Типы эффективности менеджмента организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы эффективности менеджмента организации



 

В управленческой литературе экономисты различают следующие аспекты эффективности менеджмента организации [1, 4, 5, 7, 12, 13, 23]:

v внутренняя эффективность - эффективность с точки зрения использования внутренних возможностей организации или с точки зрения управления внутренними ресурсами (затратам и капиталом);

v внешняя эффективность - эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации;

v общая эффективность - эффективность в качестве композиции двух ее составляющих: внутренней и внешней эффективности;

v рыночная эффективность - насколько полно удовлетворяются запросы потребителя по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения;

v идеальная эффективность - вопреки усилиям менеджмента по оптимизации организационной структуры такая эффективность недостижима ни при каких обстоятельствах;

v целевая, или стратегическая эффективность отражает меру достижения целей организации;

v затратная, или тактическая эффективность отражает экономичность способов преобразования ресурсов в результате производственной деятельности организации;

v глобальная эффективность экономики - последствие способов функционирования экономической системы (в том числе международной) на организации микроуровня (фирмы).

Помимо этих видов эффективности организации, существуют локальные виды эффективности, например эффективности инвестиционных проектов организации.

Различаются следующие показатели эффективности инвестиционного проекта [6]:

v показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для непосредственных участников. Она определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности;

v показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для государственного, регионального или местного бюджета;

v показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта за пределами прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта. Показатели отражают эффективность проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства вцелом.

Данные группы показателей применимы для любых проектов и часто используются при анализе эффективности управления предприятием в целом.

Следует рассмотреть некоторые из основных видов эффективности менеджмента организации в общем виде.

Чтобы раскрыть сущность понятия «общая эффективность», воспользуемся условной формулой вида:

X = Х1 * Х2, (2.1)

Зависимость уровня общей эффективности организации от того или иного уровня обеих ее составляющих можно представить следующим образом:

Э = Э1 * Э2 (2.2)

где Э уровень общей эффективности; Э1 уровень внешней эффективности (степень использования рыночных возможностей); Э2 уровень внутренней эффективности (степень использования внутренних возможностей).

Говоря об общей эффективности Э как о комбинации двух ее составляющих Э1 и Э2, можно подчеркнуть ее двойственную природу. Очевидно, что высокий уровень составляющей Э1 обеспечивает повышение эффективности Э в целом. Вместе с тем, даже при достаточно высоком уровне внутренней эффективности Э2 организация не будет иметь высокий уровень общей эффективности Э, если не будет обеспечена ее эффективность с точки зрения использования рыночных возможностей 1). Отсюда вывод: для получения организацией максимально высоких результатов необходимо наиболее полно реализовать ее рыночные возможности и достаточно обеспечить максимально высокий уровень ее внутренней эффективности.

Согласно формуле общейэффективности ясно, что все усилия руководителя по увеличению сбыта продукции в целях достижения предприятием успеха всегда будут сводиться на нет, если его усилия на административном поприще, в свою очередь, не приведут к обеспечению высокой внутренней эффективности организации.

В самом деле, если принять за максимальный уровень Э, Э1, Э2 норму, равную 1, то

1 = 1 * 1 (Эmax = Э1max * Э2max). (2.3)

Пусть Э1 = 1, то есть потенциал организации и выработанная руководством стратегия деятельности организации на рынке позволяют добиться наивысшего успеха.

Пусть при этом Э2 = 0,5, то есть уровень внутренней эффективности организации составляет 50 % от максимально возможного. Получается

Э = 1 * 0,5 = 0,5, (2.4)

то есть общая эффективность организации в этом случае будет в два раза ниже максимально возможной.

Из формулы общей эффективности видно, что если обе составляющие Э1 и Э2 будут ниже максимально возможного уровня, то общая эффективность организации снижается в геометрической прогрессии.

К примеру, 0,5 * 0,5 = 0,25.

В реальной ситуации качественно изменившегося рынка это может выглядеть следующим образом:

v пусть одна из двух конкурирующих организаций находится в более выгодном стратегическом положении по отношению к другой;

v пусть рынок сбыта и рынок сырья одного из конкурентов географически находится значительно ближе к его производственной базе, нежели в случае с другим;

v пусть с точки зрения использования благоприятных внешних возможностей (при прочих равных условиях) потенциал первой организации может быть реализован на 100 %, то есть Э1 = 1, а потенциал второй, в силу именно невыгодного стратегического положения, будет реализовываться лишь на 60 % (Э1 = 0,6);

v пусть при этом уровень внутренней эффективности первой организации составляет 30 % от максимально возможного (Э2 = 0,3), а второй - 70 % (Э2 = 0,7).

