Этическое воспитание младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этическое воспитание младших школьников



УДК 37

ББК 4421.355я7 Л 771

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ

Научный редактор доктор филологических наук, профессор Н.А. Павлова

Рецензент доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский


 


ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учебно-методическое пособие


Л 771 Этическое воспитание младших школьников: Учеб-

но-методическое пособие для учителей начальных классов / Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103 с.

ISBN 5-777-9-0486-6

Работа направлена на реализацию основной задачи образо­вательной системы начальной школы – интеллектуальное и нрав­ственное развитие учащихся. Уроки этики для младших школьни­ков – это прежде всего уроки самопознания, открытия себя, своего человеческого статуса. Решается круг проблем, связанных с на­хождением ребенка внутри семейного и школьного коллективов. Содержатся разработки уроков по этике для учащихся первого класса. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений. Тематические разделы учебного курса этики охватывают широ­кий круг проблем. Подбор произведений обусловлен необходи­мостью вызывать определенный нравственный резонанс, который позволяет, не нарушая художественной условности, обратиться к реальностям жизни, раскрывающим духовный рост ребенка. При этом художественный материал не превращается лишь в иллюст­рацию абстрактных этических понятий, а играет роль организую­щего центра урока.

Для учителей начальных классов.

УДК 37 ББК 4421.355я7


 


Издание ОмГУ


Омск 2004


ISBN 5-777-9-0486-6


© Омск. госуниверситет, 2004



ВВЕДЕНИЕ

Российское общество выстраивает сейчас новую шкалу цен­ностей, в основе которой остаются высокие морально-нравствен­ные принципы. Общество заинтересовано в ценностном отноше­нии к личности, развитии человеческой индивидуальности, безус­ловно, важным представляется вопрос о взаимодействии личности и общества.

Один из путей нравственного образования и воспитания младших школьников – преподавание сквозного курса «Этика».

Результат духовной активности человека и его общения – це­лостный образ мира, который складывается из понятий, представ­лений, в том числе и этических. Являясь обобщенным отражением действительности, понятия углубляются вместе с общим развити­ем человека. Организация специальной работы над разъяснением сущности моральных норм и нравственных отношений дает воз­можность формирования у младших школьников способности по­нимать нравственную необходимость, лично следовать тем или иным нормам морали, реалистически оценивать создавшуюся жиз­ненную ситуацию, последствия поступка. Моральные требования, являясь своеобразным регулятором поведения человека в семье и в общественных местах, в труде и в быту, в науке и в других сферах, находят свое выражение в обычаях, традициях, моральных образ­цах и ориентирах. Человек не изобретает для себя свою собствен­ную мораль, он усваивает её как «готовые» истины, проверенные до него многовековым опытом развития общественных отноше­ний. Однако процесс принятия, усвоения и утверждения мораль­ных норм каждым человеком имеет индивидуальный характер и определяется его психологическими особенностями и жизненным опытом. В случае внутреннего принятия человеком моральной нормы, следование ей становится потребностью, и тогда всякий раз, совершая выбор в пользу поступка, соответствующего мораль­ным требованиям, человек демонстрирует осознание личностной значимости нравственного поведения и следует данной модели по­ведения по внутреннему убеждению. Необходимым условием нрав­ственного развития ребенка является осознание им своих поступ­ков, способность правильно оценивать и дифференцировать хоро­шее и плохое поведение с точки зрения его соответствия или несо-3


ответствия моральным образцам. Умение соотносить совершаемый поступок с известным образцом нравственного поведения и оцени­вать его требует от ребенка не только знания моральных требова­ний к поведению человека в обществе, но и определенного опыта наблюдения и оценки различных моделей поведения.

