Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е годы: контекст и особенностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Преподаватель:
Тенденция Если 20-е годы в русской литературе ‒ это время эстетического многообразия, то 30-е ‒ время сужения художественных вариаций.
Союз советских писателей
В 30-е годы создаётся Союз советских писателей, согласно Уставу которого (1934): ‒ литературное движение должно быть связано с советской властью и политикой партии; ‒ писатели должны активно включаться в социалистическое строительство; ‒ нужно ориентироваться на воспитание писателей из среды красноармейцев, рабочих, колхозников; ‒ в качестве главного художественного метода признан метод социалистического реализма.
Соцреализм
К особенностям соцреализма относятся: 1. сверхреализм: изображается не то, что есть, а то, что должно быть [анекдот о 3-х художниках и 3-х портретах царя]; 2. монументальность: соответствие искусства величию эпохи; 3. классицизм [через головы отцов ‒ к дедам]: а. тенденция к нормативному преображению действительности; б. статичность образов и однозначность героев (наличие положительного героя, контраст «добра» и «зла»); в. метод 3-х единств; 4. народность: простота, а не затруднённость; идеальность, а не данность; 5. героизм.
Предтеча: «Мать» М. Горького. Образцы: поздняя поэзия В. Маяковского, «Разгром» А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Поднятая целина» М. Шолохова. Соратники: Н. Хикмет, П. Неруда, Л. Арагон.
Мартиролог
30-е годы ‒ это время гонений на литературу, время «закручивания гаек». Рвутся живые творческие связи, разгоняются все литературные группировки. По собственной воле уходят из жизни С. Есенин и В. Маяковский. Позже, в 1941-ом, М. Цветаева. Отправляется в лагеря и погибает там множество крупных писателей и поэтов: О. Мандельштам, Н. Клюев, Б. Пильняк, Д. Хармс. Многие оказываются подвернуты травле, как, например, М. Зощенко и М. Булгаков На десятилетия под запретом оказались такие произведения, как «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита», «Записки покойника» («Театральный роман») М. Булгакова, «Мы» Е. Замятина, «Чевенгур», «Котлован» А. Платонова, сатирическая комедия Н. Эрдмана «Самоубийца», стихи О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Клюева. Кроме того, недоступны были читателю и все произведения русской литературы «в изгнании».
Особенности прозы
1. Жанровый спектр сужается, но основной жанр по-прежнему роман. Тяготение к роману-эпопее («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого). 2. Рождение жанра производственного романа («Время, вперёд!» В. Катаева) и романа о коллективизации («Поднятая целина» М. Шолохова). 3. Развитие романа воспитания («Педагогическая поэма» А. Макаренко). 4. Развитие исторического романа («Пётр Первый» А. Н. Толстого, «Чингисхан» В. Яна): суть в поиске исторических соответствий настоящему, в поиске сильных правителей и утверждении концепции государственности. 5. Появление научно-художественной литературы («Корень жизни» М. Пришвина). 6. Расцвет детской литературы: позволяет писателю сказать то, что нельзя сказать в литературе взрослой («Тимур и его команда» А. Гайдара, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Малахитовая шкатулка» П. Бажова).
Особенности поэзии
1. Существование неофициальной поэзии «под спудом», её потаение, сохранение. 2. Процветание официальной советской поэзии, к основным темам которой относятся: ‒ любовь к «трём мандаринам»: Ленину, Сталину, любому другому руководителю; ‒ воспевание советской символики ‒ флага, герба, гимна (Н. Тихонов, «Советский флаг»; как, например, ранее «Стихи о советском паспорте» В. Маяковского); ‒ поэтизация социалистического труда; ‒ вариации на темы Пушкина (Пушкин как член политбюро ← власть узаконивает себя через классику); ‒ тема молодости (стихи о комсомоле). 3. Расцвет жанра массовой песни: темы борьбы, героизма, победы, врага, Родины («Вставай, страна огромная…», «Белая армия, чёрный барон…», «Широка страна моя родная…», «Песня о встречном»).
