Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэма А. А. Блока «Двенадцать»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Преподаватель спрашивает учащихся о впечатлениях после прочтения поэмы. Скорее всего, получает ответ о сложности и непонятности этого произведения. На это замечает, что трудно было и современникам Блока. И рассказывает студентам об истории создания поэмы «12».
Истории создания 1. Внешний контекст Январь 1918 года: первая послереволюционная зима, мороз, голод, начинающаяся разруха, стрельба на улицах. 2. Внутренний контекст Поэма «вызревала» месяц, написана за несколько дней. А. А. Блок: 3 января: «К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов». 10 января: «Весь день – «Двенадцать». <…> Внутри дрожит». 29 января: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. <…> Сегодня я – гений». 3. Реакция Недоумение современников: приветствие революции или проклятие ей? Блока хвалили и ругали. Причем хвалили мало, а ругали много. И ругали люди зачастую противоположных убеждений: А. А. Блок: «Вечер «Арзамаса» в Тенишевском училище. Люба читает «Двенадцать». От участия в вечере – отказались – Пяст, Ахматова и Сологуб». Всеволод Иванов в своих воспоминаниях пишет о своей встрече за чашкой чая с адмиралом Колчаком и передаёт его слова: «Горький и в особенности Блок талантливы. Очень, очень талантливы… И всё же обоих, когда возьмём Москву, придётся повесить…». Только немногие смотрели глубже: М. А. Волошин: «Сейчас её используют как произведение большевистское, с тем же успехом её можно использовать как памфлет против большевиков, исказив и подчеркнув другие её стороны. Но её художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону временных колебаний политической биржи».
Хронотоп Преподаватель перечитывает со студентами 1 главу поэмы: – каков хронотоп поэмы? как в ней совмещено конкретно-историческое и космическое?
Петроград 1918 года, расширяющийся до «всего божьего света», космоса, вселенной и предстающий как этап в развитии истории России. Персонажи Преподаватель перечитывает со студентами главы со 2-ой по 7-ую: 1. В центре – 12 красногвардейцев («Как пошли наши ребята / В красной гвардии служить…», «Вперёд, вперёд, вперёд, / Рабочий народ!») [патрули часто состояли именно из 12 человек] + аллюзия на балладу «О двух великих грешниках» Н. Некрасова: «Жило двенадцать разбойников…» («В зубах цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба, / Гуляет нынче голытьба!») + аллюзия на Евангелия и образ 12 апостолов («Мировой пожар в крови – / Господи, благослови!» + образ Христа в конце поэмы + двое из них носят имена Андрюхи и Петрухи – имена апостолов). 2. Катька («толстоморденькая») = простой человек, который хочет выжить; простодушная, страстная, религиозная + вариант блоковской Вечной Женственности: сниженный, народный. + вариант маленького человека, погибшего от стихии (как Параша в «Медном всаднике»). 3. В начале поэмы – обзор петроградских жителей: старушка, писатель-вития, поп, барыня, бродяга → все социальные слои = старый мир, одна-две детали = эмблематичность.
Стиль Преподаватель возвращает учащихся к началу первой главы: – какие цвета являются основными в поэме?
1. Основные цвета: а. чёрный («чёрный вечер», «винтовок чёрные ремни», «черноусый» Ванька, Катька – «чернобровушка», ночи, проведённый с Катькой, – «черные, хмельные», «чёрная злоба»); б. белый («белый снег», «белый венчик», вьюга, снег, сугробы);
→ принцип контраста
+ принцип контраста распространяется на соотнесение других мотивов поэмы: старый мир – новый мир, 12 красногвардейцев – незримый классовый враг, страх обывателей – ярость революционеров, мистика революции – любовная история и так далее. + принцип контраста присутствует в разделении лексики поэмы на 2 стилевых потока: высокий («Упокой, Господи, душу рабы твоея») и низкий («Шоколад Миньон жрала»).
в. красный («В очи бьётся / Красный флаг», «Это – ветер с красным флагом…», «– Кто там машет красным флагом?»)
→ новый – страшный – мир окрашен в цвет крови (вариант лиловых миров второго тома)
– какие мотивы являются основными в поэме?
2. Мотивы стихий – ветра, вьюги («Ветер хлёсткий!», «Ветер весёлый», «Гуляет ветер»; «Разыгралась чтой-то вьюга, / Ой, вьюга, ой, вьюга!», «И вьюга пылит им в очи / Дни и ночи / Напролёт…», «Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах».
→ принцип хаоса
«Музыка» (жанр, ритм, музыка)
Преподаватель зачитывает отрывок из статьи А. А. Блока «Интеллигенция и революция»: «Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Вопросы: – какую музыку услышал поэт в поэме «Двенадцать»? в чём её особенности? – почему поэма написана стихом, не имеющим единого ритма? – какие ритмы вы услышали в поэме? какие музыкальные жанры в ней представлены? как форма каждого фрагмента соотносится с его содержанием?
