Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Владимир Маяковский: поэт, сатирик, влюблённый↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема поэта и поэзии в поэзии Маяковского
Преподаватель разбивает аудиторию на 3 микрогруппы и каждой предлагает по одному стихотворению В. Маяковского: «О поэтах», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии». Задание микрогруппам таково: озвучить стихотворение для всей аудитории и сформулировать особенности отношения В. Маяковского к поэтам и поэтическому творчеству. Особенности: 1. Ироническое обыгрывание идей, образов, цитат классической поэзии в стихотворении «О поэтах» с целью высмеивания литературной бездарности и поэтической халтуры; ирония над собой, растрачивающимся на рекламную подёнщину, и уважительное отношение к Пушкину в «Юбилейном». 2. Пушкин как образец поэта, на фоне которого современная Маяковскому поэзию показана мелкой, а его собственное творчество узаконивается в поэтических правах + мотивы негативного отношения к канонизации классиков и утверждение интимного отношения к литературе. 3. Поэзия, переведённая на язык производственных терминов («рифма ‒ вексель»), и остающаяся поэзией: нейтральность тона, перемежаемая взрывами поэтической страсти; поэзия как оружие («я хочу, чтобы к штыку приравняли перо»), шире ‒ поэзия как инструмент воздействия. 4. Отношение к поэзии у Маяковского двойственное: с одной стороны, поэзия утилитарна и ориентирована на социальный заказ, с другой ‒ устремлена в будущее, необыденна («поэзия вся ‒ езда в незнаемое»). Сатирические мотивы Преподаватель читает со студентами стихотворения «О дряни» и «Парижанка» и определяет вместе с учащимися особенности сатиры поэта.
О дряни
Слава. Слава, Слава героям!!!
Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни.
Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина.
(Меня не поймаете на слове, я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий мое славословие.)
Со всех необъятных российских нив, с первого дня советского рождения стеклись они, наскоро оперенья переменив, и засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды. Свили уютные кабинеты и спаленки.
И вечером та или иная мразь, на жену. за пианином обучающуюся, глядя, говорит, от самовара разморясь: «Товарищ Надя! К празднику прибавка ‒ 24 тыщи. Тариф. Эх, заведу я себе тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф!» А Надя: «И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!» На стенке Маркс. Рамочка ала. На «Известиях» лежа, котенок греется. А из-под потолочка верещала оголтелая канареица.
Маркс со стенки смотрел, смотрел... И вдруг разинул рот, да как заорет: «Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните ‒ чтоб коммунизм канарейками не был побит!»
Парижанка
Вы себе представляете парижских женщин с шеей разжемчуженной, разбриллиантенной рукой... Бросьте представлять себе! Жизнь жестче ‒ у моей парижанки вид другой. Не знаю, право, молода или стара она, до желтизны отшлифованная в лощеном хамье. Служит она в уборной ресторана ‒ маленького ресторана ‒ Гранд-Шомьер. Выпившим бургундского может захотеться для облегчения пойти пройтись. Дело мадмуазель подавать полотенце, она в этом деле просто артист. Пока у трюмо разглядываешь прыщик, она, разулыбив облупленный рот, пудрой подпудрит, духами попрыщет, подаст пипифакс и лужу подотрет. Раба чревоугодий торчит без солнца, в клозетной шахте по суткам клопея, за пятьдесят сантимов! (По курсу червонца с мужчины около четырех копеек.) Под умывальником ладони омывая, дыша диковиной парфюмерных зелий, над мадмуазелью недоумевая, хочу сказать мадмуазели: – Мадмуазель, ваш вид, извините, жалок. На уборную молодость губить не жалко вам? Или мне наврали про парижанок, или вы, мадмуазель, не парижанка. Выглядите вы туберкулезно и вяло. Чулки шерстяные... Почему не шелка? Почему не шлют вам пармских фиалок благородные мусыо от полного кошелька? ‒ Мадмуазель молчала, грохот наваливал на трактир, на потолок, на нас. Это, кружа веселье карнавалово, весь в парижанках гудел Монпарнас. Простите, пожалуйста, за стих раскрежещенный и за описанные вонючие лужи, но очень трудно в Париже женщине, если женщина не продается, а служит.
Особенности:
1. Сатира ‒ излюбленный вид комического у Маяковского. 2. Основные объекты сатиры: внутренние враги («дрянь», мешающая построению нового общества: мещане, бюрократы) и внешние враги (капиталистический мир, в котором отнюдь не «райская жизнь»). 3. Сюжет стихотворения схематичен: есть конфликт классов, нюансов нет. 4. Тенденционные призывы, печать декламационности, плакатность стиля.