[Преподаватель ставит учащимся фрагменты нескольких советских песен.]
Вывод: Ф. А. Степун: «Нет никаких сомнений: советская литература (поскольку она действительно литература, а не макулатура) и советский строй (поскольку он не жизнь в советской России, а проводимый мир идей), как бы они временно ни уживались в одной берлоге, по существу, непримиримые враги» («Мысли о России», 1925).
ЭТИКА: Тоталитаризм убивает литературу, а вместе с ней и каждого человека, лишающегося возможности думать, задавать вопросы, искать на них ответы. Домашнее задание:
Прочесть стихотворения В. Маяковского: «Ночь», «Ода революции», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Левый марш», «Блек энд уайт», «О дряни», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешёвая распродажа», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Парижанка». «Стихи о советском паспорте», «Во весь голос», «Неоконченное» («Любит? не любит? Я руки ломаю…»).
По желанию учащихся: Подготовить рефераты на тему: «Романтическая поэзия 20-х годов», «Ранняя проза В. Набокова», «Сатирическая проза М. Зощенко», «Детская литература 30-х годов», «Исторические романы 20-х-30-х гг», «Научная фантастика 20-х годов», «Проза И. Бабеля». Тема 17. Владимир Маяковский: «агитатор, горлан, главарь» Первые впечатления: работа с аудиозаписями и видеофрагментом Преподаватель (1) ставит студентам аудиозаписи чтения В. Маяковским стихотворений «А вы могли бы?..» и «Послушайте!», а также (2) демонстрирует учащимся видеофрагмент с участием В. Маяковского из фильма «Барышня и хулиган» и (3) показывает рисунок В. Маяковского «Молотобоец» и предлагает ответить на вопрос, какие черты характера поэта можно расслышать в этих записях и увидеть в этом видеофрагменте и рисунке. Примерный ответ: мужественность, уверенность, напористость, грубоватость, трогательность
Жизненный и творческий путь В. Маяковского 1893-1930
Биографию В. Маяковского рассказывают, чередуясь, двое учащихся, преподаватель расставляет необходимые смысловые акценты и сопровождает сообщение демонстрацией на ноутбуке соответствующих фотоматериалов.
Детство
Владимир Маяковский родился в селе Багдати Кутаисской губернии (в советское время посёлок назывался Маяковский) в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857–1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии. → приход, в отличие от столичных и академичных символистов и от периферийных, но тоже академичных акмеистов, с территории провинциальной культуры (→ сбрасывание культуры с «парохода современности») В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной. Ростом будущий поэт был около двух метров. → маленькие слабости у большого человека: старое в новом
Москва
В июле того же года Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии (ныне московская школа № 91 на Поварской улице), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой. Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из V класса из-за неуплаты за обучение. → слабая связь с традиционной культурой, повлиявшая на авангардистский футуризм В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне («товарищ Константин»), в 1908–1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы). По первому делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения», по второму и третьему делу был освобождён за недостатком улик. → бунтарство и противопоставление себя обществу, «ненависть» в творчестве
Маяковский в 1910 году
В тюрьме в 1909 году Маяковский стал писать стихи, но был недоволен написанным.
«Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде: В золото, в пурпур леса одевались, Солнце играло на главах церквей. Ждал я: но в месяцах дни потерялись, Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!» («Я сам» (1922–1928)) Из тюрьмы после третьего ареста он был освобождён в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань». → выбор своего собственного пути в искусстве и в политике, Но при этом Маяковский – советский, партийный поэт
МУЖВЗ
Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. → не только поэт, но и художник; изобразительность в поэзии Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу». → коллективизм
Ночь Багровый и белый отброшен и скомкан, Бульварам и площади было не странно Толпа – пестрошерстая быстрая кошка – Я, чувствуя платья зовущие лапы,
В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начали печататься в периодических изданиях. В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский». Декорации для неё писал П. Н. Филонов, а сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли. → вызов + поэт – сам содержание своей поэзии В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. В 1914–1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». Гастролирует с футуристами по России. → гастроли как провокация: внешний вид (жёлтая кофта), манера чтения и общения, само содержание стихов
После начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью. Вскоре своё отношение к службе в царской армии Маяковский выразил в стихотворении «Вам!», которое впоследствии стало песней. → антивоенный, но военный настрой
ЛЮБ
В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. Лилия Брик – любовь на всю жизнь, женщина, которой он посвящал все свои произведения. → максимализм в любви В 1915–1917 годах Маяковский по протекции М. Горького проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. → отношения с Бриком: литература и дело выше личных отношений Лиличка! Вместо письма Дым табачный воздух выел. Дай хоть Маяковский и революция
Революцию принял с радостью. 17 декабря 1918 года поэт впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый марш».
Ода революции
Тебе,
+ «усыновленная улицей частушка» «Ешь ананасы, рябчиков жуй, / день твой последний приходит, буржуй». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919–1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). → революция как продолжение и способ творчества В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923–1925 годах вышло семь номеров). Активно печатались Асеев, Пастернак, Осип Брик, Шкловский и др. Пропагандировал лефовские теории производственного искусства, социального заказа, литературы факта. В это время издаются поэмы «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924).
Путешествия
В 1922–1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу – Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и ряд других. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи (сборник «Испания. – Океан. – Гавана. – Мексика. – Америка») и очерк «Моё открытие Америки». Блек энд уайт Если Гавану окинуть мигом –рай-страна, страна что надо.Под пальмой на ножке стоят фламинго.Цветет коларио по всей Ведадо.В Гаване все разграничено четко.у белых доллары, у чёрных – нет.Поэтому Вилли стоит со щёткойу «Энри Клей энд Бок, Лимитед».Много за жизнь повымел Вилли –одних пылинок целый лес, –поэтому волос у Вилли вылез,поэтому живот у Вилли влез.Мал его радостей тусклый спектр:шесть часов поспать на боку,да разве что вор, портовой инспектор,кинет негру цент на бегу.От этой грязи скроешься разве?Разве что стали б ходить на голове.И то намели бы больше грязи:волосьев тыщи, а ног – две.Рядом шла нарядная Прадо.То звякнет, то вспыхнет трехвёрстый джаз.Дурню покажется, что и взаправдубывший рай в Гаване как раз.В мозгу у Вилли мало извилин,мало всходов, мало посева.Одно- единственное вызубрил Виллитвёрже, чем камень памятника Масео:«Белый ест ананас спелый,чёрный – гнилью мочёный.Белую работу делает белый,чёрную работу – чёрный».Мало вопросов Вилли сверлили.Но один был закорюка из закорюк.И когда вопрос этот влезал в Вилли,щётка падала из Виллиных рук.И надо же случиться, чтоб как раз тогдак королю сигарному Энри Клейпришёл, белей, чем облаков стада,величественнейший из сахарных королей.Негр подходит к туше дебелой:«Ай бэг ёр пардон, мистер Брэгг!Почему и сахар, белый-белый,должен делать черный негр?Чёрная сигара не идет в усах вам –она для негра с чёрными усами.А если вы любите кофий с сахаром,то сахар извольте делать сами».Такой вопрос не проходит даром.Король из белого становится жёлт.Вывернулся король сообразно с ударом,выбросил обе перчатки и ушёл.Цвели кругом чудеса ботаники.Бананы сплетали сплошной кров.Вытер негр о белые подштанники руку, с носа утершую кровь.Негр посопел подбитым носом,поднял щётку, держась за скулу.Откуда знать ему, что с таким вопросомнадо обращаться в Коминтерн, в Москву?Гавана. 5 июля 1925
В 1925–1928 годах он много ездил по Советскому Союзу, выступал в самых разных аудиториях. В эти годы поэт опубликовал такие произведения, как «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926); «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева…» (1928). → узкий взгляд на широкий мир
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.01 с.) |