Одним из источников моделей поведения человека в различ­ных жизненных ситуациях являются произведения художествен­ной литературы. Являясь по своей сути картиной мира, его моде­лью, отраженной в художественных образах, литературное произ­ведение позволяет ребенку наблюдать проявление поступков в различных обстоятельствах, при этом описываемая в произведении жизненная ситуация получает разные оценки: со стороны автора, в поступках и поведении персонажей. Художественно созданные си­туации, по нашему мнению, выгодно отличаются от других средств формирования представлений и понятий морально-этической сфе­ры, обладая рядом особенностей:

– детской художественной литературе свойственно исполь­зование приема прямого изображения героя – описание его собст­венных поступков, его внешности и прямое называние черт его характера;

– развернутое описание поступков персонажа раскрывает его психический облик через выделение компонентов поступка: си­туации, в которой происходит поступок и от которой он зависит, позиции героя в данной ситуации, мотивов и цели поступка, дейст­вий героя, последствий поступка;

– обладая в силу возраста бедным эмоциональным опытом, дети в процессе работы с произведением активно внутренне соуча­ствуют с героями, сопереживают вместе с ними, что содействует развитию сочувствия к переживаниям других людей и стремлению претворить поступки восхитившего их героя в собственной жизни или в игровых действиях, в мечтах;

– на уроках классного и внеклассного чтения формируется определенный багаж знаний об особенностях изображения харак­теров средствами художественной речи и элементарные умения анализа образов персонажей, элементов сюжета, определения темы и идейного смысла произведения. Это облегчает усвоение детьми этических понятий и формирует у учащихся более широкий взгляд на произведения, изучаемые в курсе чтения.


Персонажи текста предстают перед ребенком как личности со свойственными им психологическими особенностями и жизнен­ным опытом, что приближает наблюдаемую ситуацию к реальной действительности и делает возможным её анализ и оценивание. Изображение типичных жизненных ситуаций в произведении вы­водит читателя на уровень обобщенного отражения жизни, позво­ляя выработать у учащихся представление о принятых в обществе моделях поведения. Именно типичность изображенной в произве­дении ситуации является, на наш взгляд, ее преимуществом перед жизненной ситуацией как «учебным материалом». Автор произве­дения не просто копирует явления действительности, он сжимает ситуацию во временном отрезке и выбрасывает все случайное, не­типичное, отвлекающее на частности и попутные отступления, не­изменно присутствующие при развитии ситуации в повседневной действительности.

Таким образом, анализируя искусственно созданную жиз­ненную ситуацию, ребенок сопоставляет ее с теми моделями пове­дения, которые есть в его личном опыте, в результате чего его представления о нравственных нормах и правилах поведения под­вергаются проверке, корректировке и переработке. При этом ребе­нок сам принимает решение в выборе образца поведения.

Цель школьного курса этики – передать учащимся опреде­ленный багаж этических знаний как основу нравственных отноше­ний и нравственного поведения. Данная цель реализуется в сле­дующем содержании курса:

– ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе;

– знакомство с основными этическими категориями и нрав­ственными качествами человека;

– формирование определенного багажа нравственных пред­ставлений и понятий как основы нравственных убеждений;

– формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение.

Программа по этике строится с учетом таких дидактических принципов, как посильность и научность, доступность, связь обу­чения с жизнью и преемственность.

В качестве основного средства обучения на уроках этики ис­пользуются тексты художественных произведений, содержащие си-5


туации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организу­ющий центр урока. Оно является источником основной мысли, вы­вода или иллюстрацией конфликта. Обсуждение может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту в зависимости от темы. Работа по произведению или по предложенной детям ситуации из жизни строится на выяснении причин возникновения конфликта, мотивов поведения персонажей, возможных путей разрешения кон­фликта, оценки поведения или поступка и определении каждым учащимся собственной позиции в данной предлагаемой ситуации.

Красной нитью через весь курс проходит мысль: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Обязательным элементом урока является обращение к лич­ному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Вы­явление собственной позиции в той или иной ситуации способст­вует формированию у учащихся уверенности в отношениях со сверстниками, умения думать в момент совершения поступка, осознанию своего собственного «Я».

В процессе повседневного общения и обучения в школе ребе­нок получает представление об особенностях проявления человече­ских качеств и черт характера. Таким образом, в его сознании накап­ливается информация о существенных признаках качеств личности, отражающаяся в виде этических понятий. Каждое такое понятие и категория охватывают определенное количество ситуаций, накопле­ние которых постоянно продолжается. Понятия, как и объекты ок­ружающего мира, находятся во взаимосвязи и взаимообусловленно­сти, поэтому знакомство с существенными признаками какого-либо одного этического понятия неизменно выводит нас на другие, нахо­дящиеся с первым в отношениях пересечения или подчинения и т. д. Предлагаемые нами разработки уроков содержат определения поня­тий категорий, которые раскрываются на уроках по-разному:

– формулируются учителем в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога;

– в ходе беседы или анализа ситуации учитель выводит детей на указание существенных признаков понятия, не давая при этом его определения и не употребляя термина;

– учитель уточняет значение уже известных детям слов.


