Урок 13. Что такое «дружба»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 13. Что такое «дружба»?



Цель урока: формирование понятия «дружба» через выделе­ние признаков дружеских отношений.


Основные понятия и категории (определения для учителя)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном до­верии, привязанности, общности интересов.

Знакомый – тот, о котором знали раньше.

Приятель – близкий знакомый, с которым состоят в друже­ских отношениях.

Материалы к уроку

Ситуации

Карточки со словами и их толкованием

Содержание урока

Ι. Учитель: Сегодня мы попытаемся разобраться в том, что такое дружба и кого можно назвать другом, а кого нельзя.

Вопросы: Можете ли вы сказать, что все одноклассники ста­ли вашими друзьями? Что вы понимаете под словом «дружба»? (Друг – кто это?) Кого вы можете назвать своим другом? Расска­жите о вашей дружбе.

Чем друг отличается от приятеля или просто знакомого? (Ко­го можно назвать приятелем, а кого – знакомым?).

ΙΙ. Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует экс­перт – это человек, который может определить, правильно ли вы­полнено задание. (Эксперт – один из детей, выбранный учителем заранее, оценивает ответы детей как правильные или неправиль­ные, после чего зачитывает определения с карточки (из словаря). Другой вариант – подготовить конверт с подсказками от Знайки.).

Вопросы для беседы: У кого из вас есть друзья в нашем клас­се? Расскажите, как вы дружите. Ссорились вы когда-нибудь со свои другом? В чем вам помогает дружба? Помогает ли дружба учиться?

Задание: Помогите ребятам разобраться в их отношениях. (Раздаются карточки с ситуациями на каждую парту). Прочитайте две ситуации на карточках (или читает учитель) и скажите, между кем из ребят дружба есть, а между кем – нет. Почему?

СИТУАЦИЯ 1. Витя и Ваня вместе ходят в школу и из шко­лы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хо­рошо. Ваня – не очень. Витя регулярно дает Ване списывать до­машние задания.

Наверное, это настоящая дружба.


 




Вопросы для беседы: Каким, по-вашему, был бы ответ Вити на вопрос о том, что он делает для друга? Как должен был посту­пить Витя, если он настоящий друг? К чему может привести такая помощь?

СИТУАЦИЯ 2. Маша и Лена живут на одной улице. Каждое утро они вместе идут в школу. Девочки доверяют друг другу са­мые сокровенные тайны. Если одна из них заболеет, то другая все­гда поможет ей сделать уроки.

Вопросы для беседы: Какими можно назвать отношения Ле­ны и Маши? Можно назвать девочек подругами? Какие чувства они переживают вместе?

Ребята, другом можно назвать не каждого человека, а только того, с кем у вас особенные отношения.

Задание: На доске написаны слова и выражения. Выберите те из них (7), которые объясняют нам, что значит дружить. Почему вы сделали такой выбор?

На доске: доверять интересоваться делами

верить быть честным

смеяться лукавить

желать добра хвастать

хотеть увидеться вместе играть обманывать

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Как вы думаете, правда ли, что если под­ружишься с каким-либо нехорошим человеком, то постепенно ста­новишься на него похожим?

Домашнее задание. Написать правила друзей.

Урок 14. Дружбой нужно дорожить (1)

Цель урока: формирование понятия «дружба» на основе вы­деления признаков дружеских отношений: поддержка, взаимопо­мощь, привязанность, взаимопонимание, доверие, доброжелатель­ность.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном до­верии, привязанности, общности интересов.

Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу. Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие.


Привязанность – чувство близости, основанное на преданно­сти, симпатии к кому-, чему-нибудь.

Доверие – уверенность в чьей-нибудь добросовестности, ис­кренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом от­ношение к кому-, чему-нибудь.

Настоящий – действительно такой, какой должен быть, пред­ставляющий собой лучший образец, идеал чего-нибудь.

Материалы к уроку

В. Голявкин «Настоящая дружба»

Содержание урока

Ι. Урок начинается с проверки домашнего задания (правила друзей).

Вопросы для беседы: Скажите, когда люди начинают дру­жить, они специально учат эти правила или получается само собой, что друзья стараются помочь друг другу, вместе радуются, делятся секретами и т. д.? В отношениях с вашим другом или подругой есть такие правила, о которых вы не договаривались, но всегда старае­тесь их соблюдать? Почему вы или ваш друг стараетесь их не на­рушать?

