Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

Поиск

Преподаватель спрашивает учащихся о впечатлениях после прочтения поэмы. Скорее всего, получает ответ о сложности и непонятности этого произведения. На это замечает, что трудно было и современникам Блока. И рассказывает студентам об истории создания поэмы «12».

 

Истории создания

1. Внешний контекст

Январь 1918 года: первая послереволюционная зима, мороз, голод, начинающаяся разруха, стрельба на улицах.

2. Внутренний контекст

Поэма «вызревала» месяц, написана за несколько дней.

А. А. Блок:

3 января:

«К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов».

10 января:

«Весь день – «Двенадцать». <…> Внутри дрожит».

29 января:

«Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. <…> Сегодня я – гений».

3. Реакция

Недоумение современников: приветствие революции или проклятие ей? Блока хвалили и ругали. Причем хвалили мало, а ругали много. И ругали люди зачастую противоположных убеждений:

А. А. Блок:

«Вечер «Арзамаса» в Тенишевском училище. Люба читает «Двенадцать». От участия в вечере – отказались – Пяст, Ахматова и Сологуб».

Всеволод Иванов в своих воспоминаниях пишет о своей встрече за чашкой чая с адмиралом Колчаком и передаёт его слова: «Горький и в особенности Блок талантливы. Очень, очень талантливы… И всё же обоих, когда возьмём Москву, придётся повесить…».

Только немногие смотрели глубже:

М. А. Волошин:

«Сейчас её используют как произведение большевистское, с тем же успехом её можно использовать как памфлет против большевиков, исказив и подчеркнув другие её стороны. Но её художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону временных колебаний политической биржи».

 

Хронотоп

Преподаватель перечитывает со студентами 1 главу поэмы:

– каков хронотоп поэмы? как в ней совмещено конкретно-историческое и космическое?

 

Петроград 1918 года, расширяющийся до «всего божьего света», космоса, вселенной и предстающий как этап в развитии истории России.

Персонажи

Преподаватель перечитывает со студентами главы со 2-ой по 7-ую:

1. В центре – 12 красногвардейцев («Как пошли наши ребята / В красной гвардии служить…», «Вперёд, вперёд, вперёд, / Рабочий народ!») [патрули часто состояли именно из 12 человек]

+ аллюзия на балладу «О двух великих грешниках» Н. Некрасова: «Жило двенадцать разбойников…» («В зубах цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба, / Гуляет нынче голытьба!»)

+ аллюзия на Евангелия и образ 12 апостолов («Мировой пожар в крови – / Господи, благослови!» + образ Христа в конце поэмы + двое из них носят имена Андрюхи и Петрухи – имена апостолов).

2. Катька («толстоморденькая») = простой человек, который хочет выжить; простодушная, страстная, религиозная

+ вариант блоковской Вечной Женственности: сниженный, народный.

+ вариант маленького человека, погибшего от стихии (как Параша в «Медном всаднике»).

3. В начале поэмы – обзор петроградских жителей: старушка, писатель-вития, поп, барыня, бродяга → все социальные слои = старый мир, одна-две детали = эмблематичность.

 

Стиль

Преподаватель возвращает учащихся к началу первой главы:

– какие цвета являются основными в поэме?

 

1. Основные цвета:

а. чёрный («чёрный вечер», «винтовок чёрные ремни», «черноусый» Ванька, Катька – «чернобровушка», ночи, проведённый с Катькой, – «черные, хмельные», «чёрная злоба»);

б. белый («белый снег», «белый венчик», вьюга, снег, сугробы);

 

→ принцип контраста

 

+ принцип контраста распространяется на соотнесение других мотивов поэмы: старый мир – новый мир, 12 красногвардейцев – незримый классовый враг, страх обывателей – ярость революционеров, мистика революции – любовная история и так далее.

+ принцип контраста присутствует в разделении лексики поэмы на 2 стилевых потока: высокий («Упокой, Господи, душу рабы твоея») и низкий («Шоколад Миньон жрала»).

 

в. красный («В очи бьётся / Красный флаг», «Это – ветер с красным флагом…», «– Кто там машет красным флагом?»)

 

→ новый – страшный – мир окрашен в цвет крови (вариант лиловых миров второго тома)

 

– какие мотивы являются основными в поэме?

 

2. Мотивы стихий – ветра, вьюги («Ветер хлёсткий!», «Ветер весёлый», «Гуляет ветер»; «Разыгралась чтой-то вьюга, / Ой, вьюга, ой, вьюга!», «И вьюга пылит им в очи / Дни и ночи / Напролёт…», «Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах».

 

→ принцип хаоса

 

«Музыка»

(жанр, ритм, музыка)

 

Преподаватель зачитывает отрывок из статьи А. А. Блока «Интеллигенция и революция»:

«Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».

Вопросы:

– какую музыку услышал поэт в поэме «Двенадцать»? в чём её особенности?

– почему поэма написана стихом, не имеющим единого ритма?

– какие ритмы вы услышали в поэме? какие музыкальные жанры в ней представлены? как форма каждого фрагмента соотносится с его содержанием?

 

Ответ:

1. Музыка петроградской взвихренной улицы, рваная, грубая.

2. Петроград разголосен, эпоха полифонична – таков же и ритм поэмы.