Ответ: 1. Музыка петроградской взвихренной улицы, рваная, грубая. 2. Петроград разголосен, эпоха полифонична – таков же и ритм поэмы. 3. Жанры: – частушка («Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем»), – плясовая песня («Эх, эх, попляши! / Больно ножки хороши!»), – марш («Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»), – молитва («Упокой, Господи, душу рабы твоея…»), – городской романс («Не слышно шуму городского, / Над невской башней тишина, / И больше нет городового – / Гуляй, ребята, без вина!») [ + пародия на городской романс на стихи Н. Ф. Глинки: «Не слышно шуму городского, / За Невской башней тишина, / И на штыке у часового / Горит полночная луна»].
+ народный театр (формат балаганного зазывалы, вышучивающего прохожих):
А это кто? – Длинные волосы А вон и долгополый – Помнишь, как бывало Вон барыня в каракуле
+ кинематограф (быстрая смена эпизодов, надписи-титры («Вся власть Учредительному Собранию!»), реплики персонажей).
Вопрос: – чем скреплено, объединено это внешне хаотическое нагромождение разных ритмических элементов? что является в поэме организующей силой?
Ответ: кольцевая структура и маршевый ритм.
Преподаватель, дополняя ответ учащихся, цитирует Е. Г. Эткинда: «В «Двенадцати» важно то, что стройный, предельно гармоничный композиционный ритм сталкивается с множеством разнородных элементов, кажущихся хаотическим нагромождением случайных стиховых форм. Ритм, образуемый композиционным костяком поэмы, мы назовем ее «большим ритмом» или макроритмом: он обращен не к физическому восприятию, не к чувствам читателя или слушателя, а к его подсознанию. <…> Композиционная стройность поэмы «Двенадцать» отвечает архитектоническим принципам крупных музыкальных форм и блоковскому представлению о музыке как непременной основе народной революции. <…> В. М. Жирмунский весьма точно определил «музыкальное» своеобразие «Двенадцати»; к его характеристике поэмы как «грандиозного неразрешенного диссонанса» следует добавить противоречие между симметричной композиционной структурой и мнимо хаотическим нагромождением разнороднейших стилистических форм, из которых слагается словесно-стиховая ткань поэмы. Есть, однако, в «Двенадцати» сквозной динамический элемент, который изнутри организует это мнимо хаотическое нагромождение. Таковым является маршевый ритм, он постепенно крепнет и одолевает противоборствующую ему поэтическую тему, тему разбушевавшейся стихии».
Вопросы: – какая форма, по-вашему, более всего подошла бы для музыкальной интерпретации поэмы: симфония, оратория, симфоническая поэма? Предложите свой музыкальный жанр и аргументируйте свой мнение. – какие музыкальные инструменты вы бы использовали? с какими образами поэмы был бы связан тот или иной инструмент? – где был бы кульминационный момент музыкального произведения: какими средствами вы создали бы максимальное напряжение в этот момент? – каким представляется вам финал музыкального произведения?
Смысл финала ...Так идут державным шагом –Позади – голодный пёс.Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой неведим, И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос.
Преподаватель: – почему в конце поэмы появляется образ Христа?
После предложенных учащимися вариантов ответа преподаватель цитирует А. А. Блока:
«Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа».
Преподаватель озвучивает основные интерпретации появления Христа в финале «12» и говорит об особенности этого образа в контексте творчества поэта.
1. Различные интерпретации образа Христа: – Христос возглавляет и благословляет красногвардейцев, – Христа ведут на расстрел как жертву, – Христос как ошибка, на самом деле – «матрос»; – Христос = Блок, принимающий на себя весь грех красногвардейцев, – не Христос, а антихрист и т. д.
2. Христос как завершающий образ блоковского мифа о воплощении мировой души «Прекрасная Дама – Незнакомка – Россия – Христос «12»): в Христе присутствуют мотивы женственности («белый венчик из роз» – мотив Богородицы)
+ сам А. А. Блок: ««…Христос с красногвардейцами». Едва ли можно оспорить эту истину, простую для людей, читавших Евангелье и думавших о нём. <…> Разве я «восхвалял»? <…> Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь "Исуса Христа". Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный призрак».
Иллюстрации
Преподаватель, отмечая, что сам Блок называл их параллельным графическим текстом, рисованным близнецом своей поэмы, предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации Ю. Анненкова к поэме.
Вопросы: – в чём своеобразие этих иллюстраций? – какими средствами художник передаёт музыку блоковской поэмы? – к какой главе вы отнесли бы каждую из иллюстраций? – какую из них вынесли бы на обложку?
ЭТИКА Отражение разрушительного, смертельного хаоса революции, мистики революции; констатация оправдания государственного насилия над маленьким человеком (продолжение пушкинской темы)
Домашнее задание: Прочесть стихотворения Н. С. Гумилёва: «Я конквистадор в панцире железном…», «Я и Вы» («Да, я знаю, я вам не пара…»), «Жираф», «Капитаны» («На полярных морях и на южных…»), «Слово», «Попугай», «Шестое чувство», «Сон», «Наступление», «Заблудившийся трамвай», «Память», «Деревья», «Канцона» (« И совсем не в мире мы, а где-то…»), «Лес», «Мои читатели», «Слонёнок» («Моя любовь к тебе сейчас – слонёнок…»)
По желанию учащихся: Подготовить реферат на тему: «Некрасовская традиция в творчестве А. А. Блока».
Тема 15.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.01 с.) |