Все определения понятий, за исключением тех, что сопрово­ждаются сноской, даются по «Словарю русского языка» С.И. Оже­гова [18].

Структура урока определяется поставленной целью и подоб­ранным материалом. Однако выделяются обязательные этапы: 1) введение в тему урока (вступительное слово учителя или вопро­сы учителя к детям с последующим обобщением ответов; работа с материалом, подготовленным детьми дома); 2) основная часть уро­ка (включает беседу по произведению); 3) итог урока.

Итог урока предлагается подвести самим детям, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу избежать излишней нази­дательности, а учащимся – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сфор­мулирован и в виде задания, выполнение которого требует исполь­зования полученных на уроке знаний.

Отдельные занятия предполагают выполнение домашних за­даний, цель которых – использовать полученную детьми информа­цию в практической деятельности или подготовить материал для следующей темы. Особо отметим, что задания в уроках 2, 18, 20 даются без каких-либо уточнений и комментариев учителя.

На уроках используются и другие формы и виды деятельно­сти: педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразитель­ная деятельность, коллективные творческие работы, написание деть­ми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.

Работа на уроках этики опирается также на знания, получае­мые на уроках чтения, русского языка, естествознания, математи­ки, истории.

Период обучения в первом классе основан на базовых знани­ях об этикете, этике межличностных, внутриколлективных и внут­рисемейных отношений. Дети вводятся в ситуации самопознания, поиска своего места в мире и приобщения к миру.

В 1 классе предполагается знакомство с этическими поня­тиями «дружба», «уважение», «воспитанность», «сочувствие», «вежливость», «забота», «добро», «зло».

Программа рассчитана на 30 часов. В содержании програм­мы выделяются следующие разделы:


 

Программа Кол-во часов
  Раздел: Я и моё место на Земле. Тема: Что такое этика? Тема: Кто я? Какой я? Тема: С кем я живу на этой Земле. (5) 1 2 2
  Раздел: В мире вежливых слов. Тема: Мы живем по правилам: поведение и об­щение в классе. Тема: Правила на каждый день: поведение в об­щественных местах. Тема: «Ежели вы вежливы» (поведение в семье). Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вече­рам». (6) 1 2 1
  Раздел: Я, ты, мы. Тема: Здравствуйте, это мы! Тема: Что такое «дружба»? Тема: Дружбой нужно дорожить. Тема: Девочки, мальчики. Тема: Моя семья и я. Тема: Я в моей семье. Тема: Праздники в семье. (8) 1 1 2 1 1 1 1
  Раздел: Моё, твоё, наше. Тема: Я думаю так…(о добре и зле). Тема: Что такое «счастье»? Тема: Что я люблю. Тема: Надо и Нельзя. Тема: Мои и твои обязанности. Тема: Мои и твои вещи. (7) 2 1 1 1 1 1
  Раздел: Прекрасный мир вокруг нас. Тема: Люди и животные. Тема: Люди и растения. Тема: Земля – наш дом. Тема: Спасаем нашу Землю. (4) 1 1 1 1

В первом разделе учащиеся знакомятся с понятиями «вежли­вость», «воспитанность», «уважение». Задача учителя – подвести


 




детей к мысли об индивидуальности и своеобразии каждого чело­века, приобщить детей к знаниям о природе как едином целом, созданном из мира людей, мира животных и мира растений.

Во втором разделе дети знакомятся с правилами этикета, с культурой отношений в коллективе, понятиями уважения и взаим­ного доверия как основы гуманных отношений.

В третьем разделе учитель работает над формированием по­нятия «дружба». Внимание детей акцентируется на признаках, свойственных дружеским отношениям и на осознании детьми их значимости для успешной совместной деятельности, а также важ­ности дружеских, уважительных отношений и проявления внима­ния, заботы, сочувствия в семье.

