Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэма А. А. Блока «Двенадцать»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Преподаватель спрашивает учащихся о впечатлениях после прочтения поэмы. Скорее всего, получает ответ о сложности и непонятности этого произведения. На это замечает, что трудно было и современникам Блока. И рассказывает студентам об истории создания поэмы «12».
Истории создания 1. Внешний контекст Январь 1918 года: первая послереволюционная зима, мороз, голод, начинающаяся разруха, стрельба на улицах. 2. Внутренний контекст Поэма «вызревала» месяц, написана за несколько дней. А. А. Блок: 3 января: «К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов». 10 января: «Весь день – «Двенадцать». <…> Внутри дрожит». 29 января: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. <…> Сегодня я – гений». 3. Реакция Недоумение современников: приветствие революции или проклятие ей? Блока хвалили и ругали. Причем хвалили мало, а ругали много. И ругали люди зачастую противоположных убеждений: А. А. Блок: «Вечер «Арзамаса» в Тенишевском училище. Люба читает «Двенадцать». От участия в вечере – отказались – Пяст, Ахматова и Сологуб». Всеволод Иванов в своих воспоминаниях пишет о своей встрече за чашкой чая с адмиралом Колчаком и передаёт его слова: «Горький и в особенности Блок талантливы. Очень, очень талантливы… И всё же обоих, когда возьмём Москву, придётся повесить…». Только немногие смотрели глубже: М. А. Волошин: «Сейчас её используют как произведение большевистское, с тем же успехом её можно использовать как памфлет против большевиков, исказив и подчеркнув другие её стороны. Но её художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону временных колебаний политической биржи».
Хронотоп Преподаватель перечитывает со студентами 1 главу поэмы: – каков хронотоп поэмы? как в ней совмещено конкретно-историческое и космическое?
Петроград 1918 года, расширяющийся до «всего божьего света», космоса, вселенной и предстающий как этап в развитии истории России. Персонажи Преподаватель перечитывает со студентами главы со 2-ой по 7-ую: 1. В центре – 12 красногвардейцев («Как пошли наши ребята / В красной гвардии служить…», «Вперёд, вперёд, вперёд, / Рабочий народ!») [патрули часто состояли именно из 12 человек] + аллюзия на балладу «О двух великих грешниках» Н. Некрасова: «Жило двенадцать разбойников…» («В зубах цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба, / Гуляет нынче голытьба!») + аллюзия на Евангелия и образ 12 апостолов («Мировой пожар в крови – / Господи, благослови!» + образ Христа в конце поэмы + двое из них носят имена Андрюхи и Петрухи – имена апостолов). 2. Катька («толстоморденькая») = простой человек, который хочет выжить; простодушная, страстная, религиозная + вариант блоковской Вечной Женственности: сниженный, народный. + вариант маленького человека, погибшего от стихии (как Параша в «Медном всаднике»). 3. В начале поэмы – обзор петроградских жителей: старушка, писатель-вития, поп, барыня, бродяга → все социальные слои = старый мир, одна-две детали = эмблематичность.
Стиль Преподаватель возвращает учащихся к началу первой главы: – какие цвета являются основными в поэме?
1. Основные цвета: а. чёрный («чёрный вечер», «винтовок чёрные ремни», «черноусый» Ванька, Катька – «чернобровушка», ночи, проведённый с Катькой, – «черные, хмельные», «чёрная злоба»); б. белый («белый снег», «белый венчик», вьюга, снег, сугробы);
→ принцип контраста
+ принцип контраста распространяется на соотнесение других мотивов поэмы: старый мир – новый мир, 12 красногвардейцев – незримый классовый враг, страх обывателей – ярость революционеров, мистика революции – любовная история и так далее. + принцип контраста присутствует в разделении лексики поэмы на 2 стилевых потока: высокий («Упокой, Господи, душу рабы твоея») и низкий («Шоколад Миньон жрала»).
в. красный («В очи бьётся / Красный флаг», «Это – ветер с красным флагом…», «– Кто там машет красным флагом?»)
→ новый – страшный – мир окрашен в цвет крови (вариант лиловых миров второго тома)
– какие мотивы являются основными в поэме?
2. Мотивы стихий – ветра, вьюги («Ветер хлёсткий!», «Ветер весёлый», «Гуляет ветер»; «Разыгралась чтой-то вьюга, / Ой, вьюга, ой, вьюга!», «И вьюга пылит им в очи / Дни и ночи / Напролёт…», «Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах».
→ принцип хаоса
«Музыка» (жанр, ритм, музыка)
Преподаватель зачитывает отрывок из статьи А. А. Блока «Интеллигенция и революция»: «Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Вопросы: – какую музыку услышал поэт в поэме «Двенадцать»? в чём её особенности? – почему поэма написана стихом, не имеющим единого ритма? – какие ритмы вы услышали в поэме? какие музыкальные жанры в ней представлены? как форма каждого фрагмента соотносится с его содержанием?
