дает поэт С. Михалков всем, кто хочет иметь такого друга? (Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Важный совет») Вопросы для беседы: Почему не получится преданных отношений при таком воспитании? Как будет чувствовать себя щенок при таком обращении? Как чувствовал бы себя человек на его месте? Кто несет большую ответственность за то, какими будут отношения между друзьями – человек или животное? Почему? Послушайте историю о мальчике и его четвероногом друге по кличке Моряк. (Учитель читает рассказ В. Костылева «Моряк») Вопросы для беседы: Как мальчик и Моряк стали друзьями? Как мальчик заботился о собаке? Почему их можно было назвать друзьями? Кто виноват в случившемся на судне? О чем не подумал мальчик? Что сказал мальчику дядя Никон после спасения собаки? Как вы понимаете эти слова? Как радовались мальчик и собака тому, что все закончилось хорошо? Что понял мальчик после этого случая? ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Должны ли верность, преданность и доверие сохраняться в дружеских отношениях между людьми? Как вы думаете, стремление к дружбе заложено в человеке от природы или надо учиться дружить? Урок 16. Девочки, мальчики Цель урока: подвести детей к мысли о важности взаимного уважения в отношениях между мальчиками и девочками. Основные понятия и категории (определения для учителя) Уважать – считаться с кем-, чем-нибудь, принимать во внимание и соблюдать что-нибудь, чьи-нибудь интересы.
Материалы к уроку Я. Пинясов «Помогли» Р. Сеф «Мальчики и девочки» Альбомные листы и карандаши Содержание урока Ι. Учитель: Какой пример с ответом МЫ можно составить, думая только о нашем классе? (Пример записывается на доске) МЫ = ДЕВОЧКИ + МАЛЬЧИКИ – Девочки, расскажите, чем вы отличаетесь от мальчиков? – Мальчики, чем вы отличаетесь от девочек? Задание: Предлагаю вам пофантазировать и нарисовать: мальчикам – «Из чего только сделаны девочки?», девочкам – «Из чего только сделаны мальчики?» (Учитель перед работой наводящими вопросами подводит детей к предполагаемым ответам. Можно привести в качестве примера слова известной песни). После выполнения задания рисунки вывешиваются на доску, проводится коллективное рассматривание и обсуждение. Вопросы для беседы: Чем отличается жизнь мальчиков от жизни девочек? Взрослые учили вас тому, как должны относиться друг к другу девочки и мальчики? Существуют какие-то особые правила поведения для мальчиков и для девочек? В царской России существовали школы для мальчиков и школы для девочек. Представьте, что вы учились бы без девочек (мальчиков). Что-то изменилось бы в вашей школьной и повседневной жизни? ΙΙ. Послушайте историю о двух незадачливых помощниках. Хорошо, если у нас в классе такое не случится. (Учитель читает рассказ Я. Пинясова «Помогли») Вопросы для беседы: Девочки, вы согласились бы на такую помощь? Какой получилась помощь ребят? Задумка была хорошая? Чем она была хороша? Почему закончилось все не так, как задумывали? Что вы посоветуете мальчикам? Как можно было сделать, чтобы все остались довольны? – Какой совет дадут девочки мальчикам для сохранения хороших отношений? А мальчики – девочкам? Детский поэт Роман Сеф тоже вам дает совет (читает заранее подготовленный ученик). ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Пожелайте друг другу (девочки – мальчикам, а мальчики – девочкам) того, что принесло бы радость и счастье. Урок 17. Моя семья и я Цель урока: подвести детей к мысли о важности сохранения дружеских отношений в семье, проявлении заботы и внимания к близким. Основные понятия и категории (определения для учителя) Семья – группа живущих вместе родственников. Внимание – заботливое отношение. Забота – внимание, попечение, уход. Материалы к уроку В.А. Сухомлинский «Яблоко в осеннем лесу» Тетради (или рабочие листы) Ситуация Содержание урока Ι. Вопросы: О какой еще группе людей можно сказать МЫ? Дам вам небольшую подсказку: в этом МЫ между его членами близкие, теплые отношения. Здесь все очень переживают друг за друга, всегда спешат на помощь друг другу и вместе радуются, вместе огорчаются. На доске: МЫ = СЕМЬЯ Прочтите внимательно это слово. Какая загадка в нем таится? Как его можно расшифровать? Как могло образоваться это слово (семь я; семеро по лавкам)? Задание. Запишите в тетради всех, кто является вашей семьей (в виде примера): МЫ = СЕМЬЯ = …+…+…+…+… (Учителю важно не ограничивать детей в выборе всех, кого они могут отнести к членам семьи. Дети зачитывают ответы и рассказывают немного о своей семье (о профессии родителей, называют имена и отчества родителей).