Четвертый раздел направлен на выяснение представлений учащихся о добре и зле, о счастье. Особое внимание уделяется раз­говору об обязанностях ребенка в новых социальных отношениях

Пятый раздел нацелен на подведение детей к мысли о том, что прекрасный и удивительный мир вокруг нас очень раним, хру­пок и человек в ответе за Землю, на которой он живет.

Урок 1. Что такое этика?

Цель урока: познакомить детей с понятием «этика»; вызвать интерес к обсуждаемым вопросам.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Этика – учение (наука) о том, как должно поступать, что следует считать добром и злом.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Материалы к уроку

A. Барто «Медвежонок-невежа»

B. Осеева «Кто наказал его?»

Содержание урока

Ι. Учитель: Часто в жизни мы задумываемся над тем, пра­вильно ли мы поступили и как можно было бы поступить по-другому; почему наш друг обижается, что я могу сделать для сво­его товарища, чтобы поддержать его. Много самых разных вопро-9


сов возникает перед нами, на которые хочется найти ответ. Помо­гает в этом человеку наука ЭТИКА. Этика – наука о правилах по­ведения, помогающих определить, где добро, где зло, где чест­ность, где ложь. Мы с вами будем говорить о том, почему нужно здороваться при встрече, почему некрасиво ходить в грязной и не­опрятной одежде, чем похожи на нас наши четвероногие друзья, как правильно подарить подарок и о многом другом.

На уроках этики мы будем читать интересные рассказы, сти­хи и сказки. Давайте заглянем в одну из книг и посмотрим, какую тему для разговора нам подскажет автор.

ΙΙ. Учитель: Послушайте историю о медвежонке-невеже и подумайте, приятно было бы с ним познакомиться или нет.

(Учитель читает стихотворение А. Барто «Медвежонок – невежа»)

Вопросы для беседы: Приятно встретиться или познакомить­ся с таким мишкой? Почему? Как чувствовали себя окружающие? Почему медвежонка назвали невежей? Кого так называют? Какие поступки медвежонка говорят о том, что он был невоспитанным? А что значит быть воспитанным? Как вы думаете, у него были дру­зья? Почему у медвежонка не было друзей? Есть ли среди ребят такие «мишки»? О чем нам хотела сказать Агния Барто, рассказы­вая эту историю?

Учитель: Важно не просто научиться читать, но и думать над тем, о чем ты прочитал. Тогда сможешь узнать много нового и найти ответы на многие сложные вопросы, которые задает жизнь. Послушайте, с какими словами обращается к вам, ребята, детская писательница Валентина Осеева.

(Учитель читает обращение В. Осеевой или пересказывает его близко к тексту)

Вопросы для беседы: Что помогло Валентине Осеевой много узнать о жизни и стать писательницей? Как умение думать о про­читанном может помочь в жизни?

Учитель: Давайте послушаем одну их историй, рассказанных писательницей для таких ребят, как вы, и подумаем вместе над во­просом, который она задает себе и нам: «Кто наказал его?»

(Учитель читает рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?» без последней строки)


Вопросы для беседы: Как вы думаете, что ответила соседке мама этого мальчика? (После ответа детей читается последняя строка). Почему мальчик остался один? Что чувствовали люди, с которыми он поссорился? Чему хотела научить нас В. Осеева, рас­сказав эту историю?

Как, по-вашему, нужно поступать, чтобы люди были добры к тебе и приветливы, дружили с тобой?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Вспомните все, о чем мы говорили, и рас­скажите, чем мы будем заниматься на уроках этики, чему учиться, о чем можем побеседовать?

Урок 2. Кто я? Какой я? (1)*

Цель урока: создать ситуацию знакомства, в которой дети проявили бы доброжелательное и уважительное отношение друг к другу; подвести детей к пониманию значимости таких отношений.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Уважение – почтительное отношение, основанное на при­знании чьих-либо достоинств.

Уважать – считаться с кем-, чем-нибудь, принимать во вни­мание и соблюдать что-нибудь, чьи-нибудь интересы.