Ответ: 1. Музыка петроградской взвихренной улицы, рваная, грубая. 2. Петроград разголосен, эпоха полифонична – таков же и ритм поэмы. 3. Жанры: – частушка («Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем»), – плясовая песня («Эх, эх, попляши! / Больно ножки хороши!»), – марш («Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»), – молитва («Упокой, Господи, душу рабы твоея…»), – городской романс («Не слышно шуму городского, / Над невской башней тишина, / И больше нет городового – / Гуляй, ребята, без вина!») [ + пародия на городской романс на стихи Н. Ф. Глинки: «Не слышно шуму городского, / За Невской башней тишина, / И на штыке у часового / Горит полночная луна»].
+ народный театр (формат балаганного зазывалы, вышучивающего прохожих):
А это кто? – Длинные волосы А вон и долгополый – Помнишь, как бывало Вон барыня в каракуле
+ кинематограф (быстрая смена эпизодов, надписи-титры («Вся власть Учредительному Собранию!»), реплики персонажей).
Вопрос: – чем скреплено, объединено это внешне хаотическое нагромождение разных ритмических элементов? что является в поэме организующей силой?
Ответ: кольцевая структура и маршевый ритм.
Преподаватель, дополняя ответ учащихся, цитирует Е. Г. Эткинда: «В «Двенадцати» важно то, что стройный, предельно гармоничный композиционный ритм сталкивается с множеством разнородных элементов, кажущихся хаотическим нагромождением случайных стиховых форм. Ритм, образуемый композиционным костяком поэмы, мы назовем ее «большим ритмом» или макроритмом: он обращен не к физическому восприятию, не к чувствам читателя или слушателя, а к его подсознанию. <…> Композиционная стройность поэмы «Двенадцать» отвечает архитектоническим принципам крупных музыкальных форм и блоковскому представлению о музыке как непременной основе народной революции. <…> В. М. Жирмунский весьма точно определил «музыкальное» своеобразие «Двенадцати»; к его характеристике поэмы как «грандиозного неразрешенного диссонанса» следует добавить противоречие между симметричной композиционной структурой и мнимо хаотическим нагромождением разнороднейших стилистических форм, из которых слагается словесно-стиховая ткань поэмы. Есть, однако, в «Двенадцати» сквозной динамический элемент, который изнутри организует это мнимо хаотическое нагромождение. Таковым является маршевый ритм, он постепенно крепнет и одолевает противоборствующую ему поэтическую тему, тему разбушевавшейся стихии».
Вопросы: – какая форма, по-вашему, более всего подошла бы для музыкальной интерпретации поэмы: симфония, оратория, симфоническая поэма? Предложите свой музыкальный жанр и аргументируйте свой мнение. – какие музыкальные инструменты вы бы использовали? с какими образами поэмы был бы связан тот или иной инструмент? – где был бы кульминационный момент музыкального произведения: какими средствами вы создали бы максимальное напряжение в этот момент? – каким представляется вам финал музыкального произведения?
Смысл финала ...Так идут державным шагом –Позади – голодный пёс.Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой неведим, И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос.
Преподаватель: – почему в конце поэмы появляется образ Христа?
После предложенных учащимися вариантов ответа преподаватель цитирует А. А. Блока:
«Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа».
Преподаватель озвучивает основные интерпретации появления Христа в финале «12» и говорит об особенности этого образа в контексте творчества поэта.
1. Различные интерпретации образа Христа: – Христос возглавляет и благословляет красногвардейцев, – Христа ведут на расстрел как жертву, – Христос как ошибка, на самом деле – «матрос»; – Христос = Блок, принимающий на себя весь грех красногвардейцев, – не Христос, а антихрист и т. д.
2. Христос как завершающий образ блоковского мифа о воплощении мировой души «Прекрасная Дама – Незнакомка – Россия – Христос «12»): в Христе присутствуют мотивы женственности («белый венчик из роз» – мотив Богородицы)
+ сам А. А. Блок: ««…Христос с красногвардейцами». Едва ли можно оспорить эту истину, простую для людей, читавших Евангелье и думавших о нём. <…> Разве я «восхвалял»? <…> Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь "Исуса Христа". Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный призрак».
Иллюстрации
Преподаватель, отмечая, что сам Блок называл их параллельным графическим текстом, рисованным близнецом своей поэмы, предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации Ю. Анненкова к поэме.
Вопросы: – в чём своеобразие этих иллюстраций? – какими средствами художник передаёт музыку блоковской поэмы? – к какой главе вы отнесли бы каждую из иллюстраций? – какую из них вынесли бы на обложку?
ЭТИКА Отражение разрушительного, смертельного хаоса революции, мистики революции; констатация оправдания государственного насилия над маленьким человеком (продолжение пушкинской темы)
Домашнее задание: Прочесть стихотворения Н. С. Гумилёва: «Я конквистадор в панцире железном…», «Я и Вы» («Да, я знаю, я вам не пара…»), «Жираф», «Капитаны» («На полярных морях и на южных…»), «Слово», «Попугай», «Шестое чувство», «Сон», «Наступление», «Заблудившийся трамвай», «Память», «Деревья», «Канцона» (« И совсем не в мире мы, а где-то…»), «Лес», «Мои читатели», «Слонёнок» («Моя любовь к тебе сейчас – слонёнок…»)
По желанию учащихся: Подготовить реферат на тему: «Некрасовская традиция в творчестве А. А. Блока».
Тема 15.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.013 с.) |