Можно рассчитать уровень общей эффективности обеих организаций:

организация №1 Э = 1,0 * 0,3 = 0,30;

организация № 2 Э = 0,6 * 0,7 = 0,42.

В данном примере цифры наглядно демонстрируют, что вторая организация в сложившейся ситуации всегда будет иметь более высокие результаты, нежели первая. А это приведет, в конечном счете, к потере значительной доли рынка для одной и существенному увеличению этого показателя для другой.

Что касается рыночной эффективности [3],то любая организационная деятельность нуждается в рынке, то есть совокупности потребителей. Для удовлетворения имеющихся потребностей создается организация, состоящая из лидеров и «ведомых» и имеющая капитал в различных формах. Неумение приспособить организацию, людей, технологию к изменениям в структуре спроса - важнейшая причина трудностей, возникающих у компаний.

Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников. Наиболее важными считаются цели увеличения объема продаж, прибыли и доли на рынке [5].

Внутренняя эффективность определяется на основе управления ресурсами организации. Можно выделить два вида процесса управления ресурсами:

v структурное регулирование ресурсов означает снижение объема деятельности в форме сокращения затрат и структур капитала, что снижает возможности осуществлять поставки и удерживать долю на рынке. Структурный аспект регулирования затрагивает не столько его масштабы, сколько производственные мощности организации и ее долю на рынке;

v постоянное регулирование ресурсов означает оперативный контроль использования тех ресурсов, которые направляются для выполнения определенной работы. Промедление с приведением ресурсов в соответствие с обстоятельствами в течение длительного времени может потребовать более серьезных мер не обязательно структурного характера. Это влияет на производительность труда в организации.

Процессы управления ресурсами изображены на диаграмме Дюпона (см. рис. 2.1).

 

Рис. 2.1. Диаграмма Дюпона (доходов, затрат и капитала)

 

При этом эффективность определяется по следующим показателям.

1. Производительность труда (часовая выработка).

 

(2.5)

 

Однако производительность труда не учитывает вклад других ресурсов, например сырья и капитала. Общая производительность означает учет всех форм потребления ресурсов: капитала, отработанных часов и сырья. Для сопоставления различных ресурсов их потребление выражается в денежной форме.

2. Общая производительность.

 

(2.6)

 

Производительность капитала измеряется отношением произведенной продукции к рыночной стоимости всех средств, необходимых для производства данной продукции.

2. Добавленная стоимость.

Добавленная стоимость определяется как разность между произведенной стоимостью и затратами на приобретение Атериалов. Эта разность равна сумме вложений капитала, труда и прибыли за вычетом потерь, если таковые имеются:

 

= (2.7)

 

Для функционального подразделения предприятия применяется понятие производительности в виде отношения количества произведенной продукции, летных часов или проданной продукции к отработанным часам или числу занятых.

3. Эффективность.

Эффективность отражает результативность производства в создании прибыли. Стоимость продукции должна превышать затраты. При эффективном производстве должно действовать следующее отношение:

 

. (2.8)

 

Определение предусматривает возможность сопоставимого измерения стоимости продукции и затрат, то есть в денежных единицах. Так бывает не всегда, поэтому стоимость в форме блага или достижения цели обычно определяется понятием «эффективность затрат».

Определение добавленной стоимости и прибыли:

+ стоимость продаж (доход от продаж);

- затраты на производство (текущие затраты сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, транспортные издержки);

= добавленная стоимость (может быть соотнесена с числом занятых и (или) затратами капитала в компании);

- затраты на персонал (заработная плата + отчисления на социальное страхование);

= валовая прибыль (покрытие фиксированных расходов компании и доходов акционеров).

Целесообразно, чтобы для всех отделов и подразделений компании была разработана единая процедура определения производительности и эффективности. Если эта работа будет проделана тщательно и удастся выработать соответствующие критерии, появится возможность проводить сопоставления во времени и, возможно, даже с конкурентами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.02 с.)