Материалы к уроку

М. Яснов «Я иду в школу»

Иллюстрация к 4-стишию

Рабочий лист:

Ребенок пишет свое имя в прямоугольнике. В выносках дети пишут ответы (или делают рисунки) по следующим пунктам: 1) мое любимое животное; 2) мое любимое занятие; 3) моя любимая иг­рушка; 4) мой любимый цвет; 5) мой друг (имя).

Цифры 1 и 2 в круглых скобках означают, что теме отводится 2 урока: 1-й и

2-й.


 

 
ИМЯ
(^~Л
^^>о^
 
.--—""" ""--., >г / **-* ""--^
С^ f~ v^..)
 

Содержание урока

Ι. Учитель: Вы пришли в школу и стали учениками. Теперь каждый день вы узнаете что-то новое, учитесь делать то, чего раньше не умели. В школе вы узнаете, что Земля – шар и что все реки текут в моря и океаны, почему летают птицы и как рассчитать скорость автомобиля, как стать счастливым.

О чем вы думали летом, готовясь к школе? Каким вам пред­ставлялся первый день в школе? А каким он оказался? (Приятным, радостным или грустным?) Кто из вас встретил здесь знакомых ребят? Эта встреча была для вас приятной?

ΙΙ. Учитель: Послушайте, что рассказывает о своем первом дне в школе мальчик, такой же, как вы.

(Учитель читает стихотворение М. Яснова «Я иду в школу»)

Вопросы для беседы: С каким настроением мальчик пришел в школу 1 сентября? Почему он считает себя самым счастливым? Можно сказать, что мальчик волновался и даже немножко чего-то боялся? С какими делами вам придется теперь справляться само­стоятельно? Послушайте шуточное стихотворение. Что вы можете посоветовать мальчику и его маме?

(После чтения стихотворения вывешивается иллюстрация – мама с сыном сидят за одной партой).

Не отпускает Вася маму:

– Сиди со мной! – твердит упрямо.

Придется маме из-за Васи

Учиться снова в первом классе!


– Ребята, а если в классе случится у вас какая-то затрудни­тельная ситуация, то к кому можно обратиться за помощью?

Задание: Детям предлагается несколько ситуаций из школь­ной жизни, и они предлагают свои решения.

СИТУАЦИЯ 1: Что делать, если у тебя закончилась паста в ручке?

СИТУАЦИЯ 2: Что делать, если на перемене упал и сломал­ся карандаш?

СИТУАЦИЯ 3: Как поступить, если ты нечаянно толкнул то­варища, когда он писал в тетради?

Учитель: Ребята, мы с вами решили, что учиться будет легче, если мы будем друг другу помогать и заботиться друг о друге. Сейчас я предлагаю вам познакомиться, но не совсем обычным способом. Вы расскажете друг другу о том, как вас зовут и что вы любите. (Заполняются рабочие листы, после чего дети показывают свой лист и по нему рассказывают о себе).

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. В заключение детям предлагается сфор­мулировать правило о заботливом и доброжелательном отношении друг к другу, начав его со слов: «Чтоб мы в классе жили дружно, нужно...»

Домашнее задание. Нарисовать дом.

Урок 3. Кто я? Какой я? (2)

Цель урока: подвести детей к мысли об индивидуальности и своеобразии каждого, об уважительном отношении к особенностям другого.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одного индивида от другого.

Своеобразный – отличный от других, не похожий на обыч­ное, оригинальный.

Материалы к уроку

Выставка детских рисунков И. Кульская «Добрые соседи» Игра «Волшебный мяч»


Содержание урока

Ι. Учитель: Сегодня поговорим о том, чем отличаемся мы друг от друга и что особенного в каждом из нас.

Работа с выставкой.

Посмотрите на выставку. Какие у вас получились дома? Что вы можете о них сказать? Почему дома получились разные, чем они отличаются друг от друга? Почему вы все нарисовали разные дома? Ребята, все рисунки не похожи друг на друга, а вы похожи друг на друга? Чем похожи? Чем не похожи?

Учитель: Все люди рождаются разными, с разными способ­ностями. Кто-то хорошо рисует, кто-то хорошо играет в футбол… О каких своих способностях вы знаете? Что умеете делать хорошо? Как вы относитесь к тому, что другие умеют делать то, чего не умеете делать вы или делают это лучше вас? Как нужно к этому относиться?