3. Жанры:

– частушка («Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем»),

– плясовая песня («Эх, эх, попляши! / Больно ножки хороши!»),

– марш («Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»),

– молитва («Упокой, Господи, душу рабы твоея…»),

– городской романс («Не слышно шуму городского, / Над невской башней тишина, / И больше нет городового – / Гуляй, ребята, без вина!») [ + пародия на городской романс на стихи Н. Ф. Глинки: «Не слышно шуму городского, / За Невской башней тишина, / И на штыке у часового / Горит полночная луна»].

 

+ народный театр (формат балаганного зазывалы, вышучивающего прохожих):

 

А это кто? – Длинные волосы
И говорит в полголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия!
Должно быть, писатель —
Вития...

А вон и долгополый –
Сторонкой за сугроб...
Что нынче не веселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?

Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
– Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И – бац – растянулась!

 

+ кинематограф (быстрая смена эпизодов, надписи-титры («Вся власть Учредительному Собранию!»), реплики персонажей).

 

Вопрос:

– чем скреплено, объединено это внешне хаотическое нагромождение разных ритмических элементов? что является в поэме организующей силой?

 

Ответ: кольцевая структура и маршевый ритм.

 

Преподаватель, дополняя ответ учащихся, цитирует Е. Г. Эткинда:

«В «Двенадцати» важно то, что стройный, предельно гармоничный композиционный ритм сталкивается с множеством разнородных элементов, кажущихся хаотическим нагромождением случайных стиховых форм. Ритм, образуемый композиционным костяком поэмы, мы назовем ее «большим ритмом» или макроритмом: он обращен не к физическому восприятию, не к чувствам читателя или слушателя, а к его подсознанию. <…>

Композиционная стройность поэмы «Двенадцать» отвечает архитектоническим принципам крупных музыкальных форм и блоковскому представлению о музыке как непременной основе народной революции. <…>

В. М. Жирмунский весьма точно определил «музыкальное» своеобразие «Двенадцати»; к его характеристике поэмы как «грандиозного неразрешенного диссонанса» следует добавить противоречие между симметричной композиционной структурой и мнимо хаотическим нагромождением разнороднейших стилистических форм, из которых слагается словесно-стиховая ткань поэмы. Есть, однако, в «Двенадцати» сквозной динамический элемент, который изнутри организует это мнимо хаотическое нагромождение. Таковым является маршевый ритм, он постепенно крепнет и одолевает противоборствующую ему поэтическую тему, тему разбушевавшейся стихии».

 

Вопросы:

– какая форма, по-вашему, более всего подошла бы для музыкальной интерпретации поэмы: симфония, оратория, симфоническая поэма? Предложите свой музыкальный жанр и аргументируйте свой мнение.

– какие музыкальные инструменты вы бы использовали? с какими образами поэмы был бы связан тот или иной инструмент?

– где был бы кульминационный момент музыкального произведения: какими средствами вы создали бы максимальное напряжение в этот момент?

– каким представляется вам финал музыкального произведения?

 

Смысл финала

...Так идут державным шагом –Позади – голодный пёс.Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой неведим, И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос.

 

Преподаватель:

– почему в конце поэмы появляется образ Христа?

 

После предложенных учащимися вариантов ответа преподаватель цитирует А. А. Блока:

 

«Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа».

 

Преподаватель озвучивает основные интерпретации появления Христа в финале «12» и говорит об особенности этого образа в контексте творчества поэта.

 

1. Различные интерпретации образа Христа:

– Христос возглавляет и благословляет красногвардейцев,

– Христа ведут на расстрел как жертву,

– Христос как ошибка, на самом деле – «матрос»;

– Христос = Блок, принимающий на себя весь грех красногвардейцев,

– не Христос, а антихрист и т. д.

 

2. Христос как завершающий образ блоковского мифа о воплощении мировой души «Прекрасная Дама – Незнакомка – Россия – Христос «12»): в Христе присутствуют мотивы женственности («белый венчик из роз» – мотив Богородицы)

 

+ сам А. А. Блок:

««…Христос с красногвардейцами». Едва ли можно оспорить эту истину, простую для людей, читавших Евангелье и думавших о нём. <…> Разве я «восхвалял»? <…> Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь "Исуса Христа". Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный призрак».

 

Иллюстрации

 

Преподаватель, отмечая, что сам Блок называл их параллельным графическим текстом, рисованным близнецом своей поэмы, предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации Ю. Анненкова к поэме.

 

Вопросы:

– в чём своеобразие этих иллюстраций?

– какими средствами художник передаёт музыку блоковской поэмы?

– к какой главе вы отнесли бы каждую из иллюстраций?

– какую из них вынесли бы на обложку?

 

ЭТИКА

Отражение разрушительного, смертельного хаоса революции, мистики революции; констатация оправдания государственного насилия над маленьким человеком (продолжение пушкинской темы)

 

Домашнее задание:

Прочесть стихотворения Н. С. Гумилёва: «Я конквистадор в панцире железном…», «Я и Вы» («Да, я знаю, я вам не пара…»), «Жираф», «Капитаны» («На полярных морях и на южных…»), «Слово», «Попугай», «Шестое чувство», «Сон», «Наступление», «Заблудившийся трамвай», «Память», «Деревья», «Канцона» (« И совсем не в мире мы, а где-то…»), «Лес», «Мои читатели», «Слонёнок» («Моя любовь к тебе сейчас – слонёнок…»)

 

По желанию учащихся:

Подготовить реферат на тему: «Некрасовская традиция в творчестве А. А. Блока».

 

Тема 15.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.013 с.)