Пространство целей экономической организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространство целей экономической организации.



Выбор цели организации является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия развития организации, тактика, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий.

Существует несколько подходов к определению целей:

v «цель - идеальный образ желаемого, возможного и не обходимого состояния управляемой системы;

v цель указывает общее «направление», в котором mi должны двигаться для достижения лучшего результата;

v цель определяет желаемое состояние объекта;

v цель описывает желаемый конечный результат деятельности. Она выделяет ядро, главные характеристики проблем ной ситуации и описывает новое, устойчивое состояние управленческого процесса;

v цель - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работа вместе;

v цель любого исследования операций заключается в том, чтобы выяснить, что ожидает получить в результате его проведения руководитель. Другими словами, требуется определить, каковы предполагаемые результаты завершения проекта;

v цель - это состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация».

Само существование экономической организации предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности. Всю совокупность ориентиров деятельности организации можно разделить на три основных типа [5]:

v идеалы - ориентиры, которые мы не рассчитываем достичь в обозримом периоде, но допускаем приближение к ним;

v цели - наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части;

v задачи - конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания серии рабочих функций, определяющие форму и время выполнения задания.

К идеалам экономической организации можно отнести ее видение.

Видение - это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы, не сама цель, а скорее, чувство основной цели фирмы. Это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.

Видение можно определить следующим образом. Видение должно вдохновлять. Оно должно быть захватывающим и рисовать картину того, к чему действительно стоит стремиться. Оно должно содержать также элемент вызова;

v видение должно быть простым, как воспоминание или изображение. Сложнее со стратегическими планами, поскольку они зачастую столь сложные, что никто, кроме высокоинтеллектуальных руководителей, их разрабатывающих, не может их воспроизвести. Если стратегию можно описать одним предложением, то она приближается по характеру к видению;

v видение должно быть искренним. Люди легко чувствуют неискренность и отсутствие заинтересованности. Неоткровенное, или, точнее, фальшивое, видение трудно донести до других людей;

v видение должно быть хоть в небольшой степени реалистичным и заслуживающим доверия. Это может быть связано с указанием пути движения и, следовательно, возможностью достижения видения;

v люди должны также найти свое место в видении, т.к. чем четче они представят свой собственный вклад, тем проще ими руководить;

v видение дает ориентиры, которые могут служить основой определения уровня притязаний в процессе стратегического планирования.

v видение должно играть более важную роль в современном процессе перемен. Данное понятие неразрывно связано с предпринимательским подходом к делу и высоким уровнем деловых притязаний. Именно в этом состоит одна из причин его возросшей значимости.

Миссия является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение [5].В отличие от видения у миссии есть своя финишная черта - период времени, по истечении которого она должна быть выполнена.

Миссия - это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия является комплексной целью, она включает внутренние (например, связанные с конкуренцией) ориентиры деятельности фирмы, выражая таким образом суть того успеха, которого должна добиться организация.

Содержание миссии должно включать в себя следующие характеристики:

v описание продуктов и/или услуг, предлагаемых организацией;

v характеристика рынка - организация определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей;

v цели организации, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;

v технология - характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;

v философия - здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации;

v внутренняя концепция, в рамках которой организация описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости конкурентоспособности, фактор выживания;

v внешний образ организации, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность организации перед партнерами, потребителями, обществом в целом.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей.

Цель - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность [5]. Цели,в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации.

Важность определения целей организации связана с тем, что они:

v являются фундаментом для процесса менеджмента в целом: планирования, организации, мотивации, контроля;

v определяют способы повышения эффективности организации;

v лежат в основе принятия любого делового решения;

v служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Цели организации можно делить на экономические и неэкономические:

v неэкономические цели связаны с тем, что фирма - это не просто деловая структура, нацеленная на получение прибыли, но и сообщество людей с присущими им человеческими потребностями; к ним можно отнести, например, улучшение условий труда;

v экономические цели организации, выраженные в показателях хозяйственной деятельности, можно, в свою очередь разделить на:

- количественные цели (например, увеличение доли фирмы до 10 % к какому-то году);

- качественные цели (например, достижение фирмой технологического превосходства в отрасли).

Кроме того, существует два вида целей с той точки зрения периода их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. В основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла.

Выделяют следующие ключевые пространства, в рамках которых организация определяет свои цели [5].

1. Положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж. Здесь фирма определяет позицию по отношению к конкурентам, выражает свой успех в показателях конкурентоспособности.

2. Инновации. Определение новых способов ведения бизнеса:

v производство новых товаров;

v внедрение в новые рынки;

v применение новых технологий;

v использование новых методов организации производства;

v величина затрат на выполнение проектов в области НИР;

v качество продукта.

3. Производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции. Организация определяет цели на уровне взаимосвязи результатов хозяйствования с ресурсами, необходимыми для достижения этих результатов. Более продуктивной является та организация, которая для производства данного количества продуктов затрачивает меньше экономических ресурсов.

4. Ресурсы выделяют следующих видов:

v финансовые - описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала.;

v человеческие - описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников;

v материальные - фирма проводит оценку всех видов имеющихся у нее экономических ресурсов материально-производственных запасов, оборудования.

5. Доходность (прибыльность), отражаемая в показателях типа величины прибыли, рентабельности, доходов на акцию. Формируется способность организации зарабатывать доходы сверх затрат, необходимых для генерирования доходов.

6. Управленческие аспекты. Выражены в качестве менеджмента, шкалы персональных достижений менеджеров, работающих в организации. В долгосрочном периоде хорошо продуманные методы управления и разработки в этой области являются существенными для развития и успеха организации.

7. Персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе. Бизнес должен признать свою ответственность перед работниками, добиться того, чтобы цели эффективно отражали способы мотивации людей, занятых в организации.

8. Изменения в организации, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений.

9. Работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей.

10. Социальная ответственность, понимаемая как обязанность бизнеса способствовать, благосостоянию общества. Бизнес должен благотворно воздействовать на общественную жизнь не только узко, в смысле увеличения возможностей для материального роста, но и широко, соответствуя общепринятым общественным ценностям, обеспечивая общество качественными товарами и услугами, формируя благоприятную экологическую среду, принимая участие в решении острых социальных проблем.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.

Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом.

Цель быстрого роста является очень привлекательной, но и очень сложной для достижения. Организации, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста.

Цель стабильного роста предполагает, что при ее достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.

Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпами, чем и отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

v выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;

v установление целей для организации в целом;

v построение иерархии целей;

v установление индивидуальных целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.022 с.)