ΙΙ. Предлагаю вам познакомиться с двумя добрыми соседя­ми: Светой и Андрейкой.

(Учитель читает стихотворение И. Кульской «Добрые сосе­ди»)

Вопросы для беседы: Почему о них говорят, как о добрых соседях? Как ребята помогают друг другу? Почему Андрейка обра­тился к Свете за помощью? Как ребята относятся к тому, что один из них не умеет шить, а другой – работать молотком? Хорошо ре­бятам жить в таком соседстве?

☺ ИГРА. Каждый из вас чем-то отличается от одноклассни­ков. У каждого есть свои особенности, свои интересы, любимые занятия. Поиграем в «Волшебный мяч». Тот, у кого он окажется в руках во время хлопка, рассказывает нам немного о себе.

(Во время игры мяч передается по цепочке из рук в руки и по хлопку учителя передача останавливается).

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Как мы с вами будем относиться к тому, что другие люди не такие, как мы? Интересно ли было бы жить в мире, где все люди одинаковые?


 




Материалы к уроку

Овсей Дриз «Прогулка» Карандаши и альбомные листы Глобус

Содержание урока

Ι. (Учитель показывает глобус – модель Земли).

– Что это такое? Наша Земля на самом деле очень большая? Как вы думаете, во сколько раз она больше глобуса? Как обозначе­ны на глобусе моря, реки, суша? Давайте вместе посчитаем, сколь­ко больших участков суши есть на Земле. Это материки. Знаете ли вы, на каком из них находится наша страна? Кто еще живет на Земле вместе с человеком? (Подвести детей к ответу о животных и растениях).

Учитель: Предлагаю вам совершить прогулку по земному шару, и, может, кто-то из вас вспомнит животных, которые живут на других материках. (Учитель называет материк, давая при этом краткую характеристику климата и природных условий. Например: «Африка. Там всегда очень жарко и даже зимой не падает снег. В Африке живут самые яркие, диковинные птицы и много удиви­тельных животных. Знаете ли вы, какие животные там обитают?»)

В этом «путешествии» учителю важно дать детям возмож­ность вспомнить как можно больше знакомых им (по детским кни­гам и мультфильмам) зверей, птиц, насекомых, морских обитате­лей.

ΙΙ. Вопросы для беседы: Как вы думаете, что необходимо ка­ждому из животных для жизни (например, дельфину)? Что необхо­димо растениям для жизни? Что необходимо человеку для жизни? Могут ли животные прожить без растений? Могут ли растения прожить без животных? (Рассматриваются конкретные примеры). Может ли человек прожить без животных и растений?

– Иногда говорят: «Земля – наш общий дом». Почему так го­ворят?


Учитель: Представьте, что один мальчик, такой же, как вы, отправляется на прогулку, встречается там с растениями и живот­ными как со своими друзьями. Вообразите и вы всех, кого он уви­дел.

(Учитель читает стихотворения О. Дриза «Прогулка»)

Вопросы для беседы: Кого повстречал мальчик? Как лесные жители приветствовали друг друга? Представьте, кого еще мог бы встретить мальчик, пройдя по дорожке дальше. Как, например, могли бы приветствовать бабочку лесные колокольчики? Скажите, какой была бы эта прогулка, если бы мальчик не увидел этих лес­ных жителей? Почему он их заметил? Почему утро показалось мальчику добрым?

– А вам приходилось наблюдать в природе что-то необыч­ное? Может сегодня утром…

РИСУНОК. Вспомните любое животное или растение, кото­рое, по-вашему, обязательно должно жить на Земле. Нарисуйте его и подумайте, почему его нужно сохранить.

После выполнения задания рисунки вывешиваются на доску и дети кратко рассказывают о том, что они нарисовали.

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Зависит ли от человека то, как будут жить на Земле животные и растения?

Материалы к уроку

Глобус (или карта мира), флажки

С. Маршак «Не может быть» (англ. нар. пес.)