Приёмы создания комического эффекта: 1. Гипербола. 2. Гротеск. 3. Реализованная метафора. 4. Разговорная лексика и вульгаризмы. 5. Экспрессивно-оценочные неологизмы. 6. Оценочные суффиксы. 7. Комические рифмы. Задание: Каждая из 3-х микрогрупп получает задание написать одно четверостишие, сатирически высмеивающее какой-либо современный общественный порок, стилизуя это четверостишие под поэзию Маяковского. Тема любви
Преподаватель вначале предлагает студентам спрогнозировать, как любит лирический герой В. Маяковского и какую женщину он любит, сделать её словесный собирательный портрет и нарисовать картину их отношений. Затем преподаватель читает со студентами стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» и определяет вместе с ними особенности раскрытия в этих произведениях темы любви. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви Простите меня, товарищ Костров, с присущей душевной ширью, что часть на Париж отпущенных строф на лирику я растранжирю. Представьте: входит красавица в зал, в меха и бусы оправленная. Я эту красавицу взял и сказал: ‒ правильно сказал или неправильно? ‒ Я, товарищ,- из России, знаменит в своей стране я, я видал девиц красивей, я видал девиц стройнее. Девушкам поэты любы. Я ж умен и голосист, заговариваю зубы ‒ только слушать согласись. Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек любовью ранен ‒ еле-еле волочусь. Мне любовь не свадьбой мерить: разлюбила ‒ уплыла. Мне, товарищ, в высшей мере наплевать на купола. Что ж в подробности вдаваться, шутки бросьте-ка, мне ж, красавица, не двадцать, ‒ тридцать... с хвостиком. Любовь не в том, чтоб кипеть крутей, не в том, что жгут угольями, а в том, что встает за горами грудей над волосами-джунглями. Любить ‒ это значит: в глубь двора вбежать и до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи. Любить ‒ это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником. Нам любовь не рай да кущи, нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор. Вы к Москве порвали нить. Годы ‒ расстояние. Как бы вам бы объяснить это состояние? На земле огней ‒ до неба... В синем небе звезд ‒ до черта. Если бы я поэтом не был, я б стал бы звездочетом. Подымает площадь шум, экипажи движутся, я хожу, стишки пишу в записную книжицу. Мчат авто по улице, а не свалят наземь. Понимают умницы: человек ‒ в экстазе. Сонм видений и идей полон до крышки. Тут бы и у медведей выросли бы крылышки. И вот с какой-то грошовой столовой, когда докипело это, из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой. Распластан хвост небесам на треть, блестит и горит оперенье его, чтоб двум влюбленным на звезды смотреть из ихней беседки сиреневой. Чтоб подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли. Чтоб вражьи головы спиливать с плеч хвостатой сияющей саблей. Себя до последнего стука в груди, как на свиданье, простаивая. прислушиваюсь: любовь загудит ‒ человеческая, простая. Ураган, огонь, вода подступают в ропоте. Кто сумеет совладать? Можете? Попробуйте...
Письмо Татьяне Яковлевой
В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. Я не люблю парижскую любовь: любую самочку шелками разукрасьте, потягиваясь, задремлю, сказав ‒ тубо ‒ собакам озверевшей страсти. Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью брови, дай про этот важный вечер рассказать по-человечьи. Пять часов, и с этих пор стих людей дремучий бор, вымер город заселенный, слышу лишь свисточный спор поездов до Барселоны. В черном небе молний поступь, гром ругней в небесной драме, ‒ не гроза, а это просто ревность двигает горами. Глупых слов не верь сырью, не пугайся этой тряски, ‒ я взнуздаю, я смирю чувства отпрысков дворянских. Страсти корь сойдет коростой, но радость неиссыхаемая, буду долго, буду просто разговаривать стихами я. Ревность, жены, слезы... ну их! ‒ вспухнут вехи, впору Вию. Я не сам, а я ревную за Советскую Россию. Видел на плечах заплаты, их чахотка лижет вздохом. Что же, мы не виноваты ‒ ста мильонам было плохо. Мы теперь к таким нежны ‒ спортом выпрямишь не многих, ‒ вы и нам в Москве нужны, не хватает длинноногих. Не тебе, в снега и в тиф шедшей этими ногами, здесь на ласки выдать их в ужины с нефтяниками. Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук. Не хочешь? Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем. Я все разно тебя когда-нибудь возьму ‒ одну или вдвоем с Парижем. Особенности:
1. Гиперболичность проявления чувства и максимализм в любви («срываться, ревнуя к Копернику»). 2. Вечность и несуетность любви, неприятие мещанства в любви («Любовная лодка разбилась о быт»). 3. Серьёзность отношения к любви (Мне ж, красавица, не двадцать, ‒ тридцать… с хвостиком»). 4. Завоевание женщины как военная операция («Я всё равно тебя когда-нибудь возьму ∕ Одну или вдвоём ‒ с Парижем»). 5. Страстность и нежность любовь одновременно («блестя топором, рубить дрова» ‒ «иди на перекрёсток моих больших и неуклюжих рук»). 6. Прагматичность любви («чтоб подымать, и вести, и влечь»). Послесловие Преподаватель зачитывает учащимся финалы стихотворений «Сергею Есенину», «Стихи о советском паспорте», «Домой!».
***
Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.
***
Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту... Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я ‒ гражданин Советского Союза.
***
Я хочу чтоб в конце работы завком запирал мои губы замком. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. С чугуном чтоб и с выделкой стали о работе стихов, от Политбюро, чтобы делал доклады Сталин.
ЭТИКА: неприятие слабости и пошлости во всём ‒ в литературе, в общественной жизни, в любви; счастье ‒ в борьбе, в бездумной причастности к коллективу, в соединённости с государством, губительность такого счастья.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.91 (0.012 с.) |