– Можно считать счастливым человека, у которого есть друг? Между кем могут возникнуть дружеские отношения?

ΙΙ. Учитель: Давайте познакомимся с двумя друзьями: Анд-рюшей и Вадиком. Почему их дружбу называют настоящей?

(Учитель читает рассказ В. Голявкина «Настоящая дружба»)

Вопросы для беседы: Можно назвать дружбу мальчиков на­стоящей? Почему? Какими были отношения между друзьями? Как они поддерживали друг друга, в чем друг другу помогали? Можно сказать, что они доверяли друг другу? С каким настроением встре­чали друг друга Андрюша и Вадик? Как вы думаете, почему маль­чики подружились?

Задание. Прочитайте пословицы и объясните, как вы их по­нимаете. (В процессе обсуждения учитель предлагает детям под­твердить сказанное примером из жизни).

– Без друга в жизни туго.

– Верный друг лучше сотни слуг.

– Друг денег дороже. Друга на деньги не купишь.

– Друг за друга стой и выиграешь бой.


– Дружбу помни, а зло забывай.

– Легко друзей найти, да трудно сохранить.

– С кем поведешься, от того и наберешься.

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Представьте, что с вами разговаривает человек, у которого никогда не было друзей. Как вы ему объясни­те, какие отношения называют дружескими?

Урок 15. Дружбой нужно дорожить (2)

Цель урока: рассмотреть понятие «дружба» на примере доб­рожелательных, доверительных и преданных отношений между человеком и животным; акцентировать внимание детей на ответст­венности человека в его отношениях с животным.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Верность – стойкость и неизменность в своих чувствах, от­ношениях, в исполнении обязанностей, долга.

Верный – надежный, преданный.

Привязанность – чувство близости, основанное на преданно­сти, симпатии к кому-, чему-нибудь.

Доверие – уверенность в чьей-нибудь добросовестности, ис­кренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом от­ношение к кому-, чему-нибудь.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Материалы к уроку

С. Михалков «Важный совет» В. Костылев «Моряк»

Содержание урока

Ι. Урок можно начать с проверки домашнего задания – под­готовленных пословиц и поговорок о дружбе.

Вопросы: Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Кого из животных человек может назвать своим другом? Предпо­ложите, почему и когда появилось выражение: «Собака – друг че­ловека».

Задание: Выберите из слов, написанных на доске, те, кото­рые помогут рассказать о дружбе человека и животного. Как вы их понимаете?


(Учитель корректирует ответы детей).

На доске: добрый, скучный, верный, преданный, страшный, заботливый.

ΙΙ. Расскажите о вашем четвероногом или крылатом друге. Как вы дружите? Что у вас общего? За что вы его любите?

Хороший ли совет дает поэт С. Михалков всем, кто хочет иметь такого друга?

(Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Важный со­вет»)

Вопросы для беседы: Почему не получится преданных от­ношений при таком воспитании? Как будет чувствовать себя ще­нок при таком обращении? Как чувствовал бы себя человек на его месте? Кто несет большую ответственность за то, какими будут отношения между друзьями – человек или животное? Почему?

Послушайте историю о мальчике и его четвероногом друге по кличке Моряк.

(Учитель читает рассказ В. Костылева «Моряк»)

Вопросы для беседы: Как мальчик и Моряк стали друзьями? Как мальчик заботился о собаке? Почему их можно было назвать друзьями? Кто виноват в случившемся на судне? О чем не подумал мальчик? Что сказал мальчику дядя Никон после спасения собаки? Как вы понимаете эти слова? Как радовались мальчик и собака то­му, что все закончилось хорошо? Что понял мальчик после этого случая?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Должны ли верность, преданность и до­верие сохраняться в дружеских отношениях между людьми? Как вы думаете, стремление к дружбе заложено в человеке от природы или надо учиться дружить?

Урок 16. Девочки, мальчики

Цель урока: подвести детей к мысли о важности взаимного уважения в отношениях между мальчиками и девочками.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Уважать – считаться с кем-, чем-нибудь, принимать во вни­мание и соблюдать что-нибудь, чьи-нибудь интересы.