С. Маршак «Лягушка на дорожке» (пер. с чешского)

С. Маршак «Что за грохот?» (пер. с латышского)

Мирта Агирре «Пожалейте акулу» (Куба, пер. с испанского)

Игра «Сосед, подними руку»


 




Содержание урока

Ι. Учитель: Сегодня мы поговорим о людях, которые живут на нашей Земле (учитель показывает глобус). Что вы знаете о лю­дях из других стран и с других материков? Они похожи на нас с вами или чем-то отличаются? Где вы их видели? Как вы считаете, они думают и чувствуют так же, как мы, или по-другому?

На Земле живут взрослые и дети с разным цветом кожи, раз­ных национальностей, но все они очень любят праздники, любят, когда им дарят подарки и угощают сладостями. Все дети любят своих мам, пап, братьев и сестер, все любят играть и имеют друзей. Как вы думаете, дети, которые живут в других странах, играют в те же игры, что и вы? В какие игры вы любите играть?

Предлагаю вам поиграть в игру латышских ребят (показать Латвию на карте или глобусе – поставить флажок).

☺ ИГРА «Сосед, подними руку (Кайминь, цель року)»

Играющие, стоя или сидя, образуют круг. По жребию выби­рают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа поднимают вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играть дети могут группами.

– В каждой игре мы чему-то учимся. Чему учатся латышские ребята, играя в эту игру?

ΙΙ. Учитель: Послушайте стихи для детей, живущих в Анг­лии, Чехии, Латвии, на Кубе (отмечаем флажками). Посмотрим, будут ли они и вам так же интересны.

(Учитель читает стихотворение из английской народной по­эзии «Не может быть»)

Вопросы для беседы: Давайте и мы поиграем в эту игру. Что удивительного могли бы увидеть мы с вами? Начните со слов: «Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого…»

(Дети предлагают свои варианты продолжения фантазии).


Учитель: Чешские ребята тоже наблюдают за животными, и вот с кем они могут встретиться на дорожке во время прогулки.

(Учитель читает стихотворение «Лягушка на дорожке»)

Вопросы для беседы: А что вы предложили бы лягушке, что­бы ей не было так зябко? Вы видели когда-нибудь лягушек? Наши лягушки тоже ходят в зеленых суконных штанах?

Учитель: Ребята, оказывается, что в разных странах живут одни и те же животные. В Латвии ребят тоже кусают комары, но комары там не совсем обычные.

(Учитель читает стихотворение «Что за грохот?»)

Вопросы для беседы: Вы верите, что в Латвии такие огром­ные комары? А кто это мог быть? Почему же тому, кто гулял в ле­су, это привиделось? Что ему могло показаться, если бы рядом пробежал заяц?

Учитель: А вот ребята, которые живут на далеком острове Куба, с детства слышат рассказы об акулах. Что вы о них знаете? Это страшное животное?

Кубинская детская писательница Мирта Агирре написала стихотворение, в котором акула не такая страшная.

(Учитель читает стихотворение «Пожалейте акулу»)

Вопросы для беседы: Можно акуле посочувствовать? Как ей можно помочь? Наверное, и кубинские ребята придумали бы такое же решение.

Все стихи вам были понятны? Какое из них понравилось больше всего?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Как вы думаете, что общего у всех детей на планете, чем они похожи?

Материалы к уроку

И. Они «Как от Тошки отвернулась кошка» О. Григорьев «Рыжие и сивые»

 

Задачник (собран из пяти листов в виде блокнота или книги, вывешивается на доску)

ГРУБОСТЬ
Драка

ежливые слова

«Что людям пожелаешь, то сам получаешь»

оступай с другими так,

Упражнения

в

вежливом

поведении

Содержание урока

Ι. Учитель: Этика учит нас правильно относиться к тому, что нас окружает, и к тому, что с нами случается. Сегодня мы начнем знакомство с разделом этики, без которого трудно обойтись в жиз­ни.

На доске слова: ЭТИКА – ЭТИКЕТ

Прочтите оба слова. Они похожи? Есть в них что-то общее? Слышали вы раньше слово «этикет»? Что оно может означать?

Этикет – это правила поведения в обществе.

– С какими правилами поведения вы уже знакомы? Где еще нужно вести себя, соблюдая правила? (Подвести детей к ответу о правилах дорожного движения, правилах поведения на воде и др.).