Учитель: – Вспомните, что мы говорили на уроках этики о том, какими должны быть отношения между близкими людьми, чтобы всем приятно было находиться рядом друг с другом. Расскажите. ΙΙ. Учитель: Но между близкими людьми иногда случаются ссоры. Это значит, что кто-то из них в этот момент не думал о других членах семьи. Предлагаю вам разобраться в ситуации, которая случается довольно часто. СИТУАЦИЯ. Лене очень понравились золотые рыбки в магазине. Она уговорила маму завести в доме аквариум. Но ведь нужно ежедневно кормить рыбок, чистить аквариум, следить за температурой воды! Лена решила, что это должна делать мама. Мама каждый день работает, а Лена ходит в школу. Вопросы для беседы: О чем не подумала Лена, когда просила маму купить аквариум? Почему Лена должна сама ухаживать за рыбками? Как вы думаете, что скажет мама в этой ситуации? Она будет права? Почему? О ком думала Лена, решая завести дома аквариум? Задание. Подумайте, какие полезные дела можно сделать дома, проявляя заботу о близких? Расскажите. – Что значит «заботиться»? Меняется ли настроение в семье, когда все внимательны друг к другу и заботливы? Так ли трудно доставить радость близкому человеку? Послушайте рассказ о двух девочках. Они заботливые дочери, но всегда ли это им легко дается? (Учитель читает рассказ В.А. Сухомлинского, не называя автора и названия рассказа). Вопросы для беседы: Почему в маминых глазах сияла радость? Что означает это выражение? Чему радовалась мама? Как вы думаете, о чем она в этот момент подумала? Легко ли было каждой из девочек решиться отдать яблоко другой? Что их останавливало от того, чтобы не съесть его? Что помогло девочкам преодолеть желание съесть яблоко? Какие чувства..? Чему радовались девочки, отдавая маме яблоко? Какие отношения царят в этой семье? Как можно сделать их такими? ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Что могут сделать дети для того, чтобы семья жила дружно? Урок 18. Я в моей семье Цель урока: проанализировать причины конфликтов в семье и способы их разрешения. Основные понятия и категории (определения для учителя) Ссора – состояние взаимной вражды, размолвка. Размолвка – легкая ссора. Материалы к уроку Е. Хоринская «Детушка-Нетушка» Игра «Родители и дети» На доске слова: понимание, ссора, радость, доверие, счастье Содержание урока Ι. Учитель: Иногда взрослые советуют друг другу посмотреть на себя со стороны, т.е. посмотреть на свои поступки, на свое поведение как будто другими глазами, как будто заглянуть в зеркало. Посмотрим сегодня на себя в своей семье. Задание. Посмотрите на слова, написанные на доске. Какое из них отличается от всех остальных? Вопросы для беседы: Что такое «ссора»? Что вы обычно чувствуете, когда поссоритесь с кем-то? А в семьях случаются такие неприятности? Из-за чего может случиться размолвка? ☺ ИГРА «Родители и дети». Класс делится на две группы: «родители» и «дети». Каждая из групп по очереди приводит пример конфликтной ситуации. Другая группа предлагает ее решение. Учитель задает отвечающим вопросы, уточняющие позиции обеих сторон и направленные на анализ ситуации. (Например: Что в этот момент чувствует мама? Почему бабушке (внуку) грустно? Как еще можно было предотвратить ссору?) Вопросы: А теперь посмотрите со стороны на свою семью. Что вам нравится делать вместе, где бывать вместе? Когда вы вместе что-то делаете, какое настроение царит в семье? ΙΙ. Учитель: Но бывает так, что родители горько плачут от своих дочек и сыночков. В одной семье живет мальчик Нетушка. Почему его так зовут, сейчас узнаем. А вы посмотрите, не узнаете ли вы в нем себя. (Учитель читает стихотворение Е. Хоринской «Детушка-Нетушка»)
– Почему этого детушку зовут Нетушкой? Что он отказывается делать для других (для мамы и для папы)? Может быть, Нетушка хотел делать что-то только для себя? Как же жилось родителям с таким сыночком? Почему они горько плакали? Почему его сравнивают с ослом, ведь он даже стал в него превращаться. О каком человеке так говорят? Как Нетушке теперь избавиться от ослиных ушей? Каким еще оказался детушка? Что посоветовали бы вы и детушке, и его родителям? Вы бываете похожи на такого Нетушку? Задание. Представьте, что взрослые никогда не были маленькими детьми. Расскажите им, почему дети иногда капризничают и упрямятся? ☺ИГРА «Пофантазируем». – Если мы будем лениться, то в кого мы можем превратиться? – А если будем всегда обматывать и хитрить… – Если будем много хвастать… – Если станем съедать в доме все варенье, весь мед… ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Могут ли между родителями и детьми быть дружеские отношения? Домашнее задание. Придумать необычный семейный праздник.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.90 (0.009 с.) |