 




Материалы к уроку

Я. Пинясов «Помогли»

Р. Сеф «Мальчики и девочки»

Альбомные листы и карандаши

Содержание урока

Ι. Учитель: Какой пример с ответом МЫ можно составить, думая только о нашем классе? (Пример записывается на доске) МЫ = ДЕВОЧКИ + МАЛЬЧИКИ

– Девочки, расскажите, чем вы отличаетесь от мальчиков?

– Мальчики, чем вы отличаетесь от девочек?

Задание: Предлагаю вам пофантазировать и нарисовать: маль­чикам – «Из чего только сделаны девочки?», девочкам – «Из чего только сделаны мальчики?»

(Учитель перед работой наводящими вопросами подводит детей к предполагаемым ответам. Можно привести в качестве примера слова известной песни). После выполнения задания ри­сунки вывешиваются на доску, проводится коллективное рассмат­ривание и обсуждение.

Вопросы для беседы: Чем отличается жизнь мальчиков от жизни девочек? Взрослые учили вас тому, как должны относиться друг к другу девочки и мальчики? Существуют какие-то особые правила поведения для мальчиков и для девочек?

В царской России существовали школы для мальчиков и школы для девочек. Представьте, что вы учились бы без девочек (мальчиков). Что-то изменилось бы в вашей школьной и повсе­дневной жизни?

ΙΙ. Послушайте историю о двух незадачливых помощниках. Хорошо, если у нас в классе такое не случится.

(Учитель читает рассказ Я. Пинясова «Помогли»)

Вопросы для беседы: Девочки, вы согласились бы на такую помощь? Какой получилась помощь ребят? Задумка была хоро­шая? Чем она была хороша? Почему закончилось все не так, как задумывали? Что вы посоветуете мальчикам? Как можно было сделать, чтобы все остались довольны?

– Какой совет дадут девочки мальчикам для сохранения хо­роших отношений? А мальчики – девочкам?


Детский поэт Роман Сеф тоже вам дает совет (читает заранее подготовленный ученик).

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Пожелайте друг другу (девочки – мальчи­кам, а мальчики – девочкам) того, что принесло бы радость и сча­стье.

Урок 17. Моя семья и я

Цель урока: подвести детей к мысли о важности сохранения дружеских отношений в семье, проявлении заботы и внимания к близким.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Семья – группа живущих вместе родственников. Внимание – заботливое отношение. Забота – внимание, попечение, уход.

Материалы к уроку

В.А. Сухомлинский «Яблоко в осеннем лесу»

Тетради (или рабочие листы)

Ситуация

Содержание урока

Ι. Вопросы: О какой еще группе людей можно сказать МЫ? Дам вам небольшую подсказку: в этом МЫ между его членами близкие, теплые отношения. Здесь все очень переживают друг за друга, всегда спешат на помощь друг другу и вместе радуются, вместе огорчаются.

На доске:

МЫ = СЕМЬЯ

Прочтите внимательно это слово. Какая загадка в нем таит­ся? Как его можно расшифровать? Как могло образоваться это сло­во (семь я; семеро по лавкам)?

Задание. Запишите в тетради всех, кто является вашей семь­ей (в виде примера):

МЫ = СЕМЬЯ = …+…+…+…+…

(Учителю важно не ограничивать детей в выборе всех, кого они могут отнести к членам семьи. Дети зачитывают ответы и рас­сказывают немного о своей семье (о профессии родителей, назы­вают имена и отчества родителей).


 




Учитель: – Вспомните, что мы говорили на уроках этики о том, какими должны быть отношения между близкими людьми, чтобы всем приятно было находиться рядом друг с другом. Рас­скажите.

ΙΙ. Учитель: Но между близкими людьми иногда случаются ссоры. Это значит, что кто-то из них в этот момент не думал о дру­гих членах семьи. Предлагаю вам разобраться в ситуации, которая случается довольно часто.

СИТУАЦИЯ. Лене очень понравились золотые рыбки в ма­газине. Она уговорила маму завести в доме аквариум. Но ведь нужно ежедневно кормить рыбок, чистить аквариум, следить за температурой воды! Лена решила, что это должна делать мама. Мама каждый день работает, а Лена ходит в школу.