Очень важно для человека, который живет в обществе, среди других людей, знать и соблюдать правила поведения, правила об-


щения, знать о том, как правильно обращаться и приветствовать других. Это поможет создать добрые отношения между детьми и родителями, между одноклассниками, между друзьями и прияте­лями.

ΙΙ. Учитель: Предлагаю вам решить задачи из необычного учебника «Упражнения в вежливом поведении».

1 СТРАНИЦА. «Вежливые слова».

Задача: объяснить, в каких случаях ими нужно пользоваться. Слова написаны на карточках и выдаются по одной карточке

на парту. Для ответа дети выходят к доске и вкладывают карточку в кармашек страницы.

Здравствуйте; спасибо; благодарю; пожалуйста; будьте доб­ры; извините; разрешите войти; до свидания; всего хорошего; будьте здоровы; Счастливого пути!; привет; спокойной ночи; мож­но выйти?

2 СТРАНИЦА. «Грубость»

«Что людям пожелаешь, то сам получаешь»

Задача: Прочитайте пословицу на странице. Что она означа­ет? В вашей жизни бывали такие случаи? Вы встречались с грубо­стью со стороны ваших сверстников (одноклассников)? Как вы се­бя при этом чувствовали?

– Послушайте внимательно историю про девочку Тошку. Мы постараемся дать ей несколько советов.

(Учитель читает отрывок из рассказа И. Они) Вопросы для беседы: Почему не везло Тошке? Как вела себя Тошка по отношению к окружающим? Заслужили они такое к себе отношение? Как чувствовали себя другие люди и кошка? Что бы вы посоветовали Тошке и тем ребятам, которые ведут себя грубо и неуважительно?

3 СТРАНИЦА. «Драка».
– Что такое драка? Из-за чего люди (ребята) дерутся? Драка –

это всегда выход из положения? Как можно решить спор?

Послушайте, чем может окончиться драка

(Учитель читает стихотворение О. Григорьева «Рыжие и си­вые»)

Вопросы для беседы: Почему подрались рыжие и сивые? Кто выиграл в этом споре? Можно было решить спор по-другому? Стоило ли из-за этого драться?


– Почему люди начинают драться? Что можно посоветовать драчунам? Драка – это геройство?

4 СТРАНИЦА. «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Задача: Продолжите эту мысль. Как нужно поступать с дру­гими людьми, как нужно вести себя, чтобы общение с тобой было приятным?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Прочтите правило на последней странице. Если жить по этому правилу, можно построить хорошие, добрые отношения с родителями, друзьями, одноклассниками, соседями?

Материалы к уроку

В. Осеева «Девочка с куклой» А. Барто «В театре»

Содержание урока

Ι. В начале урока учитель предлагает вспомнить правила и вежливые слова, с которыми познакомились на предыдущем уроке.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в те­атре, проедем по городу в автобусе и зайдем на день рождения в один гостеприимный дом.

Итак, представьте, что мы с вами в театре. Закройте глаза и вспомните, какая атмосфера царит в зале во время спектакля или концерта? Какое настроение у всех присутствующих?

ΙΙ. Учитель: Предлагаю вам сегодня «отправиться» на спек­такль вместе с героиней стихотворения Агнии Барто.

(Учитель читает стихотворение А. Барто «В театре»)

Вопросы для беседы: Понравился ли спектакль героине сти­хотворения? С каким настроением пришла девочка на спектакль?


Чем ей запомнился спектакль? Что видела девочка? Почему так произошло? Как нужно было поступить, чтобы не испортить себе праздник? Когда подружки поступили правильно, а когда наруши­ли правила поведения в театре? Почему такое поведение называют невежливым?

Учитель: Очень важное правило: отправляясь в театр, кино, музей, приведи в порядок одежду, обувь, прическу.

Давайте вспомним и другие правила поведения в театре. Для этого начнем наш путь от входа, и пока мы идем, садимся на свое место, смотрим спектакль, – даем советы героине, как нужно себя вести, чтобы вы и окружающие получили удовольствие от про­смотра.

Задание. Продолжите правило: «Помни, что ты здесь не один, и веди себя так… (чтобы не мешать другим)».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.661 с.)