Вопросы для беседы: О чем не подумала Лена, когда просила маму купить аквариум? Почему Лена должна сама ухаживать за рыбками? Как вы думаете, что скажет мама в этой ситуации? Она будет права? Почему? О ком думала Лена, решая завести дома ак­вариум?

Задание. Подумайте, какие полезные дела можно сделать дома, проявляя заботу о близких? Расскажите.

– Что значит «заботиться»? Меняется ли настроение в семье, когда все внимательны друг к другу и заботливы? Так ли трудно доставить радость близкому человеку? Послушайте рассказ о двух девочках. Они заботливые дочери, но всегда ли это им легко дается?

(Учитель читает рассказ В.А. Сухомлинского, не называя ав­тора и названия рассказа).

Вопросы для беседы: Почему в маминых глазах сияла ра­дость? Что означает это выражение? Чему радовалась мама? Как вы думаете, о чем она в этот момент подумала? Легко ли было ка­ждой из девочек решиться отдать яблоко другой? Что их останав­ливало от того, чтобы не съесть его? Что помогло девочкам пре­одолеть желание съесть яблоко? Какие чувства..? Чему радовались девочки, отдавая маме яблоко? Какие отношения царят в этой се­мье? Как можно сделать их такими?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Что могут сделать дети для того, чтобы семья жила дружно?


Урок 18. Я в моей семье

Цель урока: проанализировать причины конфликтов в семье и способы их разрешения.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Ссора – состояние взаимной вражды, размолвка. Размолвка – легкая ссора.

Материалы к уроку

Е. Хоринская «Детушка-Нетушка»

Игра «Родители и дети»

На доске слова: понимание, ссора, радость, доверие, счастье

Содержание урока

Ι. Учитель: Иногда взрослые советуют друг другу посмот­реть на себя со стороны, т.е. посмотреть на свои поступки, на свое поведение как будто другими глазами, как будто заглянуть в зер­кало. Посмотрим сегодня на себя в своей семье.

Задание. Посмотрите на слова, написанные на доске. Какое из них отличается от всех остальных?

Вопросы для беседы: Что такое «ссора»? Что вы обычно чув­ствуете, когда поссоритесь с кем-то? А в семьях случаются такие неприятности? Из-за чего может случиться размолвка?

☺ ИГРА «Родители и дети». Класс делится на две группы: «родители» и «дети». Каждая из групп по очереди приводит при­мер конфликтной ситуации. Другая группа предлагает ее решение. Учитель задает отвечающим вопросы, уточняющие позиции обеих сторон и направленные на анализ ситуации. (Например: Что в этот момент чувствует мама? Почему бабушке (внуку) грустно? Как еще можно было предотвратить ссору?)

Вопросы: А теперь посмотрите со стороны на свою семью. Что вам нравится делать вместе, где бывать вместе? Когда вы вме­сте что-то делаете, какое настроение царит в семье?

ΙΙ. Учитель: Но бывает так, что родители горько плачут от своих дочек и сыночков. В одной семье живет мальчик Нетушка. Почему его так зовут, сейчас узнаем. А вы посмотрите, не узнаете ли вы в нем себя.

(Учитель читает стихотворение Е. Хоринской «Детушка-Не­тушка»)


 




– Почему этого детушку зовут Нетушкой? Что он отказыва­ется делать для других (для мамы и для папы)? Может быть, Не­тушка хотел делать что-то только для себя? Как же жилось родите­лям с таким сыночком? Почему они горько плакали? Почему его сравнивают с ослом, ведь он даже стал в него превращаться. О ка­ком человеке так говорят? Как Нетушке теперь избавиться от ос­линых ушей? Каким еще оказался детушка? Что посоветовали бы вы и детушке, и его родителям? Вы бываете похожи на такого Не­тушку?

Задание. Представьте, что взрослые никогда не были ма­ленькими детьми.

Расскажите им, почему дети иногда капризничают и упря­мятся?

☺ИГРА «Пофантазируем».

– Если мы будем лениться, то в кого мы можем превратить­ся?

– А если будем всегда обматывать и хитрить…

– Если будем много хвастать…

– Если станем съедать в доме все варенье, весь мед…

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Могут ли между родителями и детьми быть дружеские отношения?

Домашнее задание. Придумать необычный семейный празд­ник.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.206.227.65 